INFONKO.RU

Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова. – М.,1966.

Зимняя Е.А. Психология обучения неродному языку (на материале родного языка как иностранного). – М.,1989.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. – М.,1998.

4.Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. –М.,1969.

Львов М.Р. Основы теории речи. – М.,2000.

6. Львов М.Р. Язык и речь// Нач.шк. – 2000. – №1.

7. Львов М.Р Виды речи // Нач.шк. – 2000. – №5.

8.Львов М.Р. Речевое развитие человека // Нач.шк. – 2000. – №6.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.,2002.

10.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения // Под ред. Соловейчик М.С. – М.,1998.

Лекция 12

Обучение младших школьников слушанию-пониманию речи и говорению

План

1. Характеристика слушания как вида речевой деятельности.

2. Основные направления работы по обучению слушанию.

3. Этапы подготовки к слушанию.

4. Методика проведения слушания.

5. Обучение говорению младших школьников.

1. В соответствии с программой речевое развитие младших школьников необходимо обеспечить в процессе формирования и усовершенствования устных и письменных видов речевой деятельности. Обучение устной речи (диалогической, монологической) тесно связано с аудированием – процессом слушания и понимания устных высказываний.

Умение слушать, воспринимать речь – общеучебное умение, уровень сформированности которого влияет на эффективность приобретения заключенной в устном сообщении информации, на выразительность собственной речи и чтения.

Процесс восприятия речи предполагает осуществление двух операций: 1) опознание речевых единиц с помощью слуховых ощущений; 2) осмысление речевых образцов, в результате которого наступает понимание речи.

Восприятие и понимание речи зависит от ряда причин: 1) качество слушания обусловлено особенностями воспринимаемой речи: ее типом, структурой, логичностью, последовательностью, эмоциональностью, лексическими и грамматическими, особенностями, наличием зрительной опоры при устной речи ( записанный план, ключевые слова, таблицы; жесты, мимика; паузы, логическое ударение, тон, ритм); интонацией (громкая , быстрая речь раздражает, утом-ляет; тихая, монотонная – не вызывает интереса); 2) на слушание влияют личностные особенности говорящего, целенаправленность его речи, наличие установки, предварительного настроя слушающего, использование приемов активизации слушателей, 3) эффективность слушания зависит от условий восприятия: количества (сколько раз слушается) и формы предъявления( кто предъявляет), продолжительности звучания речи; 4) для восприятия и понимания речи важны психологические особенности самого реципиента(тот, кто воспринимает речь): его умственное развитие, принятие речи, ее мотивация, степень развитости речевого слуха, памяти, наличие интереса, знаний о предмете речи, речевого опыта.



По способу осуществления различают нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание состоит в умении ученика молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.

Рефлексивное слушание по существу является обратной связью, используемой в качестве контроля за точностью восприятия услышанного. Выделяют три приема рефлексивного слушания: выяснение (постановка вопросов), перефразирование (пересказ), отражение чувств.

Судить о степени понимания прослушанного, об уровне развития памяти и речи можно по тому, как и что воспроизводится. Судить о степени проникновения в смысл текста можно и по тому, как дети отражают чувства, заложенные автором.

По типу установки слушание бывает ознакомительное, детальное (или изучающее), критическое.

Задача ознакомительного слушания – привлечь внимание слушателя к основному содержанию высказывания, заинтересовать его, помочь выделить главное, установить соответствие (или несоответствие) заголовка и темы, заголовка и основной мысли. Задача детей (слушателей) прослушать текст, определить тему (о чем он?), запомнить заголовок, выделить опорные слова, определить основную мысль и т. д.

При детальном, или изучающем, слушании задача учителя – нацелить детей на выделение смысловых частей текста, определение последовательности развития мысли, а также языковых средств, помогающих передать это развитие мысли. Такое слушание сопровождается составлением диалога с автором текста, аналитической работой по выявлению логики изложения. Детальное слушание направлено на достижение учащимися понимания текста.

Критическое слушание требует от собеседника выражения его отношения к тому, о чем ему говорит партнер по общению (автор письменного текста).

В зависимости от источника речи выделяют такие виды слушания: слушание речи учителя, товарищей, одноклассников; слушание текстов в аудиозаписи; слушание чтения учителей и товарищей; слушание радио- телепередач; слушание докладов, сообщений, выступлений других говорящих; слушание самого себя, своей собственной речи.

2. Формируя у детей умение слушать, учитель должен планировать и проводить работу по трем направлениям:

– слушание во время объяснения нового материала. Во время такой работы особое внимание уделяется не только пониманию услышанного, но и осознанию фонетико-акустических особенностей языковых единиц;

– слушание как элемент диалогической речи;

– слушание как специальная разновидность упражнений. Речь идет о слушании речи учителя или диктора, которое включает как диалоги разных лиц, так и монологические высказывания.

Учебный процесс подсказывает учителю, как надо организовать работу по первым двум направлениям. Третье направление требует от учителя умения его организовать. Учитель должен помнить, что в основе слушания лежит учебно-речевая ситуация. Предмет ее составляет содержание воспринимаемого на слух текста, а коммуникативное задание выражает цель аудирования. Слушанию, как и другим видам речевой деятельности, предшествует осознание потребности в нем, т.е. мотивация этой деятельности.

3. Для организации слушания на уроках русского языка необходима подготовительная работа, которая включает следующие этапы:

1 этап. Выбор текста для аудирования. По форме тексты могут быть разными: это может быть сказка, рассказ, диалоги, прозаические отрывки. Подобранные тексты должны быть интересными, информативными, познавательными. Объем такого текст определяется временем его звучания: согласно программе в 1 классе время звучания составляет 40-60 сек. (80-100 слов), во 2 классе – 1-2 мин. (120-200 слов), 3 классе – 2-3 мин. (220-300 слов), 4 классе – 3-4 мин. (320-400 слов) звучания в нормальном темпе ( от 80 до 120 слов).

2 этап.Формулировка коммуникативного задания, выражающего цель аудирования.

Это могут быть примерно такие задания: 1) придумайте заглавие к тексту; 2) выберите картинку, полностью совпадающую с содержанием услышанного текста; 3) назовите действующих лиц в тексте; 4) дайте характеристику главному герою, 5) выскажите свое отношение к действующим лицам событиям; 6) выясните, какие качества характера присущи герою (на доске записать слова, которые обозначают положительные и отрицательные качества людей), 7) определите место, где происходит описанное событие; 8) попытайтесь нарисовать портрет героя (словесно или графически).

Выбор коммуникативного задания будет зависеть от характера текста, этапа обучения.

3 этап.Помощь учащимся во время слушания. На доске записаны слова из текста с пояснением их значения. Можно выписать отдельные словосочетания, а также имена собственные.

Образец инструкции: “Прослушайте рассказ (текст), назовите главных действующих лиц. Используйте слова, записанные на доске”.

Учитель должен помнить о языковых особенностях текстов для аудирования и режиме слушания:

1. Длительность звучания предложенных текстов. Обучение аудированию необходимо начинать с небольших текстов, постепенно увеличивая их объем.

2. Наличие в тексте незнакомых слов. Начинать нужно с прослушивания текстов, не включающих незнакомые слова. Затем выбирать такие тексты, в которых встречаются и незнакомые слова.

3. Способ предъявления текста. Текст для аудирования лучше читать учителю. Можно также использовать звукозапись (с пояснениями или без них). Лучше воспринимается текст, прочитанный учителем, труднее – звукозапись.

4. Наличие (или отсутствие) зрительных опор, уточняющих содержание прослушанного текста. В качестве зрительных опор, облегчающих усвоение содержания текста, можно использовать картинки, диафильмы, кинофильмы и т.д.

5. Одноразовость или многоразовость предъявления текста. Следует помнить, что текст надо читать не больше двух раз (1- 2 класс читается 2 раза; 3-4 класс – дети должны запомнить прослушанное с одного раза). Если учащиеся не понимают его содержание, это свидетельствует о неудачном выборе текста.

4. Как организовать процесс аудирования?

Последовательность работы на уроке может быть такой:

1. Запись на доске незнакомых слов, встречающихся в тексте, объяснение их значения, прочтение (хоровое, индивидуальное, вслух, про себя).

2. Формулировка коммуникативного задания.

3. Чтение текста учителем (звукозапись), слушание его учащимися, выполнение задания. Темп подачи текста должен приближаться к природному темпу речи.

4. Контроль прослушанного.

Осуществлять его лучше в письменной форме и проводить в виде тестирования. Письменный контроль не следует превращать в письменную работу. Необходимо также помнить, что нерационально контролировать рецептивный вид речевой деятельности с помощью более сложного – репродукивного (пересказа или ответов на вопросы), ибо в этом случае трудность будет вызвана не пониманием текста, а высказыванием по нему.

5. Итоговая работа с прослушанным текстом, предполагающая углубленный анализ и речевую деятельность. Для этого можно использовать упражнения такого типа: 1) ответьте на вопросы; 2) разделите текст на части и составьте план; 3) подготовьте пересказ; 4) выберите правильное суждение и т. д. Эти упражнения можно проводить устно (для работы в парах, группах) и письменно.

В результате проведения обучающей работы у младших школьников необходимо сформировать умение осмысленно и точно воспринимать чужую речь; развивать речевой слух (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Дети также должны уметь анализировать тему высказывания, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план, систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание (подробный перечень таких умений дан в Программе для средней общеобразовательной школы. 1-4 классы. – К., 2012).

Проверка сформированности указанных умений осуществляется один раз в семестр, начиная с 1 семестра 2 класса.

Необходимо предлагать тексты художественные или научно-художественные. Текст читает учитель: в 1-2 классах – дважды, в 3-4 классах – один раз. Текст должен быть незнакомым, но включать в основном слова, грамматические формы, знакомые детям.

Учащимся 1-2 классов можно предложить несколько вопросов и заданий с целью активизации внимания во время прослушивания.

Серия вопросов и заданий предлагается сразу же по окончании прослушивания. Учащимся 1 класса предлагаются 4 вопроса с ответами «да» – «нет». Учащимся 2 классов – 4 вопроса альтернативного типа (Охотник увидел в лесу зайца или лису?). Для учащихся 3-4 классов составляют 6 вопросов: четыре – по содержанию текста; один – об основной мысли текста; один – о значении образного слова, выражения, о построении текста. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Правильный ответ на каждый вопрос в 1–2 классах оценивается тремя баллами (описательно), в 3-4 классах – двумя баллами.

Приведем примеры практических заданий для формирования аудиативных умений у младших школьников:

1. Угадай, кто это произносит?

– Киевское время 5 часов 30 минут.

– Налить вам еще чаю?

– Открой рот и скажи: «А-А».

– Раз, два, три, водишь ты!

– Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность без осадков.

– Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – «Детский мир».

2. Зоопарк.

Посмотри на игрушки произнеси их названия. По первым звукам названий игрушек назови слово:

мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

3.Слушай стихотворение и хлопай в ладоши каждый раз, как услышишь звуки [c],[c’]. Заметил ли ты слово со звуком [з]?

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

4.Повтори из стихотворения Г.Виеру слова со звуками [щ], [с]:

Щука

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за щетку съела?»

5.В названии какого цвета есть звуки [л], [л’]?

Что бывает белым?

Что бывает зеленым?

Что бывает желтым?

Что бывает красным?

6.Послушай и посчитай, сколько раз звуки [д], [д’], [т], [т’] встречаются в стихотворении В.Нестеренко:

Просит вечером подушка:

“Положи меня под ушко.

Очень хочется, Антон,

Посмотреть твой новый сон!”

7.Послушай стихотворение. Какие звуки в нем часто повторяются? Как изменяется громкость стихотворения и почему?

Была тишина И вот уже дождик

Тишина, тишина… Тихонько –

Вдруг грохотом Ты слышишь ?

Грома сменилась она! Закрапал,

Закрапал, закрапал по крыше…

Наверно,

Сейчас барабанить он станет…

Уже

Барабанит!

Уже

Барабанит! (А.Шибаев.)

8.Послушай стихотворение Е.Благининой. В нем прозвучат два похожих слова. Чем они отличаются?

Мама песню напевала,

Одевала дочку…

Одевала – надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

9. Послушайте несколько вариантов звучания слова «Молодец!»

в магнитофонной записи. Определите тон произнесения и его значение. Приведите примеры ситуаций, когда мы произносим это слово тем или другим тоном:

а) слово «Молодец!» произносится радостным тоном, выражающим похвалу, поощрение;

б) произносится сердитым, недовольным тоном выражает недовольство;

в) произносится с насмешкой, с оттенком упрека.

10. Послушайте слова. Запишите из них только те, которые подходят к теме «Осень»: осенний, ледоход, расцвели, пожелтели, распустились, золотые, желтые, позеленели.

11. Слушай! Называй как можно больше слов.

Плывет – пароход, лодка, пловец, бревно, утка.

Летит – …; растет – …; поет – …; скрипит – …; хватает –…; умывается – …; работает –…; висит – …; улыбается –…; поливает –…; шумит –…; лает –….

12. Послушай и повтори слова в том же порядке.

Тема « Школа»: чтение, рисование, труд, математика, музыка, природоведение, физкультура;

«Семья»: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, сын;

«Игры»: кубики, кукла, конструктор, скакалка, мяч, машина;

«Природа»: зима, весна, лето, осень;

«Труд людей»: врач, учитель, шофер, строитель, артист, продавец.

13. Послушай и найди лишнее слово

Тема «Школа»: книга, тетрадь, альбом, тарелка, карандаш, дневник;

«Семья»: мама, отец, сын, дочка, соседка, бабушка, дедушка.

«Труд людей»: учитель, врач, друг, повар, строитель, библиотекарь, воспитатель;

«Природа»: слива, малина, смородина, стол, клубника.

14. Послушай, запомни, ответь: все ли верно.

Выпал снег, Алеша вышел загорать. В лесу раздавались веселые трели кукушки. В каплях дождя шумели солнечные лучики. Я очень удивился, когда в норе увидел молодого жука. Воробей принес дрова, а мышонок затопил печь. Ежик лазает по деревьям, а мышонок ползает. Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собрать землянику. Солнце закрыло облако. Облако закрыло солнце. Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дрова. Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.

15. Послушайте несколько русских пословиц. Что их объединяет? Какое правило слушания можно назвать?

1) В чужой беде всяк ума купит. 2) Поменьше говори, побольше услышишь. 3) Слушай больше, а говори меньше. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает.

( Правило: учись слушать. Чем внимательнее будешь слушать, тем больше узнаешь.)

16.Послушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания в них говорится.

1) Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. 2)Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3) Один говорит – красно, другой – пестро.

( Правило: внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не кончит рассказ.)

17. Послушайте текст. Почему вы засмеялись? Почему ученик ответил неправильно? Какое условие правильного слушания он нарушил?

Оригинальное прилагательное

На уроке русского языка Анна Семеновна вынула из портфеля пожелтевший осиновый листик и сказала:

– Вот листик. Какой? Называйте прилагательные.

Ребята вставали и говорили:

– Осиновый, желтый, синий…

Тут встал Толя и сказал:

– С дыркой!

И все засмеялись! ( Ученик невнимательно слушал задание учителя.)// ж. «Костер». – 1985. – № 11. – С. 43.

18. Послушай, доскажи, но не ошибись!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у…

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только…

Утки квакают, а лягушки…

Боятся темноты трусишки,

Все, как один, они…

19. Послушайте несколько заглавий текстов. Определите по ним тип текста (повествование, описание, рассуждение).

Как я учился удить рыбу. Озеро осенью (летом). Рыбалка – мое любимое занятие.

Почему я люблю читать книги? Чтение – лучшее учение. Как мы читали книгу об Электронике.

20. Послушайте стихотворение-отгадку. Какие слова в нем подсказывают отгадку – название стихотворения?

Тропинка

Сидеть, друзья, на месте

С рожденья не могу.

Куда меня протопчут –

Туда я и бегу.

Бываю в чистом поле,

Брожу в грибном лесу –

И службу на границе с дозорными несу.

Пройду по краю кручи,

Преодолею гать.

И убегу в пятнашки

С ромашками играть.

Передохну немножко

На тихом берегу

И снова торопливо

Куда-нибудь бегу.

А если затеряюсь

В нехоженом краю,

Ты не ищи другую –

Протаптывай свою (Н.Егоров).

21. Послушайте текст. Как его можно озаглавить?

На берегу лесной реки в кустах черемухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья.

Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют всю окрестность. Соловей поет вечером, а в мае часто поет всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всем мире не услышишь песни красивее соловьиной!

21. Послушайте высказывание ученика об осеннем лесе. Определите основную мысль текста. Назовите слова и выражения, которые помогают говорящему лучше выразить основную мысль.

Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле желтые листья. Кажется попал в сказочный мир. Чувствуешь себя спокойно, легко. Воздух свеж и чист. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с дерева листок, и он медленно летит и падает на землю. Красив лес осенью!



infonko.ru/problemi-s-registraciej-venchurnih-fondov-i-dr.html infonko.ru/problemi-standartnih-sistem-sledovaniya-za-trendom-i-ih-vozmozhnie-resheniya.html infonko.ru/problemi-strahovaniya-v-turizme.html infonko.ru/problemi-svyazannie-s-materyu-bossom.html infonko.ru/problemi-svyazannie-s-meditaciej-i-eyo-rezultat-prosvetlenie.html infonko.ru/problemi-svyazannie-s-otricatelnimi-kachestvami-cheloveka.html infonko.ru/problemi-svyazannie-s-pravilami-i-procedurami.html infonko.ru/problemi-teorii-gosudarstva-i-prava.html infonko.ru/problemi-terrorizma-organizovannoj-prestupnosti-i-narkobiznesa.html infonko.ru/problemi-tipologii-gosudarstv-i-pravovih-sistem.html infonko.ru/problemi-tormozyashie-realizaciyu-programm-energosberezheniya-i-energeticheskoj-effektivnosti.html infonko.ru/problemi-travmatizma-truda-pozharnogo.html infonko.ru/problemi-ugolovnoj-otvetstvennosti-yuridicheskih-lic.html infonko.ru/problemi-ukransko-cerkvi-xivxvii-stolt.html infonko.ru/problemi-upravleniya-gruppoj.html infonko.ru/problemi-upravleniya-predpriyatiem.html infonko.ru/problemi-upravleniya-zatratami-na-predpriyatii.html infonko.ru/problemi-uregulirovaniya-konfliktov-v-rossii.html infonko.ru/problemi-ustanovleniya-tarifov-pri-zakreplenii-imushestva-na-prave-hozyajstvennogo-vedeniya-posle-08052013.html infonko.ru/problemi-vedeniya-shou-programm.html