INFONKO.RU

Женщина и занятость: социальные аспекты.

При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России произошли крупные изменения в среде занятости всего населения, включая женщин. Из 12 млн потерявших за период 1991 – 1998 гг. работу 8 млн составили женщины, причем такой разрыв был особенно характерен для начала реформ. Сейчас в народном хозяйстве занято 30 млн 265 тысяч женщин – 48% всех работающих. Их положение на рынке труда, как и других групп населения, определяется потребностью в работе, спросом на труд данной социально – демографической группы, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем ее квалификации, способностью к перемене места работы, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой среде.

Представление о «женском» лице безработицы сложилось на основе учета ситуации на контролируемой Федеральной службой занятости части рынка труда. Так, на конец 1999г. женщины преобладали среди зарегистрированных безработных (имеющих статус безработных) – около 70%. В то время как по данным обследований доля женщин среди незарегистрированных в службах занятости безработных составила 55%. Ухудшается общая конъюнктура рынка труда. что отражается в росте продолжительности безработицы. Если в конце 1994 г. она составляла в среднем 5, 7 месяца, то в конце 1999 г. – 7, 7 месяца. Среди безработных более одного года на долю женщин приходится 72%.

Ухудшается положение на рынке труда женщин, уволившихся по собственному желанию, а также девушек, окончивших общеобразовательные школы и профессионально – технические училища. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили наконец 1998 г. – 70%; имеющих диплом об окончании вуза – 67% ; окончивших среднее специальное учебное заведение – 77%.

Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных. Особенно он велик в группах социального риска; у оставшихся без работы родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов детства (более 70% - женщины); безработных одиноких родителей (более 90% - женщины); многодетных родителей (около 80% - женщины).

Основная причина. по которой женщине отказывают в трудоустройстве, - необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей. Вторая по значимости причина – работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма. Третья причина деликатно формулируется социологами как «несоответствие основных профессионально – квалификационных и социально – экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит традиционное мнение о том, что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега мужчина. Для зарубежных работодателей имеет значение и еще один фактор, который почти не отражен нашими соотечественниками: они считают, что женщина в принципе не должна работать.



Поэтому предприятия, подающие заявки в службу занятости или печатающие объявление о приеме, если и не оговаривают в открытую пол работника, то предпочтение все же отдают мужчинам.

Женщины предпенсионного возраста, доля которых составляет 6% , вообще не могут найти работу.

Трудоустройство незанятых женщин, ищущих работу, во многом зависит от состояния региональных рынков труда. По областям и республикам существенно различается состав безработных по полу: доля женщин колеблется от 42 – 60% до 80-82%. В основном это регионы Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Северный Кавказ, где в силу специфики экономического развития традиционно не хватает рабочих мест для женского населения. Напряженная ситуация на рынке труда сложилась в связи со спадом производства во Владимирской, Иваноской, Ярославской, Костромской и Псковской областях, в Мордовской и Чувашской Республиках, в которых требуются особые методы содействия занятости женщин и регулирования рынка труда. В эитх регионах число незанятых, приходящееся на одну вакансию, в 3-18 раз превышает общероссийские показатели.

Таким образом, демографические и социально – экономические факторы, имеющие региональную специфику, неоднозначно воздействуют на процессы, влияющие на женскую безработицы, что в конечном итоге делает необходимым усиление регионального аспекта при разработке программ занятости.

Государственная политика по улучшению положения женщин

Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КзоТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин – матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст. 160); ограничения труда женщин на работах в ночное время (ст. 161); становление облегченных условий труда беременным женщинам (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу – ст. 161 – 164).

В целях консолидации (объединённости) усилий всех участников процесса общественного развития, а также расширения возможностей и направлений социального партнерства при Министерстве труда и социального развития образован постоянно действующий «круглый стол» женских общественных объединений и некоммерческих организаций. За период 90 –х годов был выработан пакет документов, определяющих основную стратегию действий и меры, направленные на улучшение положения женщин. В их числе: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (1996г.), Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года (принят в 1996г.), материалы Всероссийской конференции «Женщины и развитие: права, реальность, перспективы» (1998 г.).

79.Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.

Социально-педагогическая деятельность — разновид­ность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи индивиду в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание ус­ловий для его самореализации в обществе.

Как правило, социально-педагогическая деятельность имеет две составляющие: непосредственную работу с индивидом и посредническую деятельность во взаимоотношениях индивида со средой. По содержанию социально-педаго­гическая деятельность весьма многообразна. Сложившейся, всеми признанной классификации видов социально-педагогической деятельности в науке на сегодняшний день не существует.

В качестве признаков классификации можно выделить: место осуществления социально-педагогической деятельности (школы, учреждения допол­нительного образования, учреждения государственной поддержки детства, различные социальные службы) и категорию клиента, на которого она направлена (дезадаптированные дети и взрослые, инвалиды, беспризорные дети, дети-сироты и др.).

Должность социального педагога введена далеко не во всех учрежде­ниях, а там, где имеется, профессиональный потенциал специалистов реализуется не в полной мере по разным причинам: либо из-за неразработанности функциональ­ных обязанностей, либо из-за отсутствия специального образования, и т. п.

Социализация человека всегда протекает в определен­ных условиях, кроме того, человек сам влияет на созда­ние этих условий и может стать не только субъектом и. ли объектом социализации, но и жертвой тех или иных ус­ловий.



infonko.ru/osushestvlenie-materialnoj-podderzhki-obuchayushihsya.html infonko.ru/osushestvlenie-mer-po-regulirovaniyu-transportnih-potokov-naprimer-dlya-nekotorih-regionov-ustanovleni-lgotnie-tarifi-na-zheleznodorozhnie-perevozki-otdelnih-gruzov.html infonko.ru/osushestvlenie-mestnogo-samoupravleniya-posredstvom-pryamih-form-voleizyavleniya.html infonko.ru/osushestvlenie-mudrosti-i-sostradaniya.html infonko.ru/osushestvlenie-nalogovimi-organami-otdelnih-processualnih-dejstvij-v-hode-viezdnih-proverok.html infonko.ru/osushestvlenie-na-proizvodstvennih-obektah-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-razreshitelnih-kontrolnih-i-nadzornih-funkcij-v-oblasti-promishlennoj-bezopasnosti.html infonko.ru/osushestvlenie-normativno-tehnicheskoj-raboti-v-processe-osushestvleniya-pn.html infonko.ru/osushestvlenie-obrasheniya-s-ostankami-zhivotnih-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii.html infonko.ru/osushestvlenie-platezhej-cherez-internet.html infonko.ru/osushestvlenie-pravosudiya-po-grazhdanskim.html infonko.ru/osushestvlenie-sestrinskogo-uhoda-v-predoperacionnom-periode.html infonko.ru/osushestvlenie-silovih-operacij-mirnogo-vremeni.html infonko.ru/osushestvlenie-tamponadi-rani-pri-ugroze-vozdushnoj-embolii.html infonko.ru/osushestvlenie-ugolovnogo-presledovaniya.html infonko.ru/osushestvlenie-uluchshenij-kachestva.html infonko.ru/osushestvleniya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-cheloveka-i-naroda-v-prostranstve-kulturi-russkogo-mira.html infonko.ru/osushestvleniya-profilakticheskih-i-reabilitacionnih.html infonko.ru/osushestvlennie-mini-proekti-mou-smelovskaya-shkola-sosh.html infonko.ru/osushestvlyaemoj-v-forme-kapitalnih-vlozhenij.html infonko.ru/osushestvlyaetsya-pri-podderzhke-ministerstva-obrazovaniya-rf.html