INFONKO.RU

Женитьба Иакова. Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом.Встреча с Исавом

Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана — Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно закутывается в покрывала, обманул Иакова и вместо Рахили отдал ему ее старшую сестру Лию, оправдываясь потом тем, что по местному обычаю «так не делают, чтобы младшую отдать прежде старшей» (Быт. 29.26). Затем возмущенному Иакову Лаван предложил и Рахиль с условием, что Иаков отработает после свадьбы с Рахилью у него еще семь лет, что тот и сделал. В течении вторых семи лет у Иакова родилось 11 сыновей (от двух жен, Лии и Рахили, и двух их рабынь), и последним из них был Иосиф, сын Рахили. И еще несколько лет работал Иаков на Лавана, и приобрел этим себе многое богатство.

Когда по прошествии двадцати лет Иаков, наконец, по повелению Божию покинул Лавана и возвращался домой с женами, детьми и скотом, он, находясь в лагере в Маханаиме, послал брату своему Исаву послов сказать о своем возвращении. Вскоре ему сообщили о приближении Исава во главе четырехсот человек. Иаков испугался и взмолился Богу: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» (Быт.32.11). И ночью совершилось одно из самых таинственных и великих событий в жизни Иакова: ему явился Господь в человеческом образе и всю ночь, до появления зари, боролся с ним. Когда появилась заря, Господь перестал бороться с Иаковом (повредив ему ногу), благословил его и назвал его новым именем – Израиль, что значит «богоборец»: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32.28). Тем самым Бог утвердил Иакова на встречу с Исавом, а также показал будущую историю потомков Иакова – народа Израильского, которая будет состоять из противодействия этого народа божественному призванию, из временных испытаний и потерь материальных, но все же и из обладания непреходящими духовными благами.

Наутро Иаков благополучно встретил Исава, и они примирились. Иаков, возвратившись в Ханаан, поселился в городе Сихем и там поставил жертвенник, где призывал имя Господа Бога Израилева (Быт. 33.19-20). После этого Бог сказал Иакову: «встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего» (Быт.35.1). И переселился туда Иаков. Там снова явился ему Господь и повторил обетование, данное Аврааму: «Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» (Быт.35.11,12). После этого Израиль ушел из Вефиля (по дороге, не доходя до Ефрафы или Вифлеема, умирает Рахиль при рождении Вениамина) и, наконец, вернулся в Хеврон к отцу своему Исааку, который тогда еще был жив. После кончины Исаака на сто восьмидесятом году жизни (Быт.35.29) Иаков остался жить у дубравы Мамре, и было у него двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин, от которых потом произошли двенадцать колен или племен народа еврейского.



История Прекрасный Иосифа

Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа, отличающегося добродетелью, и сшил ему разноцветную одежду (Быт. 37.3). Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его. Эта ненависть усилилась еще больше после того, как Иосиф рассказал им два своих сна, в которых предсказывалось поклонение всех братьев и даже отца Иосифу. Однажды братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и захотели убить его. Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его в ров» (Быт. 37.22). А сам думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались; они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев - Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет» (Быт. 37.32). Иаков узнал одежду. «Это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф» (Быт. 37.33) – с горестью воскликнул он. Потом он долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.

Купцы же привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифар. Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем, обвинив Иосифа в нецеломудренном отношении к ней. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму (см. Быт., гл. 39).

За истолкование фараону сна о семи годах изобилия и семи годах голода и за советы по заготовке хлеба Иосифа был освобожден из тюрьмы и назначен главным начальником в земле Египетской, первым после фараона (см. Быт., гл. 41). А когда настал голод, стали отовсюду приезжать в Египет за хлебом. Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Иосиф испытал их и, убедившись в том, что они сожалеют о своем поступке и изменились, открылся братьям. Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет (см. Быт., гл. 42-46). Перед отходом в Египет Иаков пришел в Вирсавию и принес жертвы Богу. И Господь явился ему ночью и сказал: «Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно» (Быт.46.3,4).

Благословение Иакова.

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая - на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т.к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49.10) – т.е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49.9) указывают на Его воскресение.

После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там (Быт.49.33; 50.13).

После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: "Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро..." (Быт. 50:19-20).

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет народ Израильский из Египта и возвратить в землю Ханаанскую. Он также заповедал, чтобы кости его были перенесены в родную землю (Быт. 50.24-26).

В истории патриарха Иосифа ярчайшим образом прообразуются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии фактически равном убийству – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан – 20 сребреников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку – Иуда. Прообразовательным является безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте, и через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев, – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира» – говорит само за себя.

История праведного Иова

Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.

Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил в земле Уц, в северной части Аравии, во времена патриархов («был он пятым от Авраама»), «был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», и по своему богатству «был знаменитее всех сынов востока» (Иов. 1.1, 3). У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое и довольное семейство. Но исконный враг человечества пред лицем Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только ради своего богатства и земного счастия, и что с потерей земных благ он перестанет благословлять и славословить Бога.

Чтобы посрамить отца лжи и укрепить веру и терпение Своего угодника, Бог дает Иову вместе со счастьем испытать и все бедствия и горечи земной жизни. По попущению Божию, сатана один за другим наносит ему страшные удары, лишая его всего богатства, всех слуг и всех детей. Но эти бедствие не поколебали веры Иова, который лишь поклонился Господу и сказал: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь; Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1.21).

Тогда сатана по попущению Божию поразил его тело проказою, самой тяжелой болезнью на востоке. Проказа лишала больного права пребывания в городе, и потому Иов должен был удалиться за его пределы, и там сидел в пепле, скобля черепком струпья на своем теле.

Все отвернулись от Иова, и даже жена его презрительно говорила ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей. Похули Бога и умри». «Ты говоришь как одна из безумных, – отвечал ей многострадальный праведник, – неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2.9-10). Так Иов даже словом не согрешил пред Богом, безропотно перенося свое собственное тяжелое положение.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали ни в чем неповинного праведника покаяться. Иов отвечал, что он невиновен. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи.

Праведный Иов, изнемогая от скорбей, подозрений друзей и непонимания причины своих бедствий, обратился с молитвой к Богу, прося у Него свидетельства своей невиновности и объяснения всему происходящему. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре, укорив Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих.[13] Господь показал Иову Свое всемогущество и премудрость, явленные в устроении видимого мира, также указал на источник зла − на диавола и, наконец, таинственным образом научил, по словам свт. Иоанна Златоуста, Иова тайне Христовой, т.е. открыл, что избавление от зла может прийти только через Крест Христов. Праведник всем сердцем раскаялся в своих чисто человеческих понятиях о справедливости, которые потеряли всякий смысл перед тайной Креста, и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6).

На этом закончилось испытание Иова. Бог, показав в Своем угоднике образец веры и терпения, щедро вознаградил его: исцелил от болезни, обогатил вдвое больше прежнего, и у Иова родились еще сыновья и дочери.

История многострадального Иова, этого величайшего ветхозаветного праведника, не теряет своего значения и в новозаветное время. Она свидетельствует, что не всегда земное счастье сопутствует добродетельной жизни человека, и что несчастья Бог посылает не только в наказание, но и для испытания веры и добродетели человека, для еще большего утверждения праведника в терпении и уповании на Бога. Книга Иова учит, что человеку во всей полноте невозможно постичь замысел Бога о смысле происходящего, но возможно предаться воле Божией, всеблагой и премудрой, и благодарить Бога за все, в том числе и за горести.

Кроме нравственного книга имеет еще и мессианское значение. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе и о будущем воскресении мертвых: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19.25-27). Более того, сам Иов своими невинными страданиями и терпением прообразовал Господа Иисуса Христа. И поэтому некоторые главы из книги Иова читаются во время богослужения на Страстной Седмице, когда вспоминаются Спасительные Страсти Господа Иисуса Христа.

Словами праведного Иова, исполненными глубокой любви к Богу и благодарности Ему заканчивается Божественная Литургия: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Исход Израиля из Египта

Период Египетского рабства. Рождение Моисея. Призвание Моисея. Казни египетские. Праздник ПасхиИсход из Египта. Чудеса, во время исхода сопровождавшие исход израильтяниз Египта. Дарование Синайского законодательства. Золотой телец.

Скиния. У границ Ханаана. Посылка соглядателей. Сорокалетнее странствованиепутешествие в пустыни.



infonko.ru/ona-otpila-nemnogo-kofe-smotrya-kak-foks-nalivaet-vodi-sebe-v-chashku-saditsya-i-dolivaet-kofe-iz-kafejnika-stolko-skolko-emu-nuzhno.html infonko.ru/ona-podoshla-k-nemu-i-provedya-rukoj-po-volosam-zacharovanno-smotrya-na-nego-vstala-na-cipochki-i-pocelovala-ego-v-visok-on-edva-zametno-ulibnulsya-no-v-tozhe-mgnovene-ego-lico-stalo-sereznim.html infonko.ru/o-narodah-izdrevle-obitavshih-v-rossii-o-slavyanah-voobshe.html infonko.ru/o-narodnosti-v-obshestvennom-vospitanii.html infonko.ru/o-naruzhnih-priznakah-bulatov.html infonko.ru/o-nashem-povedenii-otnositelno-miroporyadka-i-sudbi.html infonko.ru/o-nashih-sposobnostyah-i-nesposobnostyah.html infonko.ru/ona-slabeet-ya-ee-podhvativayu-za-taliyu-prizhimayu-k-sebe-ona-plachet-stoit-tolko-potomu-chto-ya-ee-derzhu-ya-izvinyayus-chto-tak-ee-ogoroshil-i-pro-sebya-rugayu-sebya-za-eto.html infonko.ru/o-nasledstvennom-edinovlastii.html infonko.ru/ona-tozhe-zasmeyalas-i-etot-smeh-rodil-strannie-otzvuki-v-okruzhayushem-ih-gulkom-i-pustom-mrake.html infonko.ru/o-nauchno-pedagogicheskoj-praktike.html infonko.ru/ona-vdrug-otskochila-ot-okna-i-brosilas-k-zerkalu-glaza-ee-sverkali-no-s-lica-za-dvadcat-sekund-sbezhali-kraski-bistrim-dvizheniem-ona-vitashila-shpilki-i-raspustila-volosi.html infonko.ru/ona-vishla-tiho-prikriv-dver-ne-proshlo-i-pyati-minut-kak-ko-mne-v-kabinet-vorvalsya-lyucifer.html infonko.ru/ona-vstala-i-skrilas-za-tem-zhe-povorotom-chto-i-uizli-dzhej-vzdohnul-i-poplelsya-k-svoemu-obshezhitiyu.html infonko.ru/ona-yavlyaetsya-i-na-vsej-ostalnoj-ploshadi-do-granic-rasprostraneniya.html infonko.ru/o-naznacheniyah-naslednika-i-o-legatah-voobshe.html infonko.ru/on-chitaet-menya-kak-otkrituyu-knigu.html infonko.ru/on-dolzhen-najti-etogo-malchishku-i-pomoch-emu-skazat-chto-teper-vse-horosho-i-bolshe-nechego-boyatsya-skazat-chto-otnine-vse-izmenitsya-v-luchshuyu-storonu-i-slyoz-bolshe-ne-budet.html infonko.ru/o-nedopustimosti-pokloneniya-allahu-u-mogili-pravednogo-cheloveka-ne-govorya-uzhe-o-poklonenii-samomu-pravedniku.html infonko.ru/o-nekotorih-pravilah-etiketa-vtoroj-polovini-xix-nachala-xx-veka.html