INFONKO.RU

ЗАВЕРЕНО: Штат Нью-Джерси, округ Монмут, Джейн В. Н. Конгер. Подписано в моем присутствии 18 июня 1981года.

И кто же появлялся за последние пятнадцать лет, чтобы претендовать на эту кругленькую сумму? Только два типа: те, кто искренне верят, что обладают заявленными способностями, и явные мошенники. Я обнаружил, что первая группа намного превосходит численностью вторую. Мошенники, если они умны, не хотят принимать мое предложение.

Есть один довольно милый подход, используемый вторым классом, когда они принимают мое предложение. Заранее отказаться принять деньги, если тест будет пройден — все равно никто и никогда не был даже близко, чтобы его пройти. Когда кандидаты выходят на арену, чтобы доказать чистоту мотивов, отказываясь от $ 10 000, кажется, что их окутывает ореол святости. Но я не очень верю в святых, так что на меня это не производит вообще никакого впечатления. Меня это просто немного предостерегает.

Например, Жан-Пьер Жирар во Франции, и Сьюзи Коттрелл в Соединенных Штатах — утверждавшие, что они были экстрасенсами, но при исследовании демонстрировавшие простые трюки фокусников — заранее отказались от награды, которую они должны были получить в случае успеха. В обоих случаях окружавшие их люди мне говорили, что такие пошлые вещи, как денежное вознаграждение, создают «негативную атмосферу» и препятствуют их деятельности. Странно, как только обеспечиваются требуемые для наблюдения условия, ни один человек может продемонстрировать свои способности, как бы он ни старался. Рассказ обо всех случаях, которые я исследовал, вышел бы за рамки этой книги. Я не пишу «Потерянный рай». Но я уделю несколько страниц деталям некоторых случаев, типичных для попыток, которые были сделаны, чтобы разбогатеть за мой счет.

В некоторых случаях это были довольно заурядные попытки, сопровождавшие предсказуемые схемы, в других подход был новым и хорошо продуманным. Начнем с одного из последних, который имел место в Буффало, штат Нью-Йорк, в 1978 году.

Сьюзи Коттрелл — довольно милая двадцатилетняя блондинка из Мида, штат Канзас. За несколько месяцев до того, как она привлекла мое серьезное внимание, и внимание Комитета по научному исследованию заявлений о паранормальных явлениях, она появилась на «Tonight Show» на NBC-TV, исполняя карточные фокусы и, видимо, дурача звезду шоу, Джонни Карсона, который имел репутацию фокусника с его первых дней в шоу-бизнесе. Карсон сказал мне ранее, что он и близко не допустит на шоу тех, кто заявляет о своих паранормальных способностях, пока они не подвергнутся проверке. Один из таких людей, Марк Стоун, обратился к сотрудникам шоу Карсона, утверждая, что то, что он демонстрировал, было настоящим. Тем вечером Карсон его уничтожил, предложив простое изменение в условиях трюка, и Стоун потерпел неудачу. Джонни сказал мне, что менеджер Стоуна настаивал, чтобы его способности были представлены как реальные, и что он готов был подвергнуться испытанию. Он подвергся. Было не слишком трудно понять, почему Карсона одурачила Сьюзи.



Он проницательный и наблюдательный человек, но милая двадцатилетняя фермерская девушка оказалась ему не по силам, когда исполняла довольно непонятный карточный фокус, который вряд ли был знаком Карсону. Кроме того, я слышал историю о неком Джимми Гриппо, высококвалифицированном картежнике из Лас-Вегаса, который, как говорят, расхваливал Коттрелл Карсону, и дал ей возможность продемонстрировать Джонни свои таланты перед появлением на NBC. Неожиданно все умалчивают об этой истории, и Гриппо отрицает, что имел что-то общее с милой Сьюзи. Просто удивительно... Оказалось, что с Комитетом по исследованию заявлений о паранормальных явлениях связался отец Сьюзи, попросив, чтобы его дочь тщательно проверили. Также указывалось, что мое собственное предложение в $ 10 000 не должно было даже упоминаться, чтобы избежать придания процедуре оттенка пошлой коммерции. После некоторых переговоров была согласована дата, 16 марта 1978 года, и Пол Куртц, председатель Комитета, возложил на нас с Мартином Гарднером ответственность за разработку процедуры и контроль. Мы подготовили испытательную зону, установив камеру видеомагнитофона и точно обведя белой лентой область, которую охватывала камера. Нужно было ограничить зону испытаний, в которой должны были происходить все действия. Если руки Сьюзи или любая из карт покинули бы испытательную зону, эксперимент немедленно был бы прекращен и возвращен к «нулевой отметке», все материалы были бы изъяты и проведена их экспертиза. У нас было много колод карт, все помеченные и новые. И, что самое главное, мы шли в бой с ясно поставленной задачей изучить, понять и достигнуть согласия по Сьюзи Коттрелл и ее группе.

Сьюзи Коттрелл. Буффало, Вечерние новости

Здесь было бы уместно сказать пару слов об этом последнем обстоятельстве. За те тридцать пять лет, что я рассматриваю эти вопросы, я обнаружил, что наиболее распространенной причиной невозможности прийти к какому-либо твердому заключению в таких процедурах тестирования является изначальное отсутствие четкого понимания условий и параметров. Таким образом, я настаиваю на том, что испытуемый должен точно знать заранее, что именно предстоит, должен заранее согласиться, что условия приемлемы для демонстрации любого представляемого чуда, должен точно знать, что будет приниматься в качестве доказательства, и, наконец, должен согласиться подчиняться решениям, принятым в этих условиях. Поэтому критика задним числом и слабые логические объяснения неудач не являются приемлемыми.

Мы сказали Сьюзи, что с того момента, когда она войдет в комнату испытаний, она будет находиться под видеонаблюдением, и она согласилась на это. Мы спросили, было ли все хорошо — «флюиды», погода, время суток и так далее — и она согласилась, что все было просто превосходно. На пресс-конференции она упомянула, насколько она нервничала, и мы хотели устранить это алиби как причину любой неудачи, которая могла быть отмечена. Но она уверила нас, что ее разум в отличном состоянии, и мы все были готовы к работе. После того, как Сьюзи и ее отец подписали соглашение, мы вошли в испытательную комнату.

Телекамеру поместили на штатив, ее объектив был прикован к отделенному столу. К сожалению, там также была съемочная группа ABC-TV, и, несмотря на мои увещевания не блокировать наши настройки камеры, они делали это неоднократно, но, к счастью, не в решающие моменты. Последующая история не использовалась ABC в документальном фильме, где они приготовились к паранормальным явлениям. Причина этого была не ясна, но я думаю, что с Сьюзи полностью провалились, и это было то, что они называют «историей, не заслуживающей внимания». Однако если бы она каким-то образом добилась успеха, я подозреваю, фильм показали бы в наилучшее телевизионное время. Вот так и происходит в этом бизнесе: успехи прославляются, а гораздо более многочисленные неудачи и разоблачения отбрасываются.

Катушечный видеомагнитофон стоял рядом на большом столе. Там были психологи Ирвинг Бидерман и Джим Померанц из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, поскольку нам были необходимы их тщательные наблюдения и записи для последующего анализа того, что мы собирались увидеть. Мартин и я сидели за креслом, в котором должна была сидеть Сьюзи, каждый на расстоянии около пяти метров в свою сторону. Еще несколько человек из университета были там, чтобы выступать в качестве группы подопытных, на выбор для Сьюзи.

Мы спросили у Сьюзи о ее способностях. Она сказала, что могла назвать все карты, лежащие лицевой стороной вниз, «время от времени». Мы выразили недовольство неопределенностью этой оценки, и тогда она оценила свою успешность как сорок восемь из пятидесяти двух, в среднем. Что касается некоторых других умений, которые приписывались ей газетами, и которые она упомянула в интервью, она дала аналогичные оценки их успешности. Но одна демонстрация, трюк на шоу Карсона, по ее словам, удавалась ей лучше всего. Она «почти всегда» добивалась с ней успеха.

Если коротко, процедура состоит в ее прогнозировании, в письменной форме, какая карта будет выбрана другим человеком из разложенных лицевой стороной вниз. Кроме того, используемая колода была новой, перетасованную колоду ей не давали. Выбор вполне свободный, предсказание записано заранее, ясно и отчетливо, и листок хранится у другого человека, не у Сьюзи.

Только что прочитанное вами — это то, что популярная пресса сочла нужным использовать как описание порядка работы Коттрелл. Что касается этого — вполне подходяще. Как обнаружит читатель, есть несколько «отклонений», которые делают это чудо экстрасенсорики менее чем убедительным.

Но вернемся к лабораторию: пока видеомагнитофон рядом с ней готовили к работе, но не включали, Сьюзи сказали, что ей будет разрешено выполнять свои особые процедуры без контроля. Но ей также дали понять, что это будет не частью теста, а только разминкой. Она согласилась, но только после того, как ее отца выпроводили из комнаты. Сьюзи сказала нам, что он заставлял ее нервничать; отец утверждал, что это было обычным делом, и что он привык к тому, что его выгоняли из комнаты, когда Сьюзи работала. Он немного посмеивался при этом замечании, но мы с Мартином обменялись взглядами. Кое-что становилось достаточно очевидным, ее методы стали немного яснее. Мы дали ей колоду карт.

Она отметила, что это была колода «с пластиковым покрытием», и сказала, что ей не очень нравится работать с такими картами. Я тут же предложил убрать эту колоду и дать ей стандартную колоду Bicycle Poker, но она решила использовать ту, что была предусмотрена первоначально. Дело в том, что было важно не допустить никаких более поздних оправданий ее неудачи. Даже колода карт, с которой она не чувствует себя комфортно, могла бы обеспечить достаточное (с точки зрения обычных парапсихологических рассуждений о негативных флюидах) оправдание неудачи.

Она перетасовывала и срезала колоду много, много раз, комментируя в какой-то момент с милой улыбкой, что она «не очень искусна в такого рода вещах». Мы с Мартином не улыбались, распознав обман на начальном этапе, и Сьюзи с тех пор прекратила эти бессмысленные действия. Она без конца суетилась с картами, пока не пришел момент истины. Тогда Сьюзи попросила лист бумаги, написала что-то на нем, и продолжила. Мы с Мартином наблюдали эти необходимые действия, а затем увидели, как она вдруг хлопнула колоду плашмя на стол и начала дико раскидывать карты обеими руками по кругу, неоднократно их перекладывая и приглаживая в, казалось бы, случайный узор. Она двигала их в различные конфигурации, одновременно требуя, чтобы ее испытуемая, молодая женщина, которую она выбрала, сидевшая напротив нее за столом, подошла к раскладу и выбрала «любые пять карт». Когда какая-нибудь карта выскальзывала из ее расклада, Сьюзи ее немного переставляла, казалось бы, наугад. В какой-то момент, однако, она перестала это делать и отошла от стола.

Перед испытуемой лежали пять карт лицевой стороной вниз. Затем Сьюзи некоторые удалила, пока не выделила одну (подробнее об этом позже), и объявила, что это и была необходимая карта. Она проделала это для нас четыре раза и была права в трех случаях! Вероятность того, что она это сделала случайно, составляла чудовищные 1 к 36000 — предполагая, таким образом, что не использовалась никакая хитрость.

Но для нас с Мартином обман был вполне очевиден. Это был метод, хорошо известный карточным фокусникам, и он был опубликован и доступен для общественности в течение многих лет. Возня Сьюзи с картами была довольно случайной, пока, в один момент, она не собрала колоду и не выровняла ее. В тот момент — «момент истины» — она мельком взглянула на верхнюю карту, когда клала ее на место. Это была карта, которую она записывала на листке бумаги как ту, что будет выбрана. Дальнейшая перетасовка становилась более упорядоченной, и при каждом тасовании и срезании она сохраняла верхнюю карту на месте. Внезапно колоду швыряли на стол, и начиналось быстрое разбрасывание странными круговыми движениями. Но мы заметили, что верхняя карта почти сразу отодвигалась в сторону, рядом со Сьюзи и около ее руки, прикрывавшей ее во время суетливых движений. Затем она то нажимала пальцем на карту и немного ее сдвигала, то задвигала ее снова в другое положение, но всегда доступное.

Наконец, Сьюзи помещала выбранную карту в основную массу карт, поглаживаниями и подталкиваниями устраивая все таким образом, чтобы одна важная карта лежала в положении, где ее, скорее всего, должны были выбрать. Тогда начинался процесс выбора. Если карту сразу не выбирали, дополнительные похлопывая немедленно помогали подтолкнуть ее в положение в пределах досягаемости от испытуемой.

В конце концов, у нее было пять шансов из пятидесяти двух, чтобы необходимую карту выбрали. Кроме того, большинство карт были в движении или в пределах ее досягаемости, и таким образом, держались подальше. Но даже при нужной карте среди пяти выбранных, как она смогла заставить сделать окончательный выбор, одну из пяти? Вот где демонстрация действительно рассыпалась на части. Сьюзи использовала почти любые средства, чтобы получить правильную одну-из-пяти карт, и редко одни и те же средства. Предположим, нужная карта лежала четвертой. Она говорила, например: «Назовите любые два числа от 1 до 5». Если ответ был «1 и 3», она живо подсказывала, что 1 плюс 3 равно 4. Ее победа! Или, если приведенные цифры были 1 и 2, она оперативно устраняет карты 1 и 2 и сужает выбор до оставшихся трех карт, говоря жертве выбрать «другой номер» и получает выгоду, если названное число было 4. В противном случае она будет продолжать манипуляции, пока не останется только нужная карта. Или она может превратить 2 в 4, считая с противоположного конца ряда карт. Вариантов много, и я уверен, мисс Коттрелл знает их все.

На шоу Карсона, видя туз пик снизу колоды, когда ее тасовал Эд МакМэхон, Сьюзи попросила четырех человек за столом выбрать карты. Она увидела, что МакМэхон взял правильную карту, а затем, повернувшись спиной, попросила каждого выбрать «верхнюю карту». Конечно, оказалось, что на руках у МакМэхона был пиковый туз! Почему мы так уверены в этом? Потому что в наше время домашних видеомагнитофонов несколько человек записали это выступление на пленку, и пиковый туз снизу колоды был даже виден телезрителям. Кроме того, зрители увидели, что Сьюзи стала на колени за столом, чтобы лучше подсмотреть.

Эти фотографии были получены с видеозаписи (сделанной без ее ведома), на которой Сьюзи Коттрелл выполняет свои карточные фокусы.

(1) Коттрелл случайным образом раскладывает карты, лицевой стороной вниз, чтобы их «перемешать».

(2) Карты собираются и складываются. При этом карты лицевой стороной повернуты к ней, и пальцы правой руки выдвигают верхнюю карту (отмеченную X) так, что она может ее увидеть. С этого момента она тщательно следит за верхней картой, тройкой червей. Раскладывание колоды, происходившее в первом показанном кадре, было необходимо, чтобы взять карты подобным образом, благодаря этому движение, необходимое, чтобы подсмотреть верхнюю, кажется совершенно невинным.

(3) Она тасует карты «пролистыванием», следя за тем, чтобы верхняя карта оставалась сверху. Следуют несколько подобных перетасовок.

(4) Резким движением она наклоняется вперед и раскидывает колоду.

(5) Сразу же, небольшая группа карт сверху отодвигается в одну сторону.

(6) Левой рукой она отодвигает верхнюю группу карт, в то время как правой толкает карты вперед и по дуге.

(7) После многих раскидываний и перекладываний карт по кругу, верхняя карта по-прежнему лежит рядом с ней, под контролем. Ее слегка двигают локтем время от времени, но она остается опознаваемой.

(8) Сьюзи на мгновение останавливается, верхняя карта еще у нее под рукой.

(9) Карты снова приходят в движение, и большой палец левой руки, который чаще всего используют для управления и перемещения важной карты, придерживает ее снова и толкает вперед.

(10) После того, как похлопываниями и толчками карты укладываются на их места, верхняя карта оказывается немного внутри и частично под массой карт. Она находится в идеальном положении, чтобы ее выбрал зритель. (Карты, отмеченные «O» и «X» — это карты, которые вскоре должны быть выбраны).

(11) Зритель выбирает пять карт. Пятая карта — это бывшая верхняя карта, и она находится в позиции номер пять. Затем зрителя просят назвать любые два числа от 1 до 5. Он называет 1 и 4. «Хорошо», — говорит исполнитель. «Это составляет пять. Переверните пятую карту».

(12) Карту переворачивают, и она оказывается картой, предсказанной исполнителем.

Что приводит нас к выводу, который, конечно, должен беспокоить проницательного читателя, следящего за протоколом и реализацией всего этого. Я сказал, что Сьюзи согласилась быть записанной на видеопленку с того момента, когда она вошла в комнату испытаний, но я тогда упомянул, что видеомагнитофон «был готов, но не работал», после того как мы вошли в комнату. Это правда, что устройство не работало, но в соседней комнате действующий видеомагнитофон был запущен, и он, без ведома Сьюзи, записал все ее «неофициальные», неконтролируемые тесты в мельчайших подробностях! Таким образом, она не прилагала больших усилий, чтобы скрыть свои методы, полагая, что мы поддались на этот трюк.

Потом, конечно, мы могли очень легко проверить наши наблюдения — могли увидеть, как она подсматривала верхнюю карту, наблюдать ложные срезания и тасования, и заметить финальные манипуляции ключевой картой. Фрэнк Гарсия, известный специалист по карточной технике и шулерству в азартных играх, видел эту ленту, и подтвердил, что наши с Мартином Гарднером наблюдения верны.

Итак, Сьюзи Коттрелл, не осознавая, что у нас уже был кот в мешке, согласились, что пора заняться серьезным делом. Мы включили поддельный видеомагнитофон, и Сьюзи пустила в ход свой трюк еще несколько раз. Теперь, однако, в процедуре было небольшое изменение. Мы срезали колоду прямо перед тем, как она раскладывала карты — и с тех пор ее успехи равнялись нулю. Если вам интересно, в честных тестах ее шансы не угадать ни одной карты в другой серии из четырех попыток были равны 92,5 процентов.

В другом тесте Сьюзи просила, чтобы два разных испытуемых вытащили по пять карт из колоды и сравнивала их расклады, чтобы увидеть, были ли у них «соответствующие» карты — то есть, чтобы увидеть, не было ли у одного карты того же достоинства и цвета, что и у другого (червовый валет / бубновый валет, двойка треф / двойка пик, и т.д.). В этом эксперименте, который она сама предложила, ее успехи равнялись нулю. Она пыталась предсказать, кто выберет старшие карты при простой раздаче колоды.

Она пыталась 80 раз — опять же, это ее идея, не наша, но под нашим строгим контролем — и 80 раз потерпела неудачу.

В другом тесте, в 104 попытках предсказать карты, которые должны были быть перевернутыми, она потерпела поражение при планируемых почти 92,3 процентах успешных попыток; она набрала нуль. В следующей серии из 40 предсказаний завершились фиаско 100 процентов. В серии, предназначенной для проверки ее способности определять набор карт экстрасенсорным способом — способности, о которой она заявляла — успешных попыток было 22 процента, хотя 25 процентов можно было бы ожидать при случайном угадывании. И так далее и так далее.

Позже в интервью прессе Сьюзи жаловалась, что я «установил ментальные заслоны». На самом деле, хотя я предложил покинуть комнату — и здание — если бы она хотела, она отказалась бы от моего предложения. Вынутое из бездонного мешка оправданий, с которыми эти люди рыщут по стране, это было плохим оправданием ее неудачам, но ожидаемым.

Но есть две вещи, которые я до сих пор не раскрыл. Во-первых, в документе, подписанном Сьюзи Коттрелл перед началом тестов, было много положений, с которыми она прямо согласилась. Она подтверждала, что в прошлом не использовала никаких форм обмана, что она не будет в этом случае использовать какой-либо обман, и что она не будет вынуждена под давлением ситуации прибегнуть к любым таким методам. Тем не менее, она совершала, на языке фокусников, подглядывание верхней карты, ложные трехходовые срезания, перетасовку с удержанием верхней карты и Schulein-принуждение, за которым следовало навязывание многократного выбора! Это большая часть шулерского лексикона!

Во-вторых, в середине процедуры тестирования была пауза, когда Сьюзи попросила перерыв. Я перетасовал для нее колоду и положил на стол, в пределах охвата камеры, конечно, ожидая ее возвращения в комнату. Когда она вернулась, она увидела, что катушки видеомагнитофона не движутся, и села за стол, пока вокруг нее продолжалась неразбериха. На видеопленке мы видим ее руки, случайно поднявшие колоду. Она откровенно смотрит на верхнюю карту, затем кладет колоду на место. Затем во весь голос она объявляет, что готова. Еще бы она не была готова, и пока я в самый последний момент не потянулся вперед, чтобы срезать карты, прежде чем она возобновит тесты, она предвкушала неизбежный успех.

Сьюзи Коттрелл выполняет карточные трюки. Ее методы представляют собой стандартные методы фокусника, и ни в коей мере не чудеса экстрасенсорики. Ее намерения трогательны: она говорит, что хочет развивать свои способности, чтобы помочь аутичным детям, не хочет никаких денег, и не проявляет никакого интереса, чтобы стать профессиональным экстрасенсом. После встречи в Буффало ей нет нужды особо упоминать о последнем намерении. Кажется довольно очевидным, исходя из определенных аспектов проверки, что ее отец не знает об обмане и считает, что Сьюзи обладает подлинными способностями.

В слезах покидая сеанс, Сьюзи Коттрелл обратилась к одному из психологов, контролировавших тесты. «Я собираюсь забыть то, что вы сделали мне сегодня», — плакала она, — «и если у вас когда-нибудь будет аутичный ребенок, я буду помогать вам всем, чем могу, несмотря на то, что вы сделали!» Мы с Мартином отвернулись в смятении. Позже Ирвинг Бидерман, психолог, подвел итог для прессы так: «По результатам испытаний, никто не может увидеть различие между Сьюзи Коттрелл и мошенничеством». Аминь.

Случай с Коттрелл напоминает мне дело Олле Йонссона.

Своей публике он больше известен как Олоф (или Олаф) Йонссон. Именно Йонссон так потрясающе выполнил «psi-missing» в космическом тесте американского астронавта Эдгара Митчелла. «Psi-missing» — это процесс, при котором парапсихологи оправдывают очевидные неудачи, указывая, что статистически замечательно, чтобы исполнитель достиг очень плохих результатов. Йонссон был одним из трех людей (остальные никогда не назывались), которые пытались получить мозговые волны Митчелла из космоса во время космического полета Аполлона 14. Митчелл заявил, что вероятность случайности в полученных результатах была «один к трем тысячам», но забыл сказать нам, что когда Йонссон терпел такую ужасную неудачу, его шансы сделать это так плохо было три тысячи к одному! Йонссона, однако, в 1971 году подверг тщательным испытаниям Бенджамин Бурак из Университета Рузвельта, Чикаго. Профессор Бурак сообщил, что «экстрасенс» многократно терпел неудачу, и, наконец, заявил, что он «неважно себя чувствует» и прекратил тесты. Затем он продолжал их неофициально, без какого-либо контроля, и добился успеха. О его болезни вдруг забыли; она, похоже, появлялась только тогда, когда он был под контролем. Пятьдесят лет опыта Бурака в проектировании экспериментов — и его знание техники фокусников — существенно ослабляли результаты. Сходство между Йонссоном и Коттрелл становится очевидным, когда мы рассмотрим виды тестов, которым каждый из них подвергался. Их тесты проводились с игральными картами и были очень схожи по своему характеру. Предпринимались похожие действия, и со столь же провальными результатами — за исключением одного случая, в котором Йонссон звонил Эдгару Митчеллу по телефону (гораздо более надежному, чем экстрасенсорика) и так демонстрировал ему угадывание карты. Йонссон сообщал о четырех успешных попытках из десяти, когда можно было ожидать только две из десяти. Но в этом тесте Йонссон был (1) «экстрасенсом», (2) экспериментатором, (3) независимым экспертом, и (4) репортером! Это, безусловно, выигрышная комбинация.

(1) Колода карт, перемешанная одним из экспериментаторов, осталось на столе

(2) После пятиминутного перерыва, Кортелл возвращается и садится за стол. Зрители по-прежнему слоняются, обращая мало внимания на нее. Она должна определить верхнюю карту.

(3) Она берет колоду и небрежно поворачивает её с лицом к себе.

(4) Она помещает левый указательный палец на верхний край карт и приподнимает немного его так, чтобы увидеть лицо. Теперь она может «подсмотреть».

(5) Она кладёт колоду лицом вниз на стол и, откинувшись, объявляет, что готова продолжать эксперименты. (Однако, поскольку протокол был в эффективным, колода была подменена одним из экспериментаторов, и она не прошли тест.

Даже в «Парапсихологическом Обзоре» доктора Дж. Б. Рейна, после сообщения в 1949 году, что Йонссон продемонстрировал феноменальный успех в тестах, в 1950 году последовало утверждение, что он сам играл все эти роли. Журнал заявил, что у исследователей этих способностей «были в основном лишь небольшие выборки и бесконтрольные демонстрации».

Во многих демонстрациях такого рода профессор Бурак обнаружил, что если разминка была успешной, «экстрасенс» хотел продолжать, и эти результаты учитывались. Если она была неудачной, предварительные попытки не учитывались, и начинался «настоящий» тест. Несмотря на все это — и тот факт, что число попыток заранее не объявлялось, поэтому «произвольные остановки» могли еще больше способствовать желаемым результатам — Йонссон потерпел поражение.

Позже в сообщениях об этих тестах, проведенных Бураком, был выявлен еще один излюбленный трюк. Результат (с телефонным звонком Митчеллу, полностью бесконтрольный тест) расценивался Йонссоном как «шесть из десяти». На самом деле, он был четыре из десяти. Как мы видим, вкралось небольшое преувеличение, но, конечно, не для того, чтобы понизить результаты, а только чтобы немного их распушить.

Когда мы исследуем только известные точные тесты, проведенные с Олофом Йонссоном, мы обнаруживаем, как и следовало ожидать, что он не может их пройти. Неофициальные, бесконтрольные тесты, с другой стороны, дают впечатляющие результаты. Вывод очевиден.

В январе 1978 года мы с председателем Комитета по исследованию заявлений о паранормальных явлениях Полом Куртцом появились на телевизионной программе «Point Blank», которую вел Уорнер Тройер в Канаде. Мы должны были вести дебаты с доктором Ховардом Айзенбергом, автором книги «Inner Spaces», касающейся паранормальных явлений, и с Джеральдин Смит, хорошо известным в Торонто «экстрасенсом». Последняя утверждала, что обладала способностями к психометрии, считая возможными предсказание фактов с помощью манипуляции предметами. Многочисленные газеты расхваливали ее способности, и я был готов их проверить.

Джеральдин не терпелось начать. В студии ее сопровождали нескольких членов ее семьи, и они свирепо смотрели на меня убийственным взглядом. После обычных вступительных фраз, в которых ведущий очень ясно высказал свой скептицизм по поводу этих способностей, мы взялись за дело. Ведущий запечатал в конверт несколько ложек и свои наручные часы. В моей таинственной сумке был скрытый предмет, и ведущий выбрал различные вещи для проведения своеобразного эксперимента. Первым он решил попробовать серебряный браслет-цепочку.

ВЕДУЩИЙ: Скажите мне что-нибудь о владельце вот этого[35].

СМИТ: Хорошо.

ВЕДУЩИЙ: Небольшой браслет. За исключением того факта, что им нужен браслет Medic Alert...

СМИТ: [36]Хорошо. Прежде всего, я очень сильно чувствую золото. Теперь одна вещь, которую я должна сообщить всем, я также работаю с тем, что называется «аурой», и я настроила себя на улавливание флюидов, цветов от предметов, которые носил человек — носил в течение некоторого времени. Итак, первый цвет — золото, и это чрезвычайно деликатный цвет. Это также, конечно, цвет аллергии. Это цвет супер, супер, супер нервозности. Этот человек, я чувствую физически — аристократ, с проблемами в пояснице. Я также вижу некоторые вещи, происходящие в верхней области желудка. Вы знаете этого человека?

ВЕДУЩИЙ: Угу.

СМИТ: Лично?

ВЕДУЩИЙ: Угу.

СМИТ: Хорошо, есть что-то здесь, в этой области[37]. Видите ли, как только я беру в руки предмет, я физически ощущаю различные области, которые, вероятно, у человека страдают. Ощущаю эту область[38], ощущаю эту область[39]— головная боль, утомление глаз, что-то вроде этого. Верхняя и нижняя область спины. Это также интуитивный цвет. Я хотела бы также... Я должна была сказать, что человек, которому это принадлежит, крайне интуитивен, наверное, ясновидящий, что вполне ясно по области типа интуитивных ощущений. Я вижу — есть разлука вокруг этого человека. Они сейчас здесь? Потому что я вижу, вроде бы, не здесь.

ВЕДУЩИЙ: Физически не здесь?

СМИТ: Физически не здесь. Нет.

ВЕДУЩИЙ: Угу. Вот те раз!

СМИТ: Что заставляет меня задаться вопросом, либо этот человек[40]мертв, либо у него очень, очень большие проблемы со здоровьем, потому что я и вправду чувствую себя вяло. Интересно. Я вижу здесь январь месяц, который сейчас — но там также должно произойти что-то значительное с этим человеком в январе.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Какого цвета моя аура?

СМИТ: У вас есть синий, у вас есть золотой, у вас есть зеленый.

ВЕДУЩИЙ: Что эти вещи означают? Что такое аура?

СМИТ: Аура это — я воспринимаю ее как цвет. Цвет энергии флюидов, которые окружают тело человека. Она говорит мне о психических, физических, духовных... э-э... общих особенностях. Зеленый — цвет коммуникатора. Любой в сфере коммуникации имеет в своей ауре зеленый цвет. Другими словами, в любой области...

ВЕДУЩИЙ: Итак, вы можете сказать мне это не глядя, да?

СМИТ: Да. Другими словами — да. Другими словами, вы должны иметь хорошую коммуникацию во всех областях. Одна вещь, которую я хотела бы особо подчеркнуть прямо сейчас, что зеленый немного заблокирован в психической сфере вашей ауры, что означает, что вы были очень разочарованы в области коммуникации на личном уровне. Это почти как если бы вы говорили со стеной. Я вижу там много[41], много флюидов. И больше в личной сфере, а не в рабочей, ну... в деловой ситуации.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо...

Владельцем этого браслета Medic Alert был ведущий, который был очень осторожным, чтобы не показывать свои руки, следуя моей инструкции перед этой программой. Он не пытался скрыть этот факт; он просто поднял браслет со столика, чтобы вручить «экстрасенсу». Она предположила, что он принадлежит другому человеку, и выдала свое «чтение», исходя из этого предположения. Обратите внимание, что она не сказала нам возраст, пол или родственные отношения этого мифического человека. Она старалась накачать ведущего вопросами, знает ли он этого человека, и присутствует здесь этот человек физически или нет. Уорнер осторожно давал ответы. Да, он знает этого человека. И он ответил на ее вопрос о его местонахождении другим вопросом. Я им горжусь.

Поспешив с выводами, она предположила, что человек отсутствовал, а затем предприняла все меры предосторожности классическим обобщением / отговоркой: «что заставляет меня задаться вопросом, либо этот человек мертв, либо у него очень, очень большие проблемы со здоровьем». Обратите внимание, что она только «задавалась вопросом», а не знала, и что эта фраза подразумевает вопрос, который мог повлечь за собой ответ, но в данном случае не повлек.

Хозяин не был мертв и не отсутствовал. Со спиной, как он ее заверил, все было превосходно, не было никаких проблем в области груди, а когда он показал свое хорошее здоровье, и она быстро попыталась добавить к чтению зону шеи и верхней области плеч, он также это отрицал. Когда он изложил свое хорошее физическое состояние, она ободрительно пробормотала «отлично... превосходно», чтобы скрыть тот факт, что она была абсолютно не права. Он не был ни нервным, ни аллергиком, продолжал ведущий, и не имел никаких проблем с желудком. Головные боли и усталость глаз, как он ее заверил, его тоже не беспокоили.

Но я должен сообщить, что наш ведущий попался на один простой трюк таких чтений.

Понимаете, жертва поощряет и разрешает прочитать больше в холодном чтении, чем есть на самом деле. Смит сказала: «Я вижу здесь месяц январь», и отрицая точность ее чтения, он признался, что она определила, что его день рождения был в январе! Но она ничего не сказала о дне рождения, в частности, о его дне рождения, так как она даже не знала, что браслет принадлежал ему! Столкнувшись со всеми этими данными, миссис Смит объяснила: «Дело в том, что, по-моему, в чтении имеется в виду быстро покинуть ситуацию, что означает также покинуть это место, покинуть страну — быстро удалиться». Возможно, в данный момент она выразила собственные желания; для меня, конечно, это лишено всякого смысла. Глядя на нас с Полом Куртцем, она попыталась сменить тактику. «Понимаете, я могу полностью видеть то, что вы оба говорите. Дело в том, что я вижу немножко в будущее — мои чтения, как и многое другое, можно использовать для многих людей. В жизни много подобий, не правда ли?[42]Знаете, женаты мы или нет, мужчины мы или женщины, есть у нас дети или нет».

Дорогой читатель, я оставляю это вам.

После этой первой стычки миссис Смит была немного подавлена, но храбро улыбалась. Она еще не прошла испытания предметом, который я взял с собой специально для этой цели. Этот предмет принадлежал мне в течение некоторого времени, и я знал его полную историю. Для психометрического чтения это был отличный материал. Я полностью изменю обычный порядок, рассказав вам заранее все об этом предмете, а затем дав вам все ее чтение о нем, слово в слово. Тогда вы будете в том же положении, в котором был я, и сможете сделать свой собственный анализ ее точности.

Предметом была маленькая неглазурованная керамика, черного цвета и перуанского происхождения. Она была семи дюймов в длину и имела форму птицы, с носиком в верхней части. Это была подделка — копия подлинного надгробного камня Мочика, и ее сделал друг в Лиме, который был перуанцем по рождению, но по происхождению китайцем. Это человек низкого роста, примерно пяти футов шести дюймов, грузный, с прямыми, черными волосами, двадцати восьми лет, с совершенно китайскими чертами на вид. Он не женат, или не был в то время, когда делалось чтение. Он говорит только на испанском. Он занимается изготовлением точных копий оригинальных перуанских предметов искусства и восстановлением керамики. Он дал керамику мне, потому что она была сломана, и я сам ее восстановил, когда вернулся в Соединенные Штаты. У меня есть большая коллекция подобных предметов, как подлинных оригиналов, так и хороших репродукций. Я принес ее с собой на телепрограмму, чтобы не сломать ценный оригинал, и чтобы обойти склонность «экстрасенсов» толковать о несуществующих, давно умерших людях, которые, как они могут с уверенностью утверждать, были связаны с такими предметами. Джеральдин Смит глубоко вздохнула и начала свое чтение этого предмета, тогда как я следил внимательно, не мигая.



infonko.ru/car-vikrama-raskrivaet-svoyo-istinnoe-imya.html infonko.ru/car-vira-hamvira-stanovitsya-predannim.html infonko.ru/case-study-zakonoproekt-kongressa-ssha-o-sokrashenii-vrednih-vibrosov-v-atmosferu.html infonko.ru/cash-in-the-ice-cream-carton.html infonko.ru/catiricheskie-zhurnali-i-i-novikova-truten-pustomelya-zhivopisec-koshelek.html infonko.ru/causes-of-development-of-new-meanings.html infonko.ru/cavitas-thoracis-cavitas-thoracica-jama-klatki-piersiowej.html infonko.ru/c-a-v-i-t-a-s-t-y-m-p-a-n-i-c-a-c-a-v-i-t-a-s-t-y-m-p-a-n-i.html infonko.ru/c-beantworten-sie-die-fragen.html infonko.ru/c-blagodat-v-dejstvii-bozhij-metod-opravdaniya-cheloveka.html infonko.ru/c-bog-ne-raduetsya-gibeli-nechestivih.html infonko.ru/c-chemical-technology-of-organic-substances-and-compounds.html infonko.ru/cd-disk-na-nem-elektronnaya-kniga-105-str.html infonko.ru/cd-disk-na-nem-elektronnaya-kniga-105-str-i-videoposobie.html infonko.ru/c-dejstvie-mediatorabradikinina.html infonko.ru/c-discuss-the-article-in-pairs-one-of-the-speakers-is-to-support-the-authors-views-the-other-shall-try-and-argue-the-disputable-points-of-the-article.html infonko.ru/c-d-rs-platelshika-k-30102-rs-poluchatelya-d-99999-k-90901.html infonko.ru/cdvig-vetra-vozdejstvie-na-vzlyot-i-posadku-vs-rekomendacii-po-vipolneniyu-polyotov-i-upravleniyu-vozdushnim-dvizheniem-v-usloviyah-sdviga-vetra.html infonko.ru/cefalometricheskie-referentnie-linii-i-ploskosti.html infonko.ru/ceh-po-proizvodstvu-stolyarnoj-pliti.html