INFONKO.RU

Внимание: понятие, характеристики, виды

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что же такое внимание?

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания — выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Характеристики внимания:

· селективность;

· объем;

· устойчивость;

· возможность распределения и переключения.

Селективность, или избирательность внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно сужается. Объем внимания измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием. Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с дихотическим прослушиванием. Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или «бдительности», например, оператора при обнаружении им редких и слабых сигналов на экране локатора. Под подключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.



Виды внимания:

· произвольное;

· непроизвольное;

· постпроизвольное.

Произвольное, или активное внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Существует форма и пассивного, или непроизвольного, внимания. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием, которое появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой; оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс (ОР). Его появление автоматически включает произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую обработку стимула.

Ориентировочный, или исследовательский рефлекс (ОР) был открыт И.О. Павловым и назван рефлексом «Что такое?». Он описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. Ю. Конорский этому комплексу соматических реакций дал название рефлекса прицеливания, назначение которого — обеспечить лучшее восприятие нового стимула.

Отличительной особенностью ОР является его угасание, развивающееся с повторением стимула. Однако любое изменение в повторяющемся стимуле восстанавливает ОР. Оно может быть вызвано изменением модальности, интенсивности, пространственных и временных характеристик, включая длительность стимула и межстимульные интервалы. Изменения в сложных стимулах или в их комплексах, например, такие, как пропуск одного из его элементов или изменение их порядка, также восстанавливают ОР. Величина его восстановления пропорциональна числу одновременно измененных параметров и степени их изменения.

Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым процессам. Оно обладает ограниченной пропускной способностью и поэтому обеспечивает не параллельную, а последовательную обработку информации. Эффект интерференции произвольного внимания с текущей психической деятельностью является следствием конкуренции двух задач, которые могут решаться только последовательно. Непременной характеристикой произвольного внимания является усилие, направленное на выделение и обработку той информации, которая диктуется целью, задачей, в частности содержащейся в инструкции. В психологических теориях внимания ранней и поздней селекции произвольное внимание представлено на этапе после автоматических процессов обработки информации, на уровне фильтра (воронки), который и символизирует ограниченность ресурсов произвольного внимания. Контролируемое произвольное внимание определяет приоритеты в последовательной обработке информации.



infonko.ru/podrazumevaemie-i-poluchennie-soobsheniya.html infonko.ru/pod-redakciej-i-v-dubrovinoj.html infonko.ru/pod-redakciej-polli-yang-ajzendrat-i-terensa-dausona.html infonko.ru/pod-redakciej-professora-o-n-korshunovoj.html infonko.ru/pod-redakciej-tv-volosovec-en-kutepovoj.html infonko.ru/pod-redakciej-zasluzhennogo-rabotnika-visshej.html infonko.ru/pod-red-iv-ershova-gd-otnyukova.html infonko.ru/podrivanie-podvizhnogo-sostava-ustrojstv-vodosnabzheniya-i-energosberezheniya.html infonko.ru/podriv-legitimnosti-sovetskogo-hozyajstva-i-normi-racionalnosti.html infonko.ru/podrobnaya-informaciya-po-teme-zanyatiya-razmeshena-v-elektronnih-uchebnikah-lessons-i-medicinskaya-informatika-a-takzhe-v-seti-internet.html infonko.ru/podrobnaya-informaciya-po-teme-zanyatiya-razmeshena-v-elektronnih-uchebnikah-lessons-i-medicinskaya-informatika.html infonko.ru/podrobno-dostoinstva-i-nedostatki-sistem-tolstih-i-tonkih-klientov.html infonko.ru/podrobnoe-anketirovanie-lichnoj-istorii.html infonko.ru/podrostki-i-molodyozh-v-sovremennom-obshestve.html infonko.ru/podrostkovaya-prestupnost-otlichaetsya-osoboj-zhestokostyu-i-cinizmom.html infonko.ru/podrostkovaya-sreda-i-subkultura.html infonko.ru/podrostkovij-alkogolizm-i-pravonarusheniya.html infonko.ru/podrostkovij-vozrast-11-15-let.html infonko.ru/podrostkovij-vozrast-period-bur-i-strastej.html infonko.ru/podrostkovij-vozrast-period-rannego-prikusa-postoyannih-zubov.html