INFONKO.RU

Творческая природа и социокультурная размерность сознания.

Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания наиболее рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической робинзонады», т. е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», выступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Как для субстанциальной, так и для функциональной моделей философии сознания индивидуальное мышление имело созерцательно-пассивный характер и не нуждалось в дополнительных социальных предпосылках для своего оформления. В субстанциализме разум сам выступал в качестве фундаментальной единой предпосылки сознания, познания и культуры, в функционализме – возникал как «зеркало» рационально организованной природы. Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в социуме система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и интерпретации действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологема-ми своего времени. Начатая Марксом критика идеи «чистого сознания» была продолжена в рамках герменевтической концепции Х. Гадамера. Протестуя против классической установки на «очищение» опыта сознания от устойчивых социальных стереотипов, Гадамер предпринимает попытку реабилитации «культурных предрассудков». Последние, с его точки зрения, составляют те необходимые основания сознания, которые обеспечивают целостность всякого психического опыта и определяют возможности и границы человеческого понимания. Социокультурная матрица оказывается здесь не просто консервативным фактором «ложного сознания», но единственно возможной предпосылкой функционирования и развития сознания. При этом о социокультурной размерности можно говорить применительно ко всем основным структурным уровням организации психики и сознания: бессознательному, чувственно-эмоциональному, интуитивно-волевому и рационально-дискурсивному.

1. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике. 1

2. Характерные особенности и основные направления развития постклассической философии. 1-2



3. Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии. 2

4. Социально-этническая структура общества. 2-3

5. Специфика социально-философского знания. Сущность социальности. 3

6. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. 3-4

7. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и ее развития. Понятие «ноосферы» 4-5

8. Власть и государство. Исторические типы и формы государства. 5

9. Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии. 5-6

10. Структура и основные характеристики познавательного процесса . 6

11. Основные особенности и этапы развития русской классической философии. 7

12. Развитие общества как цивилизованный процесс. Основные типы цивилизации. 7-8

13. Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии. 8

14. Предмет, структура и становление философии истории. 9

15. Философия и идеология в эпоху Просвещения. 9

16. Основные философско-теоретические модели общества. 10

17. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма . 10

18. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. 11

19. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и ее исторические этапы. 11-12

20. Экзистенциальные характеристики личности. 12-13

21. Философия и решения. Статус и функции философии в средневековой культуре. 13

22. Наука, ее когнитивный и социально –культурный статусы. 13-14

23. Основные стратегии осмысления проблема человека в классической и современной философии.14

24. Традиции и новации и динамике культуры. 14-15

25. Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития. 15

26. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение. 16

27. Специфика и основные проблемы философии Древнего Китая. 16-17

28. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера. 17

29. Специфика и методы философского мышления. 17-18

30. Генезис сознания и структурно-функциональные его характеристики. 18

31. Предмет философии и структура философского знания. 18-19

32. Сознание человека как предмет философской рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии. 19-20

33. Основные факторы социально-исторического развития.20

34. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и знания в истории цивилизации.

20 -21

35. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации. 21

36. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология. 22

37. Тематическое право и основные традиции в русской философии конца 19-20 вв. 22

38. Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии. 22-23

39. Философия в современном мире: социально культурный статус и основные функции. 23

40. Социальная структура общества и стратификационные отношение я современном мире. 23-24

41. Проблема субъекта и движущих сил истории. 24

42. Философия и этапы развития философии в Беларуси. 24-25

43. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. 25-26

44. Основные принципы классической философии и постклассической ориентации философствования. 26

45. Антология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. 26-27

46. Феномен власти в жизни общества, структура и функции власти. 27

47. Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления. 28

48. Проблема истины в познание. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 28-29

49. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории. 29

50. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры. 29-30

51. Природа как объект философского и научного анализа. 30

52. Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, функции и типы. 30-31

53. Образы философии и стили философствования. Познание как ценность культуры и предмет философского анализы. 31-32

54. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций. 32-33

55. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии. 33

56. Философия и основные формообразования культуры. 33-34

57. Творческая природа и социально-культурная размерность сознания. 34-35



infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-14.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-15.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-21.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-22.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-24.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-o-chetireh-stankah.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadachi-o-dvuh-stankah.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadach-po-opredeleniyu-polozheniya-centrov-tyazhesti-odnorodnih-tel.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-seminarskim-zanyatiyam.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-sostavleniyu-otcheta-o-prohozhdenii.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-teme-7.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-etapov-proekta.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-graficheskoj-chasti-proekta.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-konstruktorskoj-razrabotki.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-1-2-3-4.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-2.html infonko.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-3.html