INFONKO.RU

Тема 4 Направленность личности, деятельность

1 Направленность личности, ее структура и качества

2 Деятельность: понятие, структура, формы освоения

3 Основные виды деятельности

Основные понятия по теме

Направленность личности - это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

- предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то;

- напряжение психики, которое при этом возникает.

Качества направленности:

Уровень направленности - это общественная значимость направленности человека.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональ­ной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.

Устойчивость направленности характеризуется длитель­ностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность направленности определяет активность ре­ализации целей в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека.

Основные компоненты направленности.

Потребности - испытываемая человеком нужда в чем-то. По мере того, как потребности актуализируются, они становятся мотивами поведения человека, то есть побу­дителями к определенной деятельности.

Потребности бывают биологические (в пище, воздухе, дви­жении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сло­жились в человеческом обществе. Социальные потребности под­разделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в об­щении). Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.

«Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу включает следующие ступени:

1 - физиологические потреб­ности (низшие, управляемые органами тела, в числе которых дыхание, пищевая, сексуальная потребность и др.);

2- потреб­ность в безопасности;

3 - потребность в общении, социальных контактах;

4 - потребность в признании, уважении и одобре­нии, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);

5 - потребность в самоактуализации и самореализации.

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и стано­вятся внутренними побудителями ее деятельности - мотивами.

Классификация мотивов личности:

Мотивы
Неосознаваемые Осознаваемые
Установки Желания
Влечения Интересы
Склонности
Идеалы
Убеждения
Мировоззрения



К неосознаваемым мотивам относятся:

- установка - неосознаваемое личностью состояние готов­ности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность;

- влечение - неосознаваемая по содержанию и цели потреб­ность.

К осознаваемым мотивам относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Интересы - это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познаватель­ную, а не потребительскую устремленность. Интересы раз­личаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверх­ностными и т.д.

Убеждения- представления, знания, идеи, ставшие мо­тивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека.

Идеалы - обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к кото­рым он стремится, понимая, что полностью они нико­гда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром пове­дения и самосовершенствования.

Ценностные ориентации - это интегративные компо­ненты направленности, которые определяются совокуп­ностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни.

Деятельность– это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.

Деятельность человека имеет сложную иерархическую структуру, включающую ряд уровней:

Уровень действий. Действие – это целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности.

Уровень операций. Операция– это совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Уровень психофизиологических функций. Его образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.

Основные виды деятельности:игра, учебная и трудовая деятельность.

Игра– особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Досуг– один из видов деятельности, направленный на удовлетворение потребности в отдыхе, развлечениях, познании и творчестве.

Включение человека в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного и многообразного развития личности.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение челове­ка, его направленность и активность.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

- Мотивы имеют иерархическую структуру.

- Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

- Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие ос­таются относительно неактуальными. С момента удовлетворе­ния низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу.

- С ростом потребностей повышается готовность к актив­ности. Иными словами, возможность к удовлетворению выс­ших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

- умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки;

- навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля;

- привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

Тематика рефератов

1 Основные сферы жизнедеятельности личности: деятельность, иг­ра, общение.

2 Основные компоненты направленности и их особенности.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое направленность личности?

2 Каковы основные компоненты направленности?

3 Каковы особенности качеств направленности?

4 Что такое потребности?

5 Каковы виды потребностей?

6 Каковы критерии классификации потребностей?

7 Какова иерархия потребностей по А. Маслоу?

8 Что такое мотив?

9 Какова классификация мотивов личности?

10 Что такое мотивация?

11 Каковы принципы мотивации?

12 Что такое интерес?

13 Что такое деятельность?

14 Каковы особенности основных видов деятельности?

15 Что такое действие? поступок?

16 Каковы различия действий и поступков?

Литература

1 Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин [и др.]. – Мн. : Новое знание, 2008. –335 с.

2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн. : ТетраСистемс, 2010. – 192 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

4 Крысько, В.Г. Психология и педагогики в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2006. – 318 с.

5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

6 Фомин, Ю.А. Основы психологии и педагогики : практикум / Ю.А. Фомин. – Мн. : Академия МВД Республики Беларусь, 2008. – 256 с.

7 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 2007. - 606 с.



infonko.ru/progressiruyushaya-amplifikaciya.html infonko.ru/progressiruyushie-mishechnie-distrofii.html infonko.ru/progressivnie-himiko-tehnologicheskie-processi.html infonko.ru/progressivnij-paralich-i-sifilis-mozga-psihicheskie-narusheniya-pri-vrozhdennom-sifilise-etiologiya-klinika-diagnoz-terapiya-psihicheskie-rasstrojstva-pri-vich-inf.html infonko.ru/progressivnij-paralich-sluchai-2533.html infonko.ru/progress-tot-zhe-samij-i-inoj.html infonko.ru/progrevanie-mishc-posle-trenirovki.html infonko.ru/progulka-po-istorii-s-uchebnikom-etologii-v-rukah.html infonko.ru/prohladoj-veet-ot-siroj-zemli.html infonko.ru/prohodimost-i-manevrennost-pozharnogo-avtomobilya.html infonko.ru/prohodivshih-lechenie-s-pomoshyu-dpdg.html infonko.ru/prohodka-stvola-metodom-vzrivaniya-glubokih-skvazhin.html infonko.ru/prohodka-stvolov-s-tamponirovaniem-porod.html infonko.ru/prohodka-virabotki-metodom-pileniya.html infonko.ru/prohodka-virabotok-s-primeneniem-gornih-kombajnov.html infonko.ru/prohodzhennya-virobnicho-praktiki-v-byudzhetnih-ustanovah.html infonko.ru/prohorovskoe-srazhenie-1017-iyulya-1943-g.html infonko.ru/prohozhdenie-chastic-cherez-potencialnij-barer.html infonko.ru/prohozhdenie-gosudarstvennoj-sluzhbi.html infonko.ru/prohozhdenie-grazhdanskoj-sluzhbi.html