INFONKO.RU

Тема 1. Моя Родина - Республика Казахстан. Язык и речь.

Блок 1.

Тема 1. Моя Родина - Республика Казахстан. Язык и речь.

Основные понятия: язык, речь, код, система языка, уровень языка, единица языка, функция языка, монолог, диалог, полилог, унитарный, светский, сухопутный, акватория, индустрия.

Язык и речь

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Единицы языка— это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения. Все единицы языка не существу­ют изолированно и неупорядоченно. Они взаимно связаны меж­ду собой и образуют единое целое - системуязыка.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уровень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. При помощи языка люди обмениваются мыслями, выражают свои чувства. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт. Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постепенно развивается и совершенствуется. Все функции языка проявляются в коммуникации.

Выделяют следующие функции языка:

· коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

· конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;

· познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

· эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

· волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка и др.

Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения. Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме.

Устная речьотличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.

Устная речь имеет следующие виды:

1. Монолог, когда говорящий в течение относительно длительного времени излагает свои мысли, не будучи прерываем другими людьми. Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты, чтение вслух стихотворений, прозы и т. д.



2. Диалог, т.е. разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. В отличие от монологической диалогическая речь не является непрерывной, она подчиняется не предварительно намеченному плану, а зависит от характера и хода беседы, всегда бывает связана с необходимостью отвечать на вопросы или реплики собеседников.

3. Полилог - форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение ка­кой-либо темы (политическое событие, спектакль, ли­тературные произведение, спорт и т. д.).

Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим поэтому возможности уловить ее смысл по интонации и другим фонетическим выразительным средствам устной речи. Поэтому письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка.

Таким образом, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Работа по тексту.

1.Прочитайте текст.

Республика Казахстан

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Численность населения Казахстана на 1 июня 2012 года составляла 16 млн. 760 тыс. человек. Этническая структура казахстанского общества согласно национальной переписи 2009 года выглядит следующим образом: казахи - 63,07%, русские - 23,70%, узбеки - 2,85%, украинцы - 2,08%, уйгуры - 1,40%, татары - 1,28%, немцы - 1,11%, другие - 4,51%.

Казахстан расположен в центре Евразийского континента. Занимая 2 млн. 724,9 тыс. квадратных километров, страна находится на девятом месте по площади территории среди государств мира. На севере и западе республика имеет общие границы с Россией – 7 591 км (самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире), на востоке с Китаем – 1 783 км, на юге с Кыргызстаном – 1 242 км, с Узбекистаном – 2 351 км и с Туркменистаном – 426 км. Общая протяженность сухопутных границ – 13 200 км. Кроме того, республика омывается внутриконтинентальными морями – Каспийским и Аральским. Казахстан – самая крупная страна в мире, которая не имеет прямого выхода в Мировой океан.

Большую часть территории страны составляют пустыни – 44% и полупустыни – 14%. Степи занимают 26% территории Казахстана, леса – 5,5%. В Казахстане насчитывается 8,5 тысяч рек. Северо-восточная часть акватории Каспийского моря входит в пределы республики. Аральское море разделено между Казахстаном и Узбекистаном. В Казахстане есть 48 тысяч больших и малых озер. Самые крупные из них – Балхаш, Зайсан и Алакол. Удаленность от океанов обусловливает резко континентальный климат страны. Средняя температура января – от −19 °C на севере до −2 °C на юге, средняя температура июля – от +19 °C на севере и до +28 °C на юге. Лето в стране жаркое и сухое, зима холодная и снежная.

Республика Казахстан – индустриальная страна, одним из основных источников экономического роста которой является добыча полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база страны состоит из более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки трлн. долларов США. Республика занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе – серебра, свинца и хромитов, третье – меди и флюорита, четвертое – молибдена, шестое – золота.

Казахстан также имеет значительные запасы нефти и газа, которые сосредоточены в западных областях. Сегодня страна относится к разряду ведущих нефтедобывающих государств мира – более 80 млн. тонн нефти и газового конденсата в год. Планируется увеличить ежегодную добычу до 120 млн. тонн к 2020 году. Сейчас Казахстан находится на 9 месте в мире по подтвержденным запасам нефти. Кроме этого республика занимает в мировой табели о рангах 8 место по запасам угля и 2 место по запасам урана.

Традиционно большое внимание в стране уделяется развитию сельского хозяйства. Казахстан входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. 70% пахотных земель на севере занято зерновыми и техническими культурами – пшеницей, ячменем, просом. На юге страны выращивают рис, хлопчатник, табак. Казахстан славится также своими садами, виноградниками и бахчевыми культурами. Ведущей отраслью сельского хозяйства остается животноводство, ключевыми направлениями которого является разведение крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов и свиней. В республике также развито птицеводство и рыболовство.

Осуществляется масштабная социальная модернизация страны – строятся новые школы, профессиональные колледжи и университеты, открываются суперсовременные медицинские клиники и больницы, совершенствуется система социальной поддержки населения.

Стабильный рост всех отраслей экономики, международное признание, политическая стабильность стали основой процветания казахстанского общества. Казахстан – это страна, устремленная в будущее, которая свято чтит свои культурные традиции и успешно реализует огромный созидательный потенциал в современном высококонкурентном мире.

2. Ответьте на вопросы:

- Что нового вы узнали из текста?

- Что составляет основу экономики страны?

- Какую территорию занимает Казахстан?

- С какими странами граничит наша страна?

- К какой форме и какому виду речи относится данный текст?

3. Найдите в словаре значение слов: унитарный, светский, сухопутный, акватория, созидание, потенциал, конкуренция, модернизация, индустриальный. Составьте с ними словосочетания.

4. Найдите в тексте единицы разных уровней языка и выпишите примеры.

5. Сделайте фонетический разбор слов: потенциал, высшими.

6. Разберите по составу слова: животноводство, рыболовство, птицеводство, суперсовременный, высококонкурентный.

7. Сделайте синтаксический разбор предложений первого абзаца.

СРСП

1. Прочитайте текст.

«Байтерек» - визитная карточка Астаны

Идея создания декоративного символа страны и новой столицы принадлежит Президенту РК. Нурсултан Назарбаев увидел его в форме раскрывающегося тюльпана символической высоты в 97 метров (число увековечило год переноса столицы в Астану). Казахстанский лидер пожелал связать этот образ с древними преданиями и в то же время выразить идеалы всех казахстанцев, стремящихся жить в мире и согласии.

В основу монумента легла легенда о Байтереке – сказочном дереве, растущем на горе Кок-Тобе, омываемой безбрежным океаном. Ежегодно в его листве священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце. Каждый год Дракон съедает Светило, что символически означает смену Дня и Ночи, Лета и Зимы, Добра и Зла, Света и Тьмы.

Перед началом работы был проведен «мониторинг». Архитекторы детально ознакомились с множеством архитектурных символов стран мира. Статуя Свободы, Мамаев курган, Эйфелева башня, Медный всадник…

В расчет принималось все: высота сооружений, применение всех последних архитектурных технологий. Особое внимание уделялось современным конструкциям в стиле high-tech: Центр Жоржа Помпиду в Париже, берлинский SONY-центр.

Масштаб «Байтерека» ошеломляет: впервые в мире шар из стекла-хамелеона, меняющего цвет в зависимости от солнечного цвета, был поднят на такую высоту!

С самого начало объект вели отечественные специалисты: архитекторы Акмурза Рустембеков и Суйерхан Базарбаев, главный конструктор Марк Вайнштейн, подрядчики «Имсталькона», дизайнер интерьеров Айтуар Оспанов.

Башня создавалась в экстремальных природных условиях вопреки агрессивным астанинским грунтам, вынудившим применить особо укрепленные сваи на железобетонной подушке. Вопреки степным ветрам, которые на высоте в 50-60 метров намного ощутимее, нежели у поверхности земли. А ведь полная высота конструкции – 105 метров! Эквивалент – 35-этажный дом.

Много оригинальных инженерных решений потребовало и устройство коммуникаций, датчиков, систем пожаротушения и отопления. Байтерек состоит из трех частей. Подземная часть символизирует возникновение наших корней. Это мир океана, «подкрепленный» огромным аквариумом, расположенным в кафе. Здесь же глубина в четыре с половиной метра – круглый холл с обзорными лифтами.

В холле же при входе в башню – мини-галерея «Байтерек», где представлены работы последнего периода известного художника Ерболата Толепбая. Средняя часть комплекса «Развитие» являет собой как бы ствол дерева. Внутри его – два скоростных лифта, символизирующих подъем к Небу.

Лифты возносят посетителей в крону «древа возрождения» – Золотой шар диаметром 22 метра. Шар этот спрятан внутри раскрывающегося цветка из ажурных металлоконструкций. Он остеклен горизонтально изогнутыми листами из трех слоев, защищающих его от атмосферных воздействий. Внутри шара лифтовый холл, буфет, панорамный зал, из которого можно до бесконечности любоваться новым обликом столицы.

И наконец, на самом верху – композиция «Аялы алакан» («Добрые ладони»). Здесь можно «поздороваться» с первым лицом государства: вложив руку в отпечаток его ладони. Это апогей архитектурной идеи «Байтерека»: серебряный амулет-тумар с данью Нурсултана Назарбаева. При прикосновении к нему загорается спиралевидный струящийся свет, при попадании луча на ладонь играет гимн Казахстана. За счет дополнительной подсветки композиция визуально отрывается от основания, будто парит над землей.

2. Ответьте на вопросы по тексту.

-Кому принадлежит идея создания комплекса «Байтерек»?

- Какая легенда легла в основу архитектурной идеи комплекса?

- С чего начиналась работа архитекторов?

- В чем состоит уникальность «Байтерека»?

- Какие специалисты вели проект?

- В каких природных условиях велось строительство?

- Из каких частей состоит комплекс «Байтерек»?

- Что является апогеем всей конструкции?

3. Как вы понимаете значение выражения: «Казахстанский лидер пожелал связать этот образ с древними преданиями …» Обоснуйте свой ответ.

4. Найдите в словаре значения новых слов.

Символ, лидер, предание, монумент, светило, мониторинг, ошеломлять, эквивалент, ощутимый, обзорный, холл, башня, являть, крона, изогнутый, облик, апогей, дань, визуально.

5. К данным словам подберите однокоренные слова:

- декоративный – …

- символ - …

- ознакомились - …

- конструкция - …

- оригинальный- …

- горизонтально - …

Задания продвинутого уровня:

1. Понятие национальный язык обозначает «язык, на котором говорят и пишут люди данной национальности». Как вы понимаете значение словосочетаний: современный русский литературный язык, профессиональный язык?

2. Ответьте на вопросы:

-В какую семью языков входит ваш родной язык?

-Какой алфавит используется в вашем языке?

-Чем труден ваш язык для иностранца?

-Чем труден для вас русский язык?

-Какие языки, кроме русского, вы изучали?

-Какое значение имеет для людей искусства знание языка?

3. Выразите свое мнение о назначении языка, опираясь на следующие высказывания:

«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». К.Д.Ушинский

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». А. де Сент-Экзюпери

«Язык – это орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как». Л.Н.Толстой

«Речь, которую я люблю, - это бесхитростная, простая речь, такая же на бумаге, как и на устах, речь сочная и острая, краткая, не столько тонкая и приглаженная, сколько мощная и суровая ». М.Монтель

«...искусство писать есть искусство пробудить в читателе множество ощущений; отсутствует стиль потому, что отсутствуют идеи ». К.А.Гельвеций

4. Опираясь на собственные знания и полученный грамматический материал, составьте таблицы: структура языка, уровни языка, основные единицы уровней языка.

5. Назовите основные функции языка.

6. Выучите стихотворение о Родине на русском языке

7. Подготовьтесь к викторине «Что мы знаем о Казахстане» с использованием сведений об истории, географии, экономики и культуры страны.

СРС

Подготовьте презентацию по теме «Мой родной край».

Работа по текстам.

1. Прочитайте текст.

Питайтесь правильно

Не все знают, как надо правильно питаться, и поэтому совершают ошибки, за которые приходится расплачиваться здоровьем. Людям, занимающимся умственным трудом, хотелось бы дать несколько советов.

Первый и, пожалуй, самый главный – не переедайте! Этот совет относится, прежде всего, к тем, кто рабочий день проводит за письменным столом, а в свободное время предпочитает отдых за книгой, у телевизора или за шахматной доской.

Малая физическая активность, незначительный расход мышечной энергии несовместимы с потреблением обильной пищи, несущей с собой избыток калорий. Это неминуемо ведет к ожирению. Общая калорийность суточного рациона не должна превышать 2500 килокалорий.

Снизить калорийность суточного рациона целесообразно за счет ограничения мучных блюд, кондитерских изделий, а также сахара и меда. Старайтесь есть больше овощей: даже при значительном объеме они низкокалорийны. Кроме того, овощи – источник витаминов, а во время интенсивной умственной работы потребность в них увеличивается.

Не нарушайте режим питания. Не заменяйте завтрак стаканом чая или кофе, не забывайте об обеде, не переносите ужин на поздний час, ешьте не позднее, чем за полтора-два часа до сна.

Нарушение режима питания отрицательно сказывается на ритме деятельности органов пищеварения, что создает условия для развития болезней.

Кроме того, в соответствии с суточными биоритмами пищеварение ночью замедляется и менее активно протекает окисление пищевых веществ. В результате жир полностью не сгорает, а откладывается.

У любителей поесть перед сном, как правило, масса тела превышает норму.

Не пытайтесь восстанавливать умственную работоспособность с помощью крепкого сладкого чая.

Не увлекайтесь кофе. Содержащийся в нем кофеин возбуждает сосудодвигательный центр головного мозга, увеличивает силу и частоту сокращений сердечной мышцы.

2. Что нового для себя вы узнали из текста? Выпишите полезные советы, которые вы раньше не знали.

3. К какому виду речи относиться данный текст? Обоснуйте ответ.

4. Перескажите текст. Во время пересказа понаблюдайте, чем отличается написанный текст от произносимого вами. Какие особенности устного рассказа вы выявили?

1. Прочитайте текст.

Спорт высших достижений

С 776 г. до новой эры в Древней Греции в честь бога Зевса по традиции один раз в четыре года устраивались популярные общегреческие празднества и состязания. На время Олимпийских игр обьявлялся обязательный для всех греков «священный мир».В это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили Олимпийские игры в течение пяти дней. Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись.

Позднее французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен предложил организовать Олимпийские игры по образцу античных и создать Международный олимпийский комитет (МОК). Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией в 1894 году. Согласно хартии Олимпийские игры «обьединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам».

Таким образом, с 1896 года проводятся Олимпийские игры – крупнейшиемеждународные комплексные спортивные соревнования современности. В программу Олимпийских игр могут быть включены виды спорта, признанные МОК: баскетбол, бокс, классическая и вольная борьба, велоспорт, волейбол, гандбол, спортивная гимнастика, дзю-до, плавание и другие виды спорта. С 1924 года стали проводиться и зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию.

Место проведения Олимпийских игр выбирает МОК. Летние Олимпийскиеигры продолжаются не более пятнадцати дней, а зимние – неболее десяти дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему, флаг и девиз.

Эмблема – пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов, которые символизируют пять обьединенных в олимпийском движении континентов, флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, девиз – «Быстрее, выше, сильнее».

Одним из традиционных ритуалов Олимпийских игр является зажжение огня на церемонии открытия. Огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город – организатор Олимпийских игр. Олимпийские игры сближают народы разных стран и способствуют укреплению духа дружбы и взаимопонимания между народами всего мира.

2. Составьте вопросы к тексту.

3. Изучите дополнительный материал и сделайте небольшое выступление о спортивных достижениях казахстанских чемпионов во время последних Олимпийских игр.

СРСП

1. Прочитайте текст.

Пароль, открывающий сердца

У Пьера де Кубертена – выдающегося французского и общественного деятеля, у одного из активнейших инициаторов возрождения Олимпийских игр, у почетного пожизненного президента Международного олимпийского комитета – было страстное желание написать оду спорту. Он считал, что должен убедить будущих читателей в том, что спорт – это наслаждение, что он способствует развитию разума и силы, зовет к справедливой борьбе, помогает вырабатывать благородство. Звания победителя достоин тот, кто боролся честно и открыто.

И, наконец, спорт требует мира. Так как только на мирных полях возможно мирное единоборство. Кубертен решил для себя, что только пароль «мир» должен прозвучать в стихах заключительным торжественным аккордом. Стихи давались нелегко. Кубертен отправил свой труд на конкурс искусств.

Члены жюри, ознакомившись с произведением, обьявили в 1912 году,что по разделу литературы первое место и золотая медаль присуждается за «Оду спорту» господам Л.Хороду – Франция –и И.Эмбаху – Германия.

Пройдут годы, и исследователи наследия Пьера де Кубертена будут продолжать спор – почему он подписал «Оду спорту» псевдонимом? Почему выбрал французскую и немецкую фамилии? (По В.А.Новоскольцеву)

2. Выпишите словосочетания, характеризующие место спорта в жизни человека.

3. Перескажите текст по плану:

- Пьер де Кубертен – инициатор возрождения Олимпийских игр.

- «Ода спорту» давалась нелегко.

- Присуждается первое место и золотая медаль.

- Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы, мир,прогресс, благородство.

4. Составьте диалог или монолог на тему «Олимпийские чемпионы Казахстана» с использованием языковых средств, присущих устной и письменной речи.

1. Прочитайте текст.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – каждый расшифровывает это понятие по-своему. Для одного - это занятие спортом и не более, для другого – это правильное питание и умеренная активность. Но, настоящийздоровый образ жизни – это целая совокупность факторов. Положительные эмоции, правильное питание, спорт, отсутствие курения, алкоголя и стрессов, частые прогулки в парках или выезды за город. И это малая доля настоящего здорового образа жизни.

Конечно, стрессы и положительные эмоции не контролируются, но ведь все остальное можно организовать. У вас не хватает времени? Силы воли? Желания? Стимула? Какие еще отговорки придумаете, чтобы ничего не менять? Никто не изменит вашу жизнь, только вы сами можете это сделать, и это под силу вам, не недооценивайте себя. Начнем сразу со сложного: правильное питание.

- Многие ошибочно считают, что правильное питаниеэто невкусно. Мы настолько привыкли к подсластителям, подкислителям, приправам, что без них еда уже кажется пресной. Тем не менее, от их потребления придется отказаться, как бы этого не хотелось. С едой все достаточно просто – измените вид готовки. Вместо жареного, тушеного и печеного в духовке делайте вареное и парное. Раскошельтесь на пароварку – многие блюда будет проще готовить (вам не нужно постоянно контролировать процесс готовки, нажал кнопочку и все). Выпечка – только своя и в ограниченном количестве. Замените употребление хлеба на продукты из обработанного цельного зерна, к примеру, откройте для себя пшеничные слайсы «хлебцы домашние». Конечно, в итоге, каждый решает сам, какие именно блюда готовить, обратитесь к интернет сети – их невероятно огромное количество. Самое главное – вкусно и полезно вполне допустимое совмещение.

Далее у нас следует спорт. Не нужно испытывать свой организм на прочность и изматывать себя.

- Занятия спортом должны приносить удовольствие, а для этого необходимо выбрать занятие по душе. Танцы, аэробика, стриптиз-аэробика, бег, плавание и многое другое. Даже в домашних условиях можно устроить себе занятия, достаточно только скачать понравившиеся программы.

- Отказ от курения и алкоголя. Здоровый образ жизни не может быть совмещен с этими привычками. Отказаться и от сигарет, и от алкоголя легко, достаточно перестать себя уверять, что вы в любой момент можете бросить, что это все не приносит вреда, что вы не находитесь под влиянием пагубных привычек. Перестав себя обманывать (именно себя, а не других людей) вы сами поймете, что это все вам не надо. Вам откроются глаза на то, что никакого «кайфа» уже нет, вкус у сигарет отвратителен, руки неприятно пахнут, да и изо рта не особо. То же и с алкоголем, вкус – ужасный, удовольствие весьма сомнительно, а последствия неприятны – головная боль, тошнота, сухость во рту.

- Частые прогулки. Зима или лето, неважно, главное дышать свежим воздухом и выходить из пыльных помещений. Выбираясь на природу или просто в парк, вы двигаетесь, отвлекаетесь от проблем, повышаете себе настроение.

Да, поменять полностью образ жизни и свое мировоззрение не так-то просто, но никто не говорит, что это невозможно!

2. Ответьте на вопросы:

- Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «здоровый образ жизни»?

- Что является составляющим здорового образа жизни?

- Что бы вы еще добавили к тому, что перечислил автор?

3. Какие части речи встретились в данном тексте? Приведите примеры.

4. Найдите в тексте неологизмы и слова, относящиеся к нелитературной разновидности языка. Выпишите их и объясните значение. С какой целью автор использует их в тексте?

Начало формы

Ситуативные задания

1. Представьте себя в следующих ситуациях:

– Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как чувствует себя здоровым. Расскажите вашему другу о пользе спорта.

– Ваш знакомый пригласил вас на хоккей. Откажитесь вежливо и обьясните причину отказа.

– У вас в академии проходил спортивный день. Расскажите о программе спортивных соревнований с участием вашей группы.

– Подготовьте материал для газеты академии «Өнер» о спортивных достижениях студентов, удостоенных дипломов и наград.

– Вы были свидетелем игры в шахматы студентов двух факультетов. Ваши однокурсники не смогли присутствовать на играх.Расскажите им, как проходили игры.

- Ваша команда получила призовое место в спортивных состязаниях. Поблагодарите участников соревнований.

2. Напишите небольшую статью об одном из спортсменов по плану.

- Как его зовут?

- Каким видом спорта он занимается?

- Как долго он занимается или занимался этим видом спорта?

- Каков его лучший результат?

- Как он работает над собой?

- Чем он еще занимается в свободное время?

3. Какие новые виды спорта вы знаете? Какие из них популярны среди молодежи нашей республики?

СРС

1.Работа в паре. Составьте диалог с другом на тему «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?».

2. Составление сообщения - монолога с соблюдением всех языковых требований к оформлению письменной речи на тему (по выбору): «В здоровом теле - здоровый дух», «Мой любимый вид спорта», «Казахские спортивные национальные игры».

Работа по тексту.

1. Прочитайте текст.

“Не жизнь, а праздник!” - при этих словах любой человек улыбнется и подумает о чем-то светлом, добром и чистом, вспомнит свой любимый праздник.

Что такое праздник? Обычно этим словом называют мероприятие или дату, связанную с каким-то радостным и/или значимым событием. Чем же праздники отличаются от будней? Ответ лежит в самом слове "праздник" (праздник и праздность, т.е. «лень, безделие, ничегонеделание» - однокоренные слова). И не удивительно, что в праздники люди «празднуют», т.е. предаются праздности - не работают, едят и пьют вволю, поют, танцуют, веселятся. Но зачем они это делают? Зачем человечество придумало праздники? Смысл этого феномена человеческой культуры в том, чтобы помочь людям легче переносить тяготы и лишения будней.

Официальные праздники - грандиозные торжества, которые отмечаются по всей стране и относятся к разряду государственных. В такие дни большинство учреждений и заведений не работают. Эти праздники отмечаются с размахом и массовыми гуляниями. Также в такие праздники устраивают концерты, выступления, праздничный салют.

Неофициальные праздники - это праздники, посвященные определенным событиям, той или иной религиозной, этнической или социальной группе населения. Они могут быть как международного уровня, например День святого Валентина (14 февраля), так и только в определенной стране - День сурка в США (2 февраля). Такие праздники - это скорее традиция, дань памяти в честь определенного события. В такие дни проводят фестивали, конкурсы и даже парады.

Международные праздники - это грандиозные, самые широкомасштабные торжества, объединяющие все страны и континенты. Некоторые торжества длятся не только один день, но и целыми неделями. Неважно далеко Вы или близко, на каком языке говорите, эти праздники призваны объединить все человечество. Новый Год, 8-е марта и многие другие вызывающие только положительные эмоции и миллионы улыбок по всему свету. Празднуются так ярко, что даже из космоса видны масштабы мероприятия и салют.

Профессиональные праздники - это торжественные дни в честь какой-либо определенной профессии. Такие праздники не являются официальными выходными днями. Зато это прекрасный повод собраться вместе представителям своей профессии. В такие дни профессионалы своего дела особенно приветливы. Некоторые праздники имеют международный статус и отмечаются несколькими странами. Другие же отмечаются на конкретной территории страны.

Религиозные праздники - это праздники в честь памяти о святом или о религиозном событии, обусловленные верой в сверхъестественное, особым осознанием мира. У каждой веры есть своя доктрина, система мировоззрения на религиозные праздники. Каждая вера уникальна и празднуется с особым почетом и уважением к событиям, повлиявшим на мировоззрение культуры тех или иных направлений религиозного культа.

День города - это ежегодное, торжественное, широкомасштабное, зрелищное мероприятие. Празднуется в честь основания города, или при получении городского статуса. В некоторых городах - это день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В праздничный день проводятся многочисленные торжественные мероприятия - парады, ярмарки, концерты. Особенно ярко празднуются юбилеи городов. Торжества обычно заканчиваются грандиозным салютом и фейерверками.

2. Ответьте на вопросы:

- Как появились праздники?

- Что означает слово «праздник»?

- Какие виды праздников выделяет автор? Согласны ли вы с ним?

3. Расскажите о своем любимом празднике. Как вы к нему готовитесь?

4. Определите вид глаголов: собраться, пойти, заговорить, рассмеяться, приготовить, купить, украсить, нарядить, станцевать, спеть, сыграть, кружить, качаться, гулять, кататься, кушать, нарисовать, вырезать, убраться, выгулять, рассказать, уснуть. Образуйте от данных глаголов видовую пару.

5. Используя глаголы из предыдущего задания, составьте рассказ о том, как вы отметили недавний праздник.

6. Перепишите текст, ставя слова из скобок в нужном падеже. Определите тип и вид текста. Подчеркните слова, которые помогли вам определить тип текста.

Здесь пойдет речь о железном Тимур-ленге, хромом (барс), о Сахиб-и- Кирани - счастливом (завоеватель), о Тамерлане, как их называли его неверные, о (человек), который хотел разрушить весь мир.

Пятьдесят лет ходил он по (земля), железная стопа его давила города и государства, как нога (слон) – муравейники, красные реки крови текли от его путей во все стороны; он строил высокие (башня) из костей побежденных (народы); он разрушал жизнь, споря в силе своей со (смерть), он мстил ей за то, что она взяла (сын) его Джахангира; страшный человек - он хотел отнять у неё все жертвы - да издохнет она с (голод) и (тоска)!

С того дня, как умер сын его Джахангир и народ (Самарканд) встретил (победитель) злых Джеттов, одетых в чёрное и голубое, посыпав головы свои (пыль) и (пепел),- с того дня и до часа встречи со (смерть) в Отраре, где она поборола его, - тридцать лет Тимур ни разу не улыбнулся - так жил он, сомкнув губы, ни перед кем не склоняя (голова), и сердце его было закрыто для (сострадание) тридцать лет!

(М.Горький. Сказки об Италии.)

СРСП

1. Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. В приведенных ниже текстах определите: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

А) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому). Б) Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

2. Прочитайте тексты о национальных праздниках. Подумайте, в чем заключается значение этих праздников?

Наурыз

Наурыз, празднуемый в день весеннего равноденствия, 22 марта, считается одним из крупных праздников народов Средней Азии и Казахстана. Согласно мнению исследователей, Наурыз насчитывает несколько тысяч лет. Тысячелетиями складывались традиции Наурыза. Омар Хайям в книге «Наурыз – нома» сообщает о приметах этого праздника: «Дома убирают, украшают зеленью и цветами, ходят в гости к родителям, близким…».

В этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за сохранность богатства – скота. Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. В Наурыз устраивали народные игры, состязания, в которых активное участие принимали взрослые и молодежь, дети и женщины.

В силу кочевого образа жизни казахского народа широкое распространение получили конные состязания и различные игры на лошадях: стрельба из лука, кокпар, джигитовка и т.д. Дети играли в асыки, лапту. Веселье царило на празднике.

Хозяйки на Наурыз готовят традиционное угощение – наурыз-коже, состоящий из семи компонентов. Накрывается обильный дастархан. В доме порядок и чистота.

Одним из пожеланий людям является «бата» о счастье, мире и обилии народу.

Масленица

Масленица – древний русский народный праздник, отмечающийся на последней неделе перед Великим постом. Длится она семь дней. Во время поста следует воздержаться от мясной и жирной пищи, увеселений. Вот народ и стремится повеселиться до поста. Название праздника возникло потому, что на этой неделе пекут блины масляные.

Масленица – самый шумный, веселый праздник. Каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Скажем, понедельник – «встреча» Масленицы, вторник – «заигрыш» (устра



infonko.ru/rastitelnie-komponenti-lesa-ih-harakteristika-i-opredelenie.html infonko.ru/rastitelnie-vitaminnie-preparati.html infonko.ru/rastitelnie-zhertvoprinosheniya.html infonko.ru/rastitelnost-i-zhivotnij-mir.html infonko.ru/rastitelnoyadnie-zhivotnie-organizmi.html infonko.ru/rastorzhenie-braka-v-organah-zagsa.html infonko.ru/rastorzhenie-braka-v-organah-zags.html infonko.ru/rastorzhenie-trudovogo-dogovora.html infonko.ru/rastorzhenie-trudovogo-dogovora-no-iniciative-rabotnika.html infonko.ru/rastorzhenie-trudovogo-dogovora-po-iniciative-odnoj-iz-storon-trudovogo-dogovora.html infonko.ru/rastorzhenie-trudovogo-dogovora-po-iniciative-rabotnika.html infonko.ru/rastorzhenie-trudovogo-dogovora-po-iniciative-rabotodatelya.html infonko.ru/rastrovaya-i-vektornaya-grafika.html infonko.ru/rastrovie-izobrazheniya-na-ekrane-monitora.html infonko.ru/rastrovoe-matrichnoe-predstavlenie-prostranstvennih-obektov.html infonko.ru/rastrovoe-predstavlenie-otrezka-algoritm-brezenhejma.html infonko.ru/rastushaya-znachimost-chelovecheskoj-vlasti.html infonko.ru/rastushego-i-padayushego-obema-raznost.html infonko.ru/rastushih-i-padayushih-akcii-raznost.html infonko.ru/rastvori-dekorativnih-shtukaturok.html