INFONKO.RU

Становление и развитие аэробики

История развития аэробики как особой формы двигательной активности берет свое начало во второй полови­не XX в., когда крупнейший американский специалист практической медицины Кеннет Купер в 1968 г. выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого тер­мина. Под его руководством в конце 1960-х гг. проводилась исследовательская работа, где использовалась форма аэроб­ной тренировки в качестве средства общей физической подготовки, в дальнейшем он создал научный центр аэробики.

Аэробикой К. Купер назвал свою систему циклических оздоровительных упражнений для людей различного возраста. Упражнения выполнялись в условиях длительной физической нагрузки средней интенсивности, при которой организм в достаточной мере потребляет кислород. Если потребление кислорода, необходимое работающим мыш­цам, соответствует кислородному запросу организма на данную работу, то можно говорить об аэробной работе. Упражнения, соответствующие этому двигательному режи­му, считаются аэробными.

Аэробика, по К. Куперу, — это систематическое приме­нение продолжительных, умеренных по интенсивности фи­зических упражнений, укрепляющих здоровье. При этом для достижения оздоровительного эффекта необходимы следующие условия: участие в работе больших мышечных групп; возможность продолжительного выполнения упраж­нения; ритмический характер мышечной деятельности.

Разработанные К. Купером аэробные программы и нор­мы двигательной активности занимающихся содержат раз­личные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и др., они вызывают значительное временное повышение частоты/ сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Выпол­нение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объ­единенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуя аэробные механизмы обменных процессов организма человека.

К. Купер поставил аэробные танцы наряду с цикличе­скими видами в число самых эффективных оздоровитель­ных упражнений. Идея Купера была поддержана его сооте­чественницей Д. Соренсен и в конце 1970-х гг. внедрена в занятия по танцевальной гимнастике. В 1980-х гг. к специа­листам массовой физической культуры присоединяются актрисы Джейн Фонда, Синди Ромм, Марель Шарель и др. Их высокое актерское мастерство, двигательная эрудиция способствовали быстрой популяризации аэробики.

Благоприятные изменения в организме наблюдаются при занятиях аэробной гимнастикой (гимнастической аэро­бикой, поп-гимнастикой и др.), широко распространенной как в оздоровительной, так и в лечебной физической куль­туре. Выполнение танцевальных упражнений спортивно- гимнастического стиля в течение 30—60 минут по физио­логическим показателям оказывает эффект циклической деятельности аэробного характера.



В отличие от однообразных циклических нагрузок заня­тия аэробикой также вызывают большой эмоциональный подъем, сопровождающийся определенными нейроэндо­кринными сдвигами, которые обычно свойственны повышению функциональных возможностей организма и являются активным стимулятором деятельности сердечно­сосудистой системы человека.

Аэробная гимнастика выгодно отличается, например, от бега тем, что физическая нагрузка равномерно распределя­ется на все мышечные группы. Для того чтобы получить оздоровительный эффект от занятий, необходимо, чтобы физическая нагрузка была продолжительной, в меру утоми­тельной и по возможности увлекательной.

Дальнейшие исследования М. П. Ивлева, Е. Б. Мякинченко, М. Ю. Ростовцевой, Т. С. Лисицкой, Л. В. Сидневой в области влияния физических упражнений на организм человека показали, что ориентации физической активности на кардиореспираторную систему недостаточно, и поэтому наряду с аэробными упражнениями в оздоровительные тренировки вошли силовые нагрузки. В программы включает­ся силовой тренинг, т. е. упражнения на развитие силы и выносливости основных групп мышц. В занятиях стали ис­пользоваться вспомогательные снаряды, гантели, скакалки, упражнения на тренажерах. В дальнейшем были включены и упражнения, направленные на развитие подвижности суставов и гибкости, а в 1980-х гг. появляются научные доказательства того, что для создания комплексного оздо­ровительного воздействия на организм, кроме аэробных, в определенном объеме необходимы и анаэробные нагрузки (Т.А. Кудра, 2001).

Из вышесказанного следует, что аэробика — это дли­тельная физическая нагрузка средней интенсивности, где есть упражнения, при которых организм получает необхо­димый запас кислорода, при этом укрепляется сердечно­сосудистая система, благотворное воздействие оказывается на нервную, эндокринную и дыхательную системы организ­ма человека. Кислород, проникая во все клетки организма, насыщает их, отчего человек чувствует себя свежим, бод­рым и легким.

По мнению Т. С. Лисицкой, Л. В. Сидневой (2002), аэробика — это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом. Умело подбирая и моди­фицируя упражнения, можно вовлечь в работу любую груп­пу мышц, заставить ее действовать достаточно разнообраз­но. Эти упражнения могут быть объединены в поточные серии или выполняться без остановок (режим non stop). Они могут варьироваться по координации, подбираться и компоноваться так, чтобы держать системы организма и мышечные группы в наиболее гармоничном режиме работы, чередующем напряжение и расслабление, сокраще­ние и растяжку. Нагрузки могут быть также весьма разно­образными — от самого низкого уровня (при релаксации, стретчинге, упражнениях на дыхание) до субмаксимальной и максимальной мощности с включением всех функций как в аэробном, так и в анаэробном режиме работы (бег, прыж­ки, скоростно-силовые упражнения). При этом составлен­ные композиции упражнений могут отвечать самым высо­ким эмоциональным требованиям, эстетичности и грацио­зности движений.

В настоящее время термин «аэробика» включает более широкое понятие — это международное название двига­тельной активности оздоровительной направленности, под которым объединено более 200 различных видов и направ­лений. Современная оздоровительная аэробика — это очень динамичная структура, которая постоянно обновляет арсенал используемых средств. Аэробика впитала в себя и современные танцевальные направления и стили (фанк, хип-хоп, сальса и др.), элементы восточной культуры (йога, цигун, ушу и др.) и разные направления оздоровительных систем. Хотя фундамент аэробики составляют европейские школы гимнастики, основой ее являются оздоровительные виды гимнастики.

Все эти разновидности аэробики имеют одну отличи­тельную особенность — темп движений задается ритмом музыкального сопровождения, поэтому в отечественной практике раньше было принято название «ритмическая гимнастика», теперь в современной литературе чаще встре­чается термин «аэробика».

При всем разнообразии форм оздоровительная аэробика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно по­пулярной и привлекательной.

1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элемен­тами народно-бытовых и характерных танцев, диско-тан­цев, танцев в стиле ретро, рок, брейк, фанк и др.

2. Модернизация гимнастических элементов за счет вве­дения симметричных движений.

1. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.

2. Большая эмоциональная насыщенность за счет высо­кой выразительности движений и активной роли препода­вателя на занятиях.

3. Высокая динамичность и разнообразие движений.

4. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.

5. Расширение двигательных возможностей и повыше­ние культуры движений.

6. Коллективный характер занятий.

7. Поточный способ выполнения упражнений.



infonko.ru/formirovanie-funkcionalnogo-bazisa-navika-chteniya.html infonko.ru/formirovanie-gosudarstvennih-organov-i-uchrezhdenij-naznachenie-libo-izbranie-dolzhnostnih-lic-ili-uchastie-v-etih-procedurah.html infonko.ru/formirovanie-gosudarstvennoj-territorii-ssha.html infonko.ru/formirovanie-gradostroitelnogo-ansamblya-moskvi-14-16-vv.html infonko.ru/formirovanie-grafikov-remonta-oborudovaniya.html infonko.ru/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi.html infonko.ru/formirovanie-grammaticheskoj-storoni-rechi-u-doimolnikov.html infonko.ru/formirovanie-gruppi-analogov-i-ustanovlenie-bazovih-obrazcov.html infonko.ru/formirovanie-gruppi-potrebitelej.html infonko.ru/formirovanie-haraktera-u-mladshih-shkolnikov.html infonko.ru/formirovanie-i-attestaciya-ekspertnih-komissij.html infonko.ru/formirovanie-idei-socialnogo-zakona.html infonko.ru/formirovanie-i-deyatelnost-sinekticheskih-grupp.html infonko.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-pribili.html infonko.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-pribili-kommercheskogo-banka.html infonko.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-pribili-predpriyatiya.html infonko.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-viruchki-ot-prodazh-produkcii-rabot-i-uslug.html infonko.ru/formirovanie-i-klassifikaciya-investicionnih-portfelej.html infonko.ru/formirovanie-ikt-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov.html infonko.ru/formirovanie-ikt-kompetentnosti-na-urokah-predmetnoj-oblasti-matematika-i-informatika.html