INFONKO.RU

Современная западная философия.

В конце XIX-начале XX вв. сложилась неклассическая западная философия, основными направлениями которой являются экзистенциализм, философия жизни, психоанализ, позитивизм, постмодернизм.

Экзистенциализм (от лат. «жизнь», «существование»)- философия жизни, человеческого существования; философское направление, сложившееся под влиянием социальных катаклизмов XX века, поставившее во главу угла проблему изоляции человека от общества.

Представители экзистенциализма: русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, немецкие - М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские - Ж.-П. Сартр и А. Камю, испанский – Х. Ортега-и-Гассет.

Основные положения экзистенциализма:

1. исходное понятие - экзистенция - человеческое существование, выражение уникального характера человеческого бытия;

2. человеческий род уникален и неповторим: только люди могут испытывать одиночество, страдания, тоску, заброшенность, - поэтому существование людей отлично от существования других живых существ;

3. человек уникален не только как биологический вид, но и как отдельная личность. Неповторимость каждого человека определяется разницей физического и умственного развития, сознания, жизненного опыта, осознания специфики своего бытия (экзистенции);

4. глубинный уровень человеческой психики открывается только в кризисных ситуациях (тяжелая болезнь, опасность). Зачастую только тогда человек понимает смысл своего существования, осознает неустойчивость и трагедийность своей жизни;

5. осознав специфику собственного бытия, человек может взаимодействовать с внешним бытием, реализовывать себя;

6. в течение жизни человек должен сам сформировать себя, благодаря собственной активности (сходное с тейярдизмом положение), но отсутствие заранее заданной формы, вариативность человеческого развития порождает сомнения, тревоги, страх, отчаяние, которые сопровождают все человеческое существование;

7. человек всю жизнь противостоит иррациональности, абсурдности окружающего его бытия.

Таким образом, экзистенциализм призывает человека к активной жизненной позиции, к выбору своего жизненного пути, к самосозиданию. Экзистенциализм – гуманистическая философия, побуждающая человека быть хозяином собственной жизни. Экзистенциализм оперирует жизненными категориями, отражающими переживания человека, такими как: отчуждение, страдание, отчаяние, тревога, свобода выбора и т. п.

Философию жизнипринято считать иррационалистическим философским течением конца Х1Х – первой половины ХХ вв., выдвигавшим в качестве исходного феномен жизни как интуитивно схватываемую реальность бытия.

Одним из первых предвосхитил идеи философии жизни немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860), выступивший с резкой критикой идеалов классического рационализма. Основной мотив критики заключался в том, что философия служанкой чужих интересов, государственных – сверху и частных – снизу. В работе «Мир как воля и представление» (1819) философ заявляет, что окружающий мир дан человеку только в связи с его восприятием. Это – позиция субъективного идеализма. Однако философ в отличие от представителей субъективного идеализма стремится найти путь к реальности мира. Шопенгауэр стремится изменить ориентацию европейского сознания. Для этого предлагает преодолеть эгоизм, признать других равными себе, стать на путь аскезы.



Наиболее яркими представителями философии жизни являются: немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900), немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), Освальд Шпенглер (1880-1936), французский философ Анри Бергсон (1859-1941).

Основными проблемами, рассматриваемыми в философии жизни, явились следующие:

критика ценностей западной цивилизации;

выдвижение идеи «сверхчеловека»;

различие наук о природе и наук о духе;

различие между культурой и цивилизацией;

жизнь как творческий порыв;

человечество как открытое общество.

Философия жизни, начав с критики рационалистического способа философствования и ценностей европейской цивилизации, закономерно восходит к проблемам жизни современного человечества.

Основателем психоанализа в современной философии является австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939). Теория психоанализа оказала существенное влияние на современное сознание человечества. Эдипов комплекс, либидо, цензура, сублимация, бессознательное, «Superego» и т.п. – все эти психоаналитические представления и понятия вошли в сегодняшнюю повседневную жизнь.

Работы Фрейда переворачивали устоявшееся представление об идентичности сознательного и психического. В структуре человеческой психики австрийским исследователем были выявлены три основные ее составляющие: бессознательное (Id), сфера сознания индивида (Ego), авторитет общественного сознания и норм человеческого поведения(Superego). Если для бессознательного основным принципом его функционирования является удовольствие, то для индивидуальное сознание руководствуется принципом реальности. Фрейдом были вскрыты противоречия между основными структурами человеческой психики.

Проблемы, казалось бы, чисто психотерапевтического плана, приняли мировоззренческое значение. Что такое человек? Какова его природа? Насколько человек является сознательным? Как необходимо относиться к бессознательному?

Психоаналитическая философия получила свое дальнейшее развитие в работах швейцарского исследователя Карла Густава Юнга (1875-1961), немецко-американского психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980). Была раскрыта природа коллективного бессознательного и конструктивная роль в формировании личности архетипов ( от греч. прообраз). Архетипы как врожденные психические структуры лежат в основе общечеловеческой символики и находят свое выражение в мифологии, религии, искусстве. В работе Э.Фромма «Иметь или быть» (1976) дана критика культу потребления и богатства и предложена альтернатива быть человеком.

Таким образом, в психоаналитической философии ставятся и обсуждаются актуальные проблемы существования современного общества.

Позитивизм(от лат. Positivus - положительный) – философия, заявившая об особых претензиях науки в формировании современного мировоззрения.

Основоположник позитивизма – французский философ Огюст Конт (1798-1857).

Позитивизм считает несостоятельной всю традиционную философию, так как она обсуждает метафизические проблемы, которые не могут быть научно решены. По мнению позитивистов, истинным является лишь то знание, которое получено при помощи научного эксперимента или опыта. Следовательно, философия должна приближаться к естественным наукам, выводы которых доказаны опытным путем.

Этапы развития позитивизма:

I этап – с середины XIX века - первый позитивизм. О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль. Основной задачей философии считали обобщение и систематизацию данных конкретных наук об объективно существующем мире.

II этап – махизм. Родоначальник – австрийский физик Э. Мах. Философская деятельность сводилась к анализу психофизиологических форм, чувственной основы человеческого опыта. Позитивизм приблизился к субъективному идеализму.

III этап – 20-е гг. XX в. – первая половина ХХ в. - неопозитивизм. Впервые идеи неопозитивизма получили свое выражение в деятельности Венского кружка.

Основными представителями этого направления явились австрийский философ и физик Мориц Шлик (1882-1936), немецко-американский философ и логик Рудольф Карнап (1891-1970), австрийский философ, социологи и экономист Отто Нейрат (1882-1945) и другие.

К числу основных проблем неопозитивизм относил разграничение сферы науки и метафизики, определение оснований науки, разработка универсального языка науки. Если наука решает проблемы, по отношению к которым уместно применение оценок «истина» или «ложь», то метафизика занимается псведопроблемами, которые нельзя охарактеризовать как истинные или ложные. Задача философии в этих условиях заключается в анализе оснований науки и ее языка. Неопозитивисты к числу оснований науки относили протокольные суждения, выражающие суждения эмпирического факта. В качестве универсального языка науки был предложен язык физики, что по сути означала редукцию (сведение) всех других наук к основания физики.

1У этап – вторая половина ХХ в. и по настоящее время – постпозитивизм. Основные представители: английский философ Карл Раймунд Поппер (1902-1994), американский философ Томас Кун (род. 1922), английский историк науки Имре Лакатос (1922-1974) Основой философской деятельности постпозитивистов стал поиск методов проверки правильности, установления истинности тех или иных научных концепций. Они сформулировали основные принципы проверки ценности научных знаний: верификации, фальсификации, конвенции. Метод верификации (от лат. «выявление истины») признает истинными научные положения, которые подкрепляются чувственным опытом. Метод фальсификации (введен К. Поппером) предполагает, что у подлинно научной теории всегда есть факты, ее опровергающие, ставящие под сомнение. Теория, не допускающая критики, ложная. Метод конвенции (обоснован Т. Куном) объясняет, почему некоторые теории доминируют в науке на протяжении длительного времени и не фальсифицируются. Это объясняется поддержкой теорий со стороны сообществ ученых, состоящих в конвенции, соглашении друг с другом; использующих сходные методы исследования, приверженных общей парадигме (образу мыслей).

Постпозитивизм внес значительный вклад в разработку проблемы научных революций, выявлению их факторов, включая и факторы культуры. Наука в отличие от первых форм позитивизма стала восприниматься не в своей изолированности и самодостаточности, а в органичной взаимосвязи с другими мировоззренческими формами. А развитие науки выступила как этапы последовательной смены парадигм мышления (Кун), как непрерывный процесс обновления (К.Поппер), как конкуренция противоборствующих научно-исследовательских программ (И.Лакатос).

Постмодернизм.

Основные представители: русский философ Густав Шпет (1879-1940), французские философы Поль Рикер (род. 1913) и Жак Деррида (род. 1930).

Основные признаки постмодернизма:

1. критика монизма (Б. Спинозы);

2. апогей плюрализма (основы заложены Г. Лейбницем): идея множественности, многообразия природы и общества;

3. признание разнокачественности реальности: может выступать в идеалистической, материалистической, мистической, эзотерической формах;

4. онтологический дуализм: мир единый и упорядоченный, в то же время он разделенный и хаотичный;

5. гносеологический плюрализм: признается множественность точек зрения;

6. главный девиз: «Пересекайте границы, засыпайте рвы!»

Итак, современная западная философия чрезвычайно неоднородна, в ней существует масса течений и направлений. В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной является проблема человеческого существования; в других – проблемы науки и ее оснований познания, как в разных формах позитивизма; третьи во главу угла ставят проблему анализа психических структур человека, как психоанализ; четвертые предлагают интегрировать выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления (постмодернизм). Для многих течений современной философии характерно критическое отношение к философскому наследию прошлого, пессимистическое отношение к разуму и миру в целом. Важными характеристиками философии сегодня являются критицизм и пессимизм. В то же время философия занята поиском новых ценностей в сфере религиозного, мистического опыта. Большинство философов отдает приоритет иррациональным явлениям.



infonko.ru/glava-8-teoreticheskie-osnovi-vitagennogo-obrazovaniya.html infonko.ru/glava-8-territoriya-i-mezhdunarodnoe-pravo.html infonko.ru/glava-8-to-chto-moglo-bi-sluchitsya.html infonko.ru/glava-8-uchastie-rabotnikov-v-upravlenii-organizaciej.html infonko.ru/glava-8-virazheniya-formuli-uravneniya-15-urokov.html infonko.ru/glava-8-voobrazhenie-vnimanie-pamyat.html infonko.ru/glava-8-v-teni-nyurnbergskogo-processa.html infonko.ru/glava-8-vzaimodejstviya-v-mikromire.html infonko.ru/glava-8-yazik-i-stil-napisaniya-kursovoj-raboti.html infonko.ru/glava-8-yazik-lyubvi-5-fizicheskoe-prikosnovenie.html infonko.ru/glava-8-zagaln-polozhennya-shodo-mitno-vartost.html infonko.ru/glava-90-kratkoe-opisanie-deyanij-gospoda-krishni.html infonko.ru/glava-90-poryadok-primeneniya-kontrolno-kassovih-mashin.html infonko.ru/glava-9-17-let-v-reklamnom-agentstve-nachalo.html infonko.ru/glava-91-horoshij-vnuk-ti-dejstvitelno-moj-horoshij-vnuk.html infonko.ru/glava-99-igra-s-zhiznyu-i-smertyu.html infonko.ru/glava-9-allergicheskie-zabolevaniya-kozhi.html infonko.ru/glava-9-astralnoe-telo-tajna-razuma-i-vnechuvstvennoe-vospriyatie.html infonko.ru/glava-9-bespokojstvo-eto-greh.html infonko.ru/glava-9-celie-chisla-14-urokov.html