INFONKO.RU

Современная система школьного исторического образования

План

1. Современная система школьного исторического образования в России.

Характеристика принципов концентрической системы.

2. Образовательно-воспитательные задачи обучения истории на современном этапе.

3. Характеристика стандартов исторического образования. Построение и содержание стандартов исторического образования.

Литература

Основная

Данилов А.А. Школьное историческое образование в России в начале XXI века // ПИШ. 2007. №6.

Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе. Размышления консерватора // ПИШ. 2007. №6.

Кишенкова О.В. О логике построения учебных курсов истории в средней школе // ПИШ. 2007. №10.

О переходе на новую структуру исторического образования // Преподавание истории в школе. 1993. № 4. С. 44 – 46.

О преподавании курсов истории и обществознания // ПИШ. 1994. № 7. С. 22 – 27.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. М., 2000.

Примерная структура исторического и обществоведческого образования в переходный период // ПИШ. 1993. № 4. С. 46 – 47.

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории // ПИШ. 2004. № 8.

Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) // ПИШ. 2004. № 9.

Студеникин М.Т. Некоторые итоги и перспективы реформы исторического образования // ПИШ. 2001. № 2.

Дополнительная

Вяземский Е. Историческое образование в России: проблемы и тенденции // «История», приложение к газете «1 сентября». 1997. № 26. С. 12 – 13.

Калачев И.Г. Школьное историческое образование современной России: некоторые теоретические проблемы // ПИШ. 2007. №6.

Кушнерева Ю. Концентрическая структура исторических курсов: кажущиеся преимущества и реальные проблемы // «История», приложение к газете «1 сентября». 1996. №34.

Лучкина В. Ю. Мое видение школьного историческогообразования // ПИШ. 2000. № 1.

О стандартах исторического образования: критический взгляд // «История». 1997. № 7. С. 15 – 16.

О стратегии развития исторического и обществоведческого образования // ПИШ. 1995. № 3.

Троицкий Ю. Об инновационном стандарте исторического образования // «История». 1996. № 36. С.5.

Практическое занятие № 5

Структурно-функциональный анализ

Учебного исторического материала

План

1. Основные компоненты учебного исторического материала. Два уровня изучения исторического материала.

2. Сущность и назначение структурно-функционального анализа учебного материала.

3. Структура содержания урока (главные и неглавные факты, учебный материал на теоретическом уровне).

4. Функциональный анализ содержания урока.

Практическое задание к занятию: оформить результаты структурно-функционального анализа учебного материала урока «Занятия и общественный строй восточных славян» (учебник Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. 6 кл. М., 2006.) в виде таблицы:



План изучения нового материала Главные структурные компоненты учебного материала Результаты эмпирического изучения главных фактов и теоретических положений Результаты теоретического изучения учебного материала
Какие теоретические положения, выводы, обобщения анализируются? Какие главные факты выделяются? Какие связи (межпредметные, межкурсовые) надо привлечь для осмысления главного? Можно ли создать исторические образы? Какие? Можно ли вызвать эмоциональное переживание? Какое? Каково влияние фактов на развитие воссоздающего и творческого воображения? В чем развитие наглядно-образного мышления, речи? Развитие каких умений происходит? Какие исторические понятия, мировоззренческие идеи формируются? Какие теоретические сведения, ценностные суждения получают ученики? Воспитание каких взглядов и убеждений происходит?

Литература

Основная

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. §13.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. М., 1988. Глава «Подготовка к уроку».

Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический пути познания при обучении истории // ПИШ. 1973. № 5.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 48 – 53.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С.188 –190.

Дополнительная

Гора П.В. Подготовка учителя к уроку // ПИШ. 1984. № 3.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.

Практическое занятие № 6

Целевая установка урока

План

1. Комплексный подход к выбору целей урока.

2. Планирование целей урока: этапы и особенности.

Практическое задание к занятию: определить цели уроков §§3,8,15 учебник Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. 6 кл. М., 2006.)

Литература

Основная

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории М., 2003. С.70 – 87.

Гора П.В. Целевая установка урока и ее роль в решении образовательно-воспитательных задач // ПИШ. 1963. №2.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. С. 190 – 192.

Методика преподавания истории / Под ред. С.А. Ежовой, А.В. Дружковой и др. М., 1986. Глава.12.

Дополнительная

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990. С.16 – 35.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1965. С.65 – 68.

Практическое занятие № 7

Познавательные возможности учащихся

План

1. Индивидуальные факторы познавательной деятельности.

2. Индивидуализация и дифференциация обучения.

3. Уровни познавательной деятельности.

4. Формирование у учащихся интереса к истории.

Литература

Основная

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч.1. М., 2002.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

Дополнительная

Шамова Т.И. Пути индивидуализации обучения школьников // Преподавание истории в школе. 1988. №4.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М., 1988.

Практическое занятие № 8

Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов

План

1. Понятие «прием учебной работы».

2. Сущность эмпирического изучения фактического материала; приемы и виды образов.

3. Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.

4. Примеры приемов.

Литература

Основная

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. Глава 2.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. §§8 – 11.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. 72 – 90.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 96 – 104.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой, А.В. Дружковой и др. М., 1986. С. 74 – 81, 123 – 127.

Дополнительная

История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века: Хрестоматия для учителей / Сост. А.В. Шестаков. М., 1985.

Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М., 1991.

Практическое занятие № 9

Навыки и умения учащихся

1. Определение понятий «умение», «навык» в методической литературе.

2. Классификация умений.

3. Методика формирования умений и навыков.

Литература

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. 1981. №4.

Лернер И.Я. Развитие учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

Шкарина И.Б. Формирование умений и навыков самостоятельной работы // Преподавание истории в школе. 1979. №4.

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории // ПИШ. 2004. №8.

Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право) // ПИШ. 2004. №9.

Практическое занятие № 10

Обучение приемам познания фактического материала

Приемы и средства изучения теоретического материала

План

1. Проблема организации познавательной деятельности учащихся на трех уровнях их познавательной самостоятельности; понятие «умение».

2. Этапность в обучении приемам.

3. Типология познавательных заданий учащимся.

4. Приемы устного изложения теоретического материала.

5. Письменные и графические приемы изучения теоретического материала.

Литература

Основная

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV – VIIIкл.). М., 1978.

Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе изучения истории: Пособие для учителей. (Из опыта работы) / Под ред. В.А. Орлова. М., 1982.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. М., 1993.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978. Ч. 2.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 – 9 классах. М., 1990.

Дополнительная

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.

Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. М., 1996. Ч.1 – 2.

Морозов А.Ю. Курс истории России XX века как система учебных задач // ПИШ. 2009. №1,2,3.

Смирнов С.Г. Решение задач и диалог со школьниками. Вариант изучения отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. // ПИШ. 1995. №2.

Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. М., 1997.

Мильман А.М. Уроки по формированию экономических понятий // ПИШ. 2001. №3.

Практическое занятие №11



infonko.ru/metodi-i-urovni-regulirovaniya-mezhdunarodnoj-migracii-rab-sili.html infonko.ru/metodi-i-vnutrennee-stroenie-filosofii.html infonko.ru/metodi-izgotovleniya-i-montazha.html infonko.ru/metodi-izmerenij-neposredstvennoj-ocenki-i-sravneniya.html infonko.ru/metodi-izmereniya-dalnosti-impulsnie-metodi-izmereniya-dalnosti-strukturnaya-shema-i-princip-raboti-sledyashego-izmeritelya-tochnost-izmereniya.html infonko.ru/metodi-izmereniya-drozhaniya-fazi.html infonko.ru/metodi-izmereniya-harakteristik-volneniya.html infonko.ru/metodi-izmereniya-i-sistema-pokazatelej-urovnya-i-rasprostraneniya-bednosti.html infonko.ru/metodi-izmereniya-kulturnogo-urovnya.html infonko.ru/metodi-izmereniya-proizvoditelnosti-truda.html infonko.ru/metodi-izmereniya-soderzhaniya-komponenta.html infonko.ru/metodi-izmereniya-soprotivleniya.html infonko.ru/metodi-izmereniya-visoti-poleta.html infonko.ru/metodi-izucheniya-ekonomicheskoj-zhizni.html infonko.ru/metodi-izucheniya-fermentativnoj-aktivnosti-bakterij.html infonko.ru/metodi-izucheniya-genetiki-cheloveka.html infonko.ru/metodi-izucheniya-i-analiza-proizvodstvennogo-travmatizma.html infonko.ru/metodi-izucheniya-i-diagnostiki-emocij.html infonko.ru/metodi-izucheniya-i-diagnostiki-emocij-psihofiziologiya-maryutina-kondakov.html infonko.ru/metodi-izucheniya-i-sohraneniya-genofonda.html