INFONKO.RU

Современная семья, ее проблемы, кризис семьи

Необходимым компонентом социальной структуры цивилизованного общества является семья. Каково состояние семьи, таково и состояние государства. Экономика государства определяет экономическое состояние семьи. В зависимости от духовного, социального, культурного уровня семьи будут формироваться личность ребенка, его отношение к окружающему миру. От политики государства зависят условия жизни в семье: жилье, гигиена, отдых и т. п.

В качестве факторов, влияющих на современное состояние семьи, Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют накопление знаний, технологий и обмена информацией, реорганизацию системы, кризис политической и экономической системы. У этих же авторов находим такое определение: «Семья – это объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью».

В своем развитии семья проходит несколько стадий .

Первая– первоначальное образование семьи, как правило, молодые отделяются от первоначальных семей.

Вторая– рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья– семья из трех поколений, когда дети заводят свою семью. Родители вступают во взаимоотношения с родственниками по браку своих детей, любовниками или друзьями, которые выступают в качестве жен и мужей. На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая– дети обособились в отдельную семью, родители идут на пенсию. Крепнет семейная солидарность, дети поддерживают родителей.

Пятая– период заботы о членах семьи, как о престарелых родителях, так и о внуках. Забота приходится на среднее поколение, так как по состоянию здоровья они, как правило, могут это делать. Здесь больше всего напряженности в отношениях. Смерть старшего поколения ведет к изменению ведущих ролей.

Шестая– заключительный период. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается новая ячейка.

В настоящее время повсеместно наблюдается кризис семьи . Государство не оказывает действенной помощи семье. Современная российская семья вынуждена урезать себя во всем, часть населения на грани нищеты. Социальные и экономические причины привели к увеличению разводов. Наблюдаются падение нравов, алкоголизм и наркомания, в том числе и среди женщин. Особенно тяжело сказывается кризис семьи на детях, растет преступность среди несовершеннолетних. Безусловно, эти факторы не скажутся благоприятно на дальнейшем построении нормальной и крепкой семьи, поэтому сейчас стоит задача, направленная на улучшение условий жизни в семье.

Семья как объект и субъект деятельности семейного социального педагога

Являясь социальным институтом, семья выполняет определенные функции. Т. В. Лодкина выделяет следующие функции :

1) репродуктивную– воспроизводство жизни, продолжение рода;



2) хозяйственно-экономическую– участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, потребительская деятельность, формирование семейного бюджета, накопление частносемейного имущества, обеспечение его наследования;

3) воспитательную– передача взрослыми детям накопленного социального опыта; систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого члена в течение всей жизни; постоянное влияние взрослых на детей, что требует занятия самовоспитанием;

4) коммуникативную– организация внутрисемейного общения, оказывающего влияние на все стороны семейной жизни;

5) организацию досуга семьи– восстановление физических и духовных сил человека: встречи с родственниками, друзьями; просмотр телепередач; чтение книг, журналов; проведение совместного отпуска; туристические походы и т. д.

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют также еще и такие функции, как социальный контроль(ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности); общение(духовное общение каждого члена семьи); социально-статусная(предоставление членам семьи определенного положения в обществе).

Оставаясь социальным институтом, семья является объектом социально-педагогического исследования . Однако социальному педагогу следует учитывать современные особенности организации и функционирования семьи как объекта воспитания :

1) поведение семьи в основном подчинено исторически сложившимся социальным нормам, следовательно, основными целями выступают укрепление семьи, ее адаптация к новым социальным нормам;

2) общие интересы, взаимоуважение и взаимоответственность являются цементирующими факторами, поэтому необходимо развивать чувство взаимной ответственности, повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

3) в семье действуют различные внутрисемейные отношения, поэтому воздействие социального педагога может быть косвенным;

4) воздействие социальной среды на семью очень многообразно, поэтому необходим комплексный подход к средствам помощи и поддержки семьи [Т. В. Лодкина, 2003].

Рассматривая семью как субъект социально-педагогической деятельности , важно помнить о повышении ее социальной позиции, возможности к саморазвитию и саморегуляции. Практика социальной деятельности при таком рассмотрении выражается в оказании психотерапевтической помощи, семейном консультировании и семейной терапии.

Отношения в семье

Говоря об отношениях в семье, необходимо рассмотреть ролевые отношения . Семейная роль очень важна в жизни человека. Можно выделить следующие семейные роли: муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (дочь, сын, сестра, брат), роли поколения (бабушка, дедушка). Выполнение или невыполнение ролевых отношений приводит к конфликтам, особенно если в семье несколько поколений.

Конфликты неизбежны, если к одной роли предъявляют противоречивые требования. Например, женщина – мать, жена, хозяйка, материально содержит членов семьи наравне с мужем. Конфликт будет, как правило, усугубляться, если жена имеет более высокий социальный или профессиональный статус; если женщина не умеет вести домашнее хозяйство.

Рассмотрим понятия «отцовство»и «материнство» . С. И. Ожегов определяет отцовство как «кровное родство между отцом и ребенком».

Ребенок биологически сходен как с отцом, так и с матерью. Генетически закладываются задатки, особенности телосложения, внешний вид, склонность к заболеваниям. По наследству могут передаваться тяга к алкоголю, наркотикам. Поэтому родители должны заботиться о здоровом образе жизни, желая иметь физически и психически здоровых детей.

Девочка готовится стать матерью с раннего возраста, а отцом становятся только после рождения ребенка, т. е. отца необходимо воспитывать. У мальчика, юноши, мужчины важно формировать чувство долга, гражданственности, ответственности, надежности, мужественности. Эти качества отца развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни.

Современное общество многие исследователи называют «безотцовским обществом», исходя из его реалий. Часто именно женщина является матерью, хозяйкой, добытчицей. При этом она должна быть оптимистом, чтобы не выплескивать свои отрицательные эмоции на детей. Серьезной проблемой современного общества является воспитание мальчика без отца.

Количество разводов в современном обществе очень велико. С. Г. Шуман и В. П. Шуман называют следующие причины для конфликтов :

1) стремление одного из супругов удовлетворять только свои потребности;

2) завышенные материальные потребности;

3) завышенная самооценка одного из супругов;

4) неумение общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями;

5) нежелание одного из супругов вести хозяйство;

6) разница в темпераментах, нежелание супругов считаться с этим.

Женщины чаще выступают инициаторами разводов, хотя количество проблем, которые ей приходится решать, чаще всего увеличивается. Социальный педагог, проанализировав причины конфликтов, может помочь в урегулировании конфликтных ситуаций и тем самым, возможно, предотвратить развод.

Типы семей

В современном мире наиболее распространенным типом семьи является нуклеарная семья . В ее составе – муж, жена, дети (3–4 члена). Проблемы социализации в такой семье решают дошкольные воспитательные учреждения и школа. Изменяется роль женщины, она становится более занятой на производстве.

В последние годы увеличивается количество молодых семей . Это супружеская пара, вступившая в первый брак, продолжительность совместной жизни до 5 лет; дети как имеются, так и могут отсутствовать. Возраст супругов не старше 30 лет, средний возраст 21–24 года. Как правило, такие семьи имеют жилищные и материальные трудности, живут с родителями, поэтому велика вероятность конфликтов на бытовой почве. Часто это семьи, создаваемые в студенческие годы. Социальный педагог может помочь молодым людям справиться с возникающими проблемами.

К сожалению, распространенным явлением в последнее время стали неполные семьи , т. е. семья с одним родителем, как правило, матерью. По данным американских исследователей, отец один воспитывает ребенка лишь в 2,8 % семей.

Неполная семья образуется в результате смерти одного из супругов, развода или рождения ребенка вне брака. Главой семьи становится мать в 75 % случаев.

Внебрачная семьявозникает при рождении ребенка вне брака. Как правило, общество отрицательно относится к такой семье. В этой ситуации сильная любовь матери к ребенку может отрицательно повлиять на процесс воспитания.

Существует также вероятность ситуации, когда мать видит в ребенке препятствие для вступления в брак. Роль отца чаще всего в воспитании невелика. Он либо отклоняется от этой роли, либо мать сама отказывает в воспитании ребенка.

После Отечественной войны стали распространены семьи в повторном браке , где присутствуют два родителя, могут быть как общие дети, так и дети от предыдущих браков. Основные проблемы этих семей – наследование имущества неродного отца, взаимоотношения с неродными родителями, между сводными братьями, сестрами.

Социальный педагог может помочь в решении вопросов свидания бывшего супруга, бабушки, дедушки с детьми.

Социальная работа с такими семьями требует четко разработанных длительных программ, так как процесс адаптации к новой жизненной ситуации продолжается на протяжении, как правило, трех лет. Социальный педагог помогает в решении проблем распределения времени и денег, отношений с приемными детьми.

Осиротевшая семьявозникает в результате гибели одного из родителей. Часто горе сплачивает членов семьи, они проявляют большую заботу по отношению друг к другу. В этой ситуации для ребенка важно, чтобы оставшийся родитель стал образцом. Также важна память об ушедшем родителе.



infonko.ru/obshestvennoe-razvitie-i-klassovaya-struktura-obshestva.html infonko.ru/obshestvennoe-sodejstvie-lgbt.html infonko.ru/obshestvennoe-soznanie-i-ego-preobrazovatelnaya-sila.html infonko.ru/obshestvennoe-vosproizvodstvo-ego-osnovnie-fazi-i-modeli.html infonko.ru/obshestvennoe-vosproizvodstvo.html infonko.ru/obshestvennoe-znachenie-izobreteniya-pisma.html infonko.ru/obshestvenno-generiruemie-monopolii.html infonko.ru/obshestvenno-istoricheskaya-koncepciya.html infonko.ru/obshestvenno-istoricheskie-usloviya-vozniknoveniya-i-rasprostraneniya-hristianstva.html infonko.ru/obshestvenno-poleznaya-ekonomika-i-eyo-osnovopolagayushie-principi.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskaya-borba-provinciyah-osmanskoj-sirii-xviii-nachale-xix-v.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskaya-i-hozyajstvennaya-zhizn-v-donbasse-v-godi-burzhuazno-demokraticheskoj-revolyucii-v-rossii-i-pervoj-mirovoj-vojni.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskaya-i-kulturnaya-zhizn-strani.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskaya-obstanovka.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskaya-situaciya-v-evrope.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-v-h1h-veke.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-veka-konservativnoe-liberalnoe-radikalnoe.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskie-i-ekonomicheskie-preobrazovaniya-v-1985-1991-gg-raspad-sssr.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskie-stihi-poetov.html infonko.ru/obshestvenno-politicheskoe-dvizhenie-rossii-vo-vtoroj-polovine-19-veka-vozniknovenie-i-razvitie-ideologii-narodnichestva.html