INFONKO.RU

СОСТОЯНИЕ ВЕРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ.

В ХIIв. тоже сохраняются пережитки язычества, совершаются трапезы Роду и Рожаницам, женщины носят детей к волхвам. Однако явно, даже из кон­текста данных сообщений, что обращаются они к волхвам, как к знахарям, а не как к служителям языческой религии. Едва ли осознанно совершается идолослужение, поклонение Роду и Рожанице. Это плотно закрепившийся в бытовой жизни момент наравне с другими многочисленными пережитками. Волшебство воспринимается людьми самых разных сословий как зло и его служители вызы­вают неприязнь и часто подвергаются самосуду. За чародейство, волшебство полагалось сжигать. В 1227г.новгородцы сожгли четырёх волхвов за чародей­ство.

Многожёнствок этому времени не встречается, оно полностью изжито. В 1174г.жители Галича сожгли некую Анастасию, наложницу князя Ярослава, и взяли с него клятву, что он впредь будет жить с законной женой.

Главным злом, которое осознается таковым современниками этих собы­тий - это зло братоубийства, дух усобицы, который в свою очередь порождал жестокость нравов. Потом он воспринимался, как главная причина тех бедст­вий, которые постигли Русскую землю. В 1169г.Андрей Боголюбский захватывает Киев, начинается грабёж жи­лищ, грабят Св. Софию, Десятинную церковь, монастыри и даже некоторые церкви были сожжены во время этого грабежа. Воспитывается плохая черта - чужая святыня она чужая, можно её пограбить. Это не исключительно русское явление. В Европе мы видим то же, равно как и практику вывозить святыни.

В1175г.племянник Андрея Боголюбского Ярополк выгнал своего дядю из Владимира на Клязьме, при этом отнял волости с людьми и вообще все дохо­ды у соборной церкви, а также взял из храма золото и серебро.

В 1177г.племянники Всеволода Владимирского Мстислав и Ярополк Ростиславичи были взяты в плен по воле князя, однако сами горожане устраи­вают самосуд, извлекают их из темницы и, вопреки воли князя, ослепляют. Ве­роятно, они мстили за то зло, которое принесла городу усобица.

В1211г.жители Галича убили своих бывших князей Романа, Святосла­ва и Ростислава Игоревичей. Они бежали к венграм, горожане настаивали на выдаче, венгры выдали и князья были повешены.

В 1217г.Глеб, князь Рязанский, и его брат Константин решают распра­виться со своими родственниками, чтобы всецело владеть Рязанской землёй. Во время пира убили шестерых князей, а также их бояр и челядь и остались вне конкуренции.

Грех этот осознавался и народом, и иерархией, которая стремилась эти междоусобия прекратить или смягчить насколько это было возможно. В 1148г.черниговские князья обращаются с предложением мира к Изяславу Киевскому. Он запрашивает своего брата Ростислава Смоленского и пока­зателен ответ этого князя: "Ради Русской земли и христиан я люблю больше мир, примирись с ними".

B1149г.Юрий Долгорукий перед сражением за Киев объявляет своему племяннику князю Изяславу Киевскому: "Ты, брат, приходил в землю мою и повоевал её. Ты лишил меня старейшинства, но ныне, брат и сын, ради Русской земли и ради христиан не прольем крови христианской. Дай мне Переяславль и я посажу в нем сына, а ты царствуй в Киеве". Он предлагает ему такой ­ компро­мисс, но Изяслав не слушает дядю и он теряет свой престол, а Долгорукий всту­пает в Киев.



Из добродетелей, помимо стремления к миру, высоко ставят рвение к по­строению и украшению храмов. Строят в этот период очень много. В основ­ном строительство велось в Киеве, Новгороде, Владимире и Ростове. Любой центр княжеского удела стремится иметь каменный собор. Уважали священнослужителей и монахов. Появляется обычай принимать монашество среди князей. Мы знаем людей, которые в расцвете сил покидают этот мир. Это Никола Святоша, Евфросиния Полоцкая. Обычным было принятие схимы перед смертью. Это Давид Смоленский, Святослав Киевский и многие другие. Но здесь надо не забывать следующий момент: многие считали, что схима, как и крещение, избавляет от грехов. Но обычай сам по себе благочестивый. Он распространялся не только среди князей, но и среди бояр, приближённых князей. Паломничества тоже пользовалось уважением. Среди народа - это одна из самых распространённых форм благочестия, не говоря уже о паломничестве в Святую Землю. Наши святыни очень почитались князьями.

В 1150г. князь Владимирка Галицкий вместе с Долгоруким участвовал во взятии Киева, а после взятия города отправился в Вышгород к мощам Бориса и Глеба, затем посетил Св. Софию, Десятинную церковь и Печерский мона­стырь (которые были разграблены).

В 1151г. князь Юрий Долгорукий, когда был в Переяславле, то ходил на праздник Бориса и Глеба на Альту, где был убит св. Борис и на месте убиения его стояла церковь.

Во второй половине ХIIв. преп. Евфросиния отправляется в Иеруса­лим, где живёт в русском монастыре Пресвятой Богородицы.

Еп. Нифонтдозволяет в Новгородских пределах духовникам за­прещать некоторым лицам совершение паломничеств. Еп. Иоаннв Кириковых вопросах-ответах говорит о епитимие тем, которые дают обет идти в паломничество, чтобы таким образом бродяжничать.

Князья, отправляясь в поход, непременно сопровождают его молитвой, перед битвами причащаются св. Таин, берут с собой кресты, иконы и разные святыни. Самый яркий пример - это 1164г.,поход на камских булгар кн. Андрея Боголюбского. После победы непременно благодарили Бога.

В1195г.встречаются два князя - Рюрик Киевский и его брат Давид Смо­ленский. Радостный пир, а на следующий день обед с монахами и раздача мило­стыни бедным. Освящение храмов сопровождалось пированием и раздачей ми­лостыни.

В 1154г. Ростислав Киевский после похорон своего дяди Вячеслава раз­дает всё оставшееся имущество: одежду, посуду и все его вещи.

В 1187г. князь Ярослав Галицкий перед смертью просит у всех проще­ния и завещает монастырям и нищим всё то, что останется после него. Такие примеры есть во всех уделах. Мы говорим в основном о князьях, как наиболее известных личностях, попавших на страницы летописи.

Андрей Боголюбский строит храмы во Владимире, Боголюбове. О нём говорят: "Не омрачал ума пьянством, был кормителем чернецам и черницам и убогим и для всех людей был отцом любвеобильным. Каждый день велел возить по городу брашно и питие и раздавать больным и нищим. По ночам ходил в церковь, сам зажигал свечи, повергался ниц перед иконами, плакал о грехах своих". Его брат Всеволод казнил злых и миловал добрых, не величался, хотя от имени его трепетали все страны. Всю надежду свою возлагал на единого Бога. Создал много храмов, в частности он построил Дмитровский собор на княжьем дворе и монастырь Св. Богородицы во Владимире. Защищал слабых, любил черноризцев и священников. Его старший сын, Константин, который умер в 33 года был милостив, строил и украшал храмы, всё творил по Писанию, не воздавая злом за зло. Брат его Георгий любил не только друзей своих, но и врагов.

Ростислав Мстиславич Киевский (+1168г.) помышлял о принятии мо­нашества, современник Печерского игумена Поликарпа. Он говорил ему: "Хо­тел бы я освободиться от маловременного и суетного света и многомятежного жития. Постави мне, игумене, добрую келию. Боюсь напрасной смерти". В Ве­ликий пост в субботу и воскресенье 12 монахов печерских по традиции прихо­дили к нему на обед во главе с игуменом Поликарпом. Сам князь каждое вос­кресенье Великого поста причащался.

В Новгороде благочестивые князья Святослав и Мстислав Ростиславичи, в Смоленске Роман и Давид Ростиславичи, в Ростове князь Василько Констан­тинович.

Голубинский,рассматривая состояние веры и нравственности в этот пе­риод, прежде всего отмечает внешний характер обращения ко Христу и низкий уровень просвещённости пастырей. Говорит о двоеверии в народе, но также го­ворит и том, что народ очень быстро расстался с представлением о божествах языческого пантеона. Однако праздники в их честь оставались, вошли в кален­дарь. Что такое Коледа в то время уже с трудом представляли, но праздновали Масленницу, Купалу, Перунов день, праздновали Роду и Рожаницам (предпо­ложительно оно попадало на Собор Пресв. Богородицы - 26декабря). Но эти даты уже исчисляются календарём христианским.

Также присутствовало перенесение черт языческих богов на христиан­ских святых (Власий и Волос по созвучию; Георгий Победоносец и Волос по функциям - охрана земледелия; Перун и Илья Пророк). Остатки языческих об­рядов просматриваются в народном праздновании и рождения человека, его свадьбы и похорон. Но даже Голубинскийпризнаёт, что это язычество неосоз­нанное. Это, конечно, яз-во, но как таковое оно уже не признаётся.

Преломляются некоторые прежние представления в свете христианства и вот эти существа, которые в сознании народном всё же существуют, как некая реальность, теперь именуются демонами. С ними борются, но часто прежними методами - заговорами, заклинаниями и так далее.

КАНОНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И



infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-molodezhi.html infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-rebenka-pervogo-goda-zhizni.html infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-rebenka-v-seme.html infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-uchashihsya-nachalnoj-shkoli.html infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-v-period-razlozheniya-rodovogo-stroya.html infonko.ru/fizicheskoe-vospitanie-v-sssr.html infonko.ru/fizicheskoe-vozdejstvie-bandh.html infonko.ru/fizicheskoj-kulturi-kak-sredstvo-duhovnogo-vospitaniya.html infonko.ru/fizika-atoma-spektri-atomov.html infonko.ru/fizika-atomnogo-yadra-radioaktivnost.html infonko.ru/fizika-i-kosmologiya-aristotelya-uchenie-o-dushe.html infonko.ru/fizika-kosmologiya-psihologiya-etika-politika.html infonko.ru/fizikalnoe-obsledovanie-bolnih.html infonko.ru/fizika-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-or-shefer-chelyabinsk-chou-vpo-yuzhno-uralskij-institut-upravleniya-i-ekonomiki-2011-41s.html infonko.ru/fiziki-matematiki-fantasti.html infonko.ru/fiziko-geograficheskoe-opisanie-i-ekonomicheskaya-harakteristika-29.html infonko.ru/fiziko-geograficheskoe-polozhenie-mestnosti-realizacii-proekta.html infonko.ru/fiziko-himicheskaya-model-kristallizacionnoj-differenciacii.html infonko.ru/fiziko-himicheskie-harakteristiki-atoma.html infonko.ru/fiziko-himicheskie-harakteristiki-glinistih-mineralov.html