INFONKO.RU

Рисование на тему «Волшебные зеркала»

Цель:гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции».

Ведущий предлагает детям нарисовать себя снова в трех зеркалах, но не в простых, а в волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым.

Задаются вопросы:

– Какой человек симпатичнее?

– На кого ты больше похож?

– В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение «Танец»

Цель:использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

В качестве тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцевать радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

Занятие 2

Этюд «Злодей»

Цель:формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения.

Ведущий читает стихотворение В. Еремина «Злодей».

Выселил Петя
Из норки Жука
Кошку с котенком
Согнал
С чердака;
Новые классики
В скверике стер,
Скучную книжку
Забросил в костер.
И услыхал
От знакомых людей,
Что из него
Вырастает Злодей.
Стыдно и страшно
Стало Петру.
Бросился Петя
Обратно
К костру.
Скучную книжку
Спешит он
Спасти,
Только костер
Догорает почти...
Грустно склонился
Злодей
Над золой.
Значит, он добрый,
А вовсе не злой?

Дети обсуждают поведение героя: почему люди назвали мальчика злодеем? Какие плохие поступки он совершил? Как вы бы поступили? Далее ведущий предлагает разыграть этюд. (Если на роль Пети не найдется желающего, можно разыграть только вторую часть этюда.)

Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!»

Цель:развитие человеческих качеств; привитие новых форм поведения.

После прочтения рассказа ведущий задает вопросы:

– Почему Федор был главным на песочной куче?

– Как Татьяна победила его?

– Боялась ли его Татьяна?

– Почему она защитила паучка?

Этюд «Впереди всех»

Цель: развитие социальных эмоций; обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.

Ведущий читает рассказ Я. Тайца.

Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — с Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. А Маша осталась одна:

— А я с кем пойду?

Толя сказал:

— Возьми Мишку косолапого!

Маша взяла Мишку. Вот и пара. Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди.

После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

Проигрывание ситуаций

Цель:научить самостоятельно принимать верные решения.

Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.

Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов... Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те случаи, которые происходили с детьми в реальной жизни.



Примеры ситуаций

— Ребята из группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

— Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее.

— На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас начнут драться. Твои действия?

Расставание

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и, улыбаясь, прощаются.

Занятие 3

Приветствие.

Игра «Взаимоотношения»

Цель:привитие новых форм поведения.

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
— Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-яга, и инсценируют его.

Этюд «Солидарность»

Цель:проявление сочувствия в конкретном действии.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».

За кота и за юлу
Брат опять стоит в углу.
Плачет Леночка всерьез:
Жалко братика до слез.
Горько плакала сначала,
Вдруг затихла, замолчала.
Лена плакать
Перестала...
Рядом с братом
В угол встала.

Дети отвечают на вопросы:

– Какие чувства переживает девочка?

– Чем они вызваны?

Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку. Далее дети разыгрывают этюд в парах.

Игра «Передай по кругу»

Цель:достичь взаимопонимания, сплоченности.

Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.п.

Занятие 4

Приветствие.

Игра «Встреча сказочных героев»

Цель:коррекция негативных поведенческих реакций; формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.

Психолог подбирает каждому ребенку сказочного персонажа, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, которой со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик); ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребенку с двигательной расторможенностью – роль, предусматривающая ограничения активности (стеклянный человек, часовой на посту) и т.п. Герои могут быть вымышленными. Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они выбирают сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям:

— Опишите свои ощущения в новой роли.

— Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

— Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?

— Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Игра «Мальчик (девочка) наоборот»

Цель:развитие произвольного контроля за своими действиями.

Участники вступают в круг. Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. «Мальчик наоборот» должен делать не так, как все.

Этюд «Солнце в ладошке»

Цель:снятие эмоционального напряжения; развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений.

Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке».

Солнце в ладошке,
Тень на дорожке,
Крик петушиный,
Мурлыканье кошки,
Птица на ветке,
Цветок у тропинки,
Пчела на цветке,
Муравей на травинке.
И рядышком — жук,
Весь покрытый загаром.
И все это — мне,
И все это — даром!
Вот так — ни за что!
Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир
И другим сохранил...

Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра.

Этюд «Просто так»

Цель:развитие социального доверия; воспитание новых способов общения; формирование адекватных форм поведения.

Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» — ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше — от одного героя к другому.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впередистоящего. В таком положении они преодолевают различные трудности:

— проползти под столами,

— обогнуть «широкое озеро»,

— пробраться через «дремучий лес»,

— спрятаться от «диких животных».

На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнера.

Расставание.

Занятие 5

Приветствие.

Игра «Найди друга»

Цели:научить детей чувствовать и переживать; развитие коммуникативных навыков.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра «Секрет»

Цель:развитие социальной активности детей.

Всем участникам ведущий кладет в ладошки из красивого сундука «секрет» (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.) и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель:развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобятся: цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки.

а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему.

б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие — не повторяться.

Рисование «Новоселье»

Цель:поддержание чувства единения с группой.

Дети рисуют автопортреты и «селят» их в домик, рисунок которого висит на стене. Затем они раскрашивают этот дом красками.

Правила дружбы

В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов. Они оформляются в «Правила дружбы»:

— Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь.

— Делись с товарищем. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

— Останови товарища, если он делает что-то плохое.

— Избегай ссор, споров по пустякам; играй дружно, будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других; умей порадоваться успехам товарища.

— Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Релаксация «Улыбка»

Цель:снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.

«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Каждый из вас всегда радость для другого... Берегите себя и другого берегите... Уважайте, любите всё, что есть на Земле!

Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!»

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Мн., 1997.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

8. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.



infonko.ru/ponyatie-tretih-lic-v-grazhdanskom-processe.html infonko.ru/ponyatie-truda-ego-rol-v-zhizni-obshestva-obshestvennaya-organizaciya-truda-obshaya-harakteristika-otnoshenij-voznikayushih-v-processe-truda.html infonko.ru/ponyatie-truda-i-predmet-trudovogo-prava.html infonko.ru/ponyatie-truda-i-trudovih-otnoshenij.html infonko.ru/ponyatie-trudovih-resursov-ih-formirovanie-i-ispolzovanie.html infonko.ru/ponyatie-trudovogo-dogovora-ego-otlichie-ot-grazhdansko-pravovih-dogovorov-o-vipolnenii-opredelennoj-raboti.html infonko.ru/ponyatie-trudovogo-dogovora-ego-storoni-i-znachenie.html infonko.ru/ponyatie-trudovogo-dogovora-ego-vidi.html infonko.ru/ponyatie-trudovogo-dogovora-storoni-trudovogo-dogovora.html infonko.ru/ponyatie-trudovoj-kareri-i-ee-celi.html infonko.ru/ponyatie-ubijstva-i-ih-vidi-po-uk-rf.html infonko.ru/ponyatie-ubitkov-i-procentov-za-polzovanie-chuzhimi-denezhnimi-sredstvami-kak-mera-otvetstvennosti-v-grazhdanskom-prave.html infonko.ru/ponyatie-uchastnikov-subektov-ugolovnogo-processa-i-ih-klassifikaciya.html infonko.ru/ponyatie-uchetnih-registrov-ih-znachenie-i-klassifikaciya.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnogo-prava-ego-predmet-metod-i-sistema-nauka-ugolovnogo-prava.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnogo-prava-predmet-i-metod-pravovogo-regulirovaniya.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnogo-processa-ego-celi-i-zadachi.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnogo-processa-ego-zadachi-i-naznachenie.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnogo-sudoproizvodstva-ugolovnogo-processa-i-ugolovno-processualnogo-prava.html infonko.ru/ponyatie-ugolovnoj-otvetstvennosti-ee-osnovanie.html