INFONKO.RU

Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»

Начиная с 1990 года национальная экономика приобрела черты единого

хозяйственного организма в рамках суверенного белорусского государства ,


ставшего полноправным членом мирового сообщества,


субъектом


международного права и международных экономических отношений.

Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика

рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства , а не

только в этническом аспекте.

Как наука (научное направление и учебная дисциплина) национальная

экономика имеет свои объект, предмет , инструментарий и субъект научного

исследования . Предметом изучения являются социально-экономические про -


цессы воспроизводства,

хозяйственной системы,


закономерности функционирования и развития

ее структурно-функциональных элементов,


потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная

хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических


дисциплин:


теоретической


(политической)


экономией,


экономической


историей,


экономической статистикой,


эконометрикой,


математическим


моделированием, экономической и социальной географией и др.

Обобщенные результаты исследований создают научные основы


национальной экономики,


которые включают совокупность ключевых


теоретико-методологических,


концептуальных,


научно-методических,


инструментально-прикладных положений и,


прежде всего,


понятийно-


категориальный аппарат, методологические императивы и методический

инструментарий. Наиболее эффективным научным методом в исследовании

экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В

соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное

множество элементов , объединяемых взаимодействиями и отношениями в

единое целое . Устойчивая совокупность элементов ( компонентов , подсистем ) и


их отношений образует структуру системы , определяющую закономерности ее

функционирования , свойства и характеристики , проявляющиеся в поведении

при взаимодействии с внешней средой.

Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и

экономика, является их способнос ть к са моразвитию в пространстве отношений

и институтов в соответ ствии с общес оциальными и общеэкономическим и

законами . Потенциал (как возможность и способность) развития экономики

определяется главным образом источниками , ресурсами , движущими силами ,

узлами противоречий ( проблемами ), направлениями и механизмами их

разрешения и адаптаци и к в н е ш н и м в о з д е й с т в и я м и с о с т а в л я е т с у щ н о с т н ы й

аспект национальной экономики.


Содержательный аспект


раскрывается в.


анализе национальной


экономики как области хозяйственной практики,




анализе состояния,


факторов,


проблем,


тенденций,


параметров хозяйственной системы,


механизмов ее развития как основы разработки экономической политики ,

включая цели , направления и пути их достижения , методы и средства

подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и

регулирования хозяйственной системы страны.

Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве


субъектов


исследования национальной экономики.


Таким образом,


национальная экономика — это хозяйственная система страны, отвечающая

принципам (методологическим императивам ) суверенности , целостности ,

социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

· суверенитет нации и государства;

· территориальная целостность;

· единство экономического пространства и юридической среды;

· общность характера хозяйственных институтов, включая институт

собственности;

·наличие единого платежного средства — национальной денежной

единицы — и целостной финансовой системы;

·развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и

геополитических отношений;

·эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения

национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс


организационных,


структурных,


функциональных,


институциональных и


других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования:

организаций , учреждений , предприятий , производств , отраслей , регионов, и х

взаимосвязей и отношений.

В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность,

агропромышленный комплекс ( АПК ), военно-промышленный комплекс ( ВПК),

топливно-энергетический комплекс (ТЭК ), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане — это совокупность потенциалов: природно-

ресурсного, инновационного, производственного и т.д.



1.2.


Предпосылки становления,


Функционирования


и


Развития


Национальной экономики

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе

трансформации . Для успешного осуществления этого процесса необходимы

достаточные предпосылки и условия , создание которых позволит придать

экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой


национальной экономики


(суверенность,


целостность,


социальность,


рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю

открытость):

· общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий,

идеологический , политический характер (новая цивилизационная стратегия ,

тип создаваемого государства и общества);

· системные — включают единство экономического, институционально-

правового пространства , общность характера хозяйственных институтов ,

механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

· внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффективности и

конкурентоспособнос ти нац ионал ьной экономики на основе собл юдения

принципов рационального хозяйствования.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками


выступают первичность суверенитета,

многовекторность внешней политики,


открытость экономики страны,

стабильность стратегических


приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений ,

глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешни х рынков . Располагая

ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения , Беларусь

вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в

разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими

государствами мира . Нынешняя белорусская экономика практически не может

функционировать без импорта нефти и газа , металла и комплект ующих и з

стран СНГ . Поэтому экономическое положение республики в большой степени

зависит от экспортных товарных потоков в Россию , другие страны СНГ и


дальнего зарубежья,


повышения качества и конкурентоспособности


белорусской прод укции на внешних р ынках . Эти п ринципиаль ные аспек ты

должны най ти о тражение в разрабо тках перспектив и п утей раз вития нацио -

нальной экономики.


Внутриполитическими предпосылками


являются совершенствование


политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути

с т а н о в л е н и я д е м о к р а т и и , о п т и м и з а ц и я г о с у д а р с т в е н н ы х с т р у к т у р у п р а в л е н и я ,

формирование общественных объединений и повышение гражданской ак -

тивности.


Принципиальной предпосылкой построения,


функционирования и


устойчивого развития национальной экономики является закрепление в

стратегических программах социально-экономического развития Беларуси

долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера .

Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого


социально-экономического развития ( НСУР) Республики Беларусь до 2020 г ., в

качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

· построение и развитие унитарного демократического социального

правового государства ( в соответствии с Конституцией Республики Беларусь );

· формирование современного гражданского общества;

· создание социально ориентированной рыночной экономики.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной

экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и

принципов . В их числе создание единой институционально-правовой среды для

страны, ее регионов и секторов экономики , регулирующей отношения собст -


венности,


организационно-правовые формы ведения хозяйства,


функционирования реального сектора,


финансовой системы,


рыночных


институтов в процессе общественного воспроизводства . Система таких

институтов , правовых норм и механизмов определяется Конституцией

Республики Беларусь , Гражданским , Банковским , Налоговым, Таможенным и

другими кодексами, законами Республики Беларусь.

Следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных

у с л о в и й п е р е в о д а э к о н о м и к и н а и н н о в а ц и о н н ы й , в ы с о к о т е х н о л о г и ч е с к и й ,

наукоемкий тип развития , оптимизацию воспроизводственной , отраслевой,

технологической и региональной структур национальной экономики .

Построение системы управления и регулирования экономики на принципах

рациональности, стратегической целенаправленности , тактической гибкости,


структурной гармоничности,


учета социального,


экономического и


экологического императивов устойчивого развития



обязательная


предпосылка эффективного хозяйствования.

Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они

являются предваряющими , упреждающими условиями , с другой — постоянно

действующими требованиями к преобразованию государства , общества ,

экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов

комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы

социально-экономического развития Беларуси , где указываются задачи , сроки,

средства и механизмы их формирования и реализации.



infonko.ru/kadrovaya-politika-na-predpriyatii.html infonko.ru/kadrovaya-politika-organizacii-ponyatie-celi-zadachi-mesto-i-rol-v-politike-organizacii-osnovnie-napravleniya-etapi-formirovaniya.html infonko.ru/kadrovaya-politika-samaraneftegaz-sklad.html infonko.ru/kadrovaya-politika-v-gbuz-no-lukoyanovskaya-crb.html infonko.ru/kadrovaya-politika-v-sisteme-tamozhennih-organov-na-sovremennom-etape.html infonko.ru/kadrovaya-sluzhba-predpriyatiya-i-kadrovaya-politika.html infonko.ru/kadrovaya-sluzhba-v-sisteme-upravleniya-personalom.html infonko.ru/kadrovaya-strategiya-organizacii.html infonko.ru/kadrove-zabezpechennya-menedzhmentu-personalu.html infonko.ru/kadrove-zabezpechennya-upravlnnya-personalom.html infonko.ru/kadrovij-trudovoj-potencial-ponyatie-urovni-struktura-upravlenie-trudovim-potencialom.html infonko.ru/kadrovoe-agentstvo-ooo-korporativnie-resursi-gruppi-kompanij-interfinance.html infonko.ru/kadrovoe-i-dokumentacionnoe-obespechenie-sistemi-up.html infonko.ru/kadrovoe-informacionnoe-tehnicheskoe-i-pravovoe-obespechenie-sistemi-upravleniya-personalom.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-funkcionirovaniya-kszi.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-gosudarstvennoj-sluzhbi.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-i-oplata-truda-rabotnikov-socialnih-sluzhb.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-nauchnih-issledovanij.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-organov-msu.html infonko.ru/kadrovoe-obespechenie-sistemi-upravleniya-personalom.html