INFONKO.RU

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.



К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления - формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения - локальные цивилизации. В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей. Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: «Бедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, которое привело к упрочению авторитарной власти».

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития - формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая. Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Движение декабристов

Среди причин зарождения движения декабристов выделяют следующие: в ходе Отечественной войны и походов в Европу дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, а также увидели и сравнили жизнь простых людей в Европе и в России. Вернувшись, многие из них стали более остро воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян; крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься передовой частью общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости; политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, что вызывало неудовлетворенность в обществе; реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений; влияние идей европейского Просвещения.

Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

«Союз спасения» (1816-1818 гг.) - первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. В нее входили князь С.П. Трубецкой, Н. Муравьев, М. и С. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин - все участники Отечественной войны 1812 г. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.

«Союз благоденствия» (1818-1821 гг.), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

«Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем. Она включала: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан, свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор; уничтожение крепостного права; разделение земли на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок определенного размера.

«Северное общество» (1822-1825гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым. Она предполагала введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепостного права; сохранение прав помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 дес., остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

Выступление членов тайных обществ намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. Декабристы решили воспользоваться условиями междуцарствия для выступления. Они планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и политические свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П. Каховский взял на себя задачу убить Николая. Руководителем восстания избрали князя С.П. Трубецкого. Утром 14 декабря 1825 г. офицерам - членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь (около 3,5 тыс. чел.). К этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство у декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. К ночи восставших расстреляли из артиллерийских орудий.

29 декабря 1825 г.-3 января 1826 г. произошло восстание членов Южного общества на Украине («восстание Черниговского пехотного полка») под руководством С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина. К этому времени было известно о судьбе восстания в Петербурге, был арестован Пестель. Восстание также окончилось неудачей.

Лидеры декабристов были повешены в июле 1826 г. (К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьева-Апостол, М. Бестужева-Рюмин, П. Каховский), остальные участники восстаний разжалованы и сосланы в Сибирь и на Кавказ.

Декабристы потерпели поражение из-за узкой социальной базы, ориентация на заговор; недостаточной конспирации, в результате чего правительство узнало о планах заговорщиков; отсутствия единства и согласованности действий; неготовности общества к ликвидации самодержавия и крепостничества.

Выступление декабристов, несмотря на поражение, стало первым организованным антиправительственным выступлением, подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественность искать решение назревших для России проблем. Поражение декабристов спровоцировало усиление правительственной реакции.

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления - формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения - локальные цивилизации. В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей. Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: «Бедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, которое привело к упрочению авторитарной власти».

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития - формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая. Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.



infonko.ru/taktika-processualnogo-dejstviya.html infonko.ru/taktika-proizvodstva-obiska-i-fiksaciya-rezultatov.html infonko.ru/taktika-provedeniya-ochnoj-stavki-fiksaciya-hoda-i-rezultatov-ochnoj-stavki.html infonko.ru/taktika-proverki-pokazanij-na-meste.html infonko.ru/taktika-riska-potencialnih-ubitkov.html infonko.ru/taktika-sldchogo-eksperimentu-u-form-perevrki-pokazan-na-msc.html infonko.ru/taktika-sledstvennogo-eksperimenta.html infonko.ru/taktika-sliyanij-i-pogloshenij-v-sisteme-korporativnogo-upravleniya.html infonko.ru/taktika-soprovoditelnoj-terapii-pri-lechenii-t-i-v-kletochnoj-limfosarkomi-u-detej.html infonko.ru/taktika-specialista-v-individualnoj-terapii.html infonko.ru/taktika-ta-vibr-metodu-lkuvannya.html infonko.ru/taktika-transnacionalnih-kompanij-agropromishlennogo-sektora.html infonko.ru/taktika-ubeditelnoj-argumentacii.html infonko.ru/taktika-ugroz-po-dzh-rubinu.html infonko.ru/taktika-vedeniya-razgovora-rukovoditelya-s-podchinennim.html infonko.ru/taktika-vibr-metodu-lkuvannya.html infonko.ru/taktika-vistupleniya-na-sorevnovaniyah.html infonko.ru/taktika-vracha-chasti-pri-viyavlenii-bolnogo-s-ostrim-holecistitom.html infonko.ru/taktika-zaderzhaniya-i-aresta.html infonko.ru/taktiki-psihoterapevticheskogo-obsheniya-s-uchetom-form-i-funkcij-grandioznogo-ya.html