INFONKO.RU

Предмет и задачи курса «Человек и его потребности»

ЛЕКЦИЯ 1

Предмет и задачи курса «Человек и его потребности»

План:

1. Глобализация как стимул перехода мирового сообщества на качественно

новый уровень жизнедеятельности, формирующий современного человека и

его потребности.

2. Сервисология(Человек и его потребности) как наука и связь её с другими

науками.

3. Предмет и объект сервисологии.

4. Задачи курса.

5. Основные компетенции, формируемые в процессе освоения данной

дисциплины.

6. Контрольные вопросы.

Нет иной морали, кроме морали человеческого сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью. (Э.Сенанкур).

Чем меньше у нас потребностей, тем больше мы походим на богов (Сократ).

В наших потребностях – источник наших страстей, желаний, телесных и умственных способностей (П.Гольбах).

Глобализация как стимул перехода мирового сообщества на качественно новый уровень жизнедеятельности, формирующий современного человека и его потребности

Проблемы человека давно стали ведущими в науках об обществе во всём мире. Мир сегодня – это единая социальная система. Результат усиления отношений взаимозависимости, затронувших практически каждого человека. Социальные, политические и экономические связи пересекают границы государств и властно вторгаются в судьбы живущих в них людей. Появился даже особый термин, определяющий этот процесс - глобализация. Глобализация является сегодня основным процессом развития современного мира.

Что понимается под ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ?

(Под глобализацией понимается ускоренное развитие интеграционных (объединительных) процессов по всем направлениям жизнедеятельности населения земного шара. Глобализация - это объективный процесс, сущность которого заключается в необычайном усилении взаимосвязей между различными регионами мира, отдельными государствами и народами, превращении населения нашей планеты фактически в единое целое - в политическом, экономическом и культурном планах).

Именно она (глобализация) стимулирует переход мирового сообщества на качественно новый уровень жизнедеятельности. В современных условиях неизбежно усиливается внимание к формированию качественно нового механизма воспроизводства человека. Возрастает роль социально-культурных факторов, которые определяют этот процесс. Для этого разрабатываются и постоянно совершенствуются различные программы сервисных услуг в сфере информационной, медицинской, образовательной, туристской, анимационной, ресторанной, гостиничной и других видов сервисной деятельности. Для эффективной реализации этих программ нужно знать:

- природу человека;

- что такое человеческие потребности;

- как потребности формируются;

- как потребности взаимодействуют друг с другом;



- какие существуют способы удовлетворения человеческих потребностей.

Эти знания позволят понять сущность современной личности, мотивацию её поведения. Нужды людей многообразны. Они – исходные составляющие природы человека. В каждых конкретных социокультурных условиях нужда принимаетформу потребности, сопряжённую с личностью индивида. Потребности безграничы. Ресурсы для их удовлетворения ограничены. Это аксиома и квинтэссенция рыночной экономики. Поэтому индивид выбирает для удовлетворения своих потребностей те предметы и услуги, которые согласуются с его возможностями (прежде всего, конечно, финансовыми). В обществе с рыночной экономикой главным действующим лицом является живой конкретный потребитель. Проижзводители должны отыскивать потребителей, выяснять их конкретные потребности и только затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. На основе этого можно разрабатывать стратегические направления развития сервисной деятельности. Сервис – основа современной экономики, так как жизнедеятельность человека сегодня большей частью основана на потреблении товаров и услуг.

Курс «Сервисология (Человек и его потребности)» является базисным для изучения цикла дисциплин, связанных с сервисной тематикой. Одной из основных характеристик современной социальной среды является рынок. В современной российской культуре специалисты столкнулись с ситуацией, когда для достижения успеха в той или иной деятельности недостаточно обладать знаниями и умениями для выполнения каких-то поставленных задач, необходима способность вступать в «состязание» со многими другими специалистами. В современной культуре мы становимся свидетелями, когда рыночные отношения не только проникают в экономику, но и влияют на формирование современного человека. В таких условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, глубокое постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посредством активной собственной деятельности.

Главным действующим лицом все в большей степени становится конкретный потребитель, отличающийся своеобразием темперамента, характера, особенностями мотивационной и потребностной сфер. Именно он и его ближайшее окружение решают, какие товары (услуги) приобрести, где и как учиться, лечиться, отдыхать и т.п. Производители должны отыскивать потребителей, выяснять их конкретные потребности и затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Причем этот процесс распространяется не только на вещественные товары и услуги, но и на организации, виды деятельности, идеи, персоны (Котлер Ф.). Именно потребитель решает, какую именно передачу посмотреть по телевидению или послушать по радио (информационную, образовательную, развлекательную), где и как отдохнуть, какие идеи поддержать и др.

Работа с потребителем – анализ, прогноз, по сути, управление его поведением – повседневная составляющая профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере продаж различных товаров и услуг. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителями становится все более актуальной. Значимость потребителя и успех работы с ним становятся все более важными для каждого предпринимателя, поскольку он удовлетворяет желания и потребности покупателя. «Потребитель, а не компания находится в центре. Компании вращаются вокруг клиента, а не наоборот» (Р. Кейт). Центральная фигура потребителя на современном рынке потребовала детального и глубокого изучения особенностей его поведения в диалоге «товар – покупатель».

В связи с ростом значения «фигуры» потребителя существенно возрастает роль окружающего социума, его качество, привлекательность, комфортность и т.д. Необходимо создавать специальные социальные структуры, формы, методы, правила и т.п., способствующие успешному «обслуживанию» индивида – потребителя.

ЛЕКЦИЯ 2

Основная задача сервисологии рассмотреть нашего человека в его целостности, т.е. объектом исследования будет «человек в целом», т.к. он существо, которое невозможно объяснить при помощи простой метафизической формулы.

I. Сходство

а) Морфологическоесходство. Имеет около 1560 признаков, по которым можно сравнивать человека и антропоморфов. Из них только 396 совпадают у человека и шимпанзе, 305 – у человека и гориллы, 272 – у человека и орангутанга. Однако не менее 312 характеризуют исключительно человека.

б) Физиологическоесходство:

– одинаковая пища;

– сходство групп крови;

– одинаковая продолжительность жизни;

– одинаковая длительность эмбрионального периода.

в) Психическоесходство.

Животные имеют сходную с человеком природу, органы восприятия и некоторые эмоциональные проявления. Животные удерживают знания, полученные через органы чувств, способны приобретать новые навыки. Речь при этом не идет о способности размышлять, которая наблюдается у человека, а лишь об ассоциативной памяти и способности заполнить образы и их ассоциировать. Животные могут также испытывать различные «чувства», например, гнев, ярость, радость и т.д.

II. Различия

а) Морфологические. Основными из них являются: вертикальное положение человека, иное функционирование рук и ног, развитие полости черепа и мозга, форма и развитие зубов и т.д.

б) Психические.

1. У животных нет идей, представляющих собой продукт мысленной абстракции и выходящих за пределы пространственно-временных реальных проявлений.

Животные никогда не создают единого представления о пространстве, их решения достигаются за счет многочисленных несогласованных попыток, чередующихся со случайными успехами, которые отпечатываются в памяти.

2. Отличие в экспрессивном проявлении, как говорит Людвиг Клагес (нем. психолог и философ 1870-1956, представитель философии жизни), – только человек умеет рисовать.

У человека трудно отделить восприятие от деятельности разума.

3.У животных нет настоящего языка, их язык субъективен, выражает различные состояния чувств, но не обозначает, не описывает объекты. Слово – это человеческий раздражитель, кладущий начало второй системе сигнализации.

4. Пытаясь познать себя, человек может отделиться не только от вещей, но и от самого себя. Только человек способен осознать свои действия.

5. Человек развивается, эволюционирует, животное – нет. Человек современного физического типа – кроманьонец – согласно самым последним научным данным, полученным с помощью анализа митохондральной ДНК, – появился сравнительно недавно: 50–250 тысяч лет назад, причем примерно в одном месте – в Африке.

Дарвин не дал ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. На него попытался ответить Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий были вынуждены достаточно резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, в результате чего функции передних конечностей стали существенно отличаться от функций задних. Руки стали органом для производства и использования орудий труда, который, в свою очередь, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.

Дарвиновская концепция антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования и развития человека) дополняется теорией социогенеза (процесс историко-эволюционного формирования и развития общества). Развитие науки в XX в. внесло свои поправки в эти идеи. В частно

сти, обращено внимание на то, что обнаруженные к настоящему времени стоянки древних наших предков территориально «привязаны» к зоне Великих Восточно-Африканских разломов (Матюшкин П.Н. У истоков человечества. – М., 1982). Именно здесь был высокий «выброс» радиации, вызывающий разные изменения в наследственном фонде живых существ, т.е. мутацию. К этому следует добавить, что не только тектонические, но и вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на природную панораму прародных человека.

ЛЕКЦИЯ 3

Индивидуальность.

Каждый человек может рассматриваться, прежде всего, как индивид(от лат. Individuum – неделимое), т.е. как:

1) единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического (филогенез: биологич. Историческое развитие мира живых существ в целом и в отдельных таксономических группах (видов, родов. семейств), графически изображающегося в виде родословного древа) и онтогенетического (онтогенез: биолог. Индивидуальное развитие организма, представляющее собой совокупность преобразовний от момента его зарождения до конца жизни) развития,единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);

2) отдельный представитель человеческой общности; социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

– целостность психофизической организации;

– устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

– активность.

Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.

Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.

Активностьиндивида обеспечивает ему способность к самоизменению

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII веке надевали на себя маску, личину, «накладную харю», и историческое понятие личность восходит к этому корню.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли, – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Однако личность – это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской, если уж человек ее надевает.

Человек исполняет множество ролей, подчиняется множеству «ролевых» предписаний. В поликлинике он «больной», в театре – «зритель», на службе – «начальник» или «подчиненный», в семье «отец», «муж», «сын» и т.д. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая на «ролевые ожидания», человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность к роли не сводится. Подобно тому, как актер остается самим собой, играя злодея или благородного героя, личность – это носитель роли, но не совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение какой-либо роли накладывает отпечаток на личность человека.

Соответствие социальным ожиданиям – это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности. «Роль» – характеристика поведения человека, его соответствие социально одобряемому образу.

Роль– это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли в социальную психологию ввел Джордж Гербрт Мид (1863-1931, американский философ, социальный психолог, представитель прагматизма, основатель символического интеракционизма, предложивший толкование социальной психологии через анализ разговорного языка. Где формирование человеческого «Я» отражает стуктуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли).

Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет определенную «личностную окраску», зависящую от его знаний, умений находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в которые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.

Различают:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе

социальных отношений;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе

межличностных отношений (лидер, отверженный, клоун и т.д.).

Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на:

1) активные, т.е. исполняемые в данный момент;

2) латентные – не проявляющиеся в данной ситуации.

Также различают:

1) роли институализированные (официальные), связанные с офици-

альными требованиями организации, в которую субъект входит;

2) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отноше-

ниями и видами деятельности.

В процессе общения часто формируются ролевые треугольники, человек становится исполнителем роли либо преследователя, либо жертвы, либо спасителя.

В фазе взаимоотражения партнеры, нацеленные на взаимодействие, принимают актуальные роли друг друга – эта фаза общения называется также ролевым обменом. Если в общении избирается путь взаимосогласия, то это приводит к раскрыванию «ролевого веера» каждым партнером.

Понятие «личность» предполагает наличие внутренней позиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность – понятие более богатое, чем функциональная роль.

Индивид – «это всегда один из многих», он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны, как по объему, так и по содержанию.

В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, в этом понятии не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они конечно подразумеваются.

Под личностью подразумевается, прежде всего, индивидуальность

человека, но не биологическая, а социальная.

Итак, личность – это:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной дея-

тельности;

2) системное качество индивида, определяемое включенностью в

социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и об-

щении.

Мы могли бы сказать, что личность – это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его

общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью – это, конечно, его социальная самобытность.

В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Согласно психологическим воззрениям индивидуальность –это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств, процессов восприятия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность появления индивидуальности.

Так как человек формируется в конкретном социальном пространстве и в конкретное время в процессе воспитания и практической деятельности, то личность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных фактов.

Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые, хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные различия.

Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.

Ориентации человека

Инструментальные

- инициативность

- традиционность

- независимость

- самопожертвование

- авторитетность

- законность

- вольность.

По критерию цивилизационной принадлежности они подразделяются следующи образом:

Традиционные

- самопожертвование

- традиционность

- вольность

Современные

- жизнь человека

- свободв

- инициативность

- независимость

- законность.

Общечеловеческие

- нравственность

- общение

- семья

- работа

- благополучие

- законность.

По критерию соотнесённости с потребностями человека

Витальные

- независимость

- самопожертвование**

- законность**.

Интеракционные

- свобода

- нравственность

- общение **

- семья

- инициативность**

- авторитетность**

- законность

- вольность**.

Социализационные

- свобода

Смысложизненные

- жизнь человека**

- свобода**

- нравственность**

- семья**

- работа**

-благополучие

- законность

- вольность.

Особенности ценностей как феномена культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам.

Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать, прежде всего, изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие шло от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня всё в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них к потребностям.

В связи с этим при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из ситемы и динамики ценностей. Соцциальные нормы реализуются в социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны должного ( с точки зрения общества) поведения. Они выполняют функцию интегрирования, упорядочивания жизни индивида, группы, общества. Главное в норем – её редписывающий характер. Соблюдение норм исключает влияние случайных мотивов. Они обеспечивают надёжность, сьандартность, предсказуемость поведения.

ЛЕКЦИЯ 4

Классификации потребностей

Все потребности классифицируются в зависимости от критерия, положенного в основу классификации, на различные группы:

материальные-духовные

индивидуальные – групповые;

производственные – непроизводственные;

рациональные – нерациональные;

текущие – ожидаемые;

реальные – идеальные;

жизненно важные – второстепенные;

традиционные – новые;

постоянные – временные;

возвышенные – низменные.

Чаще всего потребности делятся по происхождению на биогенные (первичные) и социальные (вторичные).

К числу первичныхотносятся потребности в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др.

К вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении. Все потребности человека (первичные и вторичные) носят социальный характер, формы их проявления зависят от уровня развития культуры, общества. Само «рождение» различных потребностей человека происходит в процессе общественно-исторического развития. Чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его потребности и тем сложнее система ценностей, так как именно потребности человека являются основами формирования его ценностей.

Многообразие человеческих потребностей обусловлено многогранностью человеческой природы, а также разнообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей в поисках наиболее адекватной классификации потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, вторые – у психологов, третьи – у социологов. В итоге получается, каждая классификация оригинальна, но узкопрофильна, не пригодна для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П.М. Ершов в своей книге «потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф.М. Достоевского и Гегеля. Достоевский делит множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1) Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2) Потребности познания.

3) Потребности всемирного объединения людей.

Гегель делит потребности на четыре группы:

1) Физические потребности.

2) Потребности права, законов.

3) Религиозные потребности.

4) Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать витальными потребностями; третью, по Достоевскому и вторую, по Гегелю – социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, – идеальными.

Очевидно, что все категории потребностей можно разделить на две группы:

потребности существования (в пище, одежде, безопасности,

причастности);

потребности достижения целей жизни (материальные, социаль-

ные, интеллектуальные, духовные).

Для потребностей существованияможно выделить два уровня удовлетворения: минимальный и базовый. Минимальный уровень удовлетворения потребностей может быть представлен затратами времени, кото

рое тот или иной индивид затрачивает на удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилье, безопасности (принято считать эти затраты времени примерно равными половине времени бодрствования). У большинства людей уровень удовлетворения потребностей существования влияет на структуру интеллектуальных, социальных, духовных потребностей. После достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей.

При этом такие потребности достижения целей жизни, как материальныесчитаются нормой для каждой группы населения, если уровень их удовлетворения равен базовому. При превышении базового уровня потребности могут выступать как потребности в роскоши.

Социальные потребноститакже можно разделить на две группы:

преимущественно эгоистические (потребность в славе, власти, признании, уважении и др.);

преимущественно альтруистические (потребность в благотворительности, любви к детям, родителям, к другим людям.

Интеллектуальные потребности– это потребности в знаниях, творчестве.

Духовные потребности –потребности в духовном совершенствовании, вере, истине, правде.

Перечисленные потребности достижения целей жизни обычно проявляются либо как стремление к большему удовлетворению потребностей существования (потребности в роскоши, признании, славе), либо как появление новых групп потребностей (в знаниях, в творчестве, духовном совершенствовании).

В целом структура потребностей человека представлена на рис. 2.

ПОТРЕБНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЖИЗНИ

Материальные Социальные Интеллектуальные Духовные

(стремление (власть, слава, (знания. творчество) (вера, духовное)

к богатству) признание, любовь) совершенствование)

_______________________

!

!_______________________________________

БАЗОВЫЕ УРОВНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

СУЩЕСТВОВАНИЯ.

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТЕЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Рис. 2. Модель структуры потребностей человека

Источник. М.В. Удальцова, Л.К. Аверченко. Человек и его потреб-

ности (Сервисология). Новосибирск, 2002. С. 35.

Рисунок отражает единый уровень иерархии удовлетворения потребностей целей жизни. Это означает, что данные потребности могут доминировать с равной интенсивностью для разных категорий людей. В то же время потребности существования имеют два уровня, причем базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные и групповые различия. Следует еще раз заметить, что потребности достижения целей жизни становятся доминирующими на базовом уровне удовлетворения потребностей существования. В пределах потребностей существования традиционная иерархия потребностей (физиологические, безопасности, в причастности) может быть единой для всех людей только в пределах минимального уровня их удовлетворения.

ЛЕКЦИЯ 5

Российском обществе.

Неравенство, с социологической точки зрения, не является ценностно негативным понятием. Оно должно пониматься как несхожесть, как разнообразие, как плюрализация жизненных и культурных целей. Люди разные и возможности у них тоже неодинаковые, и соответственно ценности их будут разниться. Свобода от уравниловки обязательно порождает проблему социального неравенства, социальные проблемы. Но наряду с этим в обществе наблюдается индивидуализация и плюрализация жизненных стилей и планов. Стало возможным для отдельных категорий населения говорить о «жизненных программах». Внешне это напоминает карьерные планы в профессиональной сфере, которые часто ориентированы на личную реализацию в самых разных (иногда даже параллельных) сферах жизни.

Плюрализация и индивидуализация жизненных стилей проявляется в

1. В расширении возможностей самореализации и определяет изменения стандартного жизненного цикла.

Появились новые возрастные стадии помимо традиционных (детство, юность, зрелость, старость):

- послеюношеская, предполагающая возможность продления времени обучения и образования (по сравненю со традиционно старшим поколением);

- послеродительская, дающая возможность (прежде всего женщинам) начать «новую жизнь» (когда выросшие дети покидают семью);

- пенсионная, дающая возможность ( диктующая необходимость) не порывать полностью с активной занятостью в народном хозяйстве.

2. В плюрализации форм семейной жизни: кроме традиционных семей появляются семьи родителей-одиночек, внебрачные долговременные союзы с детьми и без детей и т.д.

3. Появляются востребованные временем формы индивидуализации и плюрализации современного социокультурного развития

- Резкое увеличение количества разнообразных жизненных форм и стилей, имеющих исключительно культурное происхождение и не имеющее отношение к традиционных формам социальной структуры (сословию, классу слою). Например, появилось много предпринимателей, но по стилю жизни они растолько различны между собой, что можно говорить о сотнях вариантов, интеллегенты тоже стали очнь разными по этому же признаку; студенты и т.д.

- Отмечается крайняя условность и подвтижность профессиональной структуры. Часто полученное образование не коррелируется с выбранной сферой деятельности; люди совмещают несколько видов деятельности, порой не близких по содержательной составляющей; часто приходится людям менять сферу деятельности из-за сокращения, увольнения; практически сходит на нет возможность проработать всю жизнь по одной специальности.

- Повышение роли натуралистических статусов и соответствующих форм поведения, вызванное, во-первых борьбой за выживание, успех в которой в значительной мере зависит от природных характеристик, во-вторых – резким возрастанием распространённости презентативного, инсценировочного поведения. Инсценируемые культурные стили неизбежно ведут к плюрализации и индивидуализации реализуемых жизненных форм.

- Чрезвычайно широкое предложение в области образования, что ведет к горизонтальной дифференциации, то есть распределению обучающихся по группам, характеризующимся различными формами и сттлями жизни. Оброазование стало средством освоения новых стилей (наряду с самоопределением личности).

- Социальная мобильность утрачиает свою мотивирующую силу. Получение образования не говорит о подъёме по социальной лестнице. Это просто индивидуальное достижение и, может быть, залог достижений в будущем. Это объясняется отсутствием стабильной и единообразной шкалы престиж а профессий в услоыиях переходного состояния общества. Поэтому снижается роль социальной мобильности, которая цениться в стабильной системе престижа. В современном российском обществе речь может идтти только об индивидуальной оценке престижа профессии или рода деятельности.

- Организационная специфика российской политики. В ней полностью отсутсвует социальная идинтификация политических партий. Их программы регулируются актуальными политическими темами, способствующими возникновению временной общности целей, и конкретными политическими ситуациями. Насколько подвижны партии, настолько подвижен избиратель, он неоднократно меняет предпочтения, исходя из жизненных и культуных стилей.

Услуга как форма общения.

В сервисологии решения рождаются на стыке теоретических знаний и практики. Задачу усиления притягательной силы товара или услуги на рынке определяют специалисты, знающие, как соединить знание законов психологии влияния с искусством обслуживания. Сервис услуг обязан учитывать, что человек обладает неповторимым вкусом в личной жизни и оригинальным в деловой сфере. Важно не качество товара, а способность обслужить клиента вежливо и на высоком уровне. Главно правило сервисника: нужно уважать того, кто пришёл что-то купить. Если клиента хорошо обслужили, он станет постоянным клиентом и приведёт ещё ряд клиентов.

ЛЕКЦИЯ 6

Понятие сферы услуг.

Учитывая все рассмотренное выше, нам становится понятно, что сфера услуг является одной из важных отраслей народного хозяйства, призванной довлетворять индивидуальные запросы и потребности населения в различных видах услуг.

Сервисология же – это наука, изучающая подходы к конкретной личности в процессе предоставления ей тех или иных услуг с учетом ее индивидуального жизненного стиля, потребностей, запросов, ценностных ориентаций, а также рассматривающая теоретические и практические методы индивидуального бслуживания. Для того, чтобы понять эти подходы и методы, необходимо не только знать, что такое человек, каковы его потребности, их специфика у конкретного индивида, но следует понимать особенности функционирования сферы услуг.

Как отрасль социально-экономической деятельности эта сфера представляет собой совокупность организаций, цель которых – оказание разнообразных услуг населению. В своей основе данная сфера деятельности – это весь комплекс социально-бытовых услуг населению.

Сфера услуг представляет собой быстро растущую и развивающуюся отрасль экономики, необходимую для индивидуализации обслуживания. По данным специалистов, исследующих эту сферу деятельности, в 2005 году объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров. Удовлетворение растущих потребностей клиентов в разнообразных товарах (услугах) на высоком культурном уровне является важнейшей задачей сферы услуг и каждого ее предприятия.

Услуга – это совокупность мероприятий, выполняемых для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающих законченностью и имеющих определенную стоимость. Важнейшей особенностью услуги является ее полезное действие для потребителя. В своей основе сфера услуг – это весь комплекс социально-бытовых услуг населению. Она функционирует на стыке производственных и непроизводственных отраслей, неоднородна по своей структуре и выступает как третичный сектор социа



infonko.ru/plata-za-ispolzovanie-osobo-ohranyaemih-prirodnih-territorij.html infonko.ru/plata-zdorovem-za-chrezmernoe-upotreblenie-lekarstvennih-preparatov.html infonko.ru/plate-dlya-kukol-sm-str-ris-14.html infonko.ru/platelshiki-akciza-i-podakciznie-tovari.html infonko.ru/plate-na-mne-sidelo-otlichno-ne-pishnoe-chernoe-plate-v-kruzhevah-s-korotkimi-rukavami.html infonko.ru/platezhesposobnost-predpriyatiya.html infonko.ru/platezhi-i-rascheti-po-dogovoru.html infonko.ru/platezhi-po-dogovoru-i-poryadok-raschetov.html infonko.ru/platezhi-po-raschetnim-dokumentam-i-chekam-oformlennim-dlya-raschetov-za-zakupaemie-u-fizicheskih-lic-moloko-i-skot.html infonko.ru/platezhnaya-sistema-rossii-mezhbankovskie-rascheti-turk-19.html infonko.ru/platezhnie-sistemi-mirovie-nacionalnie-lokalnie.html infonko.ru/platezhnij-balans-i-ego-struktura.html infonko.ru/platezhnij-balans-sushnost-struktura-rol-v-hozyajstvennoj-deyatelnosti-strani-na-vnutrennem-i-mirovom-rinkah.html infonko.ru/platezhnij-kalendar-ego-vidi.html infonko.ru/platezhnij-ryad-sobstvennij-kapital.html infonko.ru/platezhnoe-poruchenie-kak-odna-iz-form-beznalichnih-raschetov.html infonko.ru/platformi-dlya-spaseniya-zhiznej.html infonko.ru/platformi-dlya-veb-servisov-i-soobshestv.html infonko.ru/platformi-stanovyatsya-glavnoj-tendenciej.html infonko.ru/platformi-v-svyazi-s-viyasneniem-perspektivnosti-territorii-na-neft.html