INFONKO.RU

Предмет и задачи культурологии

В советской философской литературе до начала 1960-х гг. культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Такой подход нашел отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии, в довольно многочисленных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход страдает неопределенностью, так как отсутствуют точные критерии того, что считать ценностями. С середины 1960-х гг. появляются работы, авторы которых проводят деятельностный анализ явления культуры. Эти работы группируются по двум направлениям. Одно рас­сматривает культуру в основном в контексте личностного становления (Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.), другое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, З.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.). Философское осмысление явлений культуры, находящееся за пределами деятельностного подхода, присутствует в работах М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, B.C. Библера.

Попытку, аналогичную попытке Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как до-письменные, так и письменные культуры, предпринял М.К. Петров. Одна из его работ, написанная еще в 1974 г., «Язык, знак, культура» вышла в 1991 г. В культурологическом ключе работает и Э.С. Маркарян (Теория культуры и современная наука. М., 1983).

Это позволяет нам при помощи термина «культура» фиксировать общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически 'конкретных форм этой деятельности на различных этапах обще­ственно-экономических формаций, этнических общностей (например, первобытная культура, древневосточная культура, греческая культура, русская культура и т.д.), особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, культура класса), отдельного индивида (личная культура). Культурология, если она выходит из-под «родительской опеки» философии и обретает собственный предмет исследования, обращается к археологии культуры (К. Юнг), выделяет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования социального опыта.

На наш взгляд, в концептуальном плане предметом научного (культурологического) исследования культуры, ее истории прежде всего является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы. Задача культурологии - построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процесс, в перспективе — управлять им.



Поставленная задача предполагает решение по меньшей мере следующих фундаментальных проблем:

1. Открытие «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т.е. тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального, человеческого опыта.

2. Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код».

3. Изучение суммарных последствий таких мутаций - это и есть реальная, раскрываемая теперь в своей сущности, история очеловечивания мира.

Такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки и техники, политической деятельности, религии, искусства), но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории. Палеопсихологическая (греч. palaios-древний) реконструкция наряду с дешифровкой знаковых систем, т.е. семиотическим анализом, есть поэтому и метод, и содержание культурологии как теоретической науки, не сводимой к иллюстративности и описательству, предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения проблем.

Культурология, философия культуры, история культуры,

Культурантропология

И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре - от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли. При этом культурология опирается на достижения конкретных наук, «эмпирических доноров», этнологии, психологии, лингвистики и т.д. и благодаря этому обретает собственный предмет исследования. Несомненно, культуролог прежде всего имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества, например музыка, произведения живописи), но его задача - идти дальше, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй, коммуникативный, слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее ар-

хетип - структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска - целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения Эго и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологии как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога ис­торического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют данную

науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру. Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология. Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении культурологии как учебной дисциплины. Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкре­тизирующих их квалификационных характеристик и профессиональных программ, обучение необходимо нацеливать на изучение понятий теории культуры, ознакомление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культу­рологии, знание основных закономерностей развития мировой и отечественной цивилизации.



infonko.ru/ya-znayu-chto-naprasno-mi-zateyali-raspryu-s-temi-kto-polzuetsya-pokrovitelstvom-krishni-glavi-semejstva-yadavov-no-lyubov-k-sinovyam-zastit-mne-ochi-delaet-gluhim-k-golosu-razuma.html infonko.ru/yazva-dvenadcatiperstnoj-kishki.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-12-perstnoj-kishki-oslozhnennaya-kishechnim-krovotecheniem.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-prichini-klinicheskie-proyavleniya-principi-lecheniya-i-uhoda-osobennosti-dietoterapii.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-zheludka-i-12-perstnoj-kishki.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-zheludka-i-12-perstnoj-kishki-sovremennie-predstavleniya-ob-etiologii-i-patogeneze-yazvennoj-bolezni-rol-n-pylori-v-etiologii-i-patogeneze-zabolevaniya.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-zheludka-i-dvenadcatiperstnoj-kishki.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-zheludka-i-dvenadcatiperstnoj-kishki-kriterii-diagnostiki-i-terapii.html infonko.ru/yazvennaya-bolezn-zheludka-i-kishechnika.html infonko.ru/yazvennoe-zheludochnoe-i-duodenalnoe-krovotechenie-klinika-diagnostika-lechenie.html infonko.ru/you-are-using-sulphate-electrolyte-for-nickel-electroplating-the-formed-coating-peels-from-the-substrate-what-do-you-can-propose-for-this-problem-solution.html infonko.ru/you-can-fix-the-leg-cant-you.html infonko.ru/youd-be-surprised-how-much-restraint-i-can-show-i-didnt-punch-jenna-did-i-see-restraint.html infonko.ru/you-dont-have-to-be-dyslexic.html infonko.ru/you-have-15-seconds-to-complete-the-task-pause-15-seconds.html infonko.ru/youre-perfect-and-i-love-you.html infonko.ru/your-uncle-gives-you-a-present-on-your-birthday-party.html infonko.ru/youth-in-america-and-britain.html infonko.ru/yubufpfobs-jvjtbfemshopufsh-neibojyueulbs-obuftpklb.html infonko.ru/yudejskie-razborki-ili-sumerki-bogov.html