INFONKO.RU

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра государственно-правового обеспечения управления

Н. М. Голунов

Разработка управленческого решения

Методические рекомендации

К выполнению курсовых работ

для студентов заочной формы обучения.

Новосибирск 2006

Рекомендовано к печати методической комиссии факультета Государственного и Муниципального Управления Новосибирского Аграрного Университета.

Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов заочной формы обучения /Сост. Н.М. Голунов.- Новосибирск: НГАУ, 2006.- 26 с.

Рецензент

Составление: Н.М. Голунов, 2006


Содержание

1. Общее положение
2. Подбор, изучение, анализ литературы и отбор фактического материала
3. Стиль изложения научных материалов
4. Структура курсовой работы
5. Оформление курсовой работы
5.1. Общие положения
5.2. Оформление таблиц
5.3. Общие правила представления формул
5.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала
5.5. Оформление литературных источников
5.6. Оформление приложений
6. Примерные темы для курсовых работ

Общее положение

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения факультета государственного и муниципального образования выполняют курсовую работу по дисциплине «Разработка управленческого решения».

Цель выполнения курсовой работы - научить студента самостоятельно проводить научные исследования, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, выдвигать и защищать собственные суждения.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

1. Курсовая работа должна быть написана самостоятельно.

2. Изложение темы следует подкреплять фактическими данными, сопоставления ми, расчетами, графиками, таблицами.

3. Работа должна содержать практическую часть (решение практический задачи; анализ ситуации; сбор, обработка и анализ статистических данных; разработка проекта и др.).

Процесс выполнения курсовых работ состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы.

2. Подбор, изучение и анализ литературы по избранной теме.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Сбор и обработка фактического и нормативного материала.

5. Написание текста курсовой работы и разработка приложений.

6. Оформление курсовой работы.

Студентам предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть утверждена кафедрой. Одновременно кафедра назначает научного руководителя курсовой работы и устанавливает сроки ее исполнения.

Объем курсовой работы составляет 20-30 страниц машинописного текста и включает в себя введение, несколько глав, заключение.



Структурно курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретический части курсовой работы необходимо провести анализ литературы по рассматриваемому вопросу. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в курсовой работе из других литературных источников, должен быть переработан, увязан с темой курсовой работы и изложен своими словами.

Практическая часть курсовой работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний. Источниками для написания практической части являются данные статистической отчетности, годовые отчеты предприятий, нормативные и методические материалы, информация о конъюнктуре рынка, сведения о потребителях продукции, СМИ.

В курсовой работе может присутствовать также и проектная часть, в которой на основании предыдущих теоретической и практической частей самостоятельно разрабатываются предложения и направления по исследуемой проблеме; обосновывается целесообразность их реализации.

В процессе выполнения курсовой работы студент вправе обратиться к преподавателю (научному руководителю) для консультации по вопросам выбора темы работы, подбора литературных источников, цели и задач, а также основных положений курсовой работы с точки зрения видения ее студентом.

Законченная курсовая работа регистрируется в деканате и передается на кафедру руководителю.

Руководитель в срок 5-10 дней проверяет работу и составляет письменное замечание-рецензию.

Курсовые работы оцениваются по 4 бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

При оценке курсовой работы оцениваются ее актуальность, степень раскрытия вопроса, соответствие темы, поставленной цели и задачи, качество и количество используемого материала, уровень грамотности изложения.

Рецензия отмечает положительные стороны работы и недостатки. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

Доработки уже сданной и зарегистрированной работы не допускаются.

Курсовая работа защищается публично в присутствии студентов и комиссии из 2-3х преподавателей, один из которых является руководителем курсовой работы.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзаменов. Защита проводиться путем устного доклада (не более 8 минут) с демонстрацией иллюстративного материала.

В ходе защиты необходимо определить:

— актуальность темы;

— цель и задачи курсовой работы

— основное содержание

— выводы и результаты проведенного исследования.

Подбор, изучение, анализ литературы и

Структура курсовой работы

Текст курсовой работы состоит из введения, основной части курсовой работы, заключения и списка литературы.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

ВВЕДЕНИЕ в курсовой работе должно быть по объему 1-2 страницы. Во введении необходимо обосновывать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач. В курсовой работе могут быть описаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Начинать описание издалека нет необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель - конечный итог работы.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Объект изучения - это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

В главах ОСНОВНОЙ ЧАСТИ курсовой работы рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, излагается материал практического исследования.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную курсовую работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должен логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом следует соблюдать следующие правила.

1. Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

2. В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые неважны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.)

Курсовая работа заканчивается ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение курсовой работы должно быть по объему 1-2 страницы.

После заключения помещают СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, которая была использована при написании работы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

ПРИЛОЖЕНИЯ помещают после списка литературы. Их цель - избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

Оформление курсовой работы

Общие положения

Работа начинается с ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА (Приложение 1), затем следует ОГЛАВЛЕНИЕ (Приложение 2), ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Каждая часть дипломной работы начинается с новой страницы.

Курсовая работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, примерное количество знаков на странице - 2000. Шрифт - Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы курсовой работы с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Страницы проставляются в правом нижнем углу.

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Новый параграф можно начинать на той же странице, на которой закончился предыдущий, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее 4-5 строк текста нового параграфа.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т.д. (так далее), т.п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн (миллион), млрд (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (IS-LM, США, НАТО и т. д.), достаточно распространенные в экономической науке и теории управления, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т. д.). После сокращения л, кг и им подобных точка не ставится.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры (3, 15, 45 и 67%).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (на 20 страницах).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (XX в.).

Важным моментом при написании курсовой работы является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Например: [15, с. 237-239].

Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц.

Например: (Гребнев, 1999) или (Fogel, 1992а, 1993a).

Оформление таблиц

Цифровой и фактический материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки.

Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, отражающий ее содержание, а также ссылку, указывающую на источник, если таблица была заимствована.

В таблицах и в тексте следует избегать полного цифрового написания больших чисел и записывать единицы измерения в зависимости от необходимой точности (например, 100,6 тыс. га, а не 100,57 тыс. га).

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами.

1. Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

2. Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей справа; ниже по центру размещается название таблицы.

3. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

4. Название таблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы - 3 пт, после - 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

5. Заголовки граф содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.

6. Заголовки граф в таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

7. Итоговая строка завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

8. Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом обязательно разряды располагать под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 - «0», если данные существуют, но не внесены в сборник - «...», если данные не существуют - «-». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1).

9. Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.

10. Сноски внутри таблицы обозначаются только «*».

11. Нумерация таблиц является сквозной; в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5».

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1

Возрастная структура (%) производственного оборудования,

используемого в промышленности России1

Годы Возраст промышленного оборудования, лет
до 5 6-10 11-15 16-20 более 20
40,8 30,0 14,0 6,9 8,3
37,5 29,7 14,8 9,0 9,0
35,5 28,7 15,6 9,5 10,7
33,1 28,2 16,0 9,8 12,9
29,4 28,3 16,5 10,8 15,0
10,9 29,5 21,7 14,9 23,0
5,5 22,1 26,3 18,2 27,9

1. Корнекова С.Н. Соц. эконом. географ. России: Учеб. пособие.– СПб., 2001.‑ С.147

Список литературы

Библиографические указатели

17. А.с. 1194729 СССР МКИ3 в 60 р3/035. Транспортное средство для перевозки грузов / Ю.Т. Новиков, И.П. Ментаев; МАДИ (СССР). - № 376972 / 72 - 11; Заявлено 06.07.2000; Опубл. 30.11.2001, Бюл. № 44.- 4 с.: ил.

18. Акиньшин А.Н. Три века воронежских Русановых / А.Н. Акиньшин // Изв. рус. генеалог. о-ва.- 1999.- Вып. 10.- С. 83-84.- Рец. на кн.: Русановы. Из века в век /Сост. Т.Н. Русанова, А.В. Русанов.- Воронеж, 1996.- 120 с.

19. ГОСТ 7.0-84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения.- Взамен ГОСТ 7.0 - 77.- Введ. 01.01.86.- М., 1985.- 24 с.

20. Коюхов К.Р. Возвышение Москвы в русской романистике: Автореф. дис… канд. ист. наук /К.Р. Конюхов; Моск. пед. ун-т.- М., 1997.- 16 с.

21. Мирошкина А. [Рецензия] / А. Мирошкина // Первое сент.- 1999.- 21 дек.- Рец. на кн.: Мочульский К. Кризис воображения: Статьи, эссе / К. Мочульский.- Томск, 1999.- 214 с.

22. Михайлова О.В. [Реферат] / О.В. Михайлова //Обществ. науки в СССР. Сер.7. литературоведение: РЖ.- 1985.- № 5.- С. 102-103.- Реф. кн.: Орлов Б.Н. Здравствуйте, Александр Блок /Б.Н. Орлов.- Л., 1984.- 422 с.

23. Панов В.Ф. Модели частиц в сильной гравитации /В.Ф. Панов; Ред. журн. "Изв. вузов. физика".- Томск, 1982.- 7 с.- Библиогр.: 10 назв.- Деп. в ВИНИТИ 27.05.82, №2641.

24. Петренко Т.В. Импликация глагольной связки в двусоставном предложении: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 /Т.В. Петренко. Защищена 25.03.83; Утв. 22.06.83; 04830005565.- М., 1982.- 145 с.- Библиогр.: С. 119-145.

Оформление приложений

Приложение является заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Приложение 1

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил студент группы: _______

_______________________________

(Фамилия И. О.)

Научный руководитель:

_______________________________

(должность, звание, Фамилия И.О.)

Новосибирск 2006

Приложение 2

Пример оформления оглавления курсовой работы (содержание).

Оглавление

№ страницы

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Название главы…………………….………………………………….…

1.1. Название параграфа……………………………………………………………

1.2. Название параграфа……………………………………………………………

1.3. Название параграфа……………………………………………………………

Глава 2. Название главы………….………………………………………………

2.1. Название параграфа……………………………………………………………

2.2. Название параграфа……………………………………………………………

2.3. Название параграфа……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



infonko.ru/chetire-kachestva-neobhodimie-dlya-togo-chtobi-bit-uspeshnim-liderom.html infonko.ru/chetire-kachestva-sina-blagorodnoj-semi.html infonko.ru/chetire-klyucha-k-effektivnomu-obsheniyu.html infonko.ru/chetire-lateralnoraspredelyayushih-kanala.html infonko.ru/chetire-modeli-strukturi-rinka.html infonko.ru/chetire-napravleniya-uspeshnogo-marketinga.html infonko.ru/chetire-osnovnih-emocionalnih-potrebnosti.html infonko.ru/chetire-osnovnih-roditelskih-lozhnih-vipada.html infonko.ru/chetire-osnovnih-urovnya-soznaniya.html infonko.ru/chetire-pisma-ot-gospoda-yami.html infonko.ru/chetire-reguliruyushih-principa.html infonko.ru/chetire-shaga-k-opredeleniyu-i-razvitiyu-svoego-stilya-liderstva.html infonko.ru/chetire-sposoba-dostizheniya-izmenenij.html infonko.ru/chetire-sposoba-uvelicheniya-kolichestva-spermi.html infonko.ru/chetire-storoni-sveta-dlya-chego-primenyaetsya-eta-metodika.html infonko.ru/chetire-tehniki-organicheskogo-stalkinga.html infonko.ru/chetire-tetradi-opisanie-sistemi-v-celom.html infonko.ru/chetire-tipa-hozyajstvennih-operacij.html infonko.ru/chetire-tochki-zreniya-na-prichini-socialnogo-konflikta.html infonko.ru/chetire-urovnya-dorechevogo-razvitiya-detej-s-dcp.html