INFONKO.RU

НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГНОСТИКЕ.

НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ О БУДУЩЕМ 19-20 ВЕКОВ В ОСНОВНОМ ДЕЛИЛИСЬ НА:

v «научную фантастику» — начала развиваться с 19 века (Ж.Верн, Фламмарион, Уэллс. Затем Бредбери, Кларк, Шекли, Саймак, Лем, И.Ефремов). Авторы экстраполировали тенденции развития науки, техники и культуры на сравнительно отдаленное будущее.

v «размышления о будущем» — в научной публицистике этим занимались Ш.Рише, Э.Говард, М.Бертло, Д.Менделеев, И.Мечников и др.

Литературы по прогнозированию в настоящее время в основном делятся на: учебники и учебные пособия по прогнозированию; справочники по прогнозированию; общие и философские проблемы прогнозирования; критика устаревших концепций; прогнозирование в гидрометеорологии; прогнозирование в геологии; прогнозирование в биологии; прогнозирование в медицине и здравоохранении; прогнозирование в географии; экологическое прогнозирование; социально-космическое прогнозирование; научно-техническое прогнозирование; экономическое прогнозирование; социологическое прогнозирование; психологическое прогнозирование; демографическое прогнозирование; этнографическое прогнозирование; архитектурно-градостроительное прогнозирование; образовательно-педагогическое прогнозирование; культурно-эстетическое прогнозирование; юридическое прогнозирование; внутриполитическое прогнозирование; внешнеполитическое прогнозирование; военное прогнозирование; глобальное моделирование; периодические издания по прогнозированию; материалы конференций по прогнозированию.

В 2007 году в России в Академии прогнозирования был выпущен справочник общих понятий по прогностике («Малая Российская энциклопедия прогностики») под редакцией руководителя академии Бестужева-Лада Игоря Васильевича.

Тема 2. Объекты, области и проблемы прогнозирования. Прогнозный фон.

Объект прогнозирования

Прогноз (или целевая группировка прогнозов)имеет 2 слагающих:

1) объект (предмет, профиль, область) исследования–это ведущее направление прогноза;

2) прогнозный фон — вспомогательные направления прогноза.

Переменная объекта прогнозирования– это характеристика объекта прогнозирования, которая является или принимается за переменную при разработке прогноза. Различают значащую (важную для описания объекта) и незначащую переменную объекта прогнозирования; эндогенную (внутреннюю, отражающую свойства самого объекта) и экзогенную (внешнюю, отражающую свойства прогнозного фона).

Объект(профиль, предмет, область) прогнозирования явление природы или общественной жизни, развитие которого прогнозируется; совокупность предметов, явлений и процессов, будущее состояние которых необходимо знать для обоснования принимаемого решения.

Совокупность можно сравнить с системой*.

*Термин «система» (греч. «Systema») – это целое, составленное из частей, соединений; взаимосвязанная совокупность элементов. Система — совокупность элементов, выделенных исследователем, руководителем, конструктором, а также установленные им связи между элементами, которые в совокупности представляют некоторую целостность. Каждая система входит в состав другой системы, которая, в свою очередь, является частью большей системы, и т.д. В связи с этим иногда говорят о подсистемах, суперсистемах. Целое больше суммы частей, которое его образует (эффект эмерджентности). Система – это не механическое сочетание элементов, а качественно новое образование. Система обладает такими свойствами, которых нет у составляющих ее элементов. Принцип системности отражает универсальный закон диалектики о взаимной связи явлений.



На сегодняшний день существует около трех десятков конкретных объектов (областей) научного прогнозирования, среди них: агрометеорологическое, антропологическое, архитектурно-градостроительное, астрономическое, биологическое, военное, геологическое, гидрологическое, космологическое, криминологическое (индивидуальное, общие и частные культурологическое объекты), медико-биологическое, метеорологическое, науковедческое, научно-техническое, образовательно-педагогическое, политическое, психологическое, социальное, развитие высоких технологий, социально-космическое, фенологическое, экономическое, этнологическое, юридическое (государственно-правовое). Эти области связаны с такими науками и направлениями, как гидрометеорология, геология, биология, медицина и здравоохранение, география, экология, космос, наука и техника, экономика, социология, психология, демография, этнография, архитектура и градостроение, образование и педагогика, культура и эстетика, юриспруденция, внутренняя, внешняя и военная политика, глобальные проблемы мира.

Классификация объектов

Классификация — система соподчиненных понятий (классов объектов, явлений, характеристик) в какой-либо отрасли знаний или деятельности.

Классификация. По классификации объекты прогнозирования имеют следующие основные направления: экономические, социальные, военно-политические, научно-технические, естественно-природные.

Но чаще говорят о трех:

1.обществоведческих (социальные, экономические),

2.естествоведческих,

3.научно-технических (технологические, инженерные).

Между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет глухой стены. Так человек научился воздействовать на погоду (рассеивание туманов и градовых туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д.

Обществоведческие (социальные, социально-экономические)прогнозы включают 16 основных областей:

1. социально—медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);

2. социально—географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);

3. социально—экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);

4. социально—космические (перспективы освоения космоса);

5. экономические (перспективы развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);

6. социологические (социальные) в узком смысле (перспективы развития социальных отношений);

7. психологические (личность, ее поведение, деятельность);

8. демографические (рост, миграция населения);

9. филолого—этнографические (лингво—этнические) (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

10. архитектурно—градостроительные (социальные аспекты расселения, развитие городов и деревни, жилища, вообще обитаемая среда);

11. образовательно—педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая систему повышения квалификации);

12. культурно—этнические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино, театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.);

13. государственно—правовые или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовые отношения);

14. внутриполитические (внутренняя политика своей и других стран);

15. внешнеполитические (внешняя политика своей и других стран, международные отношения в целом);

16. военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные).

Социальное прогнозированиеохватывает социологические аспекты научно-технического прогресса, медицины, экологии, дальнейшего освоения Земли и Космоса, экономики, этнографии, демографии, градостроительства, народного образования, культуры, государства и права, психологии, этики, внутренней и внешней политики, военного дела. Основные направления обществоведческого прогнозирования можно отнести к формально детерминированным объектам, это: науковедческое, техноведческое, военное, этическое, этнографическое, демографическое, педагогическое, психологическое, политическое, юридическое, архитектурное, экономическое, социологическое, социокультурное, социально-медицинское, социально-экологическое, социально-географическое, социально-космическое и т.д.

Сюда же входит проблематика собственно социологических исследований:

v формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, культура, мораль, право, психология, религия);

v форма жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);

v формирование личности (образование, воспитание, спорт);

v народонаселение (демография, этнография, миграция, лингвистика и т.д.);

v расселение (регион, город, село, экология и т.д.);

v социальное развитие (общество, коллектив), социальные изменения и структуры;

v социальные институты;

v социальные группы;

v массовая информация (общественное мнение, печать, радиовещание, телевидение и т.д.);

v политика (государства, международные отношения, национальные движения).

Естествоведческие прогнозы(научно-технические, технологические, инженерные)занимаются прогнозированием состояния атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы, техносферы, космосферы, микросферы. Космологические, геологические и физико-географические прогнозы, безусловно, относятся к естественным наукам, но перспективы дальнейшего освоения человечеством Земли и космоса – это сфера компетенции социально-географических, социально-космических и социально-экологических обществоведческих прогнозов.

Объектами технологического прогнозирования являются следующие сферы человеческой деятельности: познание естественной среды; научно-техническое развитие (создание и использование искусственной среды); экономика; политика (в том числе военная и социальная деятельность). Прогнозируемый объект в большинстве случаев состоит из нескольких блоков (элементов, подсистем)*. Разработка технологического прогноза полностью отождествляется с научными исследованиями и начинается с программы.

*Например, основной функцией современной электростанции является переработка какого-либо вида энергии в электрическую. Электростанция может включать 4 блока: Блок получения первичной энергии (устройство для сжигания топлива, ядерный реактор, плотина ГЭС и т.д.); блок, передающий первичную энергию рабочему телу (парогенератор); блок преобразования энергии рабочего тела в механическую (паровая или газовая турбина, гидротурбина, ротор ветряной энергоустановки); блок преобразования механической энергии в электрическую (электрогенератор). Из примера видно, что одну и ту же функцию в блоке могут выполнять различные устройства: ТЭС включает 4 блока, а ГЭС – 3 (блок получения первичной энергии, турбину, электрогенератор). Можно выбрать: тепловые, ядерные или гидростанции, а также энергию Солнца, внутреннее тепло Земли и т.д.

Научно-технические прогнозы разделяются на 7 основных областей:

1. метеорологические (погоды, воздушные потоки, и другие атмосферные явления);

2. гидрологические (морские волнения, режим сток вод, паводки, цунами, шторм, замерзания и вскрытия акватории и других гидросферных явлений);

3. геологические(залежи полезных ископаемых, землетрясения, срывы лавин и другие литосферные явления);

4. биологические,включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире и в биосфере вообще);

5. медико-биологические (болезни человека);

6. космологические (состояние и движение небесных лет, газов, излучений, всех явлений космосферы);

7. физико-химическиепрогнозы явлений микромира.

Прогнозы охватывают перспективы состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы и науки вообще, систему информации. Такие прогнозы предупреждают – но не сбываются, если заранее принять меры (Например, «Разобьешь прибор – он не будут работать»).

Основным объектом технологического прогнозирования являются технологии.

Технология – определенный способ выполнения конкретной функции, необходимой для удовлетворения какой-либо потребности человека и/или общества. Технология включает в себя способ (приемы, методы, последовательность операций), оборудование (механизмы, приборы, устройства), материалы (перерабатываемые и/или используемые объекты). Концепция технологического прогнозирования была разработана на основе того, что все управляемое в принципе непредсказуемо, и если существует программа – предсказание не имеет смысла.

Концепция состояла из 2 подходов:

· проблемного подхода (эксплораторного) —поиск, прогноз, выявляющий проблемы и продолжающий в будущем наблюдаемые тенденции с единственной целью – выявить проблему;

· целевого, нормативного подхода – идеальное или оптимальное положение, которого желаешь достичь по определенным критериям, с выходом на какие-то нормы.

Глобальные проблемы (приводящие к катастрофам), выделенныеРимским клубом, первоначально включали 28 пунктов: бесконтрольное распространение человека на планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пытки и террор; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности; неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей.

Но по своему значению особо выделяются три современных кризиса:

1.энергетический;

2.демографический (увеличение численности населения);

3.культурологический (психологическая и физиологическая деградация общества).

Классы объектов.Классификация объектов прогнозированиязависит от цели, которая определяет способ классификации и ее признаки, и имеет 6 основных классов:

1.природа– (как уже говорилось выше) имеет5 типов: научно-технические, экономические, социальные, военно-политические, естественно-природные).

2.масштабность —в зависимости от числа переменных выделяют 5 типов:сублокальные(число переменных от 1 до 3), локальные (переменныхот 4 до 14), субглобальные (переменных от 15 до 35), глобольные(переменных от 36 до 100), суперглобальные(переменных свыше 100).

3.сложность объекта —в зависимости от степени взаимосвязанности существенных переменных имеется 4 типа: сверхпростые (такие связи отсутствуют), простые(имеются парные взаимосвязи между переменными), сложные(имеется 3 и более связей), сверхсложные(множество связей). Необходимо проводить множественный корреляционный анализ, факторный и дисперсный анализ.

4.степень детерминированности —3 типа: детерминированные(описание объекта возможно в детерминированной форме без потерь информации), стохастические(учет случайных составляющих необходим), смешанны

5.характер развития во времени —3 типа: дискретные (регулярная составляющая —тренд — изменяется скачками в фиксированные моменты времени), апериодические(тренд в виде апериодической непрерывной функции времени), циклические(тренд в виде периодической функции времени).

6.информационной обеспеченности —4 типа: с полным обеспечением количественной информации по объему, точности, на заданное время упреждения; с неполным обеспечением (есть неполная количественная ретроспективная информация); имеется качественная ретроспективная информация и почти нет количественной; полное отсутствие ретроспективной информации (проекты).

Все перечисленные выше 6 классов с учетом типов составляют в сумме 3600 различных типов объектов прогнозирования (табл. «Классификация объектов прогнозирования»).

Табл. Классификация объектов прогнозирования (Тимофеева Н.Т.)

Классификационные признаки объекта прогнозирования
Природа Масштабность Сложность Детермини-рованность Тренд Информационной обеспеченности
научно-техническая Суб-локальный Сверх-простой детермини-рованный дискретный полная количественная
технико-экономическая Локальный простой Стохасти-ческий Апериоди-ческий неполная количественная
социально-экономическая Суб-глобальный сложный смешанный циклический качественная
военно-политическая Глобальный Сверхслож-ный отсутствие информации
естественно-природная Супер-глобальный

Целью классификации является создание предпосылок для выбора методов анализа и прогнозирования объекта. Цель определяет информацию об условиях (ограничений)*: чем выше ответственность решения, которое необходимо принять на основании прогноза, тем более подробной должна быть информация от условиях.

* Примеры целей прогнозов:

· · Ученые США, разрабатывая программу «Аполлон» для высадки человека на Луну, обосновывали необходимость инвестиций, исходя их следующих целей: получение знаний о строении Вселенной, поддержание престижа национальной науки США, создание технического обеспечения для наступательных и оборонительных вооружений США, создание и опробование систем жизнеобеспечения в автономных условиях, необходимых не только при освоении космоса, но и при спуске в глубины океана, полеты в стратосфере и т.д.

· · Выбор номенклатуры выпускаемой фирмой изделий для завоевания определенной ниши рынка в конкурентной стране. Здесь в перечень прогнозируемых показателей могут войти демографические и экономические характеристики потребителей, достижимые характеристики качества выпускаемого изделия и т.д. Объектом прогноза является множество технологических процессов, устройств, материалов, выполняющих одну и ту же функцию, т.е. удовлетворяющих одну и ту же потребность потенциальных покупателей. Цели развития объекта – увеличение доли компании на рынке и/или занятие новой ниши и т.д. В качестве критериев оптимальности развития обычно рассматривается увеличение прибыльности и/или уменьшение затрат, соблюдение требований экологии и т.п.

Поэтому прогноз должен содержать либо перечень условий (ограничений), для которых он разрабатывается, либо спектр прогнозов (перечень нескольких вариантов прогнозов), с указанием вероятности каждого варианта.

Выделяют параллельный и последовательный способы:

v последовательный способ – наглядный, не допускает пересечение классов по каждому из признаков;

v параллельный – не так нагляден, но дает более четко и гибко определяет классы по всем значениям признаков.

Но полная классификация объектов в настоящее время невозможна. Поэтому невозможно сделать однозначный выбор метода.

В табл. «Типология решений по научно-техническому развитию, обоснованных технологическими прогнозами на базе сведений из патентных документов (Н.Т. Тимофеева)» приведены данные за 1991 год зависимости массива обрабатываемой исходной документации от уровня объекта прогноза (масштаба объекта).

Табл. Типология решений по научно-техническому развитию, обоснованных технологическими прогнозами на базе сведений из патентных документов (Н.Т. Тимофеева)



infonko.ru/osnovnie-etapi-tovarovedcheskogo-analiza.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vedeniya-delovih-peregovorov.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vipolneniya-issledovaniya-napisaniya-i-zashiti-bakalavrskoj-raboti.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vipolneniya-i-zashiti.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vipolneniya-kursovoj-raboti.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vipolneniya-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html infonko.ru/osnovnie-etapi-virusologicheskogo-metoda-diagnostiki.html infonko.ru/osnovnie-etapi-v-istorii-drevnego-egipta-obshestvennij-i-gosudarstvennij-stroj.html infonko.ru/osnovnie-etapi-v-istorii-zapada.html infonko.ru/osnovnie-etapi-vnutriutrobnogo-razvitiya.html infonko.ru/osnovnie-faktori-formirovaniya-nacionalnogo-nemeckogo-yazika.html infonko.ru/osnovnie-faktori-formirovaniya-optimalnoj-strukturi-smk.html infonko.ru/osnovnie-faktori-limitiruyushie-sportivnuyu-rabotosposobnost-komponenti-rabotosposobnosti.html infonko.ru/osnovnie-faktori-mikrosredi-funkcionirovaniya-firmi.html infonko.ru/osnovnie-faktori-okazivayushie-vozdejstvie-na-ceni.html infonko.ru/osnovnie-faktori-opredelyayushie-principi-organizacii-elektronnih-vichislitelnih-mashin.html infonko.ru/osnovnie-faktori-razvitiya-lichnosti.html infonko.ru/osnovnie-faktori-riska-obraza-zhizni-i-ih-mediko-socialnoe-znachenie.html infonko.ru/osnovnie-faktori-segmentacii-rinka-individualnih-potrebitelej-opisani-v-nauchnoj-literature-i-delyatsya-na-sleduyushie-demograficheskie-geograficheskie-psihograficheskie-i-povedencheskie.html infonko.ru/osnovnie-faktori-vliyayushie-na-konkurentosposobnost-produkcii-na-oao-favorit.html