INFONKO.RU

Направления развития эмоциональной сферы человека

Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития — от примитивной чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам человека.

Чувства человека — это чувства исторического человека. Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус человека, энергию его психической деятельности и может снижать, тормозить ее.

Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.

Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Чувства — переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Предметные чувства — связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление.

Мировоззренческие чувства — переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, свя занные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентации, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности.

Проявление эмоций в старости.

В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени:

  1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;
  2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
  3. обобщенные мировоззренческие чувства.

Все эти чувства образуют основные проявления эмоциональной сферы человека, органически включенной в его жизнь.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития являются продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии.

Эмоциональная возбудимость — характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния).

Эмоциональная устойчивость — характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний).

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность)— характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Сила чувства — интенсивность или степень выраженности того или иного чувства; скорость, с которой чувство захватывает человека; степень проявления чувства в деятельности человека.

Глубина чувства — определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.



Широта распространения чувства — определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось переживаемое чувство.

Фон аффективной сферы — синтез эмоций и чувств, переживаемых человеком достаточно длительное время.

Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительно го времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости, а также в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия существенно характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют.

Кроме того, различают силу, или интенсивность, чувства и его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим, например, увлечение отличается от любви.

Глубина проникновения чувства определяется тем, как сильно оно пронизывает личность и насколько существенны для нее данное чувство и та сфера, с которой оно связано.

Существенную роль играет также и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось это чувство. От этого в значительной мере зависит прочность чувств (Рубинштейн С. Л., 1998).

Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между собственно эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям;

сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами;

натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии.

У первых господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта.

Вторые — созерцательны и чувствительны, но пассивны.

Третьи — действенны; ни переживание своего чувства, ни созерцательное любование его объектом их не удовлетворяет. Для них чувство — это не упоительное волнение и не блаженное созерцание, а страстное стремление (Рубинштейн С. Л., 1998).

Фон аффективной сферы человека является синтезом множества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением. Естественно, что в большинстве случаев удовлетворение различных потребностей человека в каждый момент времени находится в различной стадии.

Настроение часто возникает вне контроля сознания, но это не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности. Просто собственно зависимость часто не попадает в поле сознания человека. «Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная "оценка" личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства» (Рубинштейн С. Л., 1998).



infonko.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-vipuknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html infonko.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html infonko.ru/trebovaniya-k-ognestojkosti-zdanij-i.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-gruppovogo-anketnogo-oprosa-ne-znayu-kakie-imenno-trebovaniya-tut-nado-nazvat-navernoe-nuzhno-vspomnit-kak-mi-sami-koryachilis.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-pitaniya-pacientov.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-predmetno-razvivayushej-sredi.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-rabochego-mesta-medicinskoj-sestri.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-uchastka-territorii-dou.html infonko.ru/trebovaniya-k-organizacii-vipolneniya-vkr-bakalavrov.html infonko.ru/trebovaniya-k-osnovnim-materialam.html infonko.ru/trebovaniya-k-osnovnim-polozheniyam.html infonko.ru/trebovaniya-k-osnovnim-pomesheniyam.html infonko.ru/trebovaniya-k-osnovnomu-tehnologicheskomu-oborudovaniyu.html infonko.ru/trebovaniya-k-osvesheniyu-proizvodstvennih-obektov.html infonko.ru/trebovaniya-k-osveshennosti-ergonomike-i-mikroklimatu.html infonko.ru/trebovaniya-k-otchetu-po-praktike-v-forme-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html infonko.ru/trebovaniya-k-otopleniyu-ventilyacii-i-kondicionirovaniyu-vozduha.html infonko.ru/trebovaniya-k-otopleniyu-ventilyacii-mikroklimatu-i-vozdushnoj-srede-pomeshenij.html infonko.ru/trebovaniya-kotorie-predyavlyayutsya-k-sudebnomu-resheniyu.html infonko.ru/trebovaniya-kotorim-dolzhno-otvechat-sudebnoe-reshenie-ustranenie-nedostatkov-sudebnogo-resheniya.html