INFONKO.RU

Направления преобразований на пути к рыночной экономике.

Главным направлением в процессе перехода страны к рыночной экономике является преобразование системы социально-экономических отношений.

Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности путем ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.

Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил следующую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другим рубежом на пути к рынку является преобразование централизованной системы планово-распределительных органов, которые поддерживали строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи. Чтобы наладить нормальные горизонтальные экономические связи между предпринимателями и привести в движение всю систему рынков (по продаже всех видов производственных факторов и финансовых средств), надо создать рыночную инфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть банков и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, государственный монополизм сопровождается постоянным товарным дефицитом и подавленной инфляцией. Поэтому требуется преодолеть необычайно тяжелый рубеж - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем проведения реформы цен - их временного умеренного повышения, что в той или иной мере устраняет избыточный спрос.

Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансированности спроса и предложения - быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углубляющегося экономического кризиса, падения производства.



При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие - раскрепостить цены от жесткого государственного регулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, подавленную инфляцию. При некоторой либерализации цен на первых порах целесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных (твердо установленных) цен.

Если создается конкурентный рынок, то освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Подлинным же бичом населения и препятствием для равновесных цен служит монополизация экономики, которая ведет к произвольному установлению монопольно высоких цен. Если экономика не демонополизирована, то либерализация цен не может быть осуществлена. Монопольные цены получают лишь новое название (договорные, освобожденные цены). Чтобы покончить с монополизацией, намечены и принимаются организационно-экономические и правовые меры. Так, разукрупняются монополистические структуры хозяйства. С помощью налогов изымаются доходы, полученные от искусственного вздувания цен. Поддерживается малый и средний бизнес, организуются объединения потребителей, отстаивающих свои интересы. Этими и другими способами создаются условия для становления конкуренции - мощного двигателя технического и экономического прогресса.

Чтобы создать нормальный рынок, требуется решить нелегкую задачу - научиться регулировать инфляционные процессы. Основная ответственность в этом деле возлагается на государство. Оно часто допускает бюджетный дефицит (превышение расходов государства над доходами) и покрывает его выпуском денег, не обеспеченных соответствующим количеством товаров. Поэтому важно проводить систему антиинфляционных мер приводящих массу денег в соответствие с потребностями в них экономики.

В условиях дефицитной экономики и сильной инфляции часто развивается тенденция к натурализации хозяйственных связей, к созданию искусственных барьеров на пути свободного движения товаров. Однако к чему ведут такие ограничения? Происходит закупорка своего рода "кровеносных сосудов" всего производственного организма. В условиях сильно развитого межотраслевого и территориального разделения труда хозяйственная замкнутость регионов подрывает нормальные и давно установившиеся экономические связи между предприятиями и другими хозяйственными единицами. Чтобы устранить возникшие трудности, требуется обеспечить единое экономическое пространство для свободного развития рыночных отношений. На этом пространстве достигается единство денежного обращения, валюты, таможенных тарифов и правил, беспрепятственно перемещаются рабочая сила, товары и денежные средства, а предприниматели самостоятельно устанавливают горизонтальные связи с любыми партнерами.

Рыночные отношения вообще не признают никаких государственных границ, и для них хозяйственным пространством является, по существу, вся планета. Наибольшее развитие они получают, когда страна превращается в государство с открытой рыночной экономикой. В этом случае страна не только активно участвует в международном разделении труда и выходит на мировой рынок, но и широко допускает иностранный капитал для делового сотрудничества с отечественными предпринимателями и конкуренции на внутреннем рынке.

Мировой опыт показывает, что на этом пути приходится предпринимать ряд важных шагов. Прежде всего, необходимо:

· Сделать отечественную валюту конвертируемой (чтобы все желающие могли свободно обменивать ее на иностранную валюту), без чего невозможны нормальные мирохозяйственные связи.

· Всячески поощрять производство и экспорт конкурентоспособной продукции на мировой рынок.

· В широких масштабах привлекать иностранный капитал, технологии и опыт в приоритетные области экономики (особенно в топливно-энергетические отрасли) для конверсии и быстрого увеличения производства товаров народного потребления.

· Продуктивно использовать крупномасштабную финансовую и техническую помощь международных организаций и развитых государств.

Одновременно важно проявлять заботу об обеспечении надежной экономической безопасности страны: защищать национальную экономику от разрушительного воздействия международной конкуренции, не допускать опасной зависимости жизненно важных отраслей хозяйства от иностранного капитала.

Естественно, что для преодоления указанных рубежей требуются достаточно длительный срок и активная, многогранная деятельность государства и владельцев всех форм собственности. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к конкурентному рынку может продлиться от двух до 5-7 лет. Он особенно продолжителен в тех государствах, где идет непрерывное падение производства, не развиты потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии.



infonko.ru/granichnoe-uslovie-waternozzleboundary.html infonko.ru/granichno-pripustim-dozi-onzuyuchih-vipromnyuvan-santarn-normi-pravila-roboti-z-radoaktivnimi-rechovinami.html infonko.ru/granici-filosofskogo-diskursa.html infonko.ru/granici-geograficheskoj-obolochki.html infonko.ru/granici-gosudarstvennogo-vmeshatelstva-v-ekonomiku.html infonko.ru/granici-i-sostav-territorii-municipalnogo-obrazovaniya.html infonko.ru/granici-i-sostav-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-izmenenie-granic-municipalnogo-obrazovaniya.html infonko.ru/granici-mezhdu-institucionalnimi-i-vneinstitucionalnimi-kulturnimi.html infonko.ru/granici-namyura-v-svyazi-s-nahodkoj-t-n-velskoj-v-1961-g-u.html infonko.ru/granici-naselennih-punktov-i-poryadok-ih-izmeneniya.html infonko.ru/granici-nauki-nauka-i-filosofiya-nauka-i-religiya-nauka-i-iskusstvo.html infonko.ru/granici-razdeleniya-truda-sovmeshenie-professij-i-funkcij.html infonko.ru/granici-upravlyaemosti-v-organizacii.html infonko.ru/granici-vnutrennie-i-vneshnie.html infonko.ru/granic-ryada-stratigraficheskih-podrazdelenij-unificirovannoj-shemi.html infonko.ru/granini-i-naruzhnie-orientiri.html infonko.ru/gran-pri-novoe-iskusstvo-kak-rezat-salyami-ocharovanie-riska-noli-me-tangere-holodnaya-riba.html infonko.ru/g-rashodi-lizingodatelya-svyazannie-s-vipolneniem-dogovora-lizinga.html infonko.ru/g-rasprostranenie-infekcionnih-boleznej-sredi-lyudej.html infonko.ru/gravitacionnij-kolodec-belkiri.html