INFONKO.RU

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я.КИКОТЯ

____________________________________________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил:

__________________________________________________________

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ФАКУЛЬТЕТ _____________________________________________

УЧЕБНЫЙ ВЗВОД _______________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 201__ – 201__

ВАРИАНТ: ___

Проверил:

__________________________________________________________

(ФИО, должность)

__________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

__________________________________________________________

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Раздел практикума Страница
График контроля выполнения задания
Организационно-методический раздел
ЗАДАНИЯ
Часть 1. Философия бытия и познания
Часть 2. Философия человека
Часть 3. Философия общества и культуры
Часть 4. Анализ философского текста
Литература и электронные ресурсы

ГРАФИК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Задания по теме (части) Срок выполнения Оценка Подпись преподавателя Примечания
Философия бытия и познания (с. 4–15)
Философия человека (с. 16–24)
Философия общества и культуры (с. 25–33)
Анализ философского текста (с. 34–36)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов всех направлений подготовки.

Каждая часть практикума заполняется только после изучения и повторения соответствующей темы и обязательного ознакомления с приведенными текстами (отдельно на диске), специальной литературой и электронными ресурсами (см. списки в конце практикума).

ЦЕЛЬЮ практикума является практическое закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, приобретенных в результате изучения философии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом.

ЗАДАЧАМИпрактикума являются:

· закрепление базовых знаний по предметной области философии (ее системе, содержании и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий) на примере конкретных материалов по истории философии и ее основным разделам;

· наработка умений применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждений; оценивать факты и явления с философской точки зрения и использовать принципы, законы и методы философии для решения конкретных задач;

· выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами и использования общефилософских, общенаучных и философско-прикладных методов;



· проверкавладений основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, способности и готовностикучастию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера на основе правильного и философски развитого мышления;

· подготовка к федеральному интернет-тестированию остаточных знаний по дисциплине «Философия».

По результатам проверки заполненных частей практикума, в установленные сроки, за каждую часть выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»).

По результатам проверки заполненного практикума (всех частей), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО».

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» (то есть неудовлетворительной оценки за любую из частей) практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ 1

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ

1.1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.1. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите варианты решения проблемы – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.1.1.Каково место проблемы бытия в философии?

Одним из проблемных вопросов философии является, по мнению Л. Фейербаха, проблема отношения мыщления к бытию, отношения души к внешнему миру. Главным является вопрос о том, что первично — дух или природа, и создан ли мир Богом или существует от века. Так появилось два направления. Сторонники одного считали, что дух существовал прежде природы, они признавали сотворение мира. Они занимали идеалистическую позицию. Сторонники второго направления считали, что первична природа и потому они примыкали к материализму.

Не менее важным также был вопрос о тождестве мышления и бытия. По мнению Гегеля в действительном мире мы познаём именно его мыслительное содержание, именно то, благодаря чему мир оказывается постепенным осуществлением абсолютной идеи, которая от века существовала где-то независимо от мира и прежде него.

Таким образом, проблема бытия в философии заключается в соотношении духа и материи, зависимости между ними. Их первичности. На мой взгляд, решение проблемы невозможно, поскольку идея порождает материю, но и сам дух зависит от природы .

1.1.2.В чем заключается онтологический смысл так называемого «основного вопроса» философии?

Онтологический смысл «основного вопроса философии» заключается в определении того,

что есть бытие, реальность. Проблема заключается в том, что объективную реальность, которая действует во всех существующих вещах и явлениях, нельзя охватить своим мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

Таким образом, нельзя полностью познать объективную реальность, поскольку сознание человека субъективно.

1.1.3.В чем суть противостояния материализма и идеализма? (Дайте краткие определения их основным разновидностям)

Сущность противостояния материализма и идеализма состоит в проблеме

противоположности духа и материи. По мнению материалистов, бытие есть материя. По мнению вторых, бытие зависит от сознания, которое способно влиять на бытие.

На мой взгляд, нужно учитывать взаимозависимость внутренних процессов, происходящих в сознании человека, с внешними обстоятельствами.

1.1.4.В чем заключается смысл идеалистического и материалистического понимания единства мира?

Идеалистическое понимание единства мира заключается в понимании реальности как

материи, находящейся в непрерывном историческом развитии. Говорится о зависимости человеческих стремлений и побуждений от воздействия внешнего мира, которое запечатлевается в голове человека и отражается в виде чувств, мыслей, побуждений.

Материалистическое понимание единства мира заключается в представлении о тождественности реальности, равенства единства и множества, их целостности, которая неможет быть разделима, связи между конечным и бесконечным, внутренним и внешним. Например, Шеллинг также говорит о единстве пространства и времени, о порождении всего физическими явлениями, элементы которых находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют единое целое, порождающее все сущее.

Таким образом, нельзя быть полностью уверенным в истинности идеалистических или материалистических представлений, поскольку каждая из них имеет свою научную основу, которая позволяет принять то или иное положение относительно определения сущности бытия.

1.1.5.Какова связь материализма и идеализма с развитием естествознания?

С развитием естествознания и ростом промышленности сторонники идеализма стали склоняться к позициям материализма и отрицать противоположность духа и материи. Например, философия Гегеля стала иметь материалистичную основу понимания бытия. Соглашаясь с Гегелем, Фейербах заметил, что вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа – мозга. По его мнению, материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи.

По мнению Фейербаха материализм является основой здания человеческой сущности и человеческого знания. Материализм он определяет как общее мировоззрение, основанное на определённом понимании отношения материи и духа.

С развитием механики со стороны материализма человек стал восприниматься как машина. Философское мышление было антидиалектическим, поэтому мир не воспринимался как процесс, находящийся в непрерывном историческом развитии.

Таким образом, с развитием естествознания начались стираться границы между материализмом и идеализмом, притом, последний стал приобретать черты материализма, в соответствии с которым материя является основанием для всего сущего и способна определять сознание.

1.2. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.2. и, самостоятельно размышляя, дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.2.1.Какие гносеологические проблемы можно отнести к разряду всеобщих, вечных и фундаментальных?

По мнению Декарта, основные гносеологические проблемы состоят в определении истинного познания. В соответствии с этим, он выработал принципы познания. Первый принцип состоит в том, чтобы никогда не принимать за истинное ничего, что нельзя признать таковым с очевидностью, а именно, необходимо избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется ясным и отчетливым, что не подвергается сомнению.

Второй принцип заключается в разделении каждой рассматриваемой проблемы на несколько частей, требуемых для их разрешения.

Также необходимо упорядочивать собственные мысли, начиная с познания простых предметов и заканчивая более сложными.

Наконец, необходимо совершать обзоры с целью достижения уверенности в том, что ничего не потеряно.

Таким образом, гносеологические проблемы охватывают область познания и заключаются в том, чтобы отделить истинное от ложного, найти наиболее простой и правильный путь к познанию самой истины.

1.2.2.Кратко охарактеризуйте наиболее употребительные гносеологические категории:

Главными гносеологическими категориями можно назвать субъект — тот, кто познает; объект — это то, что лежит в области познания, сам предмет познания. Познание составляет взаимодействие субъекта и объекта.

Само познание бывает чувственным и рациональным. Первое делится на ощущение, восприятие и представление. Особенностью чувственного познания является отражение мира в наглядной форме, существование непосредственной связи субъекта и объекта, отражение в основном внешних сторон и связей, постижение внутренних зависимостей с помощью первоначального обобщения чувственных данных.

Рациональное познание основано на понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому оно имеет чисто научный характер и на его основе возможно построение научных теорий.

Такая категория как мышление представляет собой процесс оперирования наглядно-чувственными и понятийными образами.

В свою очередь, язык является знаковой системой, выполняющей функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, а также служит средством коммуникации между людьми.

Также к категориям гносеологии можно отнести истинность, ложь, дезинформацию. Истина адекватна действительности, а ложь и дезинформация — это искаженные знания, не соответствующие действительности и вводящие в заблуждение.

Таким образом, гносеология основана на категориях, связанным с познанием, и включает в себя познающий субъект и объект. Средствами познания служат мышление и язык, а само знание может быть истинным или ложным.

1.2.3.В чем суть философской оппозиции рационализма и эмпиризма?

Эмпиризмом называют теоретико-познавательную позицию, в соответствии с которой в основе всех знаний лежит чувственный опыт. Первой формой эмпиризма выступает сенсуализм, включающий в себя чувственные данные, основанный на восприятий.

Целью эмпиризма является стремление доказать, что знание, которое кажется внеопытным, выступает на самом деле или сложным продуктом опыта, или представляет собой совокупность аналитических утверждений, которые эксплицируют какие-либо особенности языка, или же является бессмыслицей.

Сущность рационализма состоит в понимании его как мировоззренческой установки, в соответствии с которой истинной основой бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В античной философии основополагающей была идея божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия, говорилось о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. Начиная с эпохи Возрождения допускалось участие эмпирической науки в богопознании, так как предметом естествознания являлось понимание мира как божественного творения, управляемого богом. Например, протестантизм отстаивал рационалистические поведенческие установки в качестве моральной санкции предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, которые способны привести к развитию демократии.

В классической философии в основу рационализма лег научный метод. Главной проблемой стала проблема научного знания. В качестве его источника выдвигался либо опыт, либо математика как общий метод познания.

Основным требованием классического рационализма являлось достижение абсолютной и неизменной истины, которая обладает универсальной общезначимостью для человеческого ума.

Целью современного неорационализма является разделение рационального мышления и культуротворческой активности человека.

Таким образом, эмпиризм основан на познании путем опыта, а опорой рационализма являются точные науки. Тем не менее и рационализм и эмпиризм при познании должны дополнять друг друга, поэтому нельзя выделить преимущество одного только рационализма или эмпиризма.

1.2.4.Выделите главное в рационалистическом методе познания (на примере Р. Декарта):

Главным в рационалистическом методе познания, по мнению Декарта, выступает заимствование из геометрического анализа и алгебры метода, основанного на движении познания от простейшего к сложному, на расчленении и выделении пропорции в познаваемых предметах, нахождении между ними последовательности, выражении чисел.

Таким образом, Декарт основным рационалистическим методом познания считал математический или арифметический метод, основу которого составляют числа.

1.2.5.Выделите главное в теории познания эмпириков (на примере Дж. Локка):

По мнению Локка, все устроенное в природе способно воздействать на человеческие чувства и породить в душе некоторое восприятие, вызывающее в разуме идею.

Также необходимо, считает Локк, различать идеи, существующие в разуме и то, что лежит в природе. По его мнению, множество существующих в уме идей ощущения мало похожи на то, что находится вне нас.

Качеством предмета Локк называет то, в основе чего лежит способность вызывать идеи. Он делит их на первичные, которые неотделимы от материи, и вторичные, вызывающие ощущения и порождаемые первичными.

По мнению Локка, материя способна влиять на мозг, вызывая идеи, вторичные качества возникают посредством действия незаметных частиц на чувства человека. Поэтому, объем, форма, сцепление и движения частиц вызывают в человеке вкус, звук и т. д.

Вторичные качества способны изменяться под воздействием представления, а первичные нет.

Таким образом, в основе эмпиризма, по мнению Локка, лежат первичные (материальные) и вторичные (чувственные) качества. Первые порождают вторые, а поэтому познание возможно только опытным путем.

1.3. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.3. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы (по каждому вопросу кратко обобщите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» – и сформулируйте (обоснуйте) собственную позицию):

1.3.1.Нужна ли современной науке дуалистическая концепция сознания?

Современная наука должна обращаться к дуалистической концепции познания, поскольку

постулаты дуализма направлены на преодоление проблемы, которая возникает при объяснении связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека и с материальными процессами.

В современной науке дуализм делят на субстанциональный дуализм, опирающийся на понятия интенциональности, смысла, ценности, цели, и на концептуальный дуализм, в основе которого лежат понятия массы, энергии и пространственных отношений. Тем не менее, научные задачи требуют применения двух типов дуализма в рамках единой концептуальной структуры, но при этом возникает эпистемологическая проблема объяснения связи ментального и телесного, сознания и мозга. Поэтому, это в современной аналитической философии является одним из главных предметов обсуждения. Теоретические вопросы, затрагивающие преодоление дуализма и редукционизма, актуальны при разработках проблемы сознания.

1.3.2.Можно ли утверждать, что в современной философии победила материалистическая или идеалистическая концепция сознания?

На мой взгляд, на каждом этапе развития философии преобладало или материалистическое, или идеалистическое направление. В современной науке эти два направления являются взаимодополняющими. При познании используют как методы материализма, так и идеализма. Поэтому, нельзя быть полностью уверенным, что победила какая-то одна из концепции, поскольку в зависимости от проблемы, одна из концепции может являться основополагающей или они в равной степени могут быть применены.

1.4. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НА ДИСКЕ ТЕКСТЫ № 1.4. и дайте развернутый аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.4.1.Являются ли понятия застывшими мыслительными конструкциями или они меняются вместе с развитием общества, познания и общественной практики?

Сами понятия представляют собой отображение сущности предмета в человеческом мышлении, при которых предмет трактоваться или как объект, или как группа объектов, отношения между ними, или как связи свойств, которые абстрагированны от объектов.

Понятие возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта, следовательно оно основано на предметных, коммуникативных и рефлексивных аспектах деятельности. Поэтому понятие выступает не только как способ бытия предмета, но в качестве выражение в языке, в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие понятий связано не только с изменением предметов в мышлении, но и с изменением социальных форм, позиций и установок поведения людей.

Таким образом, понятие как развивающийся в деятельности человека предмет способно изменяться с развитием общества, познания и общественной практики.

1.4.2.Является ли позиция агностицизма только ошибочной или она все же способствовала развитию теории познания?

В соответствии с агностицизмом познание мира невозможно. Тем не менее, агностицизм в немалой степени повлиял на развитие теории познания, поскольку это способствовало разоблачению и отбрасыванию иллюзий и заблуждений, что привело к прогрессу познания. Также агностицизм повлиял на разрушение идеи о том, что мир такой, каким мы его представляем. Ведь на самом деле мир объективен, а сознание человека субъективно, поэтому абсолютное познание бытия представляется сложным.

1.5. НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ (используя ресурсы Национальной философской энциклопедии (http://terme.ru/) дополните таблицу, самостоятельно подбирая в правый столбец варианты, соответствующие по смыслу содержанию левого столбца):

1.5.1.

онтологические позиции представитель (имя, фамилия)
объективный идеализм Платон, Фома Аквинский, Георг Гегель, Фридрих Шеллинг, Джордж Сантаяна
субъективный идеализм Джордж Беркли, Иоганн Готлиб Фихте, Дэвид Юм, Иммануил Кант (классический идеализм); Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон (философия жизни); Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (экзистенциализм)
вульгарный материализм Карл Фохт, Якоб Молешотт, Ленц Бюрхнер; Джон Смит, Джон Армстронг (научный материализм)
диалектический материализм Фридрих Энгельс, Карл Маркс, Владимир Ленин
дуализм Рене Декарт, Николя Мальбранш, Карл Вольф (онтологический); Дэвид Юм, Иммануил Кант (гносеологический); Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц (психофизиологический); Вильгельм Вундт, Густав Фехнер, Фридрих Паульсен (окказионализм)

1.5.2.

название философского произведения автор (имя, фамилия)
«Логико-философский трактат» Людвиг Витгенштейн
«Логика и рост научного знания» Карл Поппер
«Структура научных революций» Томас Кун
«Прагматизм» Чарлз Пирс, Джемс Дьюи
«Наука логики» Георг Гегель
«Критика практического разума» Иммануил Кант
«Трактат о человеческой природе» Дэвид Юм
«Трактат о началах человеческого знания» Джордж Беркли
«Основы общего наукоучения» Иоганн Фихте
«Закрепление верования» Чарлз Пирс
«Курс позитивной философии» Огюст Конт
«Истина и метод» Ганс-Георг Гадамер
«Логика смысла» Жиль Делез
«Слова и вещи» Мишель Фуко
«Бытие и время» Мартин Хайдеггер
«Тимей» Платон
«Бытие и ничто» Жан-Поль Сартр
«Наука логики» Георг Гегель
«Диалектика природы» Фридрих Энгельс
«Материализм и эмпириокритицизм» Владимир Ленин
«Философия свободного духа» Николай Бердяев
«Система трансцендентального идеализма» Фридрих Шеллинг
«Сущность христианства» Людвиг Фейербах
«Монадология» Готфрид Лейбниц
«Об ученом незнании» Николай Кузанский
«Рассуждения о методе» Рене Декарт
«Критика отвлеченных начал» Владимир Сергеевич Соловьев

1.5.3.

цитата автор (имя, фамилия)
«Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого…» Платон
«Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует» Аристотель
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» Карл Маркс
«Счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам» Гераклит
«Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого – это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовет к действию. Надо мыслить и действовать» Алексей Федорович Лосев
«Знание есть сила, сила есть знание» Френсис Бэкон
«Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество» Клод-Адриан Гельвеций
«Знание без нравственной основы – ничего не значит» Лев Толстой
«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь» Конфуций
«Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства» Френсис Бэкон
«Только считают, что существует цвет, только считают, что существует сладкое, только считают, что существует горькое, в действительности же – атомы и пустота» Гален
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» Протагор
«Бытие людей есть реальный процесс их жизни» Карл Маркс
«Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания». Фридрих Энгельс
«Бытие есть именно то, что совершенно абстрактно, и этим оно отличается от конкретного» Фридрих Шеллинг
«Быть – значит быть воспринимаемым» Джордж Беркли
«Существующий мир… должен удовлетворять двум априорным требованиям: он должен быть и наипростейшим в его гипотезах (т.е. в его законах), и наиболее богатым в явлениях» Готфрид Лейбниц
«Язык есть дом бытия» Мартин Хайдеггер
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» Владимир Ленин

1.5.4.



infonko.ru/po-mneniyu-kanta-substanciej-obshechelovecheskoj-kulturi-yavlyaetsya.html infonko.ru/pomnite-chto-unichtozhaya-kommunizm-vi-unichtozhaete-zhidokratiyu.html infonko.ru/pomnite-chto-v-magii-net-nichego-sverhestestvennogo-ili-antinauchnogo-magiya-eto-zhizn-ona-v-chem-to-dokazuema-v-chem-to-eshe-net-nauchites-zhit-ej.html infonko.ru/pomnite-o-svoej-estestvennoj-i-po-detski-iskrennej-shedrosti.html infonko.ru/pomnite-o-tom-chtobi-zhit-chestno-i-celno.html infonko.ru/pomnite-vazhno-vosprinimat-konflikt-tam-gde-on-sushestvuet.html infonko.ru/pomni-uchenik-kogda-ti-gotov-uchitel-stoit-uzhe-vozle-tebya.html infonko.ru/pomogaem-detyam-spravitsya-so-svoimi-chuvstvami.html infonko.ru/pomogaya-drugim-pomogaem-sebe.html infonko.ru/pomogi-klientu-nauchitsya-razlichat-racionalnuyu-i-irracionalnuyu-vinu.html infonko.ru/pomogi-mame-najti-svoego-detenisha.html infonko.ru/pomogi-mashinam-viehat-iz-garazha.html infonko.ru/pomogi-matreshke-najti-svoi-igrushki.html infonko.ru/pomogite-emu-obresti-individualnost.html infonko.ru/pomolvka-pohozhaya-na-pohoroni.html infonko.ru/pomosh-blizhnim-pozhertvovaniya.html infonko.ru/pomosh-css-uluchshenie-vida-tablici.html infonko.ru/pomosh-dlya-resheniya-bolee-slozhnih-zhiznennih-problem.html infonko.ru/pomoshi-tovarisham-i-perehoda-cherez-shosse-otbirayu-pyat-smelchakov-dobrovolcev-vo.html infonko.ru/pomosh-i-uhod-za-bolnimi-pri-lihoradke.html