INFONKO.RU

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

Кафедра иностранных языков

ПРОГРАММА по дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для всех специальностей и направлений

Москва 2006 г.



1. Организационно-методический раздел

Курс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с
требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Данный курс рассчитан на студентов
нефилологических специальностей и включает необходимый объем
лингвистических сведений, способствующих выработке понимания
закономерностей языковых явлений, а также умелого использования
изобразительно-выразительных возможностей языка в целях

высказывания в соответствии с коммуникативной направленностью и условиями общения.

1.1.Основные цели предлагаемой программы:

1) обучение языку как средству коммуникации;

2) повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных ситуациях.

1.2.Основные задачи курса:

1) ознакомление с комплексом знаний о языке как сложной
многоуровневой системе взаимосвязанных грамматических явлений и
фактов, о роли языка в развитии общества;

2) обогащение теоретических знаний о фактах языка и явлениях
речи, нормативном и вариантном использовании и употреблении
определенных языковых единиц;

3) выработка умений и навыков научно-теоретической и
практической интерпретации и адаптации языковых фактов и явлений, их
системных отношений;

4) совершенствование умений и навыков культуры мышления, речи, общения, умения корректно, правильно и четко излагать свои мысли, аргументировано обосновывать положения предметной области знания.

5) повышение общей культуры, уровня гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

6) выработка собственной системы речевого самосовершенствования;

7) способствование формированию открытой для общения
(коммуникабельность) личности, имеющей высокий рейтинг в системе
современных социальных ценностей.

1.3.Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Для студентов негуманитарных специальностей язык важен не как предмет исследования, а как средство общения. Предлагаемый курс


является комплексным по характеру, так как сочетает в себе несколько лингвистических и речеведческих дисциплин. Теоретическим основанием для него служит стилистика, культура речи и современный русский язык. Отбор тем для изучения определяется их важностью для осуществления успешной коммуникации в деловой и профессиональной сферах.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Владение культурой речи является одним из важнейших качеств, необходимых современному деловому человеку, особенно, если его профессия отличается повышенной речевой ответственностью.



В соответствии с целями и задачами курса в структуре программы выделяются четыре тесно связанных друг с другом блока, что определяется мотивами теоретического и практического характера.

Курс включает лекции, практические занятия. Материал курса предназначен для руководства студентам в аудиторное время и в период самостоятельной работы. Эти формы работы помогут студентам успешно освоить данный курс.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения данного курса студенты должны:

- получить представление о связи языка и мышления, языка и речи, о
методах изучения языковых единиц;

- систематизировать сведения о нормах современного русского
литературного языка и их изменениях;

- уметь пользоваться справочной лингвистической и
лексикографической литературой;

- выработать навык правильного оформления устной и письменной
речи.

Формами текущего контроля являются коллоквиумы, индивидуальные консультации и собеседования. Итоговый контроль проводится в конце семестра: зачет.


2. Содержание курса

Разделы курса

Раздел 1. Язык, речь, общение Тема 1.Язык как система

Тема 2. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка Тема 3. Стили русского литературного языка Тема 4. Речевая деятельность и ее виды Тема 5. Условия успешного общения Тема 6. Речевой этикет

Раздел 2. Ортология (нормы современного русского литературного языка )

Тема 7. Понятие нормы. Признаки нормы. Основные типы норм. Тема 8. Нормы произношения Тема 9. Нормы ударения

Тема 10. Лексические нормы. Точность и чистота речи Тема 11. Фразеологические нормы. Богатство речи Тема 12. Морфологические нормы Тема 13. Синтаксические нормы Тема 14. Стилистические нормы

Раздел 3. Устная речь Тема 15. Особенности устной речи Тема 16. Устная деловая речь Тема 17. Устная научная речь Тема 18. Устная публицистическая речь Тема 19. Устная разговорная речь

Раздел 4. Письменная речь Тема 20. Особенности письменной речи Тема 21. Письменная деловая речь Тема 22. Письменная научная речь Тема 23. Письменная публицистическая речь

2.2.Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК, РЕЧЬ, ОБЩЕНИЕ

ТЕМА 1. Язык как система

Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Культура речи как совокупность и система


знаний, умений и навыков применения языка. Умение пользоваться речью. Признаки культурной речи. Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли. Сущностные понятия языка: система, структура, языковые единицы. Системные отношения языковых единиц.

ТЕМА 2. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка

Общенародный язык как совокупность всех существующих норм. Форма существования языка.

Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные потребности всего народа. Литературный язык – высшая форма языка общенародного. Литературная (языковая) норма. Нормативная речь – правильная, общеобязательная. Кодификация нормы. Основные средства кодификации языковых факторов (словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования, образцы речи и др.).

Нелитературные варианты русского языка: диалекты, жаргон, просторечие, арго и области их функционирования. Язык художественной литературы и употребление им всех средств литературного языка, а также элементов нелитературных вариантов русского языка. Взаимодействие общенародного языка, литературного языка и языка художественной литературы.

ТЕМА 4. Речевая деятельность и ее виды

Мышление, язык и речь – речевая деятельность. Виды речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение.


Речь как продукт речевой деятельности. Ее формы: устная и письменная; книжная речь – разговорная речь.

ТЕМА 6. Речевой этикет

Устойчивые речевые формулы общения. Лексическое наполнение каждой тематической группы. Социально значимая информация стереотипов речевого этикета. Корректность речевого поведения. Правила речевого поведения. Речевой этикет – важный элемент всякой национальной культуры. Действенная сила речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ТЕМА 8. Нормы произношения

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Соблюдение норм произношения. «Старшая» и «младшая» нормы произношения. Мягкое и твердое произношение согласных звуков. Произношение некоторых сочетаний согласных звуков. Стиль произношения.

Нормативные колебания: равноправные варианты произношения, семантические варианты, нормативно – хронологические варианты, стилистические варианты.

ТЕМА 9. Нормы ударения

Нормы ударения /акцентологические нормы/.

Правильное ударение в словах – важный показатель культуры речи. Подвижность ударения. Разноместность ударения. Смыслоразличительная функция ударения. Группы слов русского языка с неподвижным ударением на основе и с неподвижным ударением на окончании. Трудные случаи постановки ударения.

Нормативные колебания: равноправные варианты ударения семантические варианты, нормативно – хронологические варианты, стилистические варианты.

РАЗДЕЛ 3. УСТНАЯ РЕЧЬ

Вопросы к зачету

1. Система и структура языка.

2. Роль языка в формировании, выражении и передаче мысли.

3. Признаки культурной речи.

4. Литературный язык – высшая форма языка общенародного.

5. Важнейшая особенность литературного языка.

6. Кодификация. Средства кодификации.

7. Литературная (языковая норма).

8. Нейтральные и стилистически значимые средства языка.

9. Лингвистические особенности официально-делового стиля.

10. Лингвистические особенности публицистического стиля.

11. Лингвистические особенности научного стиля.

12. Лингвистические особенности разговорного стиля.

13. Мышление, язык, речь – речевая деятельность.

14. Виды речевой деятельности.

15. Ситуация общения.

16. Создание текста.

17. Композиция: основные требования к вступлению, главной части, заключению.

18. Речевой этикет. Единицы речевого этикета.

19. Основные условия создания точности речи.

20. Элементы, разрушающие чистоту речи.

21. Виды многословия.

22. Особенности склонения числительных.

23. Деловая беседа. Совещание. Собрание.

24. Лекция. Реферативное сообщение.

25. Дискуссия. Диспут.

26. Аргументация.

27. Культура публичного спора.

28. Деловые бумаги.

29. Документы.

30. Научная статья. Монография.

31. Конспект. Аннотация. Реферат. Тезисы.

32. Словарь.


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

Кафедра иностранных языков

ПРОГРАММА по дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

для всех специальностей и направлений

Москва 2006 г.



1. Организационно-методический раздел

Курс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с
требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Данный курс рассчитан на студентов
нефилологических специальностей и включает необходимый объем
лингвистических сведений, способствующих выработке понимания
закономерностей языковых явлений, а также умелого использования
изобразительно-выразительных возможностей языка в целях

высказывания в соответствии с коммуникативной направленностью и условиями общения.

1.1.Основные цели предлагаемой программы:

1) обучение языку как средству коммуникации;

2) повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных ситуациях.

1.2.Основные задачи курса:

1) ознакомление с комплексом знаний о языке как сложной
многоуровневой системе взаимосвязанных грамматических явлений и
фактов, о роли языка в развитии общества;

2) обогащение теоретических знаний о фактах языка и явлениях
речи, нормативном и вариантном использовании и употреблении
определенных языковых единиц;

3) выработка умений и навыков научно-теоретической и
практической интерпретации и адаптации языковых фактов и явлений, их
системных отношений;

4) совершенствование умений и навыков культуры мышления, речи, общения, умения корректно, правильно и четко излагать свои мысли, аргументировано обосновывать положения предметной области знания.

5) повышение общей культуры, уровня гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

6) выработка собственной системы речевого самосовершенствования;

7) способствование формированию открытой для общения
(коммуникабельность) личности, имеющей высокий рейтинг в системе
современных социальных ценностей.

1.3.Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Для студентов негуманитарных специальностей язык важен не как предмет исследования, а как средство общения. Предлагаемый курс


является комплексным по характеру, так как сочетает в себе несколько лингвистических и речеведческих дисциплин. Теоретическим основанием для него служит стилистика, культура речи и современный русский язык. Отбор тем для изучения определяется их важностью для осуществления успешной коммуникации в деловой и профессиональной сферах.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Владение культурой речи является одним из важнейших качеств, необходимых современному деловому человеку, особенно, если его профессия отличается повышенной речевой ответственностью.

В соответствии с целями и задачами курса в структуре программы выделяются четыре тесно связанных друг с другом блока, что определяется мотивами теоретического и практического характера.

Курс включает лекции, практические занятия. Материал курса предназначен для руководства студентам в аудиторное время и в период самостоятельной работы. Эти формы работы помогут студентам успешно освоить данный курс.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения данного курса студенты должны:

- получить представление о связи языка и мышления, языка и речи, о
методах изучения языковых единиц;

- систематизировать сведения о нормах современного русского
литературного языка и их изменениях;

- уметь пользоваться справочной лингвистической и
лексикографической литературой;

- выработать навык правильного оформления устной и письменной
речи.

Формами текущего контроля являются коллоквиумы, индивидуальные консультации и собеседования. Итоговый контроль проводится в конце семестра: зачет.


2. Содержание курса

Разделы курса

Раздел 1. Язык, речь, общение Тема 1.Язык как система

Тема 2. Русский литературный язык и нелитературные варианты языка Тема 3. Стили русского литературного языка Тема 4. Речевая деятельность и ее виды Тема 5. Условия успешного общения Тема 6. Речевой этикет

Раздел 2. Ортология (нормы современного русского литературного языка )

Тема 7. Понятие нормы. Признаки нормы. Основные типы норм. Тема 8. Нормы произношения Тема 9. Нормы ударения

Тема 10. Лексические нормы. Точность и чистота речи Тема 11. Фразеологические нормы. Богатство речи Тема 12. Морфологические нормы Тема 13. Синтаксические нормы Тема 14. Стилистические нормы

Раздел 3. Устная речь Тема 15. Особенности устной речи Тема 16. Устная деловая речь Тема 17. Устная научная речь Тема 18. Устная публицистическая речь Тема 19. Устная разговорная речь

Раздел 4. Письменная речь Тема 20. Особенности письменной речи Тема 21. Письменная деловая речь Тема 22. Письменная научная речь Тема 23. Письменная публицистическая речь

2.2.Темы и краткое содержание



infonko.ru/bed-obem-prodazh-bg-101-konsultantov-v-bg.html infonko.ru/bedrennij-kanal-ego-stenki-i-kolca-glubokoe-i-podkozhnoe.html infonko.ru/bedrenno-polovoj-nerv-n-genitofemoralis-lateralnij-kozhnij-nerv-bedra-n-cutaneus-femoris-lateralis.html infonko.ru/bedstviya-porozhdaemie-polovoj-raspushennostyu.html infonko.ru/before-after-during-while-ago.html infonko.ru/begazi-dandibaevskaya-kultura-xii-viii-vv-do-ne.html infonko.ru/beg-dlya-vseh-dostupnaya-programma-trenirovok.html infonko.ru/beg-i-hodba-kak-sredstvo-ozdorovleniya-metodi-ispolzovaniya-ozdorovitelnogo-bega-i-hodbi.html infonko.ru/beg-ili-hodbabeg-na-meste-s-prizhkami.html infonko.ru/beg-na-srednie-i-dlinnie-distancii.html infonko.ru/begstvo-i-pogona-s-posledovatelnimi-prevrasheniyami.html infonko.ru/begstvo-kapitana-t-i-nal-iz-k-v-london-svadba.html infonko.ru/begstvo-rukovodstva-s-celyu-izbezhat-vozmozhnoj-otvetstvennosti.html infonko.ru/begstvo-s-brosaniem-grebeshka-i-pr.html infonko.ru/begstvo-ya-ne-splyu-ya-pritvoryayus-chto-splyu.html infonko.ru/bejb-rut-delal-to-zhe-samoe-on-ochen-yasno-ponimal-kem-yavlyaetsya-i-kakovo-ego-otnoshenie-ko-mne-i-svoyu-zhizn-on-posvyatil-chtobi-otrazit-eto-chtobi-poznat-sebya-v-svoem-sobstvennom-zhiznennom-opite.html infonko.ru/be-je-e-get-be-je-e-get-i-tek-ter-eng.html infonko.ru/bejstandart-funkciyalar-men-proceduralar.html infonko.ru/bejtson-bateson-gregori-1904-1980.html infonko.ru/b-ekimov-malchik-na-velosipede.html