INFONKO.RU

МОРФОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ. СТРУКТУРЫ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Стоматологический факультет

ЗАНЯТИЯ № 1.1.3

МОРФОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ. СТРУКТУРЫ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Цель занятия:

изучить морфологию прокариот; особенности ультраструктуры бактерий, функции отдельных структур; ознакомиться с методами приготовления и окраски микропрепаратов для микроскопии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Постоянные и непостоянные структуры бактериальной клетки.

Функциональное значение отдельных структурных компонентов (споры, капсулы, жгутики, включения).

2. Методы изучения микроорганизмов в нативном и окрашенном состоянии. Изучение структурных компонентов микроорганизмов: окраска по методу Ожешко, Нейссера, Лёффлера, Бурри-Гинса.

3. Методы изучения морфологии хламидий, риккетсий.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· приготовить препараты: живые (нативные), фиксированные;

· окрасить препараты простыми и сложными методами.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

· методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры (световой иммерсионный микроскоп);

· методами микроскопии живых «нативных» препаратов с использованием темнопольного и фазово-контрастного микроскопа;

· микроскопическими методами выявления хламидий, риккетсий.


Работа № 1. Структурные компоненты микробной клетки. Споры: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение спор у бактерий, отметить особенности окраски спор.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур споровых палочек, окрашенных по Ожешко или Граму, зарисовать, сделать вывод.

Бациллы

Результат:

Клостридии

Результат:

Вывод:


Работа № 2.Структурные компоненты микробной клетки. Капсула: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение капсул у бактерий, отметить особенности окраски капсул.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур капсульных микроорганизмов, окрашенных по Бурри и Бурри-Гинсу, зарисовать, сделать вывод.


Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа № 3.Структурные компоненты микробной клетки. Жгутики: структура, значение, методы выявления.

Цель: изучить структуру, расположение, значение жгутиков у бактерий, отметить особенности окраски жгутиков.

Самостоятельная работа: 1) используя демонстрационные плакаты, атлас, зарисовать микроорганизмы с различным расположением жгутиков, сделать вывод.




Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2)приготовить нативные препараты кишечной палочки и вибриона, микроскопировать, отметить характер движения микроорганизмов, зарисовать, сделать вывод.


Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа № 4.Структурные компоненты микробной клетки. Включения: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение включений у бактерий, отметить особенности окраски включений.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур дифтерийной палочки, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру, зарисовать, сделать вывод.

Дифтерийная палочка (окраска по Леффлеру)

Результат:

Дифтерийная палочка (окраска по Нейссеру)

Результат:

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись преподавателя________________________________________________________

Самостоятельная работа студента во внеурочное время:

1. Зарисовать некоторых представителей групп микроорганизмов и записать их морфологические и тинкториальные свойства.

Название микроорганизма Рисунок Морфологические и тинкториальные свойства
Риккетсии Особенности биологии
Хламидии Цикл развития

2. Используя лекционный материал, учебник, атлас и теоретическую справку охарактеризовать вирусы:

А) зарисовать простоустроенный и сложноустроенный вирус, отметить структурные особенности:


Б) заполнить таблицу:

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИРУСОВ

Принцип классификации Описание Примеры
1. Тип нуклеиновой кислоты, ее характеристики 1. ДНК-содержащие а) б) в) 2. РНК-содержащие а) б) в)
2. Наличие суперкапсида 1. Простоустроенные 2. Сложноустроенные
3. Форма вириона 1. 2. 3. 4.
4. Тип симметрии капсида 1. Спиральный 2. Кубический 3. Смешанный

В)Записать методы выявления (индикации) вирусов (см. атлас по медицинской микробиологии):

1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6)_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Описать строение бактериофагов. Перечислить основные биологические свойства

Взаимодействие бактериофага с оболочкой бактерии

Вывод:


Подпись преподавателя_________________________________________________________


Теоретическая справка

К работе № 1

Споры – овальные или сферические образования, окруженные многослойной оболочкой. Бактериальная клетка способна образовать только 1 спору, которая служит для выживания и сохранения вида в неблагоприятных условиях внешней среды (высокая температура, высушивание, дезинфицирующие вещества). Это связано с высоким содержанием кальция, липидов, дипиколиновой кислоты и минимальным количеством воды в оболочке споры. Споры погибают в автоклаве от воздействия насыщенного пара при температуре 115-1250 С, а также под влиянием температуры 150-1700С в сухожаровой печи Пастера. Процесс спорообразования происходит во внешней среде (почва, питательные среды) и не наблюдается в тканях человека и животных. Споры могут располагаться в центре бактериальной клетки (центральное расположение), на её конце (терминальное расположение) и между центром и концом (субтерминальное расположение). Споры образуют бактерии, принадлежащие к семейству Bacillaceae и Clostridiaceae.

Методика окраски спор по методу Ожешко:

1. На нефиксированный мазок нанести 0,5% раствор хлороводородной кислоты и подогреть на пламени в течение 2-3 мин.

2. Кислоту слить, препарат промыть водой, просушить и фиксировать над пламенем. Затем окрасить по Цилю-Нильсену. Споры бактерий приобретают красный цвет, а вегетативные формы - синий.

К работе № 2

Капсула – слизистый слой, толщиной до нескольких микрон, окружающий со всех сторон бактериальную клетку. Состоит из полисахаридов, полипептидов или протеидов. Благодаря высокому содержанию воды капсулы плохо окрашиваются красителями. Патогенные капсульные микробы более устойчивы к фагоцитозу, защитным факторам организма и внешней среды. Некоторые микробы образуют капсулу только в организме человека или животного (пневмококк, сибиреязвенная палочка, возбудитель газовой гангрены), другие образуют капсулу, как в организме, так и вне его (клебсиеллы пневмонии, озены и риносклеромы).

Методика окраски капсул по методу Бурри и Бурри-Гинса:

1. Приготавливают тушевой препарат по Бурри. Для этого смешивают каплю взвеси микробов с каплей туши и при помощи стекла со шлифовальным краем готовят мазок (так же, как мазок крови). Затем его высушивают и фиксируют.

2. Окрашивают водным фуксином в течение 1-2 мин.

3. Промывают водой, высушивают на воздухе и микроскопируют.

Бактерии окрашиваются в красный цвет, неокрашенные капсулы контрастно выявляются на черно-розовом фоне.

К работе № 3

Жгутики служат для движения бактериальной клетки и связаны с ней при помощи двух дисков: наружный находится в клеточной стенке, а внутренний – в цитоплазматической мембране. Обнаруживают жгутики у бактерий путем определения подвижности методами «висячей» или «раздавленной» капли, микроскопировании в темном поле, с помощью особых методов их обработки протравами, адсорбции на их поверхности различных веществ и красителей, а также в электронном микроскопе. Последний метод позволил выявить спиралевидную форму жгутиков и их винтообразное строение. Осевая нить жгутика состоит из перевитых тончайших нитей, покрытых белковым чехлом. Характер движения бактерий зависит от числа жгутиков, возраста и свойств культуры, температуры, наличия химических веществ. Наибольшей подвижностью обладают монотрихи (60 мкм/с). Чтобы обнаружить жгутики при обычном увеличении, применяют специальные методы их окраски (Лёффлера, Грея, Морозова). При этом диаметр жгутиков, а также самой бактерии увеличивается. Длина жгутиков различна, у некоторых бактерий она достигает 30 мкм, во много раз превышая длину бактерий.

К работе № 4

В цитоплазме бактерий находятся включения: гранулы волютина, липопротеидные тельца, гликоген, гранулеза, сера, кальций и др. Волютин состоит из неорганических полифосфатов, полиметафосфатов, встречается у некоторых бактерий и дрожжей. В дрожжевой клетке волютин можно обнаружить в виде большой круглой капли внутри вакуоли. При состоянии активного обмена волютин в клетках располагается мелкими каплями по стенкам вакуоли или непосредственно под клеточной стенкой. В большом количестве волютин накапливается перед почкованием. У дифтерийной палочки зерна волютина располагаются на полюсах клетки, и их обнаружение имеет дифференциально-диагностическое значение.

Методы выявления хламидий

Особенностью хламидий является то, что они развиваются только в цилиндрическом эпителии (плазматическом эпителии), поэтому поражаются органы, покрытые этим эпителием. Хламидии поражают слизистую оболочку уретры, канала шейки матки, маточных труб и приводят не только к воспалительным процессам, но и к их хронизации с последующими осложнениями, например, к бесплодию. Клетки с хламидиями располагаются группами по 4-6 штук; хроматин в них распределен причудливо, грубые его нагромождения чередуются с просветлениями, цитоплазма клетки слегка вакуолизирована. В части случаев хламидии располагаются в виде внутриклеточных элементарных телец. Позднее они становятся крупнее, делаются менее плотными и располагаются внутри крупной вакуоли вблизи ядра. Хламидии чувствительны к тетрациклинам, макролидам и рифампицину, а L-формы бактерий чувствительны к эритромицину и рондомицину.

Хламидии окрашиваются по Романовскому-Гимзе, грамотрицательны, хорошо видны в нативных препаратах при фазово-контрастной микроскопии.

Методы выявления риккетсий

Риккетсии – грамотрицательные микроорганизмы малых размеров. Они занимают промежуточное положение между бактериями и вирусами. С бактериями они сходны по морфологии. Внутриклеточное размножение и паразитизм на энергетическом уровне сближают их с вирусами. Окисляют глутамат с образованием АТФ.

По величине они крупнее вирусов, не проходят через фильтры и обнаруживаются в оптическом микроскопе. Риккетсии выявляются в окраске по методу Грама (грамотрицательные), по методу Романовского-Гимзы, Здродовского и в нативных препаратах.

По П. Ф. Здродовскому наблюдаются 4 морфологических типа риккетсий (циклы развития риккетсии):

1) кокковидные (0,5 мкм),

2) палочковидные (короткие - 1-1,5 мкм),

3) бациллярные (длинные, изогнутые - 3-4 мкм),

4) нитевидные (20-40 мкм).

Стоматологический факультет

ЗАНЯТИЯ № 1.1.3

МОРФОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ. СТРУКТУРЫ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Цель занятия:

изучить морфологию прокариот; особенности ультраструктуры бактерий, функции отдельных структур; ознакомиться с методами приготовления и окраски микропрепаратов для микроскопии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Постоянные и непостоянные структуры бактериальной клетки.

Функциональное значение отдельных структурных компонентов (споры, капсулы, жгутики, включения).

2. Методы изучения микроорганизмов в нативном и окрашенном состоянии. Изучение структурных компонентов микроорганизмов: окраска по методу Ожешко, Нейссера, Лёффлера, Бурри-Гинса.

3. Методы изучения морфологии хламидий, риккетсий.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· приготовить препараты: живые (нативные), фиксированные;

· окрасить препараты простыми и сложными методами.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

· методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры (световой иммерсионный микроскоп);

· методами микроскопии живых «нативных» препаратов с использованием темнопольного и фазово-контрастного микроскопа;

· микроскопическими методами выявления хламидий, риккетсий.


Работа № 1. Структурные компоненты микробной клетки. Споры: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение спор у бактерий, отметить особенности окраски спор.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур споровых палочек, окрашенных по Ожешко или Граму, зарисовать, сделать вывод.

Бациллы

Результат:

Клостридии

Результат:

Вывод:


Работа № 2.Структурные компоненты микробной клетки. Капсула: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение капсул у бактерий, отметить особенности окраски капсул.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур капсульных микроорганизмов, окрашенных по Бурри и Бурри-Гинсу, зарисовать, сделать вывод.


Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа № 3.Структурные компоненты микробной клетки. Жгутики: структура, значение, методы выявления.

Цель: изучить структуру, расположение, значение жгутиков у бактерий, отметить особенности окраски жгутиков.

Самостоятельная работа: 1) используя демонстрационные плакаты, атлас, зарисовать микроорганизмы с различным расположением жгутиков, сделать вывод.


Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2)приготовить нативные препараты кишечной палочки и вибриона, микроскопировать, отметить характер движения микроорганизмов, зарисовать, сделать вывод.


Результат ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа № 4.Структурные компоненты микробной клетки. Включения: структура, значение, методы окраски.

Цель: изучить структуру, расположение, значение включений у бактерий, отметить особенности окраски включений.

Самостоятельная работа: микроскопировать мазок из культур дифтерийной палочки, окрашенных по Леффлеру и Нейссеру, зарисовать, сделать вывод.

Дифтерийная палочка (окраска по Леффлеру)

Результат:

Дифтерийная палочка (окраска по Нейссеру)

Результат:

Вывод _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись преподавателя________________________________________________________

Самостоятельная работа студента во внеурочное время:

1. Зарисовать некоторых представителей групп микроорганизмов и записать их морфологические и тинкториальные свойства.

Название микроорганизма Рисунок Морфологические и тинкториальные свойства
Риккетсии Особенности биологии
Хламидии Цикл развития

2. Используя лекционный материал, учебник, атлас и теоретическую справку охарактеризовать вирусы:

А) зарисовать простоустроенный и сложноустроенный вирус, отметить структурные особенности:


Б) заполнить таблицу:

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ВИРУСОВ

Принцип классификации Описание Примеры
1. Тип нуклеиновой кислоты, ее характеристики 1. ДНК-содержащие а) б) в) 2. РНК-содержащие а) б) в)
2. Наличие суперкапсида 1. Простоустроенные 2. Сложноустроенные
3. Форма вириона 1. 2. 3. 4.
4. Тип симметрии капсида 1. Спиральный 2. Кубический 3. Смешанный

В)Записать методы выявления (индикации) вирусов (см. атлас по медицинской микробиологии):

1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6)_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Описать строение бактериофагов. Перечислить основные биологические свойства



infonko.ru/g-metodi-izucheniya-lichnostnih-osobennostej-i-sferi-obsheniya.html infonko.ru/g-m-malenkovu-i-a-s-sherbakovu.html infonko.ru/gmoskva-severnij-bulvar-d3-of61.html infonko.ru/g-motivaciya-rezultatov-resheniya.html infonko.ru/g-ne-poluchiv-realnogo-otveta-na-nashe-obrashenie-mi-vnov-obratilis-v-generalnuyu-prokuraturu.html infonko.ru/g-ne-pozdnee-sroka-dejstviya-samoj-garantii.html infonko.ru/gnetushaya-okruzhayushaya-obstanovka.html infonko.ru/gnev-korolya-na-g-zhu-de-torsi.html infonko.ru/gnevom-blesnuli-glaza-stalina.html infonko.ru/gnev-vrazhdebnost-i-nasilie.html infonko.ru/g-nichego-iz-perechislennogo.html infonko.ru/gnienie-belkov-i-obezvrezhivanie-ego-produktov.html infonko.ru/gnom-ekonom-pokazivaet-skazku-zolotoj-klyuchik-ili-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.html infonko.ru/gnoseologicheskaya-storona-osnovnogo-voprosa-filosofii.html infonko.ru/gnoseologicheskie-osnovi-processa-obucheniya.html infonko.ru/gnoseologicheskie-predposilki.html infonko.ru/gnoseologiya-i-metodologiya-socialnoj-kommunikacii.html infonko.ru/gnoseologiya-teoriya-poznaniya.html infonko.ru/gnoseologiya-uchenie-o-poznanii-fomi-akvinskogo.html infonko.ru/gnosticheskie-kozhno-kinesteticheskie-rasstrojstva.html