INFONKO.RU

модели выявления одаренных детей.

Существует два основных подхода к процессу уста­новления одаренности.

Первый основывается на систе­ме единой оценки, второй — на комплексной. Тради­ционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается тради­ционному тестированию только после того, как успеш­но преодолеет этап предварительного отбора.

Система комплексной оценки

В последние годы в соответствии с некоторыми про­граммами одаренные дети выявлялись на основе ком­плексной оценки. Примером такого подхода является «резервуарная модель» Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе ре­зультатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандида­тов. Ребенок должен либо показать высокие результа­ты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо на­брать определенную квалификационную сумму бал­лов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разра­ботана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.

Проект „RAPYHT" в университете штата Илли­нойс использует один из вариантов комплексной диаг­ностики одаренных. В проекте „RAPYHT" применяет­ся серия опросных листов для определения талантливо­сти. Они заполняются учителем и родителями на каж­дого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из сле­дующих областей: творчество, естествознание, матема­тика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка педагогом или родителя­ми превышает определенный уровень по одному из оп­росных листов, ребенок зачисляется в число кандида­тов для включения в программу „RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных дошкольников исполь­зуются два существенно различных источника инфор­мации— учителя и родители. С целью проверки дан­ных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организо­ванным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнитель­ную программу. В отношении детей с серьезными фи­зическими или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизи­рованных тестов с тем, чтобы определить, насколько программа „RAPYHT" может быть им полезной. Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники ин­формации о поведении ребенка, она имеет серьезное преимущество перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы де­тей из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества. Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способы и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.



3.

Проблемы одаренных детей:

1) одаренный ребенок и общество: настороженность по отношению к одаренным детям связана с недопониманием их одаренности; нет тестов, методов для выявления одаренных детей и определенных условий для их полноценного развития;

2) одаренный ребенок и родители:

- родители считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности. Испытывают смущение и растерянность; видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности;

- родители преувеличивают возможности ребенка, всячески подчеркивают одаренность, демонстрируют окружающим; чаще заостряют внимание ребенка на одной области, заставляют ребенка усиленно заниматься;

- родители интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка, пытается помочь в его раскрытии, но им не хватает психолого - педагогической помощи;

3) одаренный ребенок и сверстники: одаренный ребенок не считается ни с кем, может прерывать собеседника, поправлять его, командовать партнером. Такое поведение в свою очередь не только вызывает непонимание со стороны сверстников, но и придает общению конфликтный характер и даже ведет к соц. изоляции, приводит к тому, что одаренный ребенок уклоняется от контактов со сверстниками. Одаренный ребенок в коллективе сверстников может быть либо лидером, либо отверженным;

4) одаренный ребенок и его Я-концепция: конфликты с самим собой из - за конфликта с родителями, сверстниками приводят к чувству неполноценности, снижению самооценки, выработки неадекватных механизмов псих, защиты.

Взрослые должны стремиться.развивать у одаренных детей следующие личностные качества:

- уверенность, базирующуюся на сознании сомоценности;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, сопереживанию, терпению;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение помогать, находить общий язык и радость в общении с другими.

4.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход- способность педагога строить пед. процесс с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и перспектив развития каждого ребенка.

Существует 2 подхода к организации и осуществлению инд. подхода:

1) инд. подход к детям, которые отстают в развитии. Был распространен до нач. 90-х гг.

2) создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Сущность инд. подхода заключается в признании неповторимости, уникальности личности каждого ребенка, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей, т.е. признание конструктивного начала в ребенке.

Этапы осуществления инд. подхода.

I этап - изучение развития и актуального состояния ребенка (знание анатомо -физиологических, возрастных, индивидуальных особенностей; определение зоны ближайшего развития каждого ребенка; установление причин формирования характера и поведения; изучения особенностей семейного воспитания, семейной ситуации развития);

II этап - разработка индивидуально - дифференцированных программ (определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления инд. подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми).

Принципы инд. подхода:

1) проектирование развития личности;

2) опора на положительное в ребенке;

,„ 3) авансирование успеха в поведении, деятельности;

4) учет возрастных особенностей и индивидуальных различий;

5) учет половых различий;

6) принцип деятельностного подхода (отдавать приоритет ведущим видам деятельности);

7) учет роли взрослого в организации^ инд. подхода (взрослый - партнер, позиция взаимодействия).

Условия, необходимые для развития инд. качеств детей:

1) гуманное отношение;

2) интерес и уважение к личности каждого ребенка (ребенок должен понять, что в д/с он самый главный);

3) стимулирование активности, самостоятельности;

4) эмоциональная поддержка;

5) разнообразие содержания форм, средств, методов воспитания и обучения;

6) создание «развивающей среды».

Ядвига Иосифовна Ковальчук выделяет след. необходимые условия осуществления инд. подхода: .

1) органическое сочетание дифференцированного подхода к каж. ребенку с воспитанием и формированием коллектива;

2) опора на положительное в х/ре, в свойствах личности ребенка (вера и уважение к ребенку должны сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью);

3) необходимо искать причину формирования тех или иных инд. особенностей ребенка (это может быть состояние здоровья, особенности ВНД, условия воспитания и т.п.);

4) единство требований к ребенку как работников ДОУ, так и родителей (связь с семьей); .

5) инд. подход оказывает положит, влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе, как непрерывный, четко организованный процесс.



infonko.ru/garantii-pravovoj-zakonnosti-i-pravoporyadka.html infonko.ru/garantii-primeneniya-zakonnosti.html infonko.ru/garantii-realizacii-konstitucii-i-norm-konstitucionnogo-prava.html infonko.ru/garantii-zakonnosti-i-pravoporyadka.html infonko.ru/garantijnie-pretenzionnie-sroki-i-sroki-iskovoj-davnosti-po-dogovoru-podryada.html infonko.ru/garantijnie-viplati-proizvodimie-v-celyah-ohrani-zdorovya-rabotnikov.html infonko.ru/garantijnij-garantirovannij.html infonko.ru/garantijnij-srok-ekspluatacii-avtobusov-ih-uzlov-i-agregatov-dolzhen-sostavlyat-ne-menee-24-mesyacev-so-dnya-podpisaniya-akta-o-priemke-imushestva-v-lizing-ili-100-000-km-probega.html infonko.ru/garantirovannoe-uchastie-v-trende-bolshogo-masshtaba.html infonko.ru/garantjnij-strok-ekspluatac-obchislyutsya-vd-dnya.html infonko.ru/garazhi-stoyanki-dlya-legkovih-avtomobilej-prinadlezhashih-grazhdanam.html infonko.ru/garbuz-jogo-rznovidi-hmchnij-sklad-vimogi-do-yakost.html infonko.ru/gargantyua-i-pantagryuel-rable-fransua.html infonko.ru/garmonchnij-oscilyator-pruzhinnij-fzichnij-matematich-nij-mayatniki.html infonko.ru/garmonchn-kolivannya-h-harakteristiki.html infonko.ru/garmonchn-kolivannya-v-ln-bez-vtrat-ta-z-vtratami-kompleksn-rvnyannya-ta-osoblivost-kolivalnogo-procesu.html infonko.ru/garmonicheskaya-figuraciya-organnij-punkt-ili-pedal-mnogogolosnoe-slozhenie.html infonko.ru/garmonicheskie-indeksi-metodika-postroeniya-i-analiza.html infonko.ru/garmonicheskie-sochetaniya-kontrastnih-i-dopolnitelnih-cvetov.html infonko.ru/garmonicheskie-sochetaniya-rodstvenno-kontrastnih-cvetov.html