INFONKO.RU

Модель консультирования диады конфликтующих сожителей

Клиентки, приходящие на консультацию с сожителями с целью решения дилеммы:брак или разъезд? - создают для психологов социальных служб большие затруднения, поскольку их ситуации нуждаются в тонкой работе, позволяющей удовлетворить и запрос женщины, и обеспечить сохранение чувства собственного достоинства у мужчины. Достигается это через использование методик, вовлекающих клиентов в совместную деятельность, выявляющую их совместимость на различных уровнях личностного проявления вне оценок «хороший(ая)» или «плохой(ая)», а также определение перспектив их брака - видят ли клиенты себя парой в старости, в частности, в ролях дедушки и бабушки. Исследуется вариант: если они сейчас расстанутся, то что произойдёт после? А что - потом? Какие чувства они переживают, видя себя парой в будущем и видя себя в паре с другими партнёрами? Что они сейчас особенно ценят друг в друге? Что отвергают? Что именно они готовы предпринять для укрепления своего союза, если хотят его сохранить?

Модель консультирования как компонент процесса сопровождения

Разводящихся супругов

Супруги, расторгающие брачный союз,могут нуждаться как в информационно-консультативной, так и психотерапевтической поддержке. Система работы с бракоразводной ситуацией зависит от степени и цели участия в ней каждого из супругов. В таком случае уместно консультирование,ориентированное на сеть социальных отношений, в частности, схема её анализа А. Ленца. Цель сетевой поддержки - концентрация сил и анализ возможностей разводящихся. Главная задача - помочь им осознанно использовать и мобилизовать личные и социальные ресурсы для совладания с ситуацией развода как процессом, а также устанавливать и строить новые отношения. Партнеры в ситуации развода нуждаются как в информационно-консультативной, так и в социально-психологической помощи коррекционно-реабилитационного характера. Консультирование в данном случае является частью сопровождения супружеской и родительско-детских диад на разных этапах развода. Оно может осуществляться в разных формах:

а) индивидуальное психологическое консультирование разводящихся супругов;

б) работа с диадами;

в) психотерапевтическая помощь детям разводящихся супругов.

Модели консультирования детско-родительских диад

Обвинения взрослого человека, высказываемые им в адрес матери или отца, супруга или ребёнка, часто репрезентируют укоренившееся неблагополучие в социальной психологии его личности - возможно, это иррациональные социальные установки, дезадаптирующие социальные стереотипы, нереалистичные социальные ожидания, негативизация мышления и чувствования и др. Например, большинство клиентов, обиженных на своих родителей (или одного из них), занимают такую позицию, при которой родители не могут приблизиться к ним: «Папа и мама, я не изменюсь до тех пор, пока вы (ты) не изменишь (ите) своего отношения ко мне, когда мне было (…) лет. В этом случае работа с родительско-детской диадой может быть осуществлена с использованием «эмоциональной карты»Барбары де Анджелис, когда свои чувства клиенты высказывают поочерёдно и по следующей схеме:



1) злоба (Я злюсь на тебя за… Я ненавижу тебя за…);

2) боль (Мне больно, когда ты… Я страдаю, когда ты…);

3) страх (Мне страшно, что ты… Я боюсь, когда ты…);

4) сожаление и раскаяние (Мне жаль, что… Я сожалею…);

5) любовь (Я люблю тебя за… Я надеюсь… Я хочу…).

Иногда клиенты не слышат друг друга, тогда психолог просит каждого из них сначала повторить сказанное другим, а потом говорить самому. Технология применима в работе с любой диадой, в т.ч. в случаях необходимости коррекции отношений с умершими родственниками, отсутствующими обидчиками - бросившей ребёнка матерью или уклонившимся от родительских обязанностей отцом, где имеет место накопление негативных эмоций и сильных чувств.

В процессе консультирования женщины-матери, не удовлетворённой отношениями с ребёнком, возможны две тактики работы:

1) усиление когнитивного аспекта, когда в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

2) работа по преимуществу с эмоционально-чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений взаимоотношений.

Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством является ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Литература

1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

2. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. - М: Ин-т психотерапии, 2004.

3. Елизаров А.Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае девиантного поведения подростка //Тезисы Междунар. научно-практич. конф. «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» 21-22 мая 2001 г. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2001. - С.88-89.

4. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М.: Класс, 1997.

5. Дэна Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. - СПб.: АОЗТ «Институт личности», 1994.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. - М: Aкадемия, 2002.

7. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М.: Мирт, 1995.

8. Уиллард Ф. Харли-мл. Его нужды, её нужды: Создание супружеских отношений, защищённых от измен / пер. с англ. - СПб.: МРО ХВЕП «Христианская психология», 2007.

9. Цветкова Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами: собинг-консультирование диад //Материалы IV Междунар. Конгресса «Мир семьи» 2-4 апреля 2008 г. Доклады участников Конгресса / под ред. Г.А. Зайцевой. - М.: НП «Независимый ин-т семьи и демографии», 2008. - С.181-184.

10. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - М.- Псков: Логос, 2012.

11. Шутс В. Глубокая простота. - СПб.: Роза Мира, 1993.

12. Шутценбергер А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. - М.: Ин-т психотерапии, 2001.

13. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. Третий лишний?.. / пер. с франц. / под ред. Н. Поповой. - М: Ин-т общегуманитарных исследований, 2006.

Вопросы для самоконтроля

По разделу 2.

1. Понятия: «техника» и «технология» в консультировании.

2. Техники активного слушания.

3. Техника прояснения.

4. Техника консультирования немецкого психолога А. Ленца «анализ социальной сети клиента».

5. Промежуточные техники.

6. Техники-ошибки консультанта.

7. Структура консультативной беседы.

8. Начало беседы как I этап консультирования.

9. Второй этап консультирования.

10. Средства проверки гипотез.

11. Техники и приёмы психокоррекционного взаимодействия с клиентами, применимые на III этапе консультативной беседы.

12. Техника IV (завершающего) этапа консультативной беседы.

13. Базовые принципы ведения консультативной беседы с клиентом.

14. Использование теории коммуникационных мод В. Сатир в диалоге с клиентом.

15. Особенности использования методов психодиагностики в процессе консультирования.

16. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин его затруднений.

17. Базовые технологии консультирования как основа моделирования.

18. Стратегические модели консультирования в отечественной практике.

19. Диада как базовая подсистема. Виды диад

20. Супружеская диада как естественная базовая подсистема семейной системы.

21. Особенности консультирования супружеских диад.

22. Модели работы психолога-консультанта с диадами.

Задания и упражнения для самостоятельной работы

1. Подберите упражнения для развития следующих навыков консультиро-вания:

а) навыка слушания;

б) навыка предоставления информации клиенту;

в) навыка предоставления совета;

г) навыка, позволяющего «разговорить» клиента;

д) навыка провоцирования;

е) навыка оказания поддержки.

2. Примените технику норвежского психолога Нильса Гренстада «трехступенчатая ракета» в целях тренировки навыков консультирования.

Настоящая техника - хорошее упражнение для тренировки навыков и умений консультанта. Упражнение лучше использовать в тройках.

На первой ступени наблюдатель («Я») встречается с объектом:

Я, наблюдатель, воспринимаю объект, т.е. вижу, слышу, ощущаю, обоняю и, благодаря этому, встречаюсь с очевидным, явным.

Например:

- Я вижу, как Вы держите книгу в руках и потираете лоб. Я слышу, как тяжело Вы дышите и кашляете.

На второй ступени из того, что я наблюдаю и воспринимаю, я проецирую свои переживания на этот объект.

Я проецирую: «мне кажется», «я предполагаю» и т.д.

Например:

- Мне кажется, что Вы чем-то озабочены. У меня создается впечатление, что Вам холодно. Я предполагаю, что Вы простыли.

На третьей ступени наблюдатель («Я») дает личностный ответ, т.е. отмечает, как этот опыт откликается в нем:

- Я отвечаю личностно, например, «я удивлен», «мне тревожно» и т.д.

Например:

- И мне хочется помочь Вам. И я беспокоюсь за Вас. И мне любопытно, о чем Вы будете рассказывать далее.

В ходе игры «Консультант» помогает «Клиенту» исследовать его состояние, используя схему трехступенчатой ракеты. Можно использовать одну ступень в том случае, если она первая. Вы можете использовать две ступени (первую и вторую, первую и третью) или три ступени (первая, вторая, третья). Таким образом, Вы видите, что первая ступень в упражнении является обязательной.

Например:

- Я вижу, ты нахмурилась (1)

- Я вижу, ты нахмурилась и, мне кажется, ты чем-то недовольна (1, 2)

- Я вижу, ты нахмурилась и меня разбирает любопытство - хочется узнать, с чем это связано (1, 3)

- Я вижу, ты нахмурилась, мне кажется, ты чем-то недовольна, и мне хочется узнать, чем я могу помочь тебе (1, 2, 3).

3. Выполните упражнения для консультантов «Ловушки консультирования» (Ионов Ю.А.)

Упражнение 1. «Последняя соломинка»

Один произносит фразу, другой - осознаёт свои чувства, вызванные ею, и даёт правильную реакцию.

Клиент:

- Вы моя последняя надежда. Если Вы мне не поможете, у меня остаётся только один вход…

Реакции консультанта: страх, груз ответственности, напряжение в теле, желание отбросить эту ответственность клиенту, как мячик; скованность, раздражение, тоска, уныние.

Фантазии консультанта о том, что стоит за словами клиента:

Отчаяние, безнадёжность, страх, неверие в свои силы, желание избавиться от ответственности, обрести защиту, привязать к себе консультанта.

Вариант ответа консультанта:

- Это звучит так, словно Вы чувствуете такую усталость и безнадёжность, что готовы верить мне больше, чем себе.

Упражнение 2. «Чудотворец»

Клиент:

- Вы волшебник. Может быть, Вы действуете какими-то лучами?..

Реакции консультанта: приятно, чувствую, будто меня поставили на пьедестал и мне уже страшно сделать что-то не то, неловкость, смущение, радость.

Фантазии о том, что стоит за словами клиента: ощущение собственной слабости, неверие в себя, желание освободиться от ответственности.

Вариант ответа консультанта:

- Я рада, что мне удалось Вам помочь. Но меня беспокоит то, что Вы не видите своего вклада. Как Вам кажется, что Вам мешает?

Упражнение 3. «Красные флажки»

Клиент:

- Вы знаете, я ведь не первый раз обращаюсь. Месяц назад я была у Х. По его словам выходило, что для того, чтобы помочь моему ребёнку, нужно разобраться в моих отношениях с мужем. Я ему прямо сказала: «Я к Вам обратилась не с этим». Больше мы с этим «специалистом» не встречались.

Реакции консультанта: скованность в теле, напряжение - страх затронуть ещё что-то запретное и клиент уйдёт, раздражение, как будто включили красный свет «проход запрещён».

Фантазии о том, что стоит за словами клиента: желание избежать боли, страх прикоснуться к ране, раздражение, обида.

Вариант ответа консультанта:

- У меня сейчас двойственные чувства - я понимаю, что не обо всём Вы сейчас готовы говорить, и я хочу уважать Ваши желания. Но в то же время я знаю, что чем больше у нас будет «запретных» тем, тем меньше шансов эффективно помочь Вам.

Если консультант ограничится только осознанием своих реакций на реплики клиентов, но не озвучит их, то создастся ситуация молчаливого согласия стать «последней соломинкой», «чудотворцем» или метаться на обложенном красными флажками пятачке.

Главное - понимать, что за всеми этими репликами клиентов стоит боль, страх, бессилие страдающего человека. Научиться отвечать на эти чувства - значит счастливо избежать ловушек консультирования.

4. Познакомьтесь с предложенной ниже информацией «Работа с манипулятивными клиентами». Сформулируйте краткий вывод по данной проблеме.

…Почти в любой человеческой общности (коллективе, семье, компании друзей) есть лицо, которое скрыто влияет на остальных, и те подчиняются ему. Скрытое управление, как правило, более эффективно, поскольку не вызывает противодействия со стороны управляемого объекта.

Манипуляция - это скрытое управление против воли управляемого, при котором манипулятор получает одностороннее преимущество или выгоду за счет управляемого. Инициатора (субъекта) воздействия будем называть манипулятором, а адресата манипулятивного воздействия - жертвой.

Манипуляция - это психологическое воздействие на адресата, призванное обеспечить манипулятору негласное достижение своих целей, но так, чтобы у жертвы сохранилась иллюзия самостоятельности в принятии решений.

Сила манипуляции состоит в том, что:

- она обычно проводится тайно, при этом скрывается как само воздействие, так и его цель;

- используются психологически уязвимые места жертвы; ими могут стать особенности характера, стереотипы, привычки, желания, интересы, недостатки и достоинства – все, что срабатывает автоматически, без раздумий;

- подкрепляется приемами, повышающими податливость адресата к воздействию: манипулятор вводит жертву в желаемое эмоциональное состояние, не дает времени на обдумывание, сужает возможности выбора, снижает критичность восприятия.

Треугольник спасательства отражает взаимодействие трех манипулятивных ролей.

Жертва - роль, характеризующаяся демонстрируемой слабостью, бессилием, зависимостью, беспомощностью. Нуждается в более сильном партнере, который бы защищал его.

Спасатель - роль, потребностью которой является оказание помощи. Несомненно, помощь друг другу - неотъемлемая характеристика человека. Однако когда говорят об этой роли, говорят о том, что спасатель, во-первых, помогает, когда его не просят, а во-вторых, хочет помочь всем, но не себе. Когда он не может помочь, чувствует вину; дает жертве разрешение на неудачу, часто делает ее работу. Таким образом, помощь другим оказывается связанной саморазрушением, поскольку применяется неадекватно.

Преследователь (насильник) - роль, характеризующаяся сильным желанием власти, контроля, раздражительностью, неоправданной жесткостью, позицией обвинения, критики.

Жертва
Спасатель Преследователь

В обычной жизни эти роли существуют естественным образом и неразрывно связаны друг с другом. Люди часто находят друг друга именно так, чтобы партнер удовлетворил их потребности. Однако человек, имеющий сильную потребность в проявлении власти и контроля, оказании помощи ближнему или потребности переложить на кого-то другого ответственность за принимаемые решения, будет стремиться удовлетворить ее и при общении с консультантом. Это значит, что он будет стараться актуализировать в нем роль, которая поможет удовлетворить эту потребность. Так, например, клиент в роли жертвы, у которого сильны потребности поиска более сильного партнера, покровителя, будет стараться обращаться с консультантом именно так, чтобы он вошел в роль спасателя или преследователя. А клиент из роли преследователя, для которого важно осуществлять контроль, будет стараться поместить психолога в роль жертвы и вызвать в нем соответствующие переживания.

Таким образом, консультант может выйти из роли консультанта и занять какую-то другую, зачастую неосознаваемую им роль. Этого допустить ни в коем случае нельзя, потому что в этом случае консультант выйдет из пространства консультирования: назвать дальнейшую беседу психологической помощью будет уже нельзя. Единственное, что может помочь в этом случае - постоянная рефлексия, обращение к тому, что сейчас происходит, осознание своих чувств и потребностей. И если психолог в процессе работы осознает, что испытывает злость, раздражение, желание контролировать или даже наказать клиента - он уже не консультант, но находится в роли преследователя. Если он переживает страх, беспомощность, бессилие - он жертва. Если осознает свое желание спасти, пожалеть, дать право на ошибку - он спасатель.

После осознания своих переживаний и роли, которую пытается актуализировать в нем клиент, консультанту необходимо разотождествиться с ними. Для этого он может либо назвать свои чувства, либо потребности клиента и выйти, таким образом, из роли. Например, если клиент-жертва пытается ввести консультанта в роль спасателя, психолог может сказать: «Вы сейчас хотите, чтобы я вас утешила, пожалела и сказала, что все образуется и будет хорошо? К сожалению, я этого не могу сделать. Скажите, а Вы сами можете пожалеть себя или может ли это сделать кто-то из Ваших близких?». Или в случае, когда клиент-преследователь актуализирует в консультанте роль жертвы, можно сказать: «Вы мне угрожаете? Я понимаю, что Вы хотите управлять ситуацией и моим решением. Но я не могу следовать Вашим желаниям. У меня есть свое мнение по данному вопросу».

Наиболее соблазнительной для психолога является роль спасателя, когда у него возникает желание «спасти», проявить заботу, покровительство, оказать неформальную поддержку, утешить клиента. Если это произошло, это значит, что психолог вышел из процесса консультирования. Его задача - вернуться в процесс консультирования, в роль консультанта, а впоследствии обязательно или самостоятельно, или на супервизорской группе с коллегами, или в рамках личной терапии обратиться к этому выходу.

Список литературы

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

3. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2012.

4. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании: Учеб. пос. - СПб.: Речь, 2012.

5. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему… - М.: Академия практической психологии, 1995.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

7. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / пер. с англ. - М: Психотерапия, 2006.

8. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии: Учеб. пос. - СПб.: Речь, 2010.

9. Сытник С.А. Основы психологического консультирования: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012.

10. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - М. - Псков: Логос, 2012.

11. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М.: Класс, 1997.

12. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пос. - М.: НПО «МОДЭК», 2010.

13. Ягнюк К. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и техники: учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2014.

Раздел 3.



infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-kak-nauka.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-kak-sistema-znanij-o-gosudarstve-vlasti-prave.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-kurs-lekcij-pod-red-ni-ma-tzz-tuzova-i-av-malko-2-e-izd-pererab-i-dop-m-yurist.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-o-socialnom-upravlenii-i-regulirovanii-v-obshestve.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-shemah-opredeleniyah-i-kommentariyah.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-gumanitarnih-nauk.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-obshestvennih-i-yuridicheskih-nauk.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-obshestvennih-nauk.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-yuridicheskih-i-gumanitarnih-nauk.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-yuridicheskih-nauk.html infonko.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-v-sisteme-yuridicheskih-nauk-i-ee-sootnoshenie-s-drugimi-gumanitarnimi-naukami.html infonko.ru/teoriya-gosudarstvennogo-suvereniteta-politicheskoe-uchenie-zhbodena.html infonko.ru/teoriya-gosudarstv-i-prava-kak-nauka-ee-predmet-metodologiya-funkcii.html infonko.ru/teoriya-i-empiriya-kak-osnovnie-elementi-sovremennogo-sociologicheskogo-znaniya.html infonko.ru/teoriya-ierarhii-potrebnostej-po-a-maslou.html infonko.ru/teoriya-igr-i-razvitie-predstavlenij-o-strukture-rinkov.html infonko.ru/teoriya-igr-matematicheskij-metod-izucheniya-optimalnih-strategij-v-igrah.html infonko.ru/teoriya-i-metodika-podtyagivanij-na-perekladine-chast-3.html infonko.ru/teoriya-i-metodika-vospitaniya.html