INFONKO.RU

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И

СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГОМЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра менеджмента и экономики

Шилович А.В., д.т.н., профессор

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ»

Гомель 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ


Лекция


1.


Предмет и задачи курса.


Предпосылки становления,


Функционирования и развития национальной экономики.

Стр.

1.1.Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»…………..…5

1.2.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной

экономики…………………………………………………………………………….7

Лекция 2. Основные макроэкономические показатели и пропорции

Национальной экономики. Типы национальных хозяйственных систем.

2.1. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной

экономики ……………………………………………………………………………9

2.2. Типы национальных хозяйственных систем …………………………………14

РАЗДЕЛ 2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ


Лекция 3.


Понятие и состав совокупного экономического потенциала


Страны

3.1. Понятие и основные факторы, определяющие экономический потенциал

страны ………………………………………………………………………………17

3.2. Важнейшие составляющие экономического потенциала и его оценка ……17

Лекция 4. Система потенциалов национальной экономики Беларуси

4.1. Природно-ресурсный , демографический и трудовой потенциалы …………18

4.2. Научный , научно-технический и инновационный потенциалы …………….23

4.3. Информационно-технологический и другие потенциалы страны …….........36

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМ ИКИ

Лекция 5. Экономический рост национальной хозяйственной системы и

Его факторы

5.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы ....43

5.2. Факторы экономического роста ……………………………………………….45

5.3. Индикаторы и динамика устойчивого экономического раз вития …………..46

Лекция 6.Моделирование экономического роста

6.1. Макромодели и факторные модели экономического роста …………………48

6.2. Прогнозирование динамики ВВП ……………………………………………..49


РАЗДЕЛ


ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ


Лекция


Отраслевая структура национальной экономики и ее


Промышленный комплекс

7.1. Отраслевая структура национальной экономики и ее анализ ……………….52

7.2. Стадии экономического развития и дальнейший рост национальной

экономики …………………………………………………………………………...53

7.3. Структурный анализ промышленного комплекса ……………………………54

7.4. Топливно-энергетический комплекс ………………………………………….57




Стр.


7.5.Машиностроительная,


металлообрабатывающая и металлургическая


промышленности …………………………………………………………………..58

7.6. Химическая , нефтехимическая и другие промышленности Республики

Беларусь ……………………………………………………………………………59

Лекция 8.Агропромышленный и строительный комплексы

8.1. Агропромышленный комплекс национальной экономики …………………59

8.2. Строительный комплекс ………………………………………………………60

Лекция 9.Транспорт и связь, комплексы социально-культурных и других

Отраслей

9.1. Транспорт и связь………………………………………………………………63

9.2. Комплекс социально-культурных отраслей …………………………………..65

9.3. Социально-потребительский комплекс ……………………………………….67

9.4. Региональные социально-экономические комплексы ……………………….68

РАЗДЕЛ 5.ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Лекция 10.Проблемы перехода к рыночной экономике . Перспективная

Модель национальной экономики.

10.1. Проблемы перехода от планируемой централизовано к рыночной

экономике …………………………………………………………………………..71

10.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси ……………....73

Лекция 11. Формирование и развитие институтов рынка . Проблемы

Развития предпринимательства и структурная трансформация экономики

11.1. Формирование и развитие институтов рынка ………………………………84

11.2. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси …………………….87

11.3. Структурная трансформация экономики ……………………………………92

РАЗДЕЛ 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

Лекция 12.Цели и функции государственного регулирования экономики.

Структура государственного управления

12.1. Цели и функции государственного регулирования экономики …………..96

12.2. Структура гос ударственного управления ………………………………….97

Лекция 13. Система планирования и прогнозирования национальной

Экономики

13.1. Специфика перспективного планирования в переходной экономике

Беларуси ………………………………………………………………….………..100

13.2. Система государственного прогнозирования и программирования ……..101

13.3. Стратегические прогнозы развития экономики и программное

планирование в Беларуси …………………………………………………………102


Лекция


Социальный императив


РАЗДЕЛ


ИНТЕГРАЦИЯ


Лекция


БЕЗОПАСНОСТЬ


Лекция


Безопасности.


Институциональные основы

16.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности ….125

16.2. Экономическая безопасность как система . Институциональные основы

экономической безопасности…………………………………………………….127

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................138


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1.2.


Предпосылки становления,


Функционирования


и


Развития


Национальной экономики

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе

трансформации . Для успешного осуществления этого процесса необходимы

достаточные предпосылки и условия , создание которых позволит придать

экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой


национальной экономики


(суверенность,


целостность,


социальность,


рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю

открытость):

· общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий,

идеологический , политический характер (новая цивилизационная стратегия ,

тип создаваемого государства и общества);

· системные — включают единство экономического, институционально-

правового пространства , общность характера хозяйственных институтов ,

механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

· внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффективности и

конкурентоспособнос ти нац ионал ьной экономики на основе собл юдения

принципов рационального хозяйствования.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками


выступают первичность суверенитета,

многовекторность внешней политики,


открытость экономики страны,

стабильность стратегических


приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений ,

глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешни х рынков . Располагая

ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения , Беларусь

вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в

разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими

государствами мира . Нынешняя белорусская экономика практически не может

функционировать без импорта нефти и газа , металла и комплект ующих и з

стран СНГ . Поэтому экономическое положение республики в большой степени

зависит от экспортных товарных потоков в Россию , другие страны СНГ и


дальнего зарубежья,


повышения качества и конкурентоспособности


белорусской прод укции на внешних р ынках . Эти п ринципиаль ные аспек ты

должны най ти о тражение в разрабо тках перспектив и п утей раз вития нацио -

нальной экономики.


Внутриполитическими предпосылками


являются совершенствование


политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути

с т а н о в л е н и я д е м о к р а т и и , о п т и м и з а ц и я г о с у д а р с т в е н н ы х с т р у к т у р у п р а в л е н и я ,

формирование общественных объединений и повышение гражданской ак -

тивности.


Принципиальной предпосылкой построения,


функционирования и


устойчивого развития национальной экономики является закрепление в

стратегических программах социально-экономического развития Беларуси

долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера .

Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого


социально-экономического развития ( НСУР) Республики Беларусь до 2020 г ., в

качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

· построение и развитие унитарного демократического социального

правового государства ( в соответствии с Конституцией Республики Беларусь );

· формирование современного гражданского общества;

· создание социально ориентированной рыночной экономики.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной

экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и

принципов . В их числе создание единой институционально-правовой среды для

страны, ее регионов и секторов экономики , регулирующей отношения собст -


венности,


организационно-правовые формы ведения хозяйства,


функционирования реального сектора,


финансовой системы,


рыночных


институтов в процессе общественного воспроизводства . Система таких

институтов , правовых норм и механизмов определяется Конституцией

Республики Беларусь , Гражданским , Банковским , Налоговым, Таможенным и

другими кодексами, законами Республики Беларусь.

Следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных

у с л о в и й п е р е в о д а э к о н о м и к и н а и н н о в а ц и о н н ы й , в ы с о к о т е х н о л о г и ч е с к и й ,

наукоемкий тип развития , оптимизацию воспроизводственной , отраслевой,

технологической и региональной структур национальной экономики .

Построение системы управления и регулирования экономики на принципах

рациональности, стратегической целенаправленности , тактической гибкости,


структурной гармоничности,


учета социального,


экономического и


экологического императивов устойчивого развития



обязательная


предпосылка эффективного хозяйствования.

Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они

являются предваряющими , упреждающими условиями , с другой — постоянно

действующими требованиями к преобразованию государства , общества ,

экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов

комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы

социально-экономического развития Беларуси , где указываются задачи , сроки,

средства и механизмы их формирования и реализации.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Экономики

Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих


субъектов и их отношений,


структурированных в правовом и


институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная экономика является

подсистемой, управляемой общественными и естественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели экономики,

которые она реализует через свои институты и функции . Главная цель

экономики — обеспечение жизнедеятельности нации , удовлетворение ее

растущих материальных и духовно-культурных потребностей , повышение

уровня благосостояния . В связи с этим базовыми функциями экономической

системы страны являются производство , распределение , обмен , потребление

материальных благ и услуг.

Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие

показатели по хозяйству страны в целом : национальное богатство , валовой


национальный продукт


(ВНП),


валовой внутренний продукт


(ВВП),


национальный доход ( НД ), суммарные государственные и частные инвестиции ,

общее количество денег в обраще нии . Одновременно ма кроэкономика

исследует средние по стране экономические показатели , такие как доходы ,

заработная плата, занятость , производительность труда . Кроме того, для

анализа макроэкономическ ой си туации ис пользуются показатели темпа

инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики


Беларусь включаются



важнейших параметров:


ВВП,


продукция


промышленности , продукция сельского хозяйства , инвестиции в основной


капитал,


производство потребительских товаров,


в том числе


продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли , в том

числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения , розничный


товарооборот,


платные услуги населению,


уровень рентабельности


реализованной продукции промышленности,


энергоемкость валового


внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников

финансирования.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях

развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая

статистика , которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и

подготовляют в рам ках информа ционных сис тем государственн ые

статистические службы — в Беларуси их возглавляет Министерство статистики

и анализа (Минстат).

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые

явления и процессы , проис ходящие в экономической и социальной жизни

страны, содержит информацию о населении , его занятости, уровне жизни ,


данные о национальном богатстве , национальных счетах, финансах, ценах и

тарифах, инвестиционной деятельности , о положении в основных отраслях

экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.

Основные статистические показатели рассчитываются в системе

национальных счетов (СНС ), или системе взаимоувязанных показателей ,

применяемы х для описания и анализа макроэкономических процесс ов .

Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут

рассчитываться ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический

показатель , который в рыночны х це нах выражает со вокупн ую с тоимость

товаров и услуг , произведенных в стране во всех отраслях экономики и

предназначенных для конечного потребления , накопления и чистого экспорта.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами:

производственным , методом использования доходов и методом формирования

ВВП по источникам доходов.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает

совокупную стоимость конечных товаров и услуг , созданных не только внутри

страны, но и за ее пределами . ВНП рассчитывается так же , как и ВВП, но

отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными

странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от

первичных доходов из-за границы и первичными доходами , полученными

зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход

(НД). С точки зрения собственников ресурсов

он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД

определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства , т.е .

оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов.

Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического

развития страны служит личный располагаемый доход ( ЛРД ). Он представляет

собой доходы населения ( или домаш них хозяйств ), т.е . заработную плату,

дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в

неизменные , или сопоставимые , используются специальные дефляторы или

и н д е к с ы ц е н , в т о м ч и с л е д е ф л я т о р ы В В П и и н д е к с ы п о т р е б и т е л ь с к и х ц е н

(ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен

широкой группы товаров («корзины » заранее отобранных представительных

товаров и услуг ) за определенный период . Номинальный ВВП ( в текущих

ценах ), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального

ВВП к реальном у показыва ет его увеличение за счет роста цен и называется

дефлятором ВВП . В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП


характеризует изменение оплаты труда, прибыли


и потребления основного


капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг. XX в. в западных

странах в результате интеграции двух направлений исследований : 1) работ в

области статистики НД ( чистой продукции); 2) анализа экономического цикла –


получение общей и систематизированной картины состояния и развития

экономики на макроуровне.

Ныне СНС как международный стандарт 1992 г. представляет собой

макроэкономическое , бухгалтерское , цифровое отражение кругооборота дохода

в рамках замкнутого хозяйственного периода . Основным назначением СНС

является обеспечение эффективного учета , анализа , прогнозирования и

государственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально

сложившихся связей , фактической организации про изводства и распределения

продукта и дохода . В большинстве стран и международных организаций

национальное счетоводство служит основой всей системы учета , экономико -

статистического анализа и международных сопоставлений.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более

низких уровнях агрегирования , которыми являются ее отдельные секторы.

Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов : 1)

нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия ; 2)


финансовые учреждения; 3)


государственное управление; 4)


частные


некоммерческие учреждения , обслуживающие домашние хозяйства (населе -

ние ); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по отдельным странам


мира.


К каждому из этих секторов относятся соответствующие


институциональные единицы . Группировка экономики по секторам —


центральная в статистической модели рыночной экономики.


Она


осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов , изменения

активов и пассивов в институциональной единице ( последняя представляет

собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских

счетов и является юридическим лицом).

В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хозяйства) к СНС

осуществляется с начала 90- х гг . XX в. в связи с отказом от командно -

административной системы управления экономикой и переходом к рыночной

системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения.

В ходе реализации мероприятий программы была разработана

республиканская Система национальных счетов 1993 г . ( СНС —93), которая

представляет собой свод об общенны х п оказателей экономической деятел ьности

хозяйствующих субъектов , а также всех видов финансовых и нефинансовы х

активов, держателями которы х эти субъекты являются . Система отражает

сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от

производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для

отраслей, институциональных секторов , наиболее важных экономических

процессов ( операций) и экономики страны в целом . В ней предусмотрены

также счета для других стран мира , с которыми наше государство осуществляет

экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики,

структуры производства ВВП, счет товаров и услуг , счет производства , счет

образования доходов , счет распределения первичных доходов , счет вторичного

распределения дохо дов , счет использ ования нац ионального располагаемого

дохода , счет операций с капиталом и др . Завершается СНС построением


балансовых таблиц , отражающих итоговое изменение национального богатства

за отчетный период , и межотраслевого баланса , в котором производство и

использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном


отраслевом разрезе.


Информация,


которую обеспечивает система


национальных счетов,


позволяет комплексно анализировать


макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию ,

вести международные сопоставления , оценивать изменение национального

богатства и пла тежного баланса и опред елять на э той основе цели и инст -

рументы экономического развития страны.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


3.1.


Понятие и основные


Факторы,


Определяющие


Экономический


Потенциал страны

На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается

максималь но возможная способност ь национальной экономики п роизво дить

товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления,

качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики , а

также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом

материальные и духовные ценности , трудовые и природные ресурсы

характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала

страны.


Основными факторами,


определяющими экономический потенциал,


являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства ,


строительства,


транспорта и связи,


производственная,


социальная и


экологическая инфраструктуры,


трудовые ресурсы,


в том числе


квалифицированные кадры , способные развивать научно-технический прогресс

и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Водные ресурсы.


Включают все пригодные для хозяйственного


использования запасы поверхностных и подземных вод.


Ресурсы


поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по

водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %)

формируются на территории страны . В многоводные годы суммарный речной

сток может достига ть 96 км3 в год , снижаясь в маловодные до 37,2 км3 в год .

Местный сток изменяется в соответствии с водностью года от 61 до 22,8 км3 в

год . Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в

год (43,5 млн м3 в сутки ), а разведанные утвержденные запасы — 2,3 км3; они

распространены по всей территории Беларуси на глубинах от 100 до 450 м.

По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь

находится в сравнительно благоприятных условиях несколько лучших, чем

европейские страны, и значительно лучших по сравнению с отдельными

соседними государствами. Водообеспеченность одного жителя Беларуси

водами местного формирования составляет 3,6 тыс . м3, в том числе

подземными водами — 1,4 тыс. м3. Это выше , чем в Англии (2,6 и 1,0 тыс. м3


соответственно), Польше (2,2 и 0,95 тыс . м3) и Украине (1,0 и 0,2 тыс. м3).

Самые высокие показатели обеспеченности водой имеют жители Норвегии

(89,0 и 27,5 тыс. м3) и европейской территории России (9,0 и 2,0 тыс. м3).

В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики — водное


хозяйство,


которое занимается изучением,


учетом,


управлением,


прогнозированием и планированием использования водных ресурсов , охраной

поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения , транспортировкой

их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства – обеспечение всех

отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необ ходимом количестве

и соответствующего качества.

Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины, разнообразные

недревесные ресурсы : технические ( живицу, пробку и др .), кормовые ,

охотничье-промысловые , пищевые (грибы , плоды , ягоды , орехи и др .),

лекарственные растения ; выполняю т общественно полез ные и защитно -

ресурсоохранные функции ( водоохранные , климаторегулирующие , полезащит -

ные , противоэрозионные и др .), в том числе рекреационные и эстетические .

Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с

занимаемыми ими землями , которые могут использоваться с целью сохранения ,

воспроизводства и повышения продуктивности лесов.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и

искусственного происхождения включает покрытые лесом земли , а также

другие земли , предназначенные для нужд лесного хозяйства . Общая площадь

лесного фонда , по состоянию на начало 2001 г ., составила 9,2 млн га , в том

числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) — 7,8 млн га

Лесные ресурсы Беларуси достаточно хорошо изучены, и, по оценке на

2001 г ., запасы древесины составляют 1,3 млрд м3, в том числе возможные для

эксплуатации — около 129 млн м3. Общий прирост лесов — примерно 25 млн

м3 в год . Запасы древесины в значительной степени определяются возрастным

составом, средний возраст белорусских лесов — 45 лет. По возрастным

категориям покрытая лесом площадь распределяется следующим образом :

молодняки — 36,4 %, средневозрастные — 44,4, приспевающие — 14,2, спелые

и перестойные — 4,7 %. Дефицит приспевающих и спелых насаждений

определяет возможность дальнейшей эксплуатации лесных ресурсов страны .

Значительная часть лесов (25 %) создана искусственно — это лесные культуры ,

главным образом, сосна и ель.

Инновационный потенциал

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности

зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности

ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного

потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):


· уровнем научно-технических разработок


(потенциальной


конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами , кол ичеством

изобретений, патентов);

· состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и

предприятий;

· наличием резервных производственных площадей для освоения опытных

образцов;

· уровнем технологической базы производства и технологического

оборудования;

· наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для

серийного выпуска новой продукции;

· степенью инновационной активности предприятий, инновационной

ориентации систем управления и сбыта ( инновационным менеджментом ,

маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

· системой подготовки кадров-инноваторов;

·финансовым обеспечением (объемами, источниками).

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его

составляющих определяются в процессе инновационной деятельности, которые

в свою очередь оцениваются в мировой практике (по рекомендации ОЭСР):

· долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в

общем объеме производства промышленной продукции;

· развитием и обновлением технологий (процентным соотношением

традиционных и прогрессивных технологий);

· внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой

наукоемкости (долей в экспорте);

· участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках

инновационной продукции;

· участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все

указанные параметры.



infonko.ru/dlya-chego-tvorec-sozdal-cheloveka.html infonko.ru/dlya-chego-zhe-ti-ne-otdal-serebra-moego-v-oborotchtobi-ya-pridya-poluchil-ego-s-pribilyu.html infonko.ru/dlya-chetvyortogo-urovnya-razvitiya.html infonko.ru/dlya-chogo-neobhdno-vivchati-psihologyu-menedzhmentu.html infonko.ru/dlya-chteniya-i-izucheniya-v-klasse.html infonko.ru/dlya-dannogo-pribora-krestikom-videlit-strochku-zazori-mezhdu-nr-i-rz.html infonko.ru/dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html infonko.ru/dlya-detej-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppi.html infonko.ru/dlya-detej-vtoroj-mladshej-gruppi.html infonko.ru/dlya-devochek-otlichiya-tolko-rodovih-okonchanij-krome-74-go-utverzhdeniya.html infonko.ru/dlya-differencialnogo-diagnoza-u-bolnogo-50-let-s-zhidkostnim-obrazovaniem-v-pecheni-neobhodimo.html infonko.ru/dlya-ekstremalnih-zhiznennih-situacij.html infonko.ru/dlya-ekzamena-po-kursu-finansovoe-pravo-instituta-prokuraturi-v-2015-216-uchebnom-godu-bakalavriat.html infonko.ru/dlya-epidemiologicheskoj-ocenki-situacii-po-kleshevomu-encefalitu-na-territorii-ispolzuyutsya-sleduyushie-pokazateli4.html infonko.ru/dlya-fakulteta-klinicheskoj-psihologii-2-kurs.html infonko.ru/dlya-farmacevtichnogo-vddlennya.html infonko.ru/dlya-fizicheskoj-deyatelnosti-ne-nuzhen-dopolnitelnij-belok.html infonko.ru/dlya-formalnogo-opisaniya-tablici-ispolzuetsya-teoretiko-mnozhestvennoe-ponyatie-otnosheniya.html infonko.ru/dlya-fotogrammetricheskih-rabot.html infonko.ru/dlya-golosovaniya-lica-kotoromu-prinadlezhat-prava-sobstvennosti-na-pomeshenie-v-mnogokvartirnom-dome-po-adresu-g-barnaul-ulica-antona-petrova-dom-221g3.html