INFONKO.RU

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

658.5 (07)

Г - 37

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

Б.Н. Герасимов

ИННОВАЦИОННЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания

Самара 200 5


ББК У9(2) 212

УДК 334.012.23

Г 37

Герасимов Б.Н.Инновационный менеджмент:Методические указания. Самара: МИР, 2005. 40 с.

В настоящей работе рассматриваются основные процессы и объекты инновационной деятельности. Представлены основные понятия, а также содержание инновационного проекта. В работе дано содержание процесса игрового моделирования инновационной деятельности. Представлены методические материалы по выполнению курсовых проектов, библиографический список.

Методические указания предназначены для студентов заочного факультета специальности «Менеджмент организации».

Табл. 3. Ил. 7. Библиогр. 25 назв.

Рецензент д-р техн. наук, проф. Г.М. Гришанов

Печатается по решению методического совета Международного института рынка

© Б.Н. Герасимов, 2005

© Международный институт

рынка, 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОГРАММА КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»...................4

2. инновации: Понятие, виды, КЛАССИФИКАЦИЯ…………… ………5

Инновационный процесс: ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ, ЦИКЛИЧНОСТЬ.9

4. ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ……...13

Инновационная деятельность: ПОНЯТИЕ, ЭТАПНОСТЬ,

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР…………………………………………………18

6. инновационноЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ…………………………………..25

7. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИИ.………………..28

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………..33

9. КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ……………………….…..………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЕ.ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ МЕНЕДЖМЕНТ……………………...39

ВВЕДЕНИЕ

Курс строится на базе полученных ранее знаний и направлен на завершение общей управленческой подготовки.

Цель курса - подготовка специалистов, владеющих общими и специальными знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач в области инновационной деятельности:

оценка целесообразности проведения инновационных разработок с выявлением их глубины, перспективности и интенсивности;

выявление типа требуемой инновации (технологическая, товарная, организационная и т.д.);

определение ресурсообеспеченности инновационного процесса и выявление возможных источников получения требуемых ресурсов с оценкой их качества;

определение целесообразности активизации творческого потенциала будущих участников инновационного процесса;

участие совместно с психологом и социологом в подготовке участников инновационного процесса, переориентировка их на новые задачи и при необходимости обучение участников инновационного процесса новым методам активизации творческого потенциала;



участие в контроле качества инновационных разработок с осуществлением мониторинга целесообразности проведения инновационного процесса;

участие в осуществлении мониторинга развития инновационного процесса и оценка целесообразности перехода на новые перспективы разработки.

Предмет курса - основы развития инновационных систем, методы и средства активизации творческого потенциала участников инновационного процесса и социально-психологические аспекты инновационной деятельности.


ПРОГРАММА КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема 1. Концепция инновационного менеджмента

Предмет и задачи инновационного менеджмента. Общая характеристика, структура, содержание курса. Роль инноваций в общественном развитии. Необходимость инновационной деятельности организаций в условиях рынка. Понятие инновации. Классификация инноваций по содержанию деятельности (технологические, организационные и т.д.), по глубине преобразований в системе, по механизму реализации, по особенностям инновационного процесса и др. Место инновационного менеджмента в деятельности организации.

Тема 8. Социокультурные аспекты организационного развития

Уровни профессиональной управленческой деятельности. Развитие и саморазвитие в профессиональной деятельности. Виды профессиональной управленческой деятельности. Типы управления в социокультурных средах. Единица управленческой деятельности. Индивидуальное и коллективное развитие и средства интеграции индивидуумов в коллективе.

Инновационный процесс: ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ, ЦИКЛИЧНОСТЬ

Высказывая различные точки зрения по поводу термина «инновация», ученые и экономисты почти единодушны в определении сущности инновационного процесса и рассматривают его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке, с созданием, распространением и применением продукции и технологий, обладающих научно-технологической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности, созданием и продвижением новшеств производителями в целях получения прибыли к их потребителям. Таким образом, инновационный процесс представляет собой реализацию совокупности изменений в продукте, технике и технологии, основанных на радикальных инновациях, влекущих за собой появление качественно новых продуктов, а также изменение структуры издержек, условий производства, потребления.

Применительно к жизненному циклу конкретного новшества инновационный процесс можно трактовать как цепь событий по реализации изменения, формулирующего новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей. Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является новшество как реализованное, использованное изменение.

В зарубежной литературе различают четыре последовательных модели инновационного процесса. В 50-е гг. в наиболее развитых странах мирового сообщества господствовала модель «технологический толчок», основанная на понимании инновационного процесса как процесса, который начинался этапом НИР и заканчивался сбытом нового продукта. Эту модель сменила в 60-е гг. модель «рынок (потребности) - движущая сила», отличающаяся от первой большим акцентом на этап сбыта новой продукции. В обеих моделях НИР рассматривались как основной побуждающий фактор, а рынок - как пассивный элемент [18].

В 70-е гг. под влиянием технологических сдвигов, повышения значения маркетинга для инновационного процесса сформировалась новая модель – «объединяющая модель» как комбинация двух первых моделей, в которой этапы НИР и маркетинга взаимоуравновешены. Согласно этой модели, инновационный процесс - логически последовательный, хотя и необязательно непрерывный процесс, который подразделяется на функционально различные, не взаимодействующие и независимые стадии. При этом инновационный процесс представляет собой сложную совокупность внутри- и межорганизационных связей, объединяющих функционально различные подразделения внутри предприятия и эти подразделения с научно-техническим сообществом в целом и с рынком. Таким путем обеспечивается слияние технологических возможностей организации и потребностей рынка. В этой модели технологии не являются главным элементом: технологическая инновация должна сопровождаться инновациями в области управления, производства, маркетинга, финансов, информации и др.

В конце 80-х гг. возникла «интегрированная модель», в которой инновационный процесс рассматривается не как последовательный, а как параллельный, когда этапы НИР, разработки прототипа или образца, производства и другие осуществляются одновременно. Особый акцент при этом делается на вертикальных связях между поставщиками и потребителями и на горизонтальном сотрудничестве. Лидером в переходе к указанной модели стали корпорации Японии, где инновации возникают все в большей мере в случае взаимодействия многих компаний в самых различных областях и формах. Стратегическую роль в этих сетях компаний играет компания, занятая окончательной сборкой продукта. В Японии, например, такие сети объединяют крупные организации и множество мелких поставщиков-подрядчиков.

Россия, значительно отстав в своем развитии от большинства зарубежных стран, только подходит к осмыслению инновационного процесса как необходимого условия дальнейшего развития экономики на основе рыночных отношений. Большинство ученых в своих исследованиях ориентируются на первую модель инновационного процесса, модель «технологического толчка», зарождающегося в сфере науки, а завершающегося в сфере потребления, вызывая в ней прогрессивные изменения.

Инновационный процесс часто связывается с научно-техническим прогрессом, признанным во всем мире важнейшим фактором социально-экономического развития. Как соотносятся эти два понятия? Понятие «научно-технический прогресс», несомненно, имеет более широкий охват по сравнению с понятием «инновационный процесс». Научно-технический прогресс, как известно, представляет собой совокупность научного прогресса техники и технологии.

Технический прогресс состоит в совершенствовании средств производства, технологических процессов и предметов потребления в целях получения народнохозяйственного эффекта и более полного удовлетворения потребностей. Технический прогресс представляет собой совокупность инновационных процессов, связанных с продуктовыми и технологическими нововведениями. Это тот случай, когда количество обеспечивает качество. Чем больше инновационных процессов в определенном промежутке времени, тем о более высоких темпах технического прогресса можно говорить. Глобальные, радикальные инновации обеспечивают революционный скачок в технике и технологии.

Саморегулирование инновационных процессов.Для того чтобы Россия смогла занять достойное место на рынке высокотехнологичной продукции, необходимо ускоренное научно-техническое развитие с целью создания новой экономики, материального благополучия и полноценного внутреннего рынка.

Рыночное регулирование имеет базовое значение в развертывании инновационных процессов. Ключевым элементом их регулирования выступает рынок. Во-первых, он является синонимом сферы обращения. Во-вторых, используется в качестве экономической категории, выражающей определенные общественные отношения, базирующиеся на принципах свободного предпринимательства, эквивалентности обмена по ценам соглашения, на разнообразии форм собственности. Рынок продавца формирует систему ценностей общества, основанных на доступе к дефициту. Рынок покупателя становится источником стимулирования инноваций, решительно воздействует на производство новых товаров. На появление новшеств, связанных с потреблением рынка, влияют следующие факторы: появление новых групп потребностей, насыщенный спрос, моральный износ изделий, сложности сбыта продукции. Ведущую роль среди этих факторов играет появление новых групп потребителей и потребностей, которые обусловливают более 40% товарных инноваций. Новшества, возникающие в результате воздействия рынка, характеризуются более высоким уровнем современности, чем новации, связанные с потребностями производственного процесса. Следует отметить, что новинки, создаваемые в результате научных исследований, обладают значительно большей степенью оригинальности по сравнению с инновациями, вызываемыми спросом.

Успешное участие в конкурентной борьбе связано с умением обходить соперника по уровню издержек производства и скорости приспособления к постоянно меняющемуся спросу, позволяет товаропроизводителю использовать научно-технический прогресс. Используя научно-технические знания как уникальное условие производства, любой индивидуальный производитель независимо от размера организации может претендовать на монополию, на новизну и, соответственно, на дополнительный доход. Сама уникальность научных знаний дает ему эту возможность, так как с их помощью производятся товары, не имеющие аналогов на рынке, разрабатываются новые, более эффективные технологии. Выпуск нового продукта позволяет производителю на время оказаться в положении монополиста.

Специфическая роль инновации как средства конкурентной борьбы, особое место организаций-новаторов получили теоретическое обобщение в концепции «предпринимательской конкуренции» Й. Шумпетера [25].

Опыт развития наукоемких отраслей в экономике развитых стран показывает, что именно конкуренция есть тот главный рычаг, который заставляет производителей создавать новую продукцию и применять новые технологии. Опаздывать с нововведением - значит обречь себя на разорение. Поэтому чем острее конкуренция, тем меньше у производителей отложенных на завтра научных идей и технических решений, тем короче путь «идея – потребление» [31].

Состояние, при котором сохраняется конкуренция, а основные соперники располагают значительными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, считается наиболее благоприятным условием для высокой инновационной активности.

Научно-технический прогресс есть средство понижения издержек на единицу продукции и, таким образом, увеличения прибыли. При этом рост прибыли не будет носить временного характера, поскольку барьеры для вступления в отрасль защищают монополиста от посягательства на прибыль конкурентов. Следовательно, технические усовершенствования выгодны монополисту и будут приняты. Научно-исследовательская работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль, следовательно, монополист должен настойчиво добиваться успехов в этой области или сделаться жертвой новых конкурентов. Как только какая-либо организация начинает получать монопольную сверхприбыль, на рынок, где она действует монопольно, устремляются конкуренты, которые стремятся перераспределить эту прибыль в свою пользу. Относительная простота перелива капитала из отрасли в отрасль и из страны в страну немало тому способствует. Да и действие антитрестовского законодательства во многих странах препятствует монополизации тех или иных рынков.

Российское народное хозяйство, хотя и не характеризуется развитыми рыночными отношениями, имеет достаточно устойчивую олигополистическую структуру. Ряд ученых в своих исследованиях переходного периода непременным условием дальнейшего развития считает демонополизацию крупных предприятий-монополистов вплоть до деления их на мелкие и средние. А так ли это необходимо? Ведь создать конкурентную среду можно и другим способом - содействием развитию малого предпринимательства. Это содействие должно оказывать не только государство, как это происходит в настоящее время, но и наше олигополистическое производство. На наш взгляд, нет необходимости искусственно разрушать ту производственную базу, которую имеет российское общество. К тому же, если рассматривать производство в отраслевом разрезе, видно, что каждая отрасль имеет небольшое количество крупных и средних предприятий, обслуживающих конкретную потребность. Монополизировали их деятельность отраслевые министерства, ликвидация которых и процесс приватизации превращает их в самостоятельных хозяйственников и конкурентов. Таким образом, уже налицо формирование конкурентной среды - двигателя инновационных процессов. Развитие конкуренции сдерживается кризисом кредитно-денежной системы и неспособностью ряда руководителей понять, что рынок продавца превращается в рынок покупателей. А это требует определенных затрат на изучение потребительского спроса, рыночной ситуации, оценки своих конкурентных позиций.

Таким образом, в качестве позитивных моментов конкуренции, играющей решающую роль в стимулировании инновационной активности, можно назвать следующие. Во-первых, содействие преодолению застоя, присущего бюрократическому управлению крупных товаропроизводителей, и подталкивание к риску нововведений в целях сохранения рынков сбыта и устойчивого финансового положения. Во-вторых, стимулирование параллелизма в исследованиях и разработках, когда одновременно в процессе эксплуатации и опытно-экспериментальной проверки находится множество конкурирующих друг с другом новшеств, из которых широкое распространение получают лишь немногие. Окончательный выбор наиболее эффективных научно-технических разработок и их распространение обеспечивает рынок, где главной фигурой является конечный потребитель.

Говоря о конкурентной борьбе, некоторые авторы указывают, что рыночное саморегулирование, побуждающее производителя широко использовать инновации для выпуска продукции, обеспечивающее современную ее поставку с учетом меняющегося спроса, а также оценку этой продукции с позиции потребителя, с его привязкой к краткосрочному финансовому эффекту, не способно обеспечивать развитие фундаментальных исследований, выполнение всего объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанных с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. Рыночное саморегулирование исключает возможность решения ряда социальных и экологических проблем. Это связано с неполной координированностью определенных инноваций в рамках частного предпринимательства, народнохозяйственной значимости и нужной направленности научно-технических проектов. Поэтому и возникает необходимость параллельного и осуществляемого на базе рыночных сил государственного регулирования.

Таблица 1. Ключевые функции в инновационном проектировании

Ключевая функция Личные качества Деятельность
Генерация Специалист в одной или двух областях, склонен к концептуализации и абстрактному мышлению. Тяготеет к неординарным методам. Охотно работает в одиночку. Генерирует новые идеи и проверяет их технико-экономическую обоснованность. Успешно решает проблемы. Ищет и находит новые методы. Стремится к новым достижениям.
Информа-ционный контроль Обладает высокой компетенцией в технической области. Прост и доступен в общении. Охотно вступает в контакт для оказания помощи. Постоянно следит за событиями в своей области посредством журналистов, конференций, контактов с коллегами и предпринимателями других компаний. Делится информацией с коллегами. Служит источником информации для сотрудников. Обеспечивает координацию между ними на неофициальном уровне.
Поддержка и инструктаж Имеет опыт разработки новых идей. Охотно выслушивает коллег и старается помочь. Достаточно объективен в оценках. Помогает раскрыть способности других. Оказывает моральную поддержку, дает советы, служит консультантом для проектной группы и ее руководителя. Чаще всего это опытный старший сотрудник, который знает, на какие кнопки надо нажать, чтобы получить влиятельную поддержку. Он ограждает проектную группу от излишних организационных проблем. Выступает гарантом законности и придает проекту вес.

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями.

К специфическим инструментам управления инновационными проектами относятся: определение проблемы, четкая постановка задачи и установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).

Таблица 2. Состояние инновационного потенциала организации

Элементы организации Инновационный потенциал
Низкий Высокий
Оргструктура Линейная, линейно-функциональная Дивизионная, адаптивная, матричная
Технология Специализированное оборудование, завязанное в поток для массового выпуска продукции Гибкие автоматизированные производственные модули, связанные тран-спортной системой
Производственные и офисные помещения Специально спроектированные под производственный процесс Универсального типа, наличие резервных площадей и возможность изменения компоновки
Организация труда Индустриальная, пооперационная Бригадная, с совмещением операций и профессий
Оплата труда Индивидуальная, сдельная Повременно-премиальная, бригадная с использованием КТУ
Подвижность персонала Минимальная, в основном, по иерархической лестнице Возможность горизонтальных и вертикальных перемещений в соответствии с задачами
Стиль управления Авторитарный, минимум делегирования полномочий, жесткий контроль исполнения Демократический, делегирование полномочий, привлечение персонала к выработке решений
Система информирования персонала Оперативная о выполнении заданий каждым подразделением Подробное информирование о деятельности организации и её проблемах
Психологический климат Настрой на решение текущих задач в рамках своей должности Настрой на поиск новых решений как в рамках рабочего места, так и по организации

Основные причины сопротивления переменам:

инертность мышления, привычки, традиции, некомпетентность;

неопределенность результатов изменений;

непонимание и непредвидение последствий;

предполагаемая угроза защищенности работников;

ощущение возможных потерь в удовлетворении каких-то потребностей, особенно в социальной сфере, а также участия в принятии решений;

потеря неформальной власти или лидерства;

снижение возможного доступа к информации;

сокращение автономии и снижения привлекательности работы;

убеждение, что для организации изменение не является необходимым и желательным, а только вызовет дополнительные трудности в деятельности;

боязнь увеличения психологической перегрузки.

Методы преодоления сопротивления инновациям:

формирование и передача информации о новых идеях и возможных направлениях изменений;

привлечение подчиненных к обсуждению и принятию решений для выражения своего отношения к потенциальным переменам и решениям;

поддержка работников социальными, экономическими, психологическими, педагогическими средствами для облегчения восприятия перемен;

переговоры для обеспечения поддержки новшеств, в т.ч. предложение материального стимулирования;

кооптация, т.е. предоставление лицу, которое может оказать сопротивление переменам, важной роли в принятии решений по инновациям;

маневрирование - выборочное использование информации или применение четкого плана деятельности подчиненных, использование служебной интриги;

принуждение, т.е. угроза лишить работы, продвижения, повышения зарплаты и других благ.

В табл. 3 представлена тактика обращения с сопротивлением изменениям.

Таблица 3. Тактика обращения с сопротивлением изменениям

Метод Область применения Плюсы Минусы
Формирование и передача информации При сопротивлении, основанном на отсутствии или неточной информации и анализе Может помочь получить согласие на перемены со стороны людей, когда их убедят Может потребовать много времени, если в процесс вовлечено много людей
Вовлечение работников в принятие решений Для инициаторов, не обладающих всей информацией для разработки новшеств и где имеются возможности сопротивления Может помочь людям осознать необходимость перемен и их обязательство помогать этому Может потребовать много времени и привести к ошибкам в проведении перемен
Облегчение и поддержка Для людей, оказывающих сопротивление из страха перед личными проблемами Оптимальная тактика для решения личных проблем людей Может отнять много времени, дорого стоить и все же не помочь
Переговоры Для людей явно проигрывающих при введении новшеств и где имеется возможность сопротивляться Может сравнительно легко избежать основного сопротивления Во многих случаях может быть слишком дорогим; настраивает других добиваться согласия уговорами
Кооптация Для ситуаций, в которых другой метод связан с большими расходами или вообще неосуществим Может найти поддержку работников в проведении перемен Может создать про-блемы, если люди распознают кооптацию
Маневрирование В ситуациях, где другая тактика будет неэффективной или слишком дорогой Может быть быстродействующим и недорогим решением проблемы сопротивления Инициаторы лишаются доверия; приводит к появлению других проблем
Принуждение Для ситуаций, где необходима быстрота и где инициаторы обладают властью Может быстро преодолеть любой вид сопротивления Рискован; может создать негативное отношение к переменам

Применение того или иного метода зависит от конкретной ситуации, возможностей и способностей подчиненных, способностей и авторитета руководителя, а также от взаимоотношений в коллективе.

Инновационный менеджментпредставляет собой процесс управления изменениями в организации. Развитие методологии научного предвидения и прогнозирования позволяет своевременно реагировать не только на кризисные явления в организации, но и на слабые симптомы в предкризисное время. Разумнее предусмотреть предстоящий кризис и ввести в организации такие новшества, которые либо полностью предотвратят кризис, либо настолько сгладят его негативные последствия, что поступательное развитие организации не претерпит значительных нарушений.

Инновационный менеджмент является стабилизатором сложных противоречий переломных моментов, тупиковых ситуаций. Кризис для инновационного менеджмента является предметом изучения, а безопасность жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях - целью деятельности. Работа инновационного менеджмента должна вести к сокращению нерациональных расходов на всех стадиях продвижения инноваций в жизнь.

Инновационный менеджмент способствует формированию современного образа мышления специалиста по управлению посредством понимания места и роли нововведений в современной экономике, овладения методами и средствами управления изменениями, характерным и для различных сфер деятельности.

Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло сферу управления, и собственники производства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций профессиональным управленцам всех уровней.

Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внут-реннего характера, так и внешнего окружения, а это значит, что современное управление требует не только эффективного использования ресурсов, но и учета рыночной конъюнктуры и сложившихся пропорций на рынке. Поэтому способность организаций к совершенствованию приобретает в условиях конкурентной борьбы решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения, становления и развития инновационного менеджмента.

Конкурентные преимущества или успех в выбранной стратегии всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. Исходя из ряда условий, стратегия может быть либо привилегией руководства, либо инициативой сотрудников. Но в обоих случаях можно говорить о наличии разных проектов развития, которые позволяют осуществлять выбор наиболее выгодной в данных условиях стратегии развития. При том изменения в той или иной степени всегда связаны с инновациями.

Среди проблем в инновационной деятельности выделяются: управление процессом создания новых знаний; управление творческим потенциалом организации; управление освоением нововведений; управление социальными и психологическими аспектами нововведений.

Долгое время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в действиях ведущих фирм все более ясно прослеживается стратегия упреждения. Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность последствий.

Новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, т.е. они носят творческий характер, а с другой - они же инициируют разрушение, устраняя старые, традиционные структуры и предлагая вместо них изменения социальной, технической или организационной системы.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан со стратегическим, финансовым, операционным и другими видами менеджмента.

Таким образом, предметом изучения инновационного менеджмента являются кризисные состояния в организации и сопровождающие их процессы изменений, а целью деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Темы курсовых проектов

Вариант 1. Инновации в организационной структуре

Вариант 2. Инновации в стратегическом менеджменте организации

Вариант 3. Инновации в менеджменте персонала организации

Вариант 4. Инновации в менеджменте маркетинга организации

Вариант 5. Инновации в финансовом менеджменте организации

Вариант 6. Инновации в операционном менеджменте организации

Вариант 7. Инновации в менеджменте качества организации

Вариант 8. Инновации в информационном менеджменте организации

Вариант 9. Инновации в безопасности жизнедеятельности организации

Вариант 10. Инновации в организационном поведении

Вариант 11. Инновации в обеспечении организации ресурсами

Вариант 12. Инновации в организационной культуре

Вариант 13. Инновации в коммуникациях

Вариант 14. Игровое моделирование инноваций в организации

Вариант 15.Проектирование инновационного менеджмента организации

Содержание курсовой работы по варианту 15

1. Характеристика организации (наименование, форма собственности, цели, миссия, стратегия, продукция/услуги, сырье, рынки, структура, персонал, потребители, поставщики, конкуренты).

2. Инновационное предложение (наименование, описание, причины возникновения).

3. Влияние инновационного предложения на:

процессы (виды менеджмента);

элементы менеджмента организации.

4. Технология внедрения инновации в организации (этапы, процедуры и их взаимосвязь).

5. Ожидаемые результаты (экономические, социальные).

Примечание к вариантам 1-13. В работах должны присутствовать теоретическая часть, предложения по инновациям в рамках темы, оценка эффективности предлагаемых инноваций. Желательно наличие в работе описания мероприятий по повышению качества и эффективности рассматриваемых предложений для конкретной организации с указанием средств реализации и ожидаемых результатов. При этом используется приложение (стр. 39).

Примечание к варианту 14. Этот вариант включает тему, цель и сценарий игры, технологии выполнения этапов, оценку эффективности игры.

Примечания к варианту 15. Организация может быть реальной или гипотетической.

Вариант 15 может быть использован в качестве базы для будущей дипломной работы.

Требования к оформлению курсового проекта. Оформление осуществляется в соответствии с требованиями к дипломным работам и другим видам практической деятельности студентов. При оформлении библиографического списка следует пользоваться примером на стр. 38. Ссылки в тексте на библиографический список обязательны.

Обязательно присутствие титульного листа, оглавления, введения, заключения, библиографического списка (не менее 7 источников). Наличие приложений возможно, но необязательно. Объем курсового проекта - 20-30 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим процессом на предприятии. М.: ВАФ, 1991.

2. Валдайцев С.В. Оценки бизнеса и инноваций. М.: ИИД «Филинъ», 1997.

3. Герасимов Б.Н. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Самара: СГЭА, 2002.

4. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование организационных процессов. Самара: СНЦ РАН, 2005.

5. Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры: назначение, структура, организация проведения. Самара: СГТУ, 1998.

6. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, 2003.

7. Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций/ Пер. с англ. М.: Дело, 2000.

8. Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика, венчурный капитал/ Сост. и ред. Н.М. Фонштейн. М.: Дело, 1996.

9. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности/ В.В. Глухов, В.Г. Колосов, М.В. Попов, Г.С. Хорошилов, О.М. Юнь. СПб.: СПбГТУ, 1996.

10. Инновационный менеджмент: Учеб./ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Биржи и банки: ЮНИТИ, 2003.

11. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

12. Кузнецов Ю.А. Управление научно-техническим развитием в условиях перехода к рынку. М.: Наука, 1992.

13. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

14. Медынский В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учеб./ Пер. с англ. М.: Дело, 1992.

16. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2000.

17. Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. П.Н. Завлина и др. СПб.: Экономика, 2000.

18. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инновации). М.: Политиздат, 1989.

19. Санто Б. Инновация как средство экономического развития/ Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990.

20. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь/ Под ред. Л.М. Гохберга. М.: Центр исследований и статистики науки, 1996.

21. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

22. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2001. 240 с.

23. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Уче



infonko.ru/topografo-anatomicheskie-osobennosti-verhnih-i-nizhnih-konechnostej-u-detej.html infonko.ru/topografo-geodezicheskie-i-markshejderskie-raboti.html infonko.ru/topologii-kompyuternih-setej.html infonko.ru/topologiya-kompyuternih-setej.html infonko.ru/topologiya-razmesheniya-punktov-schitivaniya.html infonko.ru/t-o-privedenii-proizvolnoj-sistemi-sil-k-sile-i-pare-sil.html infonko.ru/to-quote-your-price-ukazat-vashu-cenu-stoimost-rabot.html infonko.ru/torcevaya-raskatka-sferodvizhnim-instrumentom.html infonko.ru/to-remember-to-excuse-to-forgive-to-thank.html infonko.ru/torgi-schitayutsya-nesostoyavshimisya-esli-uchastie-v-nih-prinyal-tolko-odin-uchastnik.html infonko.ru/torgovaya-i-prochaya-kreditorskaya-zadolzhennost-kratkoe-izlozhenie.html infonko.ru/torgovaya-set-i-principi-razmesheniya-magazinov.html infonko.ru/torgovaya-sistema-vash-brachnij-kontrakt-s-fondovim-rinkom.html infonko.ru/torgovec-verblyudami-iz-vavilona.html infonko.ru/torgovie-nadbavki-skidki-i-nacenki-ih-rol-naznachenie-i-poryadok-ustanovleniya.html infonko.ru/torgovie-organizacii-kak-subekti-rinka.html infonko.ru/torgovie-precedenti-eto-resheniya-torgovih-sudov-razreshayushih-kommercheskie-spori-stanovivshiesya-obrazcami-dlya-razresheniya-analogichnih-torgovih-del-v-budushem.html infonko.ru/torgovie-rezultati-govoryashie-o-rinke.html infonko.ru/torgovlya-i-professionalnaya-specializaciya.html infonko.ru/torgovlya-i-proizvodstvennaya-deyatelnost-v-koloniyah.html