INFONKO.RU

Методика проведения морфемного анализа в школе.

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы) не возможно изучение частей речи, усвоения многих орфографических правил. Необходимо придерживаться определенной системы в подборе мат-ла для анализа состава слова и соблюдать последовательность перехода от элементарных случаев к более сложным: для правильного выделения основы в слове- изменить форму слова, наиболее трудно для учащихся выделение корня. Упражнения для выделения корня:1.Найти корень данного слова и указать его значение. 2.образовать ряд слов с данным корнем.3.Доказать, что некоторые слова с корнями не являются словами одного и того же корня- поднос, переносица. Упражнения при нахождении приставок: 1.Выделить приставки в данных словах. 2. Найти в тексте слова с приставками.3. Выписать из текста слова с приставками. 4. Найти приставки с чередующими гласными. Упражнения при нахождении суф-в: некоторые сравнительно легко выделяются в слове чик, щик, ов, ев, и знания которые необходимы для правописания ан, ян в прилагат-х. ин, ен в существительных. Значение изучения структуры слова способствует обогащению словаря уч-ся, развитие навыка правильного словоупотребления, различение частей речи и их форм, (Н-р- красиво м.б. и наречием и кратким прилагат-м.),и выработки орфографических навыков, для систематизации обобщения сведений. Место- м.б. на каждом уроке (при изучении каждой части речи мы ее разбираем по составу при изучении орфографии приставки пре при). Может быть полным, частичным, устным, письменным, классным, домашним, обучающим, контрольным. Задачи: 1.При морфемном анализе мы идем от производной слова к корню.2.дает возможность выделять все значимые части слова (основа, окончание, приставка, корень, суффикс).3. При разборе суф-сы м.б. омонимичны и синонимичны, м.б. словообразовательными или формообразующими. При разборе окончание м.б. нулевым. Приставки м.б. омонимичными, синонимичными, онтонимичными, формои словообразующими. Порядок разбора по составу:1. К какой части речи относится слово так оно и разбирается по составу, указать окончание и его значение.2.назвать основу слова и определить ее членимость. 3. Определить приставку, суффиксы и привести слова с такими же аффиксами.4. Выделить корень, подобрав 2-3 родственных слова . при морф. разборе показываем:1.Опрощение- ( поезд-приставка по не выдел-ся, а поездка –выд-ся).2.Переразложение.3.Усложнение (фляжка- заимствованное слово,корень фляжк, а в русском яз- фляга , фляжка- корень фляж).

Билет № 23. Имя существительное как часть речи в современном р/ языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Типы склонений в СРЯ. Типы в ДРЯ. Образование с-темы склонений сущ-х. Принципы изучения морфологии в школе.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категриях числа и падежа и внесловоизменит-ой категории рода. Частеречное занчение – знач. предметности. Синтаксич-ие признаки – в предлож. сущ. явл-ся одним из важнейшим компонентов, формирующих его предикат-ую основу. Чаще всего – функция подлежащего и дополнения. Может выступать в ф-ии несогласованного опред-ия, обстоят-ва, именной части сказ-го (ученик (подл.) пишет, мой брат студент (дополн.), ученики собрались в классе (обстоят.). Грам-ие категории рода, числа, падежа – это морфолог-ие призн. сущ-го как ч/речи. Деревационные признаки (с/образоват-ые) – продуктивные способы с/образования, при кот. образ-ся сущ.: суффиксация, в т.ч. нулевая, сп-б сложения, сложение с суф-ей, аббревиация (учитель-учить, крик-кричать, БТИ, ОРЗ0). Лексико-грам-ие разряды – это поклассы данной ч/речи, кот. обладают общим семантич-м признаком, влияющим на спос-ть слов выражать те или иные морфолог-ие значения или вступать в противопоставления в пределах грам-их категорий. Некск-ко групп: а) собственные и нарицат-ые, б) конкретные, собират-ые, абстрактные, вещественные, в) одуш-ые и неодуш-ые. А) Имена нариц-ые служат обобщенными наименованиями однордных предметов (тарелка, телевизор, озеро). Большая часть нариц-х сущ. имеют соотносит-ые формы числа (рука-руки). Имена собственные - ИС служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных (Россия, Альпы). Отличие собств-х от нарицат-х: 1) ИС обычно не раскрывает признаки или св-во предметов (подснежник –под снегом), 2) для ИС хар-но полная или относительная произвольность первонач-го выбора, 3) для ИС хар-на непереводимость на др. языки (фонетич-ие и морфолог-ие приспособления к языку), 4) ИС как правило не имеют амонимов. 2 разряда ИС. 1р-д – имена, фамилия, прозвища, примыкают клички животных. 2 р-д – географ-ие названия, примыкают названия улиц, площадей и т.д. Многие ИС образовались от ИН (виктория/победа, Белгород/белый город). ИН преходят в ИС и могут становиться названиями отд-х предметов (г. Орел- птица орел). Грам-ой особенностью ИС явл-ся то, что они употребляются в форме какого-то одного числа: ед. или мн.(Урал, Жигули, Карпаты). Однако, если речь идет о ряде лиц или предметов с тождественными собств-ми именами, то изменения по числам имеет место (семья Ивановых). СИ всегда конкретны. НИ сущ-ые 4 типа – конкретные, абстрактные, вещественные, собират-ые. Б) Конкретные имена сущ. наз-ют предметы, кот. сущ-ют в виде отд-х экземпляров или особей (стол, человек, цветок). Признаки: 1) все КИС измен-ся по числам, кроме имен сущ-х только мн.ч. (сани, ножницы), 2) к КИС принадлежат все одушевл-ые сущ., 3) все КИС сочетаются с колич-ми числит-ми (два полка, три ручки), 4) разновидностью КИС явл-ся единичные имена сущ. – сингулятивы. Они обозначают единичные предметы, выделенные из массы вещ-ва (жемчужина-жемчуг, снежинка-снег). В) Абстрактные сущ-ые обозначают абстрактные понятия: св-ва, кач-ва, действия, состояния (упрямство, стойкость, хотьба, лень). Признаки: 1) АИС употребляются или только в форме ед.ч или в ф-ме мн.ч. Если у сущ. образуется форма мн.ч., то при этом происходит семантич-ий сдвиг, т.е. АИС приобретает оттенок конкретности или отенок длит-ти, протяженности (красота города (абстр.знач.)-красоты города (абстр.знач.+оттенок конкретности). 2) АИС не могут сочетаться с колич-ми числит-ми, однако, нек-ые из них могут определяться при помощи неопределенно-коллич-х слов (мало радости, много внимания), 3) бол-во АИС явл-ся производными словами, образованными при пом. суф-в: -ость- храбрость, -от- хромота, -тие- развитие, -отн- беготня, -изн- новизна, -ение- чтение, -ка- ломка. Непроизводных АИС немного (ум, беда, слава, смех). В) Собирательные имена сущ. представляют собой слова, обзначающие совокупность однородных предметов или лиц как неделимое целое (мошкара, тряпье, беднота). Грам-ие признаки:1) СИС употр-ся только в форме ед.ч. , лишь некоторые из них в форме мн.ч. (финансы, деньги), 2) СИС не сочетаются с коллич-ми числами, но иногда сочет-ся с дробными числит-ми или с неопределенно-конкретными словами (две третих студенчества, много денег), 3) все СИС явл-ся неодуш-ми, 4) с т.зр. с/образования СИС в основном явл-ся производными (-ств-учительство,-j-кулачьjo,зверьjё,-ник- осинник, -иат-секретариат, -ур-профессура, -в-листва). Г) Вещественные – обзначают вещ-ва в широком смысле этого слова, вещ-во однородное по-всовоему составу: химич. эл-ты и соединения: водород, с/х культуры: пшеница, овес; пищевые продукты- сахар, сливки; строит-ые мат-лы-цемент, солома; лекарства-аспирин, валидол. Грам.признаки: 1) не изменяются по числам, т.е. употребляются либо только в ф-ме ед.ч., либо только в форме мн.ч., при образовании формы мн.ч. происходит сдвиг; вещ-ые сущ-ые получают одно из двух дополнит-х знач-ия: а) обозначают различные сорта вещ-ва (краснодарские масла, растит-ые масла), б) большие пространства, занятые вещ-ми (пески Африки, снега Подмосковья); 2) не могут сочетаться с колич-ми числит, но легко сочет-ся с дробными числит-ми, 3) с т.зр. с/образо-вания м/б как непроизводными (соль, сахар), так и производными (свинина, известняк). Все сущ-ые делятся на одушевленные и неодушевленные. Одуш-ые – это названия людей и животных (чел-к, ворона), неодуш-ые – названия всех др. предметов и явлений (окно, движение). В морфологии одуш-сть и неодуш-сть имеет грам-ие выражения: у одуш-х сущ-х – В.п. мн.ч. =Р.п. мн.ч. (голубей=голубей), у неодуш-х сущ. – В.п. мн.ч.=И.п. мн.ч. (стулья=стулья). Все сущ., имеющие только форму мн.ч. явл-ся неодуш-ми (ножницы, сутки, сливки). Одуш-сть/неодуш-сть тесно связана с категорией рода. К неодуш-м относятся слова всех родов, большинство одуш-х – это слова м.р. и ж.р.





infonko.ru/razyasneniya-po-otdelnim-voprosam-primeneniya-pravil-predostavlenie-kommunalnih-uslug-s-uchetom-izmenenij-vnesennih-postanovleniyami-pravitelstva-rf-ot-16042013-344-i-ot-19092013-824.html infonko.ru/razyasneniya-smotrite-v-konce-fajla.html infonko.ru/razyasneniya-sudebnih-organov-sudebnaya-praktika.html infonko.ru/r-bredberi-bereg-na-zakate.html infonko.ru/r-b-vera-g-odincovo-moskovskoj-oblasti-leto-2004-g.html infonko.ru/rcb-kak-sostavnaya-chast-finansovogo-rinka.html infonko.ru/rchka-moya-mlova-chomu-ti-stala-takoyu.html infonko.ru/rchna-povna-zagalna-serednya-osvta-osnovn-polozhennya.html infonko.ru/rdekart-31-marta-1596-g-11-fevralya-1650-g.html infonko.ru/rds-rinok-denezhnih-sberezhenij.html infonko.ru/reabilitacionnaya-rabota-s-zhenshinami-zloupotreblyayushimi.html infonko.ru/reabilitaciya-bolnih-perenesshih-operaciyu-aortokoronarnogo-shuntirovaniya.html infonko.ru/reabilitaciya-kladbisha-pod-otkritim-nebom.html infonko.ru/reabilitaciya-ot-kognitivnogo-deficita.html infonko.ru/reabilitaciya-pri-zabolevaniyah-organov-pishevareniya.html infonko.ru/reabilitiruyushie-i-nereabilitiruyushie-osnovaniya-prekrasheniya-ugolovnogo-dela-ugolovnogo-presledovaniya.html infonko.ru/reabltacjn-zahodi-dispanserizacya.html infonko.ru/read-and-learn-the-following-words.html infonko.ru/read-and-learn-topical-vocabulary.html infonko.ru/read-and-translate-the-following-groups-of-words.html