INFONKO.RU

МАГИЯ МОЗГА И ЛАБИРИНТЫ ЖИЗНИ

Санкт-Петербург

Издательство «Нотабене»

PER ASPERA... (СКВОЗЬ ТЕРНИИ)

Мы буквально купались в этой оттепели, ошибочно при­няв ее за море — море новых, невиданных свобод, а самое главное — свобод, установленных навечно! Чего, как изве­стно, не бывает. Свобода более хрупка, чем диктатура, ей нужна поддержка всех и каждого.

Надеюсь, что, в конце концов, найдутся подходы и к «странным» проявлениям мозга. По ходу исследований, может быть, окажется возможной полная расшифровка мыслительного кода. Ведь в том, что под идеальным — мышлением — лежит (подлежит) вполне материальное, нет сомнений. Однако для того, чтобы мы, не боясь ярлыков, заглядывали в научные пропасти, а не только ходили по их краю, необходимо, чтобы общество было по-настоящему свободным, свободным от ненужных, неоправданных запретов, жизнь в этом обществе — свободной от ужаса ядерной катастрофы и нарушения прав человека. Все это абсолютно необходимые условия для реализации бесконечных возможностей человеческого мозга, в том числе в познании самого себя.

(Вы исследуете мозг на предмет изучения Мыслительной Деятельности… Прежде, чем говорить о Реализации возможностей человеческого мозга, нужно Понять, что такое эта самая Реализация. Эта Реализация и есть Мыслительная Деятельность. Здесь напрашивается лекция, даже множество лекций. Просмотрю весь текст, сделаю свои комментарии – может быть вернусь сюда. Надо разобрать Понятия ОБЩЕСТВО, СВОБОДА… А сейчас кратко о Материальном и Идеальном. Вы прекрасно знаете о вечном философском споре: что первично – Материя или Идея. Вы произносите такое Понятие как ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Что такое Деятельность? Деятельность есть История, Функция. И как Функция она Определяется Аргументами. Я употребляю такое выражение: Какие Аргументы, такая и Функция. Аргументы есть Отражение Функции, в свою очередь являющиеся Функциями. Вот эти Функции имеют свои Аргументы, которые тоже являются Функциями. Иначе их называют ЗНАЧЕНИЯ. Я их называю ДИФФЕРЕНТАМИ. Значение Дифферента Определяется Разницей Минимума и Максимума. Я говорю только о Линейной Функции. Сумма квадратов Дифферентов равна квадрату Функции. Функция как Деятельность Определяется Движением и Состоянием. Формульно это выглядит так: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ДВИЖЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ. Деятельность есть Отношение Движения и Состояния. Деятельность Пропорциональна Отношению Движения и Состояния. Смотрите приложение СИСТЕМА. В Системе каждый Элемент имеет СВОБОДУ Движения и Состояния – Отношения. ОБЩЕСТВО есть СИСТЕМА Людей-Человеков. Вот это просто необходимо понимать. Деятельность бывает ЕСТЕСТВЕННАЯ. Результатом Естественной Деятельности является Человек как Состояние. А вот Деятельность проводимая Человеком есть Деятельность ИСКУССТВЕННАЯ. В Естественной Деятельности первична МАТЕРИЯ. В Искусственной Деятельности первична ИДЕЯ. Мозг Человека как Материя производит МЫСЛЬ как Идею. И Мозг, и Мысль есть СОСТОЯНИЕ. Состояние производится посредством ДВИЖЕНИЯ. Вот ДВИЖЕНИЕ и является ОСНОВОЙ Основ. Происходит Мыслительная Деятельность – Мыслительность = Мыслеведение-Мышление / МЫСЛЬ. В свою очередь МОЗГ как Доминанта-ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ Человек является СИСТЕМОЙ в Системе. И вот вы, как специалисты-прикладники, определите в нём Доминанту-Объект и Субъекты Системы Мозговой.)



ТАК КАК ЖЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ...

Это, наверное, лучшее свойство живых существ — нена­следование условных рефлексов, потеря опыта родителей при рождении нового человека. (Потому Человек и является ЧЕЛОВЕКОМ, что он может МЫСЛИТЬ. Всё остальное есть Подсознание, Инстинкт. Главное в Человеке – Сознание, вести свою Деятельность Сознательно. Но сейчас у человека Слова опережают Мысли. МАТЕРИАЛЬНОЕ Доминирует над ДУХОВНЫМ. Духовность можно разобрать Адекватно Мыслительности на ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДУХОВНОСТЬ = ДУХОВЕДЕНИЕ / ДУХ. И что же такое – ДУХ? ДУХ - ОБРАЗ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОСТЬ = ОБРАЗОВЕДЕНИЕ-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗ. ОБРАЗ есть Состояние Образовательной Деятельности – ИНФОРМАЦИЯ-ЭНЕРГИЯ. Человек, имеющий Образование-ИНТЕЛЛЕКТ может создавать Мыслительно ОБРАЗЫ - Информацию. Значит, он имеет ДУХОВНОСТЬ. В нём есть ДУХ – ОБРАЗ. Такой Человек есть СИСТЕМА. Остальное – Слизь, Размазня.)

Я никогда ни от кого не слы­шала такой оценки этого положения, обычно факт просто констатируется или говорится о том, что передается извес­тное предрасположение (и я, и дед грешны!), или факт ос­паривается. Но, Боже мой, как я счастлива, что 30-е и 40-е годы мой сын и его товарищи знают лишь по рассказам! Когда мы приобретаем знания, опыт, всегда жаль, что их не передать.

(А передавать надо не Знания Прикладного, а Знания ПРИНЦИПОВ. НАУКА – Полиединство направлений изучения ВСЕго. Прикладное. ЗНАНИЯ – Принцип, Фундаментальное. Надо уметь не что изучать, а как Изучать.)

Что ж! Пишите книги, пойте песни, растите учеников — передавайте накопленное из уст в уста. Любые искажения при такой передаче все равно лучше наследова­ния опыта.

(А вот Искажения допускаться не должны. Искажения есть Интерпретация, Толкование, Приближение. Работать нужно только на Экстремуме. Есть два Экстремума – ПРАВДА и ЛОЖЬ. Всё, что между ними есть Неправда, хотя и Неложь. Но НЕПРАВДА – Искажение. Каждое ПОНЯТИЕ как Объект должно иметь ОПРЕДЕЛЕНИЕ – Свойства поясняемые Аксиоматически – понятными всем простыми словами – «Бритва Оккама». Понятие есть Наименование Объекта, а Определение есть пояснение Отражений Объекта как ЗНАКОВ – Проекций. И это зависит от точности пояснения Проекции-Знака – Однозначности. Так же Человек должен уметь создавать ОБРАЗ в Уме и передавать его Словами-Знаками. Или другими Знаками-Отражениями. Сегодня люди этого не умеют. Поэтому идёт перерасход Материальных Ресурсов от неумения пользоваться Ресурсами Нематериальными. Очень интересный пример, наблюдаемый мною в тексте. «В начале было слово». Сейчас нам никто не скажет, как правильно написать – В начале или Вначале. Автора(ов) нет. Но самое главное… СЛОВО есть Отражение МЫСЛИ. Значит, Мысль в данном случае первична? Конечно. Вот Готлоб Фреге говорит об Истинности Мысли. Но ведь Мысль принадлежит индивиду. И пока он её не Отразит, какой может идти о ней разговор? А вот как Человек Отразит свою МЫСЛЬ? Правильно или Неправильно? И что тогда обсуждается по поводу Истинности – Мысль или её Отражение? И что в данном случае имеет в виду Фреге – просто Мысль или Мысль-Образ? Человек захотел пить… как он это отразит Мысленно? Представит себе просто Воду… Это Образ? Или он представит себе комплекс – вот он идёт на кухню, берёт стакан, открывает кран, наливает воду… ПРОЕКТ… Но в голове, в мозгу. Вот это ОБРАЗ. Так же Человек должен представлять ИДЕЮ. Такая Идея отработана по ТехноЛогии – Идея, Проект, Объект. О таком никто никогда не ДУМАЛ… Почему?)

Природа много мудрее нас. (А что такое МУДРОСТЬ? В своё время Эсхил сказал, что Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное. А вот это есть Свойство только Человека. Значит, Природу нельзя называть Мудрой. Она не умеет МЫСЛИТЬ. ПРИРОДА есть Естественная Деятельность, которая происходит по Объективно Действующим Законам. Это есть АЛГОРИТМ – МАТРИЦА – ФУНКЦИЯ ЛИНЕЙНАЯ.) Представьте себе победите­лей и побежденных. Агрессия и страх, в постоянном вза­имном усилении по мере смены поколений, давно бы стер­ли с лица нашей планеты все, что можно уничтожить, уби­ли бы в зародыше любую мысль. А если бы мы передали нашим детям страх ночного стука в дверь и беседы с дру­гом?.. К счастью, просто страх не передается следующему поколению, хотя, как хорошо известно, есть целые генера­ции более или менее смелые. А в течение жизни, и тоже, конечно, к счастью, страх (даже если это не страх, а ужас) бывает чаще всего не глобальным, а парциальным. Страх чего-то, страх многого. И только иногда — страх всего, все­поглощающий страх неминуемой гибели.

О чем здесь идет речь? Кое-что можно перевести на язык физиологии. Всепоглощающий генерализованный страх ве­дет к тому, что мозговой базис, на котором должна была бы осуществляться наша интеллектуальная деятельность, из­меняется везде — или почти везде. Зоны мозга, группы нервных клеток не могут включаться и мыслительную дея­тельность. Человек лишается творческой мысли — этого прекраснейшего из своих достояний. (Страх, как Эмоция, порождается людьми зараженными Антагонизмом. А он есть противоположность Интеллекта. Такие люди Больные Психически. И подлежат лечению. Функция Прогрессии Мыслительной Деятельности претерпела искривление. Энергия, направляемая для роста Мыслительной Деятельности переадресовывается в Мышечную Деятельность. Поэтому, выражение «В здоровом теле – здоровый дух» неправильно. Здесь происходит подмена Понятия Здоровый. Только при здоровом Духе Тело может быть истинно здоровым. Это связано с привлечением Энергии для оздоровления Тела через Мозг. Примером может служить доктор Сытин. Хотя он тоже не понимает Истинности своей Деятельности. Ещё Аристотель говорил, что истинным наслаждением – Блаженством является Умственная Деятельность.)

А если рассмотреть вопрос в другом аспекте, в аспекте того, как же возрождается мысль? Как творит — пером или кистью, сидя за мольбертом или за компьютером — чело­век, переживший кровь войны и трагедию самых разных форм насилия?

Человек, лично переживший трагедию страха (ужаса), или ломается как личность — полностью или частично — в связи с фиксацией в долгосрочной памяти страха и соответ­ствующего состояния мозга, или выходит из этого состоя­ния — иногда благодаря лечению, а в планетарном масш­табе чаще всего путем использования своих собственных за­щитных механизмов. Эти механизмы у многих включают­ся сразу или как бы ждут малейшего благоприятного изме­нения режима работы мозга, чтобы начать делать свое бла­гое дело.

Переживания ужаса от предыдущих поколений последующим не передаются. Об этом говорят физио­логи. Но как только копнешь в глубину, ну, например, в биохимическую расшифровку физиологических явлений, так возникают сомнения. Может быть, все-таки что-то, фи­зиологически неуловимое, проходит через барьер поколе­ний? Конечно, лучше бы насилие, агрессию и прочие беды запрятать подальше. Так спокойнее, надежнее. Мне могут возразить: страх передается и через литературу, историю, средства изобразительного искусства. Да, в массовых мас­штабах они могут даже сформировать невроз фобического типа или депрессию. Особенно в этом плане активна идея всеобщей ядерной катастрофы. А в обычных масштабах «со­бака Баскервилей» детства легко забывается, и только очень впечатлительные (эмоционально не сбалансированные) дети долго боятся темноты и одиночества — условий, когда обыч­ные источники мозгового тонуса уменьшаются, и темные силы отрицательных эмоций свободнее гуляют по незащи­щенному мозгу.

Родители! Если уж вы, во имя мимолетной встречи или «эпохальной» любви, произвели на свет новое существо, по­мните, что ваши обязательства перед ним ничуть не мень­ше, чем перед обществом в целом. Ибо «общество в целом» всегда складывается из отдельных людей, из нас, тех, кто рядом с нами, и тех, которые придут нам на смену. Через всю жизнь проносит человек свое детство, и хорошо, если оно дает ему силу. Детям очень нужны любовь и радость. Ведь радость противостоит страху и унынию. Развеселите огорченного малыша, окружите его любовью. (Родители – взрослые люди сами должны быть воспитаны на Основах – Принципах. А кто будет их этому обучать и когда? Да такие же родители своих детей, которые эти самые Принципы познают. И вот их дети могут «уйти»… пока они познают… Так кого любить – Человечество или ребёнка с собакой? А.Птушенко привёл замечательный пример. По горной дороге в Афгане движется колонна боевых машин. И вдруг на дорогу выскакивает ребёнок… Что это? Случай или провокация? Что делать? Остановиться, подвергая себя возможному нападению? А ведь у всех, или почти у всех есть свои дети. Альтернатива…)

Что все это давало нам? Массу положительных эмоций. А они, как известно и из жизни и из нейрофизиологии, — враги отрицательным. Массу прекрасного движения, а уж движение — гораздо более сильный враг тем же отрицатель­ным чувствам. (Здесь повторюсь – Какие Аргументы, такая и Функция. Движение тоже может быть разным.) Таким образом, конечно, совсем об этом не думая в нейрофизиологических терминах, А.И. укреплял «во вверенном ему учреждении» эмоциональный баланс, и укреплял его у всех и каждого с помощью внутрисистем­ной (эмоции versus эмоции) и межсистемной (движение versus эмоции) защиты.

УПС

Я постараюсь написать как можно проще об очень слож­ных проблемах — проблемах деятельности мозга человека, важных для понимания действий индивидуума и общества. Потому адресуюсь в данном случае ко всем, кто по разным причинам интересуется тем, как работает мозг человека. И прежде всего к молодежи, выбирающей свою единственную дорогу в жизни. Единственную, как выбрала когда-то я. Около пятидесяти лет я работаю в области физиологии моз­га человека, и близко к сорока из них — прицельно в обла­сти изучения того, как, по каким законам работает здоро­вый и больной мозг, как мозг обеспечивает различные про­цессы жизнедеятельности организма, специально челове­ческие функции — мышление, эмоции. Годы осмыслива­ния того, что делалось и сделано, позволяют мне, несмотря на всю сложность мозга, без избыточной вульгаризации все-таки упростить изложение сведений, (Карл Маркс ещё в 1843 году в работе «К еврейскому вопросу» сформулировал Гениальную фразу как ЗНАК-Систему Знаков: «Формулировка вопроса содержит в себе ответ», но не понял сути, и прошел мимо. Так Гений ли он?) обычно более или ме­нее понятных лишь специалистам. И наконец, поскольку я коснусь здесь некоторых вопросов, которые «всем извест­ны», но не нашли еще подтверждения в науке или не рас­шифрованы ею, мне придется говорить отом, что не имеет пока своего научного языка. (ПРОБЛЕМА Деятельности Мозга Человека… Первое, о чём хочу сказать здесь, - необходимо Определить Понятие ПРОБЛЕМА. Проблема есть неправильно сформулированный Вопрос. В чём, собственно, Проблема? Как, по каким законам работает здоро­вый и больной мозг? Этот вопрос адресован не тому. Если бы Наука знала, что такое Система, Движение, Время и пр., то такой вопрос не возник бы. Да ещё бы Науке знать, что прежде, чем проводить Анализ, необходимо провести Синтез. Древние в этом Отношении были мудрее, хотя и выражались мудренее. Они говорили: Время собирать камни… Время разбрасывать камни… Что ты будешь разбрасывать, если сначала не соберёшь? И вот американские придурки говорят о Системном Анализе… Понятия не имея, а что же такое Система? Они выдумывают ЛОГИСТИКУ, которую в наших Университетах преподают доктора, которые не могут дать Определение Понятию ЛОГИСТИКА… Кандидат технических наук, доктор Экономических наук на мой вопрос об Определении Понятия Логистика спросил: а вам в каком направлении? Я ему поясняю, что направление мне ненужно, мне нужно простое Определение, перечисление СВОЙСТВ Объекта под наименованием Логистика. Ответа я так и не получил. «Великий» Оптнер говорит, что Система это то, что помогает решать Проблемы. УЖАС… И по этим «Принципам» работали наши великие учёные – Спартак Никаноров, Побиск Кузнецов, Шушарин… Как можно понять из моего Определения Системы, в СИСТЕМЕ ПРОБЛЕМ нет! А ещё в древности был У.Оккам, францисканский монах, которого мы знаем по выражению наших учёных – «Бритва Оккама». Он говорил, что «простейшие объяснения – самые лучшие». И ещё он говорил, что «Бог понимается не Разумом, а только Верой». Наши «учёные», наверное, его никогда и не знали… Все ударились в Бога, и смешали Науку и Религию. И второе… Огромнейшее заблуждение учёных Мира в том, что надо им обязательно создавать «научный язык». Вот от Гайдара нормального слова никогда не услышишь… Что, он хочет показать, что он такой умный… Есть нормальный русский язык, вот и изъясняйтесь. Ну, принято в медицине говорить на латыни, но уже, наверное, всё наименовали на ней… Зачем выдумывать ещё что-то. Типа – аппроксимация тренда. Ума – палата. №6? Так что, Континуум устроен так просто, что это очень трудно понять. Всё Гениальное – Просто. Всё Простое – Гениально. Ну, а тот, кто это открыл – ГЕНИЙ.)

Нецелесообразно здесь подробно излагать историю иссле­дований мозга. Это уже сделано многими. В первую очередь я хотела бы назвать американского ученого Мери Брезье, которая разобралась сначала в исследованиях, проведенных в XIX в., а затем отправилась к истокам событий, к более раннему периоду. В свет вышла еще одна ее книга, она о развитии науки XIX-XX вв. Кое-что по истории изучения мозга человека есть и в моих книгах, по крайней мере, упо­минаются важнейшие вехи, относящиеся к проблеме «Мозг и мышление». Здесь, просто для того, чтобы не соотносить все, что мы знаем о мозге сейчас, только с нашими исследо­ваниями, кое о чем надо бы сказать — ведь не на чистом же месте мы начинали. Хотя во многом и на чистом. Однако целесообразнее, наверное, приводить данные о важнейших исследованиях в данной проблеме по ходу изложения соот­ветствующих наших материалов.

Абсолютную необходимость изучения именно механиз­мов мозга, (Надо искать не механизмы, а ПРИНЦИП. В автомобиле много механизмов, но каков принцип его передвижения? Он же создан для этого… А для чего создан МОЗГ? Координировать Деятельность Системы - Человек. А в чём СУТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ этой Системы? Размножение и Познание Объективно Действующих Законов. А для чего? Для того, чтобы среди этого множества нашелся один-два Индивида и смогли научить всех Координировать Деятельность Системы Систем – Искусственно поддерживать Порядок, Баланс, ГАРМОНИЮ. Одна из составляющих этого Баланса есть сохранение самого Человечества. Когда Человек научится делать это МЫСЛЕННО, он станет – БОГОМ. Вот и думаем, кого нам нужно любить – Человечество или Человека с его котёнком. Это всё второстепенно. Хотя и второстепенным нужно УПРАВЛЯТЬ с УМОМ. Их тоже нужно любить. Это знал ещё Аристотель. Только пояснить не мог.)не только того, как построен, но и того, как устроен мозг, я поняла после десятилетней работы над проблемой. Тогда, когда остро понадобилось точно знать, к каким функциям имеют отношение анатомически совер­шенно определенные структуры мозга человека, и когда оказалось, что этого не только никто не знает, но и ни у кого нет серьезного беспокойства по поводу этого незнания. (Это от недоумия… По этому поводу я сформулировал Кредо: Если Человек не знает, его винить в этом нельзя. Но если он знать не хочет, то необходимо применять жесточайшие наказания. Человек Обязан создать ОБЩЕСТВО МЫСЛЯЩИХ. Для этого ему и дан МОЗГ имеющий возможность Мыслить.) При­мерно так: есть такой орган — мозг, кое-что мы о нем зна­ем, многого не знаем. Ну, что ж делать, на нет и суда нет. Во всяком случае, именно в эти годы мы всё больше узнава­ли о космосе, и он казался все ближе. А живой мозг челове­ка оставался, как это ни парадоксально, все таким же дале­ким...

Ответ на третий вопрос — сложный, вернее, многоплано­вый. Прежде всего, мы так и не знаем истинной причины паркинсонизма, потому боремся против симптомов, а не против причины. Не исключено, что в развитии многих хро­нических болезней нервной системы гораздо большее зна­чение, чем предполагалось, имеют инфекционно-вирусные и далее — иммунно-патологические механизмы. Здесь надо искать, надо думать над тем, что делают с мозгом наши еже­годные гриппы, другие инфекции, а сейчас — и вакцины против них. (Вот… Существуют причины-условия изменяющие Аргументы Функции Мозга. Функция изменяется, изменяется и Система. Здесь нужно разобраться, какие Аргументы Правильные, и их исправить. А на будущее создать условия для Безопасной Деятельности Системы. Это и есть ПРИНЦИП.)

Но есть и другой механизм возврата болезней, понятый и физиологически раскрытый нами (хотя, Боже мой, сколь­ко здесь еще работы!). Этот механизм мы назвали устойчи­вым патологическим состоянием (УПС). Если бы хотелось сутяжничать за приоритет, то скольким авторам можно было бы сейчас предъявить претензии в нецитировании!

А на самом-то деле — это просто прекрасно! УПС так хоро­шо «устроилось» в понимании болезней, что это, может быть, не менее, чем наш многолетний опыт, доказывает жизненность предложенной теории. Сейчас это почти фоль­клор. В чем же сущность УПС?

Мы предположили, что при хроническом заболевании мозга, прошло ли оно через острую фазу или нет, развива­ется своего рода новый гомеостаз (Состояние), обеспечивающий опти­мальное приспособление к среде, существование в ней, но уже не здорового, а больного организма. При этом важно иметь в виду три основных фактора: (1) общую реорганиза­цию состояния и взаимодействия мозговых (и организменных) систем, (2) дальнейшее поддержание этой реоргани­зации по существу теми же реакциями организма, которые ранее удерживали гомеостаз здоровья, причем (3) поддер­жание реорганизации на основе вновь сформированной мат­рицы долгосрочной памяти. (Т.е. Функция Искривляется, и из Линейной превращается в Нелинейную.)

В отношении матрицы долгосрочной памяти при гомеостазе здоровья и болезни доказательство, как в школьных теоремах, приходится начинать «от противного». Нельзя представить себе устойчивое состояние системы, (Поддерживается Гироскопичностью – Вращением Системы.) возвраще­ние к этому состоянию при возмущениях, если его не «дер­жит» что-то. Что-то, зафиксированное, скажем, в виде мат­рицы памяти. Состояние — это всегда огромный комплекс процессов, (См. приложение Система.) и именно поэтому нужна не память на одно ка­кое-либо событие, а взаимосвязанная, комплексная матри­ца памяти. В течение многих лет концепция, а затем теория УПС показали значение этого состояния как одного из наиболее общих механизмов болезни. В то же время, как всякая достаточно общая теория, она оказалась плодотвор­ной в разработке новых способов лечения, в том числе и в комплексе с традиционными приемами.

Теория УПС не отвергает сугубо традиционных приемов лечения, направленных на разрушение очага болезни, сни­жение активности болезнетворного начала, угнетение па­тологически гиперактивных систем и структур мозга. В этом случае надежда — на саморегулирующие силы. Нет па­тологического очага — возможен возврат к исходному (или близкому к исходному) состоянию без дополнительных уси­лий врача. Однако именно последнее не есть непременное следствие первого. (Вот здесь и подключается подход Сытина.)

Теория УПС показывает эффективный путь к дальней­шей нормализации состояния тогда, когда традиционное вмешательство нереализуемо. В этом случае одним из луч­ших приемов является дозированная активационная тера­пия, проводимая при необходимости в сочетании с избира­тельно направленным угнетением избыточно активных систем и структур мозга. Конкретных приемов этой актива­ции не перечесть. Это и активация через рецепторы при бо­лезнях нервной системы (в первую очередь — мышечных), это и биологически активные вещества, и т.д., и т.п. При хронических болезнях мозга наилучшим образом дозируе­мым, очень щадящим и эффективным способом является точечная лечебная электрическая стимуляция (ЛЭС), потен­ции которой все больше выявляются сейчас и о которой обя­зательно нужен специальный разговор. Он состоится здесь, в этой книге, чуть позже.

И наконец, в лечении УПС вместо искусственных (артифициальных) угнетающих воздействий вполне возможно — и далее эти возможности будут расширяться — использо­вание воздействий, аналогичных собственным защитным механизмам мозга, а в более общем случае — и организма. (Вот это мне непонятно. Мозг является Координатором Деятельности Организма как Системы. Конечно, у каждого Элемента Системы есть Своя Деятельность, своя Энергия. Но основа исходит из Объекта Системы. Элементы не могут помочь Доминанте, на то она и Доминанта – Лидер. Она питается Энергией Извне – из Континуума. А вот Элемент может получать Энергию через посредство Доминанты для упорядочения его Деятельности.) С этой целью уже были попытки применения слабого сину­соидального тока, с периодом медленноволновых компонент электроэнцефалограммы. С этой же целью возможно и при­менение еще более медленных токов, аналогичных защит­ным силам, работающим в сверх медленном диапазоне. Да разве только это? Ведь это только схема, хотя и построен­ная на реальных результатах и кое-где включающая в себя вполне конкретные рекомендации. Дело за мыслящим вра­чом, который, может быть, не только придумает что-то луч­шее в рамках предлагаемой схемы, но и расширит, быть может, даже сломает схему, чтобы на ее развалинах создать лучшую, более стройную, не страдающую пробелами. И сла­ва Богу! А пробелы? Я и сама вижу главные из них. Вот, например: «Где эта матрица памяти?» — «Думаю, распре­делена, соотносится структурно с функцией». — «Думае­те?!» Ну, это еще не худшее. А вот более каверзный вопрос: «Что вы, Наталья Петровна, вкладываете в понятие матри­цы памяти, да и долгосрочной памяти вообще?» — «О, это несомненно мембранные и, вероятно, внутриклеточные аминокислотно-пептидно-белковые перестройки, не так ли?» (Ответ на Прикладном уровне. Мне как неспециалисту непонятно. А вот Принципа я не вижу…) Так! Только никто пока этого не конкретизировал, а те, кто пытался, ошиблись. Несмотря на Нобелевскую премию. А вот поспорить с этими верными, но общими фразами очень даже можно. И хотя бы на основе структурной привязанно­сти некоторых механизмов памяти. Да... Ну что ж, пока пусть что-то останется как «X», «Y»... He так это страшно именно здесь, где уже можно практически пользоваться концепцией, хотя сущность некоторых феноменов еще не полностью раскрыта. (Сущность не может быть раскрыта не полностью. Явлинский говорит, что нельзя быть немного беременным. Между Единицей и Двойкой бесконечное количество вариантов. И ни один не равен Единице и Двойке. Сущность или раскрыта, или нет… Логичность… Иначе – Софистика.)

АТМОСФЕРА НАУЧНОГО ПОИСКА И ПРАКТИКА МЕДИЦИНЫ

Лечебная электрическая стимуляция (ЛЭС) — как это привычно, обыденно звучит сейчас! Более того. Если за ру­бежом для лечения того же паркинсонизма только сейчас предложено использовать вживленные в мозг стимуляторы, то наши сотрудники уже давно применяют их для ле­чения хронических болезней головного мозга и последствий его травмы, при поражениях спинного мозга, зрительного и слухового нервов. Мы проводим исследования, чтобы вы­яснить, что же делает ЛЭС, почему нервная система не толь­ко слышит такие «ласковые» вмешательства в ее жизнь, но и покорно слушается их. Это сейчас. А начиналось все так.

В давным-давно прошедшие времена, а именно — в на­чале 50-х годов (1952-1954), безысходность в лечении пси­хических болезней привели Хиса5 к попытке лечения ши­зофрении курсами длительной электрической стимуляции. Сеанс стимуляции продолжался около 30 минут, опыты по­вторялись без изменения точки приложения тока — стиму­лировалась область перегородки. Результаты как будто были неплохими, (То же, что и с Сущностью. Есть два Экстремума – Хорошо и Плохо. Всё, что между ними есть Неплохо, но и Нехорошо. В Математике это называется Приближением. Математики вообще каста Уродов. Они надели себе Шоры, изобрели Систему ZF – Цермело-Френкеля, и копаются в ЗНАКАХ, не имеющих никакого ЗНАЧЕНИЯ. А с такими ЗНАКАМИ, что хочешь, то и делай. Вот и Эйнштейн Придумал формулу не имеющую ЗНАЧЕНИЯ – E = mC2. Е вроде бы обозначает Энергию, но Значение не даётся. m вроде бы обозначает Массу, но Значения тоже нет. А вот С как скорость Света имеет Значение, да ещё и в квадрате – ускорение. Если с этой формулой провести Математические операции, то получается полный Абсурд – Алогичность. Сто лет этот камень висит на шее НАУКИ, которая начала Регрессировать. Но трогать её не моги… ИДИОТИЯ в переводе с греческого – НЕВЕЖЕСТВО. В 18 веке Я.Б. Княжнин сказал: «Упрямство – вывеска дураков». И когда на меня «обижались» за подобные высказывания, я выработал свой афоризм: «Обида – удел недоумков».) но развития эта работа не получила. А я себе представила, к каким разрушениям может привести даже один такой длительный сеанс, и, отнеся мысленно эту технику к микроразрушениям, больше об этой работе не ду­мала — что называется, не держала ее в голове. Ну какая же это стимуляция? Да и чем доказать, что не было повреж­дения? Что это именно стимуляция? Тогда, в эпоху лейко- и лоботомии, термин «стимуляция» был использован, по-видимому, для того, чтобы возвести преграду между теми, кто вслепую или не вслепую резал мозг психически боль­ных, и теми, кто проводил точечные разрушения.

МЫШЛЕНИЕ И ЭМОЦИИ

Но вернемся к нашему базису - мозгу человека.

Какие же все-таки эмоционально-психические сдвиги развились у больной Г., которые омолодили ее?

Сейчас, зная мозг значительно лучше и, в частности, зная взаимные отношения разных его зон, даже если бы разви­лась непредвиденная и нежелательная реакция, мы бы не испугались, а затормозили ее стимуляцией какой-то дру­гой зоны.

Выяснилось, что наряду с желанным воздействием на бо­лезненную симптоматику: скованность рук, дрожание — ток, который я включала, вызывал и сильные эмоциональ­ные сексуальные переживания. По всем известным пред­ставлениям о мозге — нет здесь, в этих структурах, эмоциогенных зон! Оказалось, есть.

Так мы впервые столкнулись с тем, как мало мы знаем о мозге человека. А также с тем, что одна и та же крохотная точка может иметь отношение и к двигательной, и к эмо­ционально-психической сфере. (Сам Головной Мозг тоже Система в Мозговой Системе Системы Человек. И он имеет свои Элементы-Системы. И во всём этом существуют ОТНОШЕНИЯ. И так до самого МИКРО… До Системного Движения.)

Для изучения собственно мыслительной деятельно­сти, безусловно, важны данные электрической стимуляции, но неизмеримо ценнее те результаты, которые получаются при регистрации и анализе разрядов нервных клеток и их сообществ.

В первом случае, при изучении мозговой организации эмоций, основной комплекс великолепно дополнит также позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), прежде все­го—в плане уточнения структурно-функциональной орга­низации. Во втором — ПЭТ не менее, если не более, ценное дополнение чисто физиологических приемов.

И все же... Вот в этом втором случае уже сейчас ощуща­ется, что дело не только в накоплении материала, в собира­нии новых сведений. Нужен методический скачок, причем, скорее всего, это произойдет в психофизиолого-биохимичес­ком симбиозе. Как бы идеальна ни была мысль (хотя, что это такое — идеальна?), ей подлежит совершенно опреде­ленная материальная, анатомо-физиолого-биохимико-биофизическая основа. (Это, скорее не Симбиоз, это Синтез – СИСТЕМА.) С анатомической основой пока не пред­видится сложностей, хотя ПЭТ здесь придется поработать, и очень серьезно. Физиолого-биохимический, точнее, физиолого-молекулярно-биологический симбиоз (Синтез – Система. Основа ответа.) нужен для того, чтобы решить на сегодня нерешимую проблему — «о чем именно и что именно думает человек?» Или честно при­знаться, что ни физиологии, ни нейрохимии это принци­пиально не под силу. (Все Проблемы решаются Просто. Надо Правильно Сформулировать вопрос. Он и будет ответом.) Может быть, все же немножко про­двинет этот тяжеловесный состав анализ интервалов разря­дов близлежащих нейронов с помощью микроэлектродов при отведении с открытого мозга в нейрохирургической операционной. Не исключено. Но значительно больше эти возможности не столько углубляются, сколько увеличива­ются при использовании ПЭТ. Ускоряется весь процесс ис­следования, так как прижизненная биохимия (ПЭТ) под­скажет, где лучше искать, и определит целенаправленный поиск... Но какая прижизненная биохимия поможет фи­зиологии расшифровать содержание мысли?.. (Здесь автор ставит вопросы относящиеся к наивысшему порядку – ПРИНЦИПАМ. Вот здесь надо «собирать камни», и как можно больше. Здесь надо смотреть не на Мозг, а на ВСЁ. Есть такой постулат – ВСЁ и всё во ВСЁм. На то этот самый Мозг и есть у Человека, чтобы он, занимаясь Частью, умел видеть Целое. В поиске Точки несущей определённую Функцию, нельзя забывать, что Точка находится в Целом, которое зиждется на Принципе ОТНОШЕНИЙ Частностей, и несёт единую Функцию. Формула Деятельность = Движение/Состояние никогда не должна выходить из головы. Она должна торчать гвоздем в этом самом Мозге. Это есть Функция Линейная – МАТРИЦА. Это даст возможность ставить на поток Открытия и Изобретения. Не будет никаких Озарений, потому что Человек будет Разуметь, что он делает. ПОТОК… Это не Скачки…)

Положение о том, что человек мыслит при помощи свое­го мозга, общепринято, это сейчас является прописной ис­тиной. (И кстати, как на всякую прописную истину, и на эту находятся пока возражения.) А вот что именно проис­ходит в мозге для того, чтобы родилась, оформилась, раз­вилась и, может быть, выразилась в словах мысль? (Там происходит Деятельность. В Системе, которая называется МОЗГ, имеются Элементы. Элементы как Состояния имеют Отношения через посредство Движения, т.е. Изменение. Как говорил А.Райкин – мысли шевелятся… И т.д.)

Еще сложнее с гением. Его мозг устроен так, что правиль­ное решение идет по минимуму внешней информации, ми­нимуму и количественному, и по уровню ее над шумом. Но это еще не все. Этим механизм гениальности не исчерпыва­ется. Гениальный человек обладает своей биохимией моз­га, определяющей легкость ассоциаций, и, вероятно, мно­гим другим «своим», (Вот здесь уважаемому Академику следовало бы дать Определение Понятию Гений. Каков для неё Критерий этого Понятия?)

Для того чтобы подтвердить или отвергнуть смысловое значение интервальных последовательностей, необходима более совершенная методика исследования разрядов не­рвных клеток, нужно реализовать микроэлектродное отве­дение разрядов совокупности близлежащих, и не только близлежащих, нейронов. И все же... Можно ли думать, что при этом методическом дополнении удастся расшифровать содержание мыслительных процессов? По крайней мере, полностью — вряд ли.

Будем пока надеяться на исследования физиолого-био-химико-биофизических механизмов мозга. Не все еще ис­черпано в возможностях, уже имеющихся или принципиально реализуемых. Очень важно дойти до сегодняшней гра­ницы в познании мозга, признать границу и, пытаясь раз­рабатывать новые методы познания, не бояться сказать: се­годня мы еще этого не можем, а иногда и не знаем, как к этому подобраться.

Потенциал сегодняшнего дня в науке о мозге, безуслов­но, очень велик. Если в течение столетия материалы о раз­личных аспектах функциональной организации мозга на­капливались буквально по крупицам, и очень многое оста­валось в форме предположений, в последнюю его декаду. Декаду Мозга, действительно определились наиболее суще­ственные прорывы в знаниях о мозге человека, о мозговой организации мыслительной деятельности.

Одной из ближайших задач в области изучения мозга яв­ляется хотя бы разовая унификация психологического ас­пекта исследований разных лабораторий для получения со­поставимых данных. Попытки сравнения сейчас очень нелегки. Соответственно, если такая международная унифи­кация удастся, можно будет говорить с гораздо большим правом, чем сейчас, о типовых вариантах событий в мозге, о пределах индивидуальных вариаций, о роли различных внешних и внутренних факторов в мозговой организации этой наиболее человеческой деятельности человеческого мозга —



infonko.ru/lekciya-3-svojstva-lichnosti-vliyayushie-na-effektivnost-obsheniya.html infonko.ru/lekciya-3-tehnicheskie-sredstva-kompyuternoj-grafiki.html infonko.ru/lekciya-3-tehnologiya-vozvedeniya-zemlyanogo-polotna.html infonko.ru/lekciya-3-tema-1-harakteristiki-dorozhnogo-dvizheniya-prodolzh.html infonko.ru/lekciya-3-tema-2-harakteristiki-dorozhnogo-dvizheniya.html infonko.ru/lekciya-3-tipologiya-novovvedenij.html infonko.ru/lekciya-3-tiristori-i-simistori-optroni.html infonko.ru/lekciya-3-ultrastruktura-bakterialnoj-kletki-bakterialnie-spori-ih-obrazovanie-i-svojstva.html infonko.ru/lekciya-3-vliyanie-ekologicheskih-faktorov-vodnoj-sredi-na-toksikorezistentnost-rib.html infonko.ru/lekciya-3-vneshnie-faktori-ekonomicheskogo-rosta.html infonko.ru/lekciya-40-ponyatie-razvitie-obobshenij-v-ontogeneze.html infonko.ru/lekciya-41-algoritmi-arifmeticheskih-dejstvij-nad-celimi-neotricatelnimi-chislami-v-desyatichnoj-sisteme-schisleniya.html infonko.ru/lekciya-41-problema-celeobrazovaniya.html infonko.ru/lekciya-4-2-ch-sestrinskij-process-pri-ishemicheskoj-bolezni-serdca-stenokardii.html infonko.ru/lekciya-42-metodi-i-tehnologii-modelirovaniya.html infonko.ru/lekciya-42-tvorcheskoe-mishlenie.html infonko.ru/lekciya-43-potrebnosti-biologicheskij-aspekt.html infonko.ru/lekciya-44-fundamentalnie-potrebnosti-proizvodstvo-potrebnostej.html infonko.ru/lekciya-44-intellektualnie-sistemi.html infonko.ru/lekciya-45-problema-klassifikacii-potrebnostej-motivi.html