INFONKO.RU

Линия преемственности и организация

· Дешикачар — сын Шри Кришнамачарьи

Т. К. В. Дешикачар родился в 1939 году в Майсоре и был четвертым ребенком Шри Кришнамачарьи. Хотя он был сыном прославленного пандита, в молодости Дешикачар стремился преуспеть в современном образовании, поэтому он получил степень бакалавра в области гражданского строительства и начал работать в качестве инженера. Но вскоре он оставил технические занятия, изучал йогу у собственного отца почти тридцать лет и создал институт, названный его именем. Преподавая регулярно в Индии и за рубежом, он пишет книги и статьи о занятиях йогой.

· Кастуб — сын Дешикачара

Кастуб начал заниматься йогой очень рано, и в возрасте 13 лет уже обучал йоге детей. После получения степени магистра менеджмента, он решил полностью посвятить себя преподаванию йоги, и сейчас является заместителем директора Кришнамачарья Йога Мандира. Кастуб путешествует по всему миру, преподает йогу на семинарах и в университетах. Он написал книгу «Йога для молодежи» (2001) и две книги в соавторстве со своим отцом.

· Социальные институты

1. Кришнамачарья Йога Мандир был основан Дешикачаром в 1976 году в Мадрасе.

2. Всемирное движение «Йога йоги», задуманное как ряд семинаров, началось в 2001 году в Европе.

3. Американский институт винийоги был основан в 1983 году Гарри Кравцовым, учеником Дешикачара.

4. Центр изучения йоги в Великобритании был основан в 1981 году Паулем Харви, учеником Дешикачара.

5. В России и странах СНГ центров винийоги нет.

Особенности построения практики

· Эксперимент «в чистом виде»

Экспериментальный характер данного направления в йоге, который служит поводом для внешней критики, вполне осознан его создателями и представляется ими как несомненное достоинство современного подхода к традиционной йоге. Винийога учит самостоятельно мыслить в ходе практики йоги, быть сознательным в выборе упражнений и построении тренировочных последовательностей, синхронизировать каждое движение с фазами дыхания, ведет практикующих йогу к самостоятельности и духовному освобождению.

· Характерные технические инновации

1. Перестановки в прохождении ступеней аштанга-йоги. Нет строгих предписаний, с чего и как следует начинать практику. Отправная точка зависит от личных интересов: можно начинать с изучения «Йога-сутр» или с медитации, с асан или пранаямы.

2. Ориентированность комплекса асан в целом. Практика не является самодостаточной, построение занятия должно основываться на текущих потребностях, долгосрочных целях и на том, чем мы собираемся заниматься после выполнения упражнений.

3. Обратный порядок полного дыхания на вдохе. При полном йоговском дыхании наполнение тела начинается с живота и доводится до ключиц, а на выдохе «волна» проходит по телу снизу вверх. Дешикачар предлагает во время вдоха наполнять сначала грудь, потом живот, а выдох производить снизу вверх.



4. Ведическому пению в винийоге уделяется особое внимание: поскольку тело современного человека уже не то же самое, что в древности, когда были разработаны асаны и пранаямы. В качестве практического способа изменения сознания предлагает самкиртан, или повторение имени Бога.

· Принципы комбинации и «обобщение» асан

Преимущества динамической практики: позволяет телу постепенно привыкнуть к позиции и подходит для разучивания позы; дает больше возможностей довести энергию до определенных частей тела и усилить эффект занятий; придает вниманию особую направленность на исследование возможностей асаны, а не просто фиксации формы тела.

Два способа выполнения асан. Первый — динамический, когда мы несколько раз входим в позу и выходим из нее в ритме дыхания. Второй — статический, когда вход в позу и выход из нее осуществляется так же, как в динамическом цикле, но мы удерживаем саму позу на протяжении нескольких дыхательных циклов, концентрируя внимание на дыхании и теле.

Компенсирующие асаны подбираются по принципу уравновешивания эффектов. Прежде чем приступать к выполнению асаны, следует убедиться, что вы знаете и можете выполнить компенсирующую асану, которая должна быть к тому же проще основной. В качестве универсальной «компенсации» для перехода от одной асаны к другой используется отдых.

Схема «общего» комплекса асан учитывает положение тела относительно земли и основные движения позвоночника: стоя (для разогрева); лежа на спине; перевернутые позы; лежа на животе; сидя или стоя на коленях; отдых на спине; дыхательные упражнения (сидя).

Начало. Прежде чем приступать к выполнению асан, нужно подготовить тело легкими разогревающими упражнениями и, начиная с простых поз, постепенно продвигаться к более сложным.

Способы варьирования практики асан, расширяющие физические возможности и способствующие концентрации внимания, должны быть осознаны и иметь конкретные основания.

1. Изменить дыхательную технику: уравнивать длину вдоха и выдоха или двигаться на задержке дыхания.

2. Изменить саму позу в сторону либо облегчения, либо усложнения, либо акцентирования.

3. Изменить ритм, разбивая асаны на шаги (крамы) и фиксируя их выполнение.

4. Изменить разминку, что скажется на основной практике (ощущениях и эффекте).

5. Изменить сферу концентрации внимания, смещая ее по телу или включая тело в целом.

· Проблемы «приобщения» к йоге

Отношения между учителем и учеником в традиционном индийском контексте являются важным фактором в изменении ученика. При переносе на западную почву в течение следующего столетия данное требование не только представляется выполнимым, но и обещает стать доминирующим. Технология создала стену между людьми, но она не может разделить их совсем, поэтому они будут искать способы построения отношения. Без сомнения, «спрос на отношения» будет лишь возрастать, но и само слово «йога» означает «иметь отношение».

Ставя перед собой цель приспособить йогу к индивидууму, можно приближаться к ней двумя путями: хронологическим и психологическим. Западные ученики йоги имеют две проблемы: возраст и мотивация. Применять хронологическую модель проблематично, ведь большинство людей приступают к занятиям йогой уже в зрелом возрасте. Они обращаются к йоге не для развития, а для восстановления, поэтому здесь срабатывает другая модель, используемая в винийоге, согласно которой йога должна преподаваться исходя из задач самого человека.

Эта модель имеет три варианта: развитие для подготовленных, поддержание для ослабленных и расслабление для переутомленных. Важно сразу понять, в каком направлении предстоит работать.

Традиция Свами Шивананды

Свами Шивананда

Биография Свами Шивананды (1887–1963) определяет вторую наиболее влиятельную традицию хатха-йоги, развивавшуюся первоначально преимущественно на севере Индии, а затем распространившейся по всей стране и за ее пределы. Если Шри Кришнамачарья осуществил синтез всех основных философских учений и практических методов, развитых в рамках индийской культуры, то Свами Шивананда начал свой путь с получения западного медицинского образования, и вся его дальнейшая деятельность стала совмещением подходов индийской и западной «культуры развития». Второе радикальное отличие этой традиции состоит в том, что если Шри Кришнамачарья интегрировал все разновидности и стадии йоги в практику хатха-йоги, то Свами Шивананда, напротив, стремился «применить» возможности хатха-йоги к развитию достижений всех других типов йоги, которые он объединил в общее понятие пурна-йоги — «полной» йоги.

Третьим «роковым» для распространения данной традиции в основном на весьма поверхностном социальном уровне стал его подход к обучению. Шри Кришнамачарья преподавал разным ученикам различные наработки своего многогранного опыта, и предстает «многоликим и труднопостижимым», тогда как Свами Шивананда был воплощением простоты и самотождественности, поэтому он относился ко всем ученикам одинаково, и они просто продолжали воплощать намеченные тенденции. Единственным учеником, «превзошедшим учителя», оказался Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы йоги. Таким образом, ученики Шри Кришнамачарьи обретали индивидуальность, приобщаясь к отдельным аспектам его учения, а Свами Сатьянанде это удалось, добавив к шивананда-йоге в целом техники тантры.



infonko.ru/oshibochnie-ubezhdeniya-boleznennie-chuvstva.html infonko.ru/osho-oranzhevaya-kniga-izmerenie-nevedomogo.html infonko.ru/osho-osho-times-n-19-1994-g-dalekij-bereg.html infonko.ru/o-shub-niggurat-i-sekte-skopcov.html infonko.ru/oshushaet-li-torgovaya-marka-tajd-neobhodimost-v.html infonko.ru/oshushenie-chuzhogo-prisutstviya-1.html infonko.ru/oshushenie-eto-otrazhenie-svojstva-realnosti-voznikayushej-v-rezultate-vozdejstviya-ih-na-organi-chuvstv-i-vozdejstviya-na-cns.html infonko.ru/oshushenie-i-telesno-oshushaemoe-chuvstvovanie.html infonko.ru/oshushenie-i-vospriyatie-vidi-i-svojstva-oshushenij-i-vospriyatiya.html infonko.ru/oshusheniya-i-kompleksi-oshushenij.html infonko.ru/oshusheniya-i-vospriyatie-kak-processi-neposredstvenno.html infonko.ru/oshutili-nravyatsya-li-vam-eti-mgnoveniya.html infonko.ru/o-sindrome-rannego-detskogo-autizma-ili-sindrome-kannera-u-detej.html infonko.ru/osin-evgenij-kogda-na-more-kachka-konstantin.html infonko.ru/o-sin-kunti-sejchas-ya-rasskazhu-tebe-o-tom-kak-sleduet-dejstvovat-chtobi-podnyavshis-na-etot-uroven-dostich-visshej-stupeni-sovershenstva-brahmana-i-obresti-visshee-znanie.html infonko.ru/o-sin-kunti-v-konce-kazhdoj-epohi-vse-proyavlennoe-v-materialnom-mire-vhodit-v-menya-a-v-nachale-sleduyushej-epohi-ya-vnov-sozdayu-vse-posredstvom-svoej-energii.html infonko.ru/o-sin-prithi-ne-poddavajsya-stol-unizitelnomu-malodushiyu-ono-ne-podobaet-tebe-virvi-iz-serdca-etu-postidnuyu-zhalost-i-vospryan-o-pokoritel-vragov.html infonko.ru/o-sin-prithi-o-zavoevatel-bogatstv-dostatochno-li-vnimatelno-ti-slushal-menya-rasseyalas-li-okutavshaya-tebya-pelena-nevezhestva-i-illyuzii.html infonko.ru/osinskaya-tv-kobiashvili-na.html infonko.ru/osinskogo-municipalnogo-rajona.html