INFONKO.RU

ЛЕЧИТЬ НЕ БОЛЕЗНЬ, А БОЛЬНОГО

Р. Клусман (2004) при проведении беседы с психосоматическим больным рекомендует:

• начинать беседу с вопроса общего содержания («Что привело Вас ко мне?);

• отдавать предпочтение открытым вопросам перед закрытыми;

• избегать употребления терминов, популярных слов, оценочных суждений;

• стремиться заменять монологи диалогом;

• оставаться спокойным и не позволять мешать себе;


• контролировать собственные эмоциональные порывы в ходе беседы;

• осторожно подкреплять волю пациента к выздоровлению и его мотивацию, целенаправленно и экономно прибегать к успокоению;

• укреплять «рабочий альянс» и говорить о взаимной ответственности;

• переспрашивать, все ли понятно пациенту;

• резюмировать самые важные моменты разговора;

• не поддаваться искушению ориентироваться только на симптомы;

• структурировать беседу, но не сужать ее, и настраиваться на ситуацию.

В. Ф. Простомолотов (2002) описывает следующие приемы установления контакта с психосоматическим больным.

Прием контрастных позиций заключается в том, что врач, собрав медицинский анамнез, выходит из-за стола, представляется и, называя пациента по имени, тоном и жестом радушного хозяина приглашает его пересесть в удобное кресло у журнального столика. Дальнейшая беседа (по контрасту с изначальной официальной обстановкой) протекает в более теплой и открытой атмосфере.

Прием на опережение: врач показывает свою компетентность, задавая вопросы, демонстрирующие его осведомленность в области психосоматических расстройств, «угадывая» во время осмотра больного проблемы, о которых тот еще не говорил, используя название симптомов соответствующих расстройств, а также информацию, полученную от направившего врача. Таким образом психотерапевт обретает доверие пациента, берет инициативу в свои руки и переводит беседу из диагностического русла в психотерапевтическое.

Прием подстройки подразумевает подстройку психотерапевта во время беседы с пациентом под а) его интеллект, профессию и язык, б) его ожидания, в) художественный или мыслительный склад, г) тип характера, д) ведущую сенсорную систему, е) ритм дыхания.

Правило психосоматической проводимости учитывает внушаемость пациента, условно-рефлекторный характер соматических симптомов, их связь с индукцией, подражанием, идентификацией, символизацией. Соответствующие ассоциации вызывают патологические реакции у больного, что подтверждает функциональный характер жалоб и ложится в основу формул лечебных внушений.


Правило интереса требует поддержания у пациента на каждом этапе терапии высокой степени эмоционального напряжения и мотивации к выздоровлению. Для этого надо побудить пациента открывать в себе новые возможности, увлечь его занятиями саморегуляцией, творчеством и т. д.



Прием связующего слова, жеста используется в момент переживания инсайта, который необходимо связать с каким-нибудь емким словом, восклицанием или жестом. В нужные моменты терапевт повторяет эти слова и жесты.

Прием индукции силы проявляется в том, что врач, не скрывая предстоящих трудностей, заражает больного своей уверенностью в достижении поставленных целей. Эти цели определяют содержание терапевтического договора, которым заканчивается первая беседа.

Прием пароля применяется для повышения эффективности телефонного разговора. Он представляет собой связующее слово, зафиксированное на одной из первых бесед. Например, пациент начинает телефонный разговор со слов: «Говорит Виктор, который обязательно победит». В ответ терапевт произносит: «Докладывайте о результатах», стимулируя конструктивный диалог.

Психотерапия на контакте включает два основных способа ведения больного — эмоциональный и интеллектуальный. Первый эффективен у ювенильных, аффективных, художественных личностей, второй — у психастеничных, ригидных личностей, готовых учиться. Эмоциональный способ предполагает внушение, терапию творчеством, интеллектуальный — майевтику (сократовский диалог).

Тресс перечисляет наиболее серьезные ошибки при ведении беседы с психосоматическим больным (цит. по: Клусман, 2004, с. 338-339):

• недостаточное структурирование;

• слишком длинные реплики;

• слишком продолжительные паузы;

• сложная манера выражаться (употребление профессиональных жаргонизмов, стремление показать свою образованность);

• наводящие и риторические вопросы;

• грубое прерывание пациента;

• игнорирование чувств пациента;

• игнорирование вопросов пациента; f

• поучения, ирония, принижение значимости пациента или третьих лиц;


• слишком личные реакции, готовность во всем соглашаться с пациентом.

© Врач имел привычку, принимая больного, все время говорить «мы».

— У нас болит живот, и нам очень плохо. Кроме того, мы чихаем. Что же мы должны будем сейчас сделать?

— Я думаю, — заметил больной, — что нам с вами вместе лучше всего пойти к другому врачу.

ДАЮ УСТАНОВКУ!

Внушение и самовнушение издавна используются при лечении психосоматических расстройств. Широко применяется эффект плацебо — пустышки, когда лечебный эффект зависит не от действия препарата, а от ожидания определенного эффекта. При этом можно дать слабительное больному с расстройством желудка, уверив его, что это закрепляющее средство, и понос прекратится. На этом эффекте, возможно, построена гомеопатия, где иногда в каждой второй дозе при указанном разведении не может быть ни молекулы активного вещества. В последнее время у нас в стране большое распространение получили методы парамедицины и парапсихологии, которые применялись еще до появления фармакологии, и эффект от них не меньше, чем от самых современных лекарств. Как говорил Христос: «Да будет тебе по вере твоей!»

Сообщение больному о том, что его расстройство является не объективным, как он считал, а функциональным, «воображаемым», обычно ухудшает состояние. Однако в ряде случаев действенным методом психологической «скорой помощи» остается гипносугге-стивная терапия. Гипнотическое состояние за счет искусственно вызванной диссоциации позволяет пациенту оживить, проработать и интегрировать в сознание утраченное воспоминание. Учитель Фрейда Йозеф Брейер использовал метод гипнокатарсиса для внушенного восстановления в памяти и отреагирования аффективно окрашенных вытесненных из сознания впечатлений. При этом наблюдалась редукция или исчезновение конверсионной невротической симптоматики. Фрейд применял гипноанализ до перехода к методу «свободных ассоциаций». В отечественной практике гипнотерапия до недавнего времени являлась одним из основных видов психотерапии.


В обобщенном виде современные представления о природе гип-носуггестии выглядят следующим образом. В гипнотическом сомнамбулизме наблюдается максимальный регресс психики с включением примитивной функции «следования за лидером», что обеспечивает повышенную внушаемость. При этом развивается состояние диссоциации, когда примитивная часть психики функционирует под влиянием внушений, низшая часть зрелой личности обеспечивает реализацию внушений как мотивированных собственным «Я», а высшая ее часть, которая отвечает за критику (тест реальности) и сознательное запоминание происходящего, блокируется специфическим поведением гипнотизера.

В клинической практике обычно ориентируются на предложенные Форелем (1928) три стадии гипноза: сонливость, гипотаксия (малоподвижность) и сомнамбулизм. Высокую гипнабельность демонстрируют склонные к вытеснению и диссоциации истероиды, особенно когда внушения совпадают с установками пациента. Малогипнабельными являются сомневающиеся и контролирующие психастеники. При высокой гипнабельности используется императивное прямое внушение в бодрствующем состоянии сознания, без предварительного внушения сна.

Некоторые авторы считают гипнотическое состояние патологическим, искусственно вызванным истерическим неврозом. Именно у истероидных личностей описаны такие осложнения при гипнотизации, как возбуждение или припадки (истерический гипноид по С. И. Консторуму, 1962), спонтанный сомнамбулизм, потеря раппорта (контакта, франц.), переход сомнамбулизма в гипнотическую летаргию (непробудный сон). Соматические больные нередко отказываются от необходимых лекарств и позволяют себе чрезмерные физические нагрузки, что приводит к усложнению основного заболевания. Прекращение гипнотерапии может сопровождаться синдромом абстиненции (отмены) с колебаниями настроения от тоски до агрессии, обострением первичной симптоматики, а в отдельных случаях — развитием острых психотических состояний.

Большинство описанных отрицательных последствий гипнотерапии возникает вследствие недостаточной профессиональной компетентности гипнотерапевта. Поэтому не так давно гипнотерапией могли заниматься лишь прошедшие соответствующую специализацию врачи (как правило, психиатры). Приведу самые необходимые рекомендации для начинающих психотерапевтов.

Прежде всего следует определить внушаемость пациента с помощью таких приемов, как внушенное падение назад или вперед,


внушение сцепленных пальцев рук, определение внушенных запахов и др. У пациентов с выраженной внушаемостью можно устранить ряд острых симптомов императивным прямым внушением в бодрствующем состоянии сознания, без предварительного внушения сна (протрептика Кречмера, 1998; методика И. С. Сумбаева, 1946). Наиболее эффектно выглядит этот метод при «одномоментном» снятии заикания (Шкловский, 1994). Терапевтические внушения, ориентированные на хронические проблемы, лучше реализуются в состоянии гипнотического сна.

На первом сеансе не следует давать терапевтических внушений. Важнее выяснить, как пациент будет выходить из состояния гипнотического сна, насколько ему удается реализовать постгипнотическим внушения, а также закрепить фиксатор в качестве «включателя» гипнотического сна и тем самым еще больше повысить внушаемость и гипнабельность пациента. В качестве постгипнотических внушений используется мигание при взгляде на фиксатор и постгипнотическая амнезия (диссоциированное состояние, необходимое для бессознательной реализации внушений). Если гипнабельность оказывается высокой, в дальнейшем можно применять быстрый способ гипнотизации. При достаточно продолжительном курсе гипнотерапии гипнабельность повышается, что позволяет перейти к быстрому способу усыпления.

Милтон Эриксон (1999) разработал современную технику гип-носуггестивной терапии, которая позволяет подстраиваться к индивидуальным особенностям пациента и использовать его сано-генные (лат. sanus — здоровый) ресурсы. Применяются следующие способы наведения транса.

• Вербализация — словесное обозначение наблюдаемых двигательных и вегетативных реакций пациента.

• Невербальная подстройка — синхронизация дыхания, ритма речи и раскачиваний терапевта с ритмом дыхания пациента.

• Невербальное ведение — замедляя свое дыхание и речь, терапевт замедляет ритм дыхания пациента. Последовательное наложение сенсорно-репрезентативных систем (осязательной, слуховой, зрительной): «Вычувствуете...», «Отчетливослышите мой голос...», «Перед вашим мысленным взором...» и т. д.

• Воспроизведение предшествующего транса — воссоздание и закрепление воспоминаний о трансовых состояниях, возникавших при езде в транспорте и в других естественных условиях.


• Метод «якоря» — на первом сеансе формируется рефлекс: «якорь» (усаживание в кресло, прикосновение терапевта и т. п.) и наведение транса. Описание обычно наблюдающихся реакций при погружении в транс. Рычажное поведение — пациенту предлагают вытянуть руку перед собой и связывают постепенное опускание руки с погружением в транс.

• Разрыв шаблона — целенаправленно прерываемое автоматизированное действие ведет к мгновенному трансу (например, терапевт приветственным жестом протягивает к пациенту руку, но перед рукопожатием отводит ее).

• Метод перегрузки — в быстром темпе подаются противоречивые инструкции, приводящие пациента в замешательство, после чего формулировки становятся более упорядоченными и способствуют установлению раппорта (гипнотической связи).

• Двойное наведение — по другую сторону от пациента находится котерапевт. Пациент слышит одновременно два текста внушения транса — то параллельных, то расходящихся по содержанию; транс наступает через 1 -2 минуты. Котерапевт также контролирует ситуацию при возникновении трансовых состояний у ведущего терапевта. Это позволяет использовать неизбежные трансовые состояния гипноте-рапевта для раскрепощения его интуиции, повышения сенсорной восприимчивости и эмпатической подстройки к пациенту.

Вместо директивных симптомоцентрированных формул классической гипнотерапии в эриксоновской гипнотерапии используются расплывчатые формулировки, позволяющие пациенту интуитивно наполнять их наиболее полезным для себя содержанием. Доступ к саногенным ресурсам и генетическим инсайтам обеспечивают приемы идентификации — с «образом достижения», «путешествие во времени» («хрустальные шары»), «маятник», «наложение образов». Широко используется рассказывание пациенту, находящемуся в состоянии легкого транса, историй со «встроенными сообщениями и командами», которые выделяются голосом, жестом или прикосновением.

© Женщина пишет Кашпировскому: «Уменя за ушами были бородавки. Благодаря вашим сеансамуши отпали, а бородавки остались».


Нейролингвистическое программирование.Современным направлением постэриксоновской психотерапии является нейролингвистическое программирование (НЛП), которое базируется на работах В. Сатир, Ф. Перлза, Г. Бейтсона и др. В основе НЛП лежат следующие постулаты:

1. Стереотипы поведения формируются под влиянием внушения значимых других Лиц и в трансовых состояниях во время переживаний стресса.

2. Основная часть программы кодируется в неосознанных языковых структурах и проявляется в формальной организации речи и невербальных реакциях человека.

3. Симптомы выполняют защитную функцию и в результате самопрограммирования в трансе могут смениться новыми, более адаптивными стереотипами.

4. Для позитивных изменений достаточно индивидуальной « подстройки» к пациенту и эффективной технологии взаимодействия с ним (работа с метамоделью).

В НЛП применяются специфические методы диагностики: БИАС-тест определения репрезентативных систем, калибровка глазодвигательных сигналов и невербальных ответов «да — нет». Коррекционные техники НЛП базируются в основном на трансовых состояниях пациента. Наиболее известная техника — рефрей-минг (англ. «переформулирование») включает восемь стадий:

1. Выработка невербальной сигнальной системы ответов «да — нет».

2. Идентификация стереотипа поведения, подлежащего изменению.

3. Подключение сигнальной системы «да — нет».

4. Выделение положительной функции поведенческого стереотипа.

5. Создание новых альтернатив.

6. Оценка новых альтернатив.

7. Выбор лучшей альтернативы.

8. Экологическая проверка, подстройка к будущему поведению.

Р. Бэндлер и Д. Гриндер (1995) выделяют следующие принципы эффективности НЛП. Каждый пациент обладает ресурсами, которые могут ему помочь; дело психотерапевта — способствовать их активизации. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности — это основа психотерапии. Терапевтическую ком-


муникацию можно рассматривать как эффективную манипуляцию, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия. Темп терапевтического процесса задается пациентом. Сопротивление расценивается как признак неправильного использования энергии пациента.

Предлагаемые приемы должны соответствовать следующим требованиям: готовность пациента, конкретность и достижимость определенных целей в недалеком будущем, низкий уровень риска и ориентация на успех. Результаты терапии зависят не столько от используемых приемов, сколько от модели поведения психотерапевта, которая должна соответствовать его стилю жизни. Необходимо доверять своей интуиции, своему бессознательному, предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.

Прогрессивная мышечная релаксация по Э. Джейкобсону помогает больным овладеть простейшими навыками психофизической саморегуляции, что облегчает им аффективный и поведенческий самоконтроль. В состоянии релаксации (расслабления) используются формулы самовнушения для репетиции уверенного поведения в проблемных ситуациях. Можно предложить клиенту в промежутках между сеансами тренироваться самостоятельно под следующую аудиозапись (цит. по: Пезешкиан, 1996, с.449 —451):

«Пожалуйста, сядьте или улягтесь поудобнее. Если вы сидите, положите руки на колени или уложите их на животе. Если вылежите, положите руки вдоль тела... Вы слышите мой голос. Посторонние звуки становятся все безразличнее... Вы дышите все спокойнее и равномернее... И в это время расслабляетесь, насколько можете...

Сейчас сосредоточьтесь на своих ступнях и ногах... Если вы сидите, поднимите обе ноги так, чтобы колени были полностью согнуты. Лежа согните ноги только в коленях. Теперь вытяните носки по направлению к лицу. Тяните их изо всех сил, осознавая напряжение... А теперь расслабьте стопы и ноги, как будто вы «бултыхнули мокрый мешок» и теперь испытываете совсем другое ощущение в ногах и стопах, это ощущение расслабления. (Пауза 30 сек.)

Пожалуйста, повторите упражнение: снова согните обе ноги и обе стопы... (и т. д.).

Вторая серия упражнений начинается так же, как и первая: снова поднимите обе ноги до тех пор, пока колени будут

'-5184 81


согнуты до предела. На этот раз носки оттяните в направлении к полу... Почувствуйте иное напряжение в мышцах ног и стопах... И расслабьтесь... Повторите это еще раз очень быстро и прочувствуйте удовольствие от расслабления...

Пожалуйста, повторите упражнение: снова поднимите обе ноги... (ит. д.).

Теперь сосредоточьтесь на мускулатуре таза. Напрягите ее и удерживайте это напряжение некоторое время... И расслабьте, отпустите мышцы очень быстро... (Пауза 30 сек.)

Пожалуйста, повторите упражнение... (в аудиозаписи каждое упражнение повторяется еще раз, но здесь это больше не упоминается).

Сейчас сосредоточьтесь на мышцах живота. Выпячивайте брюшную стенку так, чтобы она была совсем твердой... Теперь втяните живот, напрягая его таким образом. Удерживайте напряжение... И еще раз выпятите живот... А теперь расслабьтесь, полностью расслабьтесь... Возможно, вы испытываете те же ощущения, что и после чудесного, приятного массажа...

Теперь сосредоточьтесь на мускулатуре спины... Медленно прогнитесь, ощутите напряжение во всей спине... Расслабьтесь... Если хотите, вы можете не только ощутить расслабление, но и получить от этого удовольствие...

Теперь напрягите мускулатуру грудной клетки. Вдохните воздух через нос только в грудную клетку... Задержите дыхание и почувствуйте напряжение... А теперь снова расслабьтесь, выпустите воздух... Ваше дыхание сейчас спокойное, ровное, незаметное для вас...

Сосредоточьтесь теперь на своих плечах. Напрягайте мышцы плеч, поднимая их как можно выше, пока голова совсем не окажется между плечами... Отведите плечи вперед... а теперь назад. Почувствуйте это напряжение очень отчетливо... и расслабьтесь снова... Вы освободили все свои мышцы и можете снова наслаждаться приятным расслаблением...

Теперь очередь шейной и жевательной мускулатуры. Пожалуйста, медленно отклоните голову назад. Медленно поворачивайте ее круговым движением вправо так, чтобы правое ухо легло на правое плечо. Вращайте голову дальше вперед, пока подбородок не будет прижат к груди. Теперь так же медленно вращайте голову по кругу назад, через левое ухо,


возвращая ее в исходное положение...Продолжайте вращение через левое ухо, чтобы оно легло на левое плечо... через прижатый к груди подбородок... и назад через правое ухо в исходное положение... Сейчас вы можете расслабиться, расслабьтесь полностью. В положении сидя голова снова находится в удобном и расслабленном положении, в позе лежа она свободно покоится на подушке.

Теперь напрягите свою лицевую мускулатуру как можно сильнее: стисните зубы, зажмурьте глаза и наморщите лоб... И расслабьтесь, расправьте лоб, а также мышцы вокруг рта и глаз. Язык сейчас лежит во рту совершенно свободно, челюсть отвисает...

Сосредоточьтесь теперь на своих руках. Вытяните их вперед, как будто хотите достать что-то. Вы чувствуете напряжение в руках, плечах... Растопырьте пальцы и разведите кисти... вытяните, растопырьте, разведите... И расслабьте, уроните руки, бросьте их, почувствуйте расслабление...

Последняя серия упражнений также для рук. Сожмите пальцы в кулаки, медленно сгибайте руки в локтях, плотно прижмите кулаки к верхней части грудной клетки, почувствуйте напряжение в мышцах рук, включая плечи... И расслабьте, опустите руки...Руки снова лежат свободно, почувствуйте расслабление...

А теперь, после этого заключительного упражнения вы можете некоторое время оставаться в состоянии физического расслабления и наслаждаться им. Вы можете использовать сейчас формулы самовнушения, представляя себя спокойно и уверенно действующим в сложных ситуациях.

Мы подходим к окончанию тренинга. Оставьте глаза закрытыми, пока я буду считать от одного до пяти. На каждый счет делайте глубокий вдох и выдох, на счет «пять» откройте глаза, потянитесь — и вы почувствуете себя бодрым и свежим, в полном сознании возвращаясь в состояние бодрствования...

Теперь я начинаю считать: 1... 2...3... 4... 5... Откройте глаза! Вы свежи, бодры и активны. Покрутите теперь пару раз руками (а если вы лежали, медленно поднимите верхнюю половину тела и спустите ноги на пол). Теперь еще раз сделайте вращение руками... Сейчас медленно встаньте и пройдитесь по комнате. Двигайтесь энергичнее... Упражнение окончено».

6*


Аутогенная тренировка(аутотренинг, AT) по сравнению с гете-росуггестивной терапией требует более активной установки пациента, исключает его явную зависимость от терапевта. В гипнозе было так: «Ваши веки усталые, тяжелые, закрываются, слипаются... Мысли ленивые, безразличные, путаются, обрываются... Все исчезает, только мой голос остается». Происходит «лобовая» атака на бессознательное — оно совершенно «в открытую» подчиняется воле гипнотизера. Такое возможно, когда гипнотизируемый не верит в собственную силу и идеализирует гипнотизера. Последнему лишь остается поддерживать этот миф.

А в аутотренинге все иначе: «Я успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на своей правой кисти. Она лежит свободно и расслабленно. Голова ясная, все внимание — на правой кисти. Она расслабляется полностью». Никаких прямых приказов. Подразумевается, что человек по собственному желанию может управлять своим бессознательным, достаточно лишь подсказывать ему нужные формулы самовнушения.

Начался, можно сказать, третий акт старой как мир игры: одержимый и шаман, истеричка и гипнотизер, невротик и психотерапевт, «обучающий» аутотренингу. От психотерапевта не требуется умение смотреть пронизывающим взглядом, изображая нечто демоническое. Наоборот, демонстрируется рациональность, эрудиция. В моде наука, приходится перестраиваться.

Иоганн Шульц (Schultz,1973), создатель аутогенной тренировки, выделил две ступени AT: низшая (вегетативная саморегуляция) и высшая (аутогенная медитация, психическая саморегуляция в состоянии транса). Низшая ступень, AT-1, состоит из шести стандартных упражнений, которые выполняются в позе кучера на облучке, полулежа или лежа:

1) тяжесть в конечностях,

2) тепло в конечностях,

3) регуляция сердечного ритма,

4) регуляция дыхательного ритма,

5) тепло в области живота,

6) прохлада в области лба.

Работа над каждым упражнением занимает примерно две недели, весь курс AT-1 длится около трех месяцев. Упражнения выполняются путем мысленного повторения соответствующих формул самовнушения. Главное, конечно, не в том, чтобы насладиться мышечным покоем и приятным чувством тепла в теле. Для этого


достаточно принять горячую ванну. Эффект аутотренинга больше зависит от другого: пациент перестает тревожиться по поводу своего самочувствия, так как теперь сам может контролировать его.

X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес (1965) внедрили в терапевтическую практику направленную органотренировку — модификацию AT-1, при которой больные, разделенные на группы по синдромам, проходят курс расширенных упражнений, соответствующих их расстройствам. Комплектуются такие группы, как «Покой», «Сосуды», «Сердце», «Легкие», «Живот», «Голова».

AT-1 наиболее эффективна при психосоматических заболеваниях со спазмами гладкой мускулатуры. В группу «Сосуды» включаются больные с начальной стадией гипертонии, в группу «Сердце» — с ишемической болезнью сердца и нарушением сердечного ритма, в группу «Легкие» — с невротическими нарушениями дыхания и бронхиальной астмой. Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника, спастический колит и мочеполовые расстройства служат показанием для включения в группу «Живот». Показаниями для включения в группу «Голова» являются вазомоторная головная боль, мигрень, гипотония.

К. И. Мировский и А. Н. Шогам (1965) разработали методику лси-хотонической тренировки для больных «астено-гипотонической группы». В связи с наличием гипотонии исключается выраженная мышечная релаксация, вводятся формулы самовнушения, направленные на повышение тонуса симпатической нервной системы: холод, озноб, «гусиная кожа» и т. п. Характерны развернутые, подробные формулы самовнушения, широкое применение образных представлений. Тренировка завершается энергичной мышечной мобилизацией.

В краткой форме текст упражнения выглядит следующим образом:

«Я совершенно спокоен. Все мое тело расслаблено и спокойно. Ничто не отвлекает. Все безразлично мне. Я чувствую внутреннее успокоение. Плечи и спину обдает легкий озноб. Будто приятный, освежающий душ. Все мышцы становятся упругими. По телу пробегают «мурашки». Я как сжатая пружина. Все готово к броску. Весь напряжен. Внимание! Встать! Толчок!»

В. Лутэ (1974) дополнил методику Шульца двумя элементами: аутогенным отреагированием и аутогенной вербализацией. Психотерапевт, как во время психоаналитической сессии, сохраняет


полную нейтральность, а пациент в состоянии релаксации с закрытыми глазами рассказывает обо всех появляющихся сенсорных образах (при аутогенном отреагировании — с визуализацией представлений). Суть метода близка к ассоциативному эксперименту К. Юнга для выявления вытесненных влечений.

Кей Кермани (2002) разработал упражнения для разрядки мышечного напряжения и фрустрации.

Упражнение «Крик»: набрать полную грудь воздуха, прикрыть лицо подушкой и закричать изо всех сил. Повторить крик несколько раз до ощущения опустошения.

Упражнение «Высвобождение шума»: издавать любые странные или детские звуки, которые просятся наружу, особенно те, которые запрещались в детстве.

Упражнение «Мычание»: расслабиться и мычать нравящуюся мелодию, любые естественные звуки, при этом прикладывать руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания.

Эти упражнения освобождают напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех, кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Кроме того работа с вибрацией позволяет сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

Упражнение «Высвобождение двигательной активности»: встать и закрыть глаза, мысленно исследовать свое тело от подошв до головы, зафиксировав особенно напряженные участки. Открыть глаза, осторожно подвигать и потрясти своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверить тело еще раз и при необходимости повторить упражнение.

Упражнение «Истерика»:лечь на спину в постель, колотить руками и ногами по постели и издавать любые звуки, которые просятся наружу, пока не наступит желание спокойно полежать и отдохнуть.

Упражнение «Разрядка гнева и агрессии»: составить список людей (включая себя самого), мест и ситуаций, которые вызывали или вызывают гнев. Выбрать объект агрессии, сесть на стул с наклоном вперед, положить на колени подушку, а на нее — руки ладонями вверх, закрыть глаза. Похлопы-


вать себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начать издавать рычащий или утробный звук. Позволить звукам становиться все громче, а похлопыванию все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно представлять подушку объектом гнева, притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова и проклятья.

Эти упражнения полезны не только для сбрасывания избыточного мышечного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства, а также при отсутствии адекватной сексуальной разрядки.

Упражнение «Стон»: сесть на краешек стула, положив руки на колени и закрыв глаза. Слегка покачиваться вперед и назад, издавая звуки, выражающие печаль или отчаяние, пока не наступит облегчение. Если возникнет потребность плакать, — перейти к следующему упражнению.

Упражнение «Плач»: вообразить себя на сцене, как будто вы услышали скорбную весть, порыдать от всей души, стараясь включить все мышцы лица, шеи, плеч, предплечий и груди.

Эти упражнения эффективны при депрессии, нарушениях сна, головной боли, болях в мышцах и суставах, тиках, приступах кашля, частом и болезненном глотании, дисменорее.

© Две матери беседуют о своих взрослых сыновьях. Одна из них:

— Теперь мой сын занимается медитацией. Я, правда, не знаю, что это такое, но лучше уж медитировать, чем сидеть сложа руки.

Аутотренинг «на бегу» и некоторые предостережения.Однажды меня пригласили в группу оздоровительного закаливания и предложили разработать вариант аутотренинга «на бегу». Получилась программа из трех упражнений, которая всем очень понравилась, так что рекомендую.

Первое упражнение - «Тепло»— основано на физиологическом свойстве организма выделять тепло при мышечной работе. Благодаря этому через несколько минут легкого бега можно констатировать: «Мышцы прогреваются приятным глу-


'

боким теплом. Руки и ноги согреваются, становятся теплыми. Горячая кровь струится по всему телу. Тело пропитано густым глубоким теплом, как губка. Тело излучает тепло. Такие формулы самовнушения помогали прочувствовать ощущения внутреннего тепла и усилить их. Аусилить очень хотелось, поскольку закалка заключалась в том, что мы выпрыгивали из бассейна и целый час бегали по обжигающему снегу...

Второе упражнение - «Бодрость» — использует ощущение той легкости движений, когда мышцы рук и ног разогрелись, связки суставов обрели эластичность, установился автоматический ритм дыхания, сердцебиения и движений бега. Все эти ощущения сводятся в одно — ощущение свободного полета, парения. «Мне тепло и легко. Щеки овевает приятный ветерок. Вдох успокаивает. Выдох спокойный. Сердце бьется ритмично, равномерно. На душе спокойно и легко. Мышцы наливаются спокойной силой. Излишнее напряжение уходит само собой. У меня много сил и энергии. Чувствую в себе силу, смелость и бодрость».

Третье, заключительное упражнение - «Радость». Его задача — не дать энергии уйти в «пар», в какое-нибудь озорство, на которое начинает тянуть в середине пробежки. Проблема в том, чтобы сберечь эту энергию, пропитать ею душу и тело, окрасить в радостные тона. Есть такое выражение — «мышечная радость», так что сам организм в движении создает основу для такого настроения, только пользуйся!

«Во мне пульсирует здоровая горячая кровь. Огромный заряд сил и энергии. Я как пульсирующее солнце. Лоб приятно-прохладный. Я легко владею собой, своей энергией. Реакция спокойная и деловая. Я верю в свои силы. Мне легко и приятно с людьми. И людям приятно со мной. На душе тепло и спокойно. Полный покой на душе. В моем сердце живет любовь к жизни, к любимым, к своему телу. Оно дарит мне столько часов счастья. Оно дарит его моим любимым. И получает столько же назад. Я чувствую себя в центре этого горячего, радостного круга любви. Он проходит через землю, через мое тело, уходит в небо и возвращается в землю. Этот круг радости и любви всегда со мной».

Рекомендации для тех, кто хочет самостоятельно научиться аутотренингу. Помните: научиться легко, а вот как использовать,


дучше посоветоваться со специалистом. Летчики знают: самолет нетрудно поднять в воздух, а вот посадить... Поделюсь собственным печальным опытом. На даче, во время летнего отпуска у меня разболелся зуб. Обычно я в таких случаях сразу иду к врачу. А тут решил отложить до окончания отпуска. Приложил к распухшей десне печеный лук, пожевал сосновой смолки, ночь прожил. Утром повторил, но уже без эффекта. Пришлось заговаривать себе зубы. Заговорил и забыл про болезнь. Через несколько дней над зубом вскрылся гнойничок. Хорошо, отпуск кончился. Выхожу на работу, сразу иду на рентген. Оказалось, в верхней челюсти гнойная полость над больным зубом и уже над двумя соседними. Остеомиелит. Доигрался...

Стоматолог долго мучилась со мной, вылечила остеомиелит и даже сохранила зуб, хотя и пришлось удалить разложившийся нерв. Между прочим, когда нервы мне удаляют, я даже не дергаюсь, хотя обхожусь без местной анестезии. Автоматоматически срабатывает настрой: нерв кажется ниткой, продетой в зуб-бусинку. Чувствую, как «нитку» пронзают, накручивают, тянут, но я-то тут при чем? Я не я, и нитка не моя. Так самогипноз обычно помогает мне. Но вот что произошло на этот раз.

Настала пора пломбировать зуб. Врач заталкивает в него приготовленную пасту и удивляется: «Вам не больно, Геннадий Владимирович ? » Я улыбаюсь блаженно, слушая щебет птичек за окном: « Не-а...» Вдруг моя Елена Николаевна всполошилась. Оказывается, пломбировочный материал уже из свища в десне пОлез — этого только не хватало, инородное тело в гнойной полости! «Это же дикая боль должна быть, зачем Вы терпели, я же Вас спрашивала!» — сокрушается Елена Николаевна. И тут ее осеняет: «Ой, Вы же психотерапевт, как я могла забыть об этом!» О последующем вспоминать не хочется, но вывод таков: если кто-то собирается овладеть навыками аутотренинга, для того чтобы заниматься самолечением, пусть моя история будет ему предостережением.

Метод биологической обратной связи(биоподкреплении) подразумевает использование специального оборудования, посылающего пациенту визуальные или звуковые сигналы о протекании физиологических процессов. Например, электроэнцефалограмма Может записываться таким образом, чтобы появлялся определенный звук, когда при релаксации достигается альфа-ритм (покой). Электромиограф выводит на дисплей сведения об активности определенной группы мышц, сопровождающиеся визуальным или звуковым сигналом, пропорциональным степени достигнутой па-


циентом релаксации. Используется также температурная и электрокожная биообратная связь.

Стабильные результаты получены при лечении заикания, писчего спазма и истерических параличей. Биообратная связь оказалась эффективной дополнительной терапией при таких состояниях, как мигрень, гипертония, нарушения сердечного ритма и хронические боли, вызванные мышечным напряжением. В случае головной боли, обусловленной спазмом мышц, или при недержании кала вследствие слабости сфинктера или нарушенного восприятия растяжения прямой кишки этот метод часто является терапией выбора.

А СВОЯ ГОЛОВА НА ЧТО?



infonko.ru/sravnitelnij-analiz-semejstv-operacionnih-sistem.html infonko.ru/sravnitelnij-analiz-sistem-bankovskogo-marketinga.html infonko.ru/sravnitelnij-analiz-situacionnih-modelej-liderstva.html infonko.ru/sravnitelnij-buhgalterskij-balans.html infonko.ru/sravnitelnij-metod-v-sistemnoj.html infonko.ru/sravnitelnij-obzor-krovenosnoj-sistemi-u-pozvonochnih-zhivotnih.html infonko.ru/sravnitelnij-obzor-razvitiya-dvigatelnoj-aktivnosti-zarodishej.html infonko.ru/sravnitelnij-podhod-k-ocenke-biznesa.html infonko.ru/sravnitelnij-uchet-rentabelnosti.html infonko.ru/sravnitelnoe-pravovedenie-vo-vtoroj-polovine-xx-v.html infonko.ru/sravnitelnoe-pravovedenie-v-pervoj-polovine-xx-v.html infonko.ru/sravnitelnoe-pravovedenie-v-rossii.html infonko.ru/sravnitelnoe-znakomstvo-so-svojstvami-razlichnih-obektov-windows.html infonko.ru/sravnitelno-istoricheskij-metod-ili-sravnit-krosskulturnij-komparativnij-metod.html infonko.ru/sravnitelno-istoricheskij-metod-obshie-principi-celi-i-zadachi-etapi-i-metodiki-issledovaniya.html infonko.ru/sravnitelno-istoricheskoe-yazikoznanie.html infonko.ru/sravnitelno-pravovoj-analiz-ugolovnogo-zakonodatelstva-ryada-zarubezhnih-gosudarstv-predusmatrivayushego-otvetstvennost-za-zagryaznenie-okruzhayushej-prirodnoj-sredi.html infonko.ru/sravnite-obshestvennoe-ustrojstvo-kangyuev-i-sarmatov-oharakterizujte-obshie-i-razlichnie-cherti.html infonko.ru/sravnite-privedyonnij-fragment-s-fragmentom-iz-povesti-is-turgeneva-asya-chem-razlichayutsya-geroi.html infonko.ru/sravnite-razlichnie-podhodi-asmita-k-voprosu-o-stoimosti.html