INFONKO.RU

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)

Утверждаю Заместитель директора по учебной работе, председатель методического совета __________ О. М. Коблова

кафедра гОСУДАРСТВЕННО-правовых дисциплин

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Рабочая программа учебной дисциплины

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 40.05.01

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ

Калуга 2017

Автор: И.В.Четвертакова – к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Рецензенты:

внутренний В.В.Виноградов – к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

внешний Н.Н.Никитина – к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплины «История государства и права России» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «23» января 2017 г., протокол № 5

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «23» января 2017 г., протокол № 1.

Раздел 1. Общая характеристика и место дисциплины в структуре образовательной программы

1.1. Цель преподавания дисциплинысостоит в содействии формированию у студентов юридического мировоззрения, подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем теоретических и практических знаний в области истории государства и права России, необходимых для углубленного изучения других юридических дисциплин и успешного применения этих знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической практике.

1.2. Задачами преподавания дисциплины являются:

- обеспечение формирования у студентов юридического мировоззрения, системы историко-правовых знаний в сфере истории государства и права России, способствующих пониманию особенностей функционирования современных российских государственно-правовых институтов;

- обучение студентов аргументированному и методологически грамотному обоснованию позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам истории государства и права России;

- приобретение студентами знаний и опыта, способствующих установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, изучаемых историко-правовых процессов;

- формирование на основе анализа Конституции РФ, важнейших законодательных актов навыков усвоения студентами понимания места и роли российской государственно-правовой системы, а также их восприятия в общественном мнении и современном мировом сообществе;



- выработка у студентов способности применять отечественный исторический опыт в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов.

1.3. Место дисциплины в структуре ОП

«История государства и права России» входит в профессиональный цикл базовой части учебного процесса. Данная учебная дисциплина логически, содержательно и методически взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.

«История государства и права России» изучается студентами всех форм обучения в первом семестре. Дисциплина подразделяется на одиннадцать модулей.

1. Первый модуль «Становление и развитие Древнерусского государства и права (IX – конец XV в.)» включает 3 темы и охватывает период с момента возникновения Древнерусского государства и до образования Московского царства. 2. Второй модуль «Государство и право периода феодальной раздробленности» содержит 2 темы, посвященные проблемам государства периода феодальной раздробленности XIII-XV вв. и права периода феодальной раздробленности.

3. Третий модуль «Государство и право периода создания единого московского государства» включает 2 темы.

4. Четвертый модуль «Государство и право периода сословно-представительной монархии» содержит 2 темы.

5. Пятый модуль «Государство и право абсолютной монархии» охватывает 3 темы.

6. Шестой модуль «Государство и право России XIX века» содержит 5 тем.

7. Седьмой модуль «Государство и право в России в начале XX века» включает 2 темы.

8. Восьмой модуль «Государство и право России в период революций» включает 3 темы.

9. Девятый модуль «Государство и право в первые годы советской власти» содержит 7 тем.

10. Десятый модуль «Государство и право периода правления И.В. Сталина» охватывает 3 темы.

11. Одиннадцатый модуль «Государство и право периода «Развитого социализма» включает 5 тем.

В целом учебная дисциплина включает 37 тем, охватывающих более чем тысячелетнюю историю развития государства и права России. Такое деление соответствует современной структуре и проблематике отечественной историко-правовой науки.

Такое деление соответствует современной структуре и проблематике отечественной историко-правовой науки.

Главными формами изучения дисциплины «История государства и права России» являются: а) лекции, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа.

Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины «История государства и права России» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, самостоятельно совершенствовать профессиональные качества.

Результаты обучения по дисциплине «История государства и права России» по специальности 40.05.01 – «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Дисциплина формирует указанные компетенции на начальном этапе освоения образовательной программы.

Компетенции Содержание компетенций
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1) Знать. Мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Уметь. Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Владеть. Навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем.
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2) Знать. Основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире, историческое наследие и культурные традиции.
Уметь. Действовать в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
Владеть. Навыками действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4) Знать. Цель и содержание профессиональных задач, нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета, позволяющие выполнять служебный и профессиональный долг, осознавать социальную значимость своей будущей профессии.
Уметь. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
Владеть. Навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8) Знать. Методы и способы выполнения профессиональных задач, нормы права, регламентирующие особенности решения профессиональных задач.
Уметь. Творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
Владеть. Навыками применения оптимальных организационно-управленческих решений в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях; основными методами творческого решения профессиональных задач.
способность использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1) Знать. Основные понятия, категории, институты, правовые статусы субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки.
Уметь. Применять основные понятия, категории, институты, правовые статусы субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки.
Владеть. Навыкамиприменения основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки.
способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22) Знать. Способы представления выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
Уметь. Обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований.
Владеть. Навыками обобщения и формулирования выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23) Знать. Методику преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Уметь. Преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Владеть. Навыками преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
способность осуществлять правовое воспитание (ПK-24) Знать. Требования к осуществлению правового воспитания.
Уметь. Осуществлять правовое воспитание.
Владеть. Навыками осуществления правового воспитания.

Выпускник должен:

а) быть ознакомлен:

-с основнымиобщеизвестными историко-правовыми концепциями;

-с важнейшими нормативными правовыми актами, действовавшими в России в IX – начале XXI в.;

- с содержанием основных реформ системы государственной власти и управления в России;

б) знать:

- систему понятий и категорий, применяемых в историко-правовой науке;

- состав, структуру и компетенцию центральных и местных органов государственной власти управления России;

- структуру и содержание основных нормативных правовых актов;

в) уметь:

- осуществлять анализ основных историко-правовых концепций, давать им научно-обоснованную оценку;

- анализировать содержание нормативных правовых актов на каждом историческом этапе развития Российского государства, выявляя новые нормы по сравнению с предшествующим законодательством;

- давать характеристику важнейшим государственным реформам, определяя их роль для дальнейшего развития российской государственности, а также отмечая их международное значение;

г) иметь навыки:

- самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения историко-правовыми понятиями и категориями;

- участия в дискуссиях по спорным вопросам развития государственной и правовой систем России;

- комментировать отдельные статьи нормативных правовых актов, неоднозначно применявшихся в судебной практике.

Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий

3.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для очной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Самостоятельная работа(СРС)
в том числе:
курсовая работа (по учебному плану)
Экзамен

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Самостоятельная работа(СРС)
в том числе:
курсовая работа (по учебному плану)
Экзамен

Тематический план для студентов очной формы обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Всего Виды учебной деятельности (в часах) Образовательные технологии формы текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС
Модуль I. «Становление и развитие Древнерусского государства и права (IX – конец XV в.)»
Тема 1. Предмет и задачи курса «История отечественного государства и права» - Информация о роли истории отечественного государства и права в системе юридических наук Ответы на вопросы по теме
Тема 2. Государство и право Древней Руси (IX – XII вв.) - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Тема 3. Развитие древнерусского права. «Русская правда» - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Модуль II. Государство и право периода феодальной раздробленности.
Тема 1. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XV вв.) - Работа по подготовке докладов и презентаций Тестовые задания
Тема 2. Право периода феодальной раздробленности. Псковская ссудная грамота. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Модуль III. Государство и право периода создания единого московского государства.
Тема 1. Образование русского централизованного государств XIV-XVI вв. - Работа по подготовке докладов и презентаций Тематическое тестирование
Тема 2. Развитие права в период образования московского централизованного государства. Судебник 1497 г. - Работа по подготовке докладов и презентаций Ответы на вопросы по теме
Модуль IV Государство и право периода сословно-представительной монархии.
Тема 1. Сословно-представительная монархия в России (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.) - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Тема 2. Соборное Уложение 1649 года. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Модуль V. «Государство и право России в период развития абсолютной монархии .
Тема 1. Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII –XVIII в.) - Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема 2. Артикул воинский и краткое изображение процессов 1715 года. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 32. Екатерина II – Уложенная комиссия, грамота городам 1785, жалованная грамота дворянству. - Работа по подготовке докладов и презентаций Контрольная работа
Модуль VI. Государство и право России XIX века.
Тема 1. Государство и право Российской империи в первой по­ловине XIX в. - Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема 2. Бюрократическая система в России при Николае I. Кодификация законов. - Изучение источников, примечаний и комментариев Тематическое тестирование
Тема 3. Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) - Обсуждение презентаций по материалам модуля Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема 4. Крестьянская реформа Александра II - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 5. Реформы при Александре II. Земская, судебная, военные и д.р. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Модуль VII. Государство и право в России в начале XX века.
Тема 1. Государство и право России в начале ХХ в. Системный кризис империи. - Работа по подготовке докладов и презентаций Ответы на вопросы по теме
Тема 2. Основные государственные законы 1906 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев Ответы на вопросы по теме, презентация
Модуль VIII. Государство и право России в период революций.
Тема. 1. Государство и право России в период демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.). - Изучение источников, примечаний и комментариев Тематическое тестирование
Тема. 2. Октябрьская революция 1917 г. в России. Создание основ Советского государства и права (1918-1920 г.г.). - Изучение источников, примечаний и комментариев Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема. 3. Первые правовые акты советского государства. - Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля Ответы на вопросы по теме, презентация
Модуль IX. Государство и право в первые годы советской власти.
Тема 1. Советского государство и право в годы гражданской войны и условиях НЭПа (1918-1929 г.г.). - Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля Контрольная работа
Тема 2.Конституция РСФСР 1918 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема 8. Кодекс актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев Ответы на вопросы по теме, презентация
Тема 3. Кодекс законов о труде 1918г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 4. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. - Обсуждение докладов и презентаций по материалам модуля Тематическое тестирование
Тема 5. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 6. Конституция СССР 1924 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Модуль X. Государство и право периода правления И.В. Сталина.
Тема 1. Государство и право в период строительства сталинской системы социализма (1929-1939 г.г.). - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Тема. 2. Конституция СССР 1936 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 3. Советское государство и право в период второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 г.г.). государство и право в послевоенное время. - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Модуль XI. Государство и право периода «Развитого социализма».
Тема 1. Государство и право СССР в 1953-1970-е годы. Хрущевские реформы и их судьба. Вторая кодификация права. - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Тема 2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 3. Государство «развитого социализма». Нарастание кризиса социалистической государственности и права (середина 70-х – август 1991 г.г.). - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Тема 4. Конституция СССР 1977 г. - Изучение источников, примечаний и комментариев» Ответы на вопросы по теме
Тема 5. Российская Федерация в 1990 г.г. Эволюция государственно-политической и правовой системы. - Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права Ответы на вопросы по теме
Экзамен
Итого по дисциплине



infonko.ru/tema-1-kachestvo-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html infonko.ru/tema-1-kategorjno-ponyatjnij-aparat-z-bezpeki-zhittdyalnost-taksonomya-nebezpek-rizik-yak-klksna-ocnka-nebezpek-13.html infonko.ru/tema-1-kinematika-materialnoj-tochki.html infonko.ru/tema-1-klassifikaciya-sostav-i-struktura.html infonko.ru/tema-1-kommercheskaya-deyatelnost-kommercheskaya-organizaciya.html infonko.ru/tema-1-konceptualnie-osnovi-razrabotki-uchebnoj-programmi-i-kursa.html infonko.ru/tema-1-konflktologya-yak-nauka.html infonko.ru/tema-1-konstitucionnij-status-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossijskoj-federacii.html infonko.ru/tema-1-konstitucionnoe-pravo.html infonko.ru/tema-1-konstitucionnoe-pravo-kak-otrasl-rossijskogo-prava.html infonko.ru/tema-1-korrelyacionnij-i-regressionnij-analiz-v-ekonometricheskom-issledovanii.html infonko.ru/tema-1-kriticheskaya-filosofiya-posle-kanta.html infonko.ru/tema-1-kulturologiya-kak-nauka-2-chasa.html infonko.ru/tema-1-kulturologiya-kak-nauka-ee-predmet-funkcii-kulturi.html infonko.ru/tema-1-kulturologiya-kak-nauka.html infonko.ru/tema-1-kulturologiya-nauka-o-kulture-osnovnie-kulturologicheskie-shkoli-i-koncepcii.html infonko.ru/tema-1-kulturologiya-v-sisteme-gumanitarnogo-znaniya.html infonko.ru/tema-1-lichnost-s-tochki-zreniya-razvitiya-samoj-lichnosti.html infonko.ru/tema-1-lingvisticheskie-psihologicheskie-i-psiholingvisticheskie-osnovi-razvitiya-rechi-detej-blednova-yu-pugovkina-yu.html infonko.ru/tema-1-makroekonomicheskie-pokazateli.html