INFONKO.RU

IV Дума - с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г.

1-я сессия с 15 ноября 1912 г. по 25 июня 1913 г.,
2-я - с 15 октября 1913 г. по 14 июня 1914 г., чрезвычайная сессия - 26 июля 1914 г.,
3-я - с 27 по 29 января 1915 г.,
4-я с 19 июля 1915 г. по 20 июня 1916 г.,
5-я - с 1 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Председателем Думы 4-го созыва был М.В.Родзянко (октябрист)
Товарищами председателя - кн. Д.Д.Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В.М.Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н.Н.Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А.И.Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С.Т.Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А.Д.Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н.В.Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В.А.Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Секретарем - И.И.Дмитрюков (октябрист).

92. Управление государственными финансами в РФ: объекты, субъекты, функциональные элементы.

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

К функциям Минфина России относятся следующие:



внесение предложений по формированию финансовой политики;

проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

организация разработки федерального бюджетного плана;

участие совместно с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Минфину России предоставлены большие права: получать от министерств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др.

Субъект управления – финансовый институт - Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ. Объект управления – финансы - Отношения по образованию и использование бюджетных фондов, Отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов, Отношения по образованию и использованию страховых фондов, Обеспечение условий для эффективного использования. Инструмент воздействия – финансовая политика - Принципы управления, Финансовое прогнозирование, Финансовое программирование, Финансовое планирование, Финансовое регулирование, Финансовый контроль. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по


управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Проводимая в настоящее время административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного управления, существенным образом изменяет содержание и структуру управления государственными финансами и прежде всего за счет оптимизации и сокращения функций, выполняемых (регулируемых) государственными финансовыми институтами.

Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Финансовое планирование— это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период. В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в 2008 году бюджетных проектировок на 2009 - 2011 годы в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

Однако дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утвержденного Правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Финансовые планы внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.

Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хозяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В БФР отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, эффективно и обоснованно перераспределить средства между ними. БФР объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

Непосредственно с БФР взаимосвязан другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН). В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме: заработная плата, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, пенсии и пособия, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах. Этот баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, показывает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим БДДРН имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам РФ Минэкономразвития России с участием Минфина России, Банка России и других органов финансовой системы.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование— предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

корреляционно-регрессионный анализ;

непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование— метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

повышения эффективности расходования государственных средств;

— прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит прежде всего от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование применяется в развитых странах с 1960-х гг. Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет — ориентировочными.

В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Следует отметить, что при командно-административной системе финансовое планирование имело жесткий характер, напрямую связывая движение всех финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов с государственным бюджетом. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект самостоятельно определяет величину и направление движения финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налоговых платежей и отчислений. В связи с этим в сферу государственных финансов направляется только часть денежных потоков хозяйствующих субъектов (в основном в форме налоговых платежей).

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля — это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.

Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль,различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое планирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности.

С развитием общества все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций.

Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Независимый контроль производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ. Парламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответствующих комитетов и комиссий. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью либо если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преференции.

По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздействия.

Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, расходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы. ФСФБН — это федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача — контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом контрольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Правительства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ.

К основным функциям ФСФБН относятся:

проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;

проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

• организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Схожие по характеру функции в сфере государственного финансового контроля за соблюдением действующего федерального законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, находящееся в ведении Минфина России. Система Федерального казначейства состоит из Главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов на их территории. Федеральное казначейство ежедневно информирует Минфин России о результатах работы.

Во избежание дублирования функций и действий двух самостоятельных федеральных служб Минфином России принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля, а за ФСФБН — последующего. На практике это разделение функций выглядит следующим образом: контроль за законностью использования ассигнований и прохождением средств по счетам в банках осуществляют органы Федерального казначейства, а контроль за обоснованным и целевым расходованием данных средств субъектом хозяйствования – ФСФБН.

Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля, возглавляемые Федеральной налоговой службой. В их задачу входит систематизация учета и ответственности, а также проверка налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению и налоговой проверке. Федеральная таможенная служба в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеет полномочия в области государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу России. Кроме названных, государственный финансовый контроль осуществляет и ряд других государственных органов: Банк России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и др.

Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России была проведена работа по обобщению практики, систематизации накопленных знаний и определению основных направлений развития государственного финансового контроля в правовой сфере, области методологии и методики, организации деятельности и взаимодействия всех органов государственного финансового контроля РФ. Отмечено, что актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов.

В этой связи в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия:

доработать и утвердить проект единой концепции государственного финансового контроля;

утвердить проект Федерального закона «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

разработать порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета;

внести изменения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление последующего государственного контроля и взаимодействие контрольно-ревизионных органов Минфина России с правоохранительными органами и органами прокуратуры;

продолжить разработку программ проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, в том числе строительной отрасли, федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и т.д.;

создать электронную сеть органов государственного финансового контроля, осуществить переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности. В среднесрочной перспективе органам финансового контроля требуется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит достаточно четко определять результативность бюджетных расходов, а, следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность использования средств. В связи с этим одной из основных задач контрольно-ревизионных органов станет разработка методических материалов по формализации контрольных процедур и оценке эффективности государственных расходов по достигнутым результатам.

Реализация в комплексе всех намеченных мероприятий позволит стать государственному финансовому контролю эффективным элементом процесса управления финансовыми ресурсами страны.

93. Управление муниципальными финансами в РФ: объекты, субъекты, функциональные элементы.

Муниципальные финансы - это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения возложенных на него задач.

Европейская Хартия местного самоуправления, раскрывая в ст. 9 финансовые ресурсы органов местного самоуправления, указывает, что органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

В состав муниципальных финансов входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды, займы, средства от продажи муниципальной собственности, ценные бумаги и т.д. Основу муниципальных финансов составляет местный бюджет. Ранее местные бюджеты были частью единого государственного бюджета. В связи со становлением местного само- управления в настоящее время формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Финансовые ресурсы местного самоуправления могут классифицироваться по различным признакам:

- бюджетные и внебюджетные:

- налоговые и неналоговые (например, доходы от использования муниципальной собственности и предоставления услуг):

- собственные и заемные:

- законодательно закрепленные и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие), либо целевым назначением для выполнения отдельных государственных полномочии и программ:

- средства собственно муниципального образования и средства муниципальных предприятий и учреждений

Направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления также могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенные из них:

- на текущие нужды (бюджет текущих расходов) и на финансирование капитальных расходов, т.е. инвестиционной и инновационной деятельности (бюджет развития):

- на решение вопросов местного значения и на выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование может ставить перед собой следующие цели:

- обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов;

- обеспечить формирование бюджета развития;

- обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов;

- обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств;

- иметь сбалансированный бюджет.

Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и зашита этой потребности перед субъектом РФ- При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не- редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

- увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования:

- повышение эффективности использования муниципальной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;



infonko.ru/arhivnaya-deyatelnost-v-rossijskoj-imperii.html infonko.ru/arhivnaya-deyatelnost-v-sovetskij-i-postsovetskij-periodi.html infonko.ru/arhivnie-dokumenti-kak-sostavnaya-chast-kulturnogo-naslediya.html infonko.ru/arhivnoe-pravo-i-arhivnoe-zakonodatelstvo.html infonko.ru/arhtektura-platformi-microsoft-net.html infonko.ru/arhtektura-suchasnih-gotelv-klasifkacya-gotelnih-sporud.html infonko.ru/arhtekturu-ta-principi-roboti-web-zastosuvan-na-osnov-microsoftnet-framework.html infonko.ru/arhvn-materali-pozatekstov-posilannya.html infonko.ru/arhvuvannya-j-vdnovlennya-danih.html infonko.ru/ariane-i-osobennosti-ih-veroucheniya.html infonko.ru/arianskaya-i-ortodoksalnaya-cerkvi.html infonko.ru/ariel-pohlopala-ladonyu-sebe-po-grudnoj-kletke-ya-vzglyanula-vniz-na-svoe-plate-i-uvidela-chto-ono-razorvano-slovno-mne-v-grudnuyu-kletku-nozh-votknuli-visohshie-kapli-krovi-bili-na-vsem-plate.html infonko.ru/arifmeticheskie-logicheskie-simvolnie-virazheniya.html infonko.ru/arifmeticheskie-operacii.html infonko.ru/arifmeticheskie-operacii-i-virazheniya.html infonko.ru/arifmeticheskie-operacii-v-dvoichnoj-sisteme-schisleniya.html infonko.ru/arifmeticheskie-vichisleniya-procenti.html infonko.ru/arifmeticheskoe-kodirovanie.html infonko.ru/arifmetiko-logicheskie-ustrojstva.html infonko.ru/arifmetiko-logicheskoe-ustrojstvo-alu-arithmetic-logic-unit-alu.html