INFONKO.RU

Интернет и электронное правительство

Современные глобальные сети Internet являются средой и инструментом формирования социальных связей между отдельными людьми и образовавшимися на основе взаимных интересов устойчивыми социальными группами. В равной степени это можно отнести и к установлению взаимодействия между гражданами, группами граждан, государственными организациями и правительством любой страны.

На начальном этапе Internet появился как совокупность сетей для изучения возможностей коммуникаций, то есть, как чисто техническая система, позволяющая решать технологические задачи. Однако скоро стало ясно, что эта система оказалась очень удобной и быстрой транспортной магистралью для передачи различного рода информации в любой мультимедиа форме. Развитие Internet произошло благодаря обеспечению им очень удобного способа для общения и взаимодействия людей в виртуальном пространстве. Internet сегодня — это не только глобальное средство обмена информацией, но и перспективный инструмент исследования социальных явлений, а также удобная среда для формирования информационных и социальных услуг. Именно на этой основе в рамках парадигмы перехода к информационному обществу возникло и быстрыми темпами стало развиваться понятие "электронное правительство" (E-Government).

Существует несколько определений этого понятия. В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется "как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникацион-ных технологий (ИКТ)".

Согласно определению Gartner Group, электронное правительство — "это не только информационное взаимодействие, это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг и политического участия граждан в управлении государством путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, среды Internet и современных средств массовой информации".

Концепция и сам термин "электронное правительство" появились в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления (большие расходы, задержки в принятии решений, не эффективное управление, коррупции и т.д.).

В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция "повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения ЭП, имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба". В этом был реальный смысл. Эффективные корпорации ориентированы, прежде всего, на нужды пользователей, которые своими деньгами обеспечивают их существование и развитие. Аналогично, важнейшая задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оптимально оказывать населению определенные услуги. Электронное правительство должно ориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности.



В России в 2001 году началась разработка федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы", которая охватывает все сферы информатизации в стране, в том числе введение электронного правительства. В настоящее время эта программа продолжается с учетом изменившихся реалий.

Общая стратегия создания ЭП базируется на следующих положениях:

· децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;

· повышение ответственности государственного сектора за выработку и принятие решений, а также контроль их реализациии;

· создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией;

· улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;

· внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;

· использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе и организации взаимодействия с гражданами;

· формирование полного реестра государственных услуг в политической, экономической, правовой и социальных сферах;

· формирование на базе ИКТ полноценного механизма оказания услуг всем гражданам государства.

Можно выделить следующие отношения взаимодействия представителей государства, бизнеса и граждан страны (рис. 5):


Рис. 5.Схема взаимодействия представителей государства, бизнеса и граждан страны

· C2B (Customer-to-Business) — между гражданами и частными компаниями;

· B2B (Business-to-Business) — между частными компаниями;

· G2C (Government-to-Citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;

· C2G (Citizen –to-Government) — между гражданами и государственными службами;

· G2B (Government-to-Business) — между государством и частными компаниями;

· G2G (Government-to-Government) — между органами государственного управления.

ЭП предусматривает автоматизацию информационного взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. В социальном плане, естественно, важнейшим являются отношения G2C и C2G (табл. 10).

Таблица 10. Примерная архитектура портала "Электронное правительство"
Системы и компоненты информационной безопасности Системы взаимодействия с населением и организациями (Internet-сайты и центры телефонного обслуживания) Интеграционные системы
Системы ведения государственных информационных ресурсов Системы электронного документооборота Системы аналитической поддержки Системы управления финансами, персоналом, МТР
Базовое программное обеспечение
Компьютерное оборудование
Телекоммуникационная инфраструктура и среда электронного межведомственного взаимодейтсвия

На этом уровне в настоящее время в России в большинстве городов и поселков доведение информации до граждан, в основном осуществляется через СМИ и некоторые официальные сайты и носит нерегулярный характер. Граждане не имеют возможности ознакомиться с нужными документами тогда, когда в этом возникает насущная необходимость. Походы по присутственным местам за нужной справкой или копией документа занимают недели. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:

· сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные (официальные) сайты, заполнять регистрационные формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения. Кроме этого, можно подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), искать работу через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;

· можно пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией в будет происходить в электронном виде внутри соответствующих информационных систем в фиксированные сроки;

· население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;

· ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-Democracy). Рост степени прозрачности работы государственных органов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;

· люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (OnLine Citizen Forums) и практики электронных петиций (e-Petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

В настоящее время в большинстве европейских стран быстрыми темпами идет реализация программы "Одно окно", которая в большой степени реализует то, что было сказано выше. Суть программы состоит в том, что для решения своей социальной проблемы гражданин обращается только в одно окно, за которым находится чиновник — все проблемы посетитель решает единовременно и только с этим чиновником. Все необходимые справки, документы и их копии он получает в этом окне (рис. 6).

Для реализации программ электронного правительства необходимо решить ряд задач, носящих как технический, так и административно-правовой характер. Среди наиболее важных можно выделить вопросы подготовки регламентов межведомственного взаимодействия, создания классификаторов государственных услуг и реализация единой технической архитектуры и программно-аппаратной платформы.

Общие административные регламенты для всех ведомств. Их подготовка упростит межведомственное взаимодействие на правовом уровне, а также обеспечит прозрачность правил и процедур, что приведет к повышению эффективности, как при поиске нужной государственной информации, так и при ее разработке.

Классификация государственных услуг. Решение данной задачи позволит разработать методы определения ценности той или иной услуги, а также уменьшит вероятность различных трактовок административных регламентов и непонимания между участниками межведомственного взаимодействия.

Создание технической архитектуры и общей программно-аппаратной платформы. В настоящее время большинство ведомств имеют достаточную технологическую базу для работы в режиме электронного правительства.

Вместе с тем, необходимо разработать общие стандарты средств, предназначенных для повышения эффективности использования межведомственных ресурсов и предоставления услуг населению в режиме online.


Рис.6.Схема подсистем для обеспечения информационного взаимодействия при оказании государственных услуг

Такие средства должны быть гибкими и масштабируемыми, что может быть достигнуто за счет их реализации на основе открытых стандартов. Например, за основу может быть взят формат XML — наиболее мощное средство для обмена информацией в разных средах.

В заключение отметим, что развитие Всемирной сети и взаимодействие региональных сетей (государственных, коммерческих, научных, профессиональных, социальных) приведет к полному преобразованию общества и бизнеса. Конечно, люди всегда останутся людьми, а бизнес — бизнесом, но новый WWW-бизнес станет более выгодным и более удобным для людей.



infonko.ru/nevrotichn-somatoformn-rozladi-povyazan-z-stresom.html infonko.ru/nevrozi-neadekvatnoe-povedenie.html infonko.ru/nevrozi-opredelenie-ponyatiya-vidi-etiologiya-i-patogenez.html infonko.ru/ne-vse-to-zoloto-chto-blestit.html infonko.ru/ne-v-sostave-soyuzov-i-soyuznih-slov.html infonko.ru/ne-vstupivshih-v-zakonnuyu-silu.html infonko.ru/nevtruchannya-u-privatne-zhittya.html infonko.ru/nevziraya-na-formu-sobstvennosti-pri-sozdanii-kommercheskih.html infonko.ru/new-gallery-for-shelby-museum.html infonko.ru/new-rules-at-the-international-airport.html infonko.ru/newsweek-polska-chelovek-hishnik.html infonko.ru/next-report-at-significant-point.html infonko.ru/next-x-perehod-k-nachalu-cikla-sleduyushemu-h.html infonko.ru/ne-yavlyaetsya-li-ateizm-takzhe-predmetom-verovaniya.html infonko.ru/ne-zabivajte-protokolirovat-svoi-izmereniya.html infonko.ru/ne-zabottes-ni-o-chyom-no-vsegda-v-molitve-i-proshenii-s-blagodareniem-otkrivajte-svoi-zhelaniya-pred-bogom.html infonko.ru/ne-zaciklivajtes-na-narashivanii-vesov.html infonko.ru/nezainteresovannaya-auditoriya-ispolzuet-kosvennie-nameki.html infonko.ru/ne-zakalivayushie-proceduri-a-inoj-obraz-zhizni.html infonko.ru/nezakonnaya-bankovskaya-deyatelnost-st-172-uk.html