INFONKO.RU

IMPACT OF NON-VIOLENCE PRINCIPLE ON PHYSICIAN’S WORLDVIEW

E.G. Lyulyakina

Krasnoyarsk State Medical Academy

Krasnoyarsk, Russia

Summary: In modern literature “ahimsa” is interpreted as non causing harm to others, compassion, humaneness, tolerance. 100% of physicians questioned responded that they discussed the subject with their colleagues after talks on “ahimsa” principle. For 30% of doctors who were taught relaxation techniques and keep practicing yoga non causing harm to others by action, speech, thought becomes a natural need. The principle of non-violence is in harmony with humaneness ethic cultivated in medical school. It helps to develop conflict free relationships.

Simple and effective yogic practices help to recover vitality, develop friendly attitude, self-respect, calmness and self-confidence.

Key words: “ahimsa” – the principle of non-violence, yoga, bhastrika, relaxation, calmness, friendly attitude, improved relationships.

Влияние йоги как элемента физической, этической, религиозной культуры на развитые страны Европы и Америки прослеживается с середины XIX века, когда известные учителя Индии дают уроки йоги «западным ученикам», отправляются с просветительской миссией. Увлечение практикой и философией йоги оказало существенное влияние на развитие философской мысли, этики, морали Старого и Нового света [1, 3, 4, 5].

Джавахарлал Неру писал, что «…йога – это экспериментальная система воздействия на физическую основу человека и развития таким образом некоторых восприятий и способности контролировать разум».

Йога стала одной из основ формирования здорового образа жизни во всем мире, так как заниматься йогой можно только при постепенном отказе от вредных привычек: чистое дыхание, чистая вода, чистая пища, чистое тело, чистые мысли, чистая жизнь – цель и результат практики йоги. Развитые принципы нравственности йоги зучаются исследователями во всем мире.

Важнейшие философско-этические понятия учения йоги детально описаны в индийских манускриптах начала нашей эры. Основные постулаты изложены античным индийским мудрецом Патанджали и записаны его учениками как «Йога сутры Патанджали». Патанджали дает систематизированный подход для самодисциплины и контроля эмоций, разума. «Аштанга» - «восемь звеньев» (санскрит), восемь основ достижения йоги, которые развиваются одновременно при выполнении практик. Одной из таких основ является социальная этика – «яма» (санскрит). И первым принципом межличностных отношений йогов является «ахимса» (санскрит) – ненасилие. В современной западной литературе ахимса трактуется как непричинение вреда другим, сочувствие, гуманность, терпимость [5]. Йога воспитывает ненасилие исподволь: непричинение вреда другим действием, словом, помыслом.

Непричинение вреда людям действием - основа морали и юриспруденции народов всех стран и цивилизаций от глубокой древности до настоящего времени. Непричинение вреда животным – вопрос этический, так как сюда относится проблема пищевых приоритетов.

Йоги – убежденные вегетарианцы, использовать мясо живых существ в пищу, когда в природе есть полноценное питание для людей в виде «плодов, листьев, семян», для них признак невежества, незнания сути своей природы, которая есть любовь ко всему живущему.



Непричинение вреда людям, животным, всему сущему не только физически или ментально – следующий этап развития принципа ненасилия. Как действия, так и слова, мысли не должны вредить кому-либо.

Йога учит контролировать свои слова, произносить их осознанно. Это не означает, что нельзя сделать замечание, отчитать или заставить выполнить должное в случае необходимости, но делать это надо без ненависти в сердце. И это следующий этап развития принципа ненасилия - нежелание плохого в мыслях кому-либо.

Наблюдая за собственным телом и умом, йога вскрывает глубинную связь между эмоциями и ощущениями. Каждая негативная эмоция вызывает те или иные неблагоприятные изменения, ощущения, которые в медицине принято называть последствиями стресса. Наблюдая свои ощущения, человек дистанцируется от негативных эмоций, и они растворяются. Эта техника позволяет освобождать ум от неприязни, потому что «…сознание обладает громадным, нескончаемым потенциалом по контролю и осуществлению изменений в теле» [6].

Любое заболевание сопровождают различные негативные психо-эмоциональные изменения. Страдание изменяет самосознание больного, развивает болезненный эгоцентризм. Осуществить лечение, провести больного от болезни обратно к здоровью без изменения психологического фона невозможно. Формализация отношений врач – больной, отгораживание документированным процессом «диагностика – лечение – реабилитация» является признаком невладения (или нежелания) врачом осуществить взаимосвязь с пациентом.

Врач – стоматолог часто сталкивается с необходимостью преодолеть панический страх пациента перед вмешательством, убедить в необходимости лечения в должном объеме, часто весьма трудоемком и дорогостоящем. Умение создать благоприятный психологический климат в отношениях требует доброты и сердечности со стороны врача.

Во время занятий по деонтологии в стоматологии, обучая умению выйти из конфликтной ситуации, построению межличностных отношений как с пациентом, так и коллективом, с воспитательной целью с врачами-стоматологами - слушателями ФПК и ППС проводилась беседа об основе бесконфликтного взаимоотношения - принципе ненасилия.

Беседа, как правило, находила хороший отклик среди курсантов, но возникал закономерный вопрос: «Где найти силы для спокойного, ровного, доброжелательного отношения? Как с достоинством выйти из конфликта с брюзжащим жалобщиком, который зачастую свое недовольство жизнью изливает на врача – единственного человека, обязанного его выслушать и дать грамотный совет? Как научиться не только сдерживать эмоции – этим владеет любой воспитанный человек, а не загонять неприязнь вглубь?».

Для гармонизации внутреннего мира йога дает метод, который в медицине и психологии приобрел популярность как «аутотренинг» - техника релаксации с анализом внутренних ощущений.

Методами психологической разгрузки пользуются стоматологи всего мира, т.к. работа стоматолога требует большого психо-эмоционального напряжения. Аналог отечественной производственной гимнастики – «офисная йога» - пользуется высокой репутацией и рекомендуется для профилактики профессиональных заболеваний. Согласно условиям страхования от профессиональных заболеваний, врачи-стоматологи раз в три недели проходят курс релаксации у психотерапевта, после каждого пациента выполняют несколько потягивающих движений. Это важные элементы профилактики астенического синдрома, депрессии, хронического стресса, остеохондроза [4].

Об использовании практик йоги для развития бесконфликтных взаимоотношений в практике врача, изменении мировоззрения в доступной литературе не найдено.

Цель настоящей работы – оценка влияния принципа ненасилия на мировоззрение врача.

В течение 2004 – 2005 учебного года со 102 врачами-стоматологами - курсантами ФПК и ППС проведена беседа о принципе ненасилия и его развитии в медицинской этике и деонтологии. По желанию проведено обучение эффективной дыхательной технике - «бхастрике» – «кузнечные меха» (санскрит) - несколько энергичных вдохов и выдохов в определенном ритме в течение 3 – 5 мин и технике релаксации.

Методом опроса и анкетирования составили перечень основных изменений, отмеченных практикующими данные техники врачами.

Результаты исследования.

Опрошено и анкетировано 30 человек (27 женщин и 3 мужчин) – врачей - стоматологов со стажем работы от 2 до 27 лет, прошедших в разное время обучение технике релаксации и бхастрике.

После проведения дыхательной техники и релаксации хорошее самочувствие, умиротворенность, доброжелательность, душевное равновесие, прилив сил ощущают 100 % респондентов.

В конфликтных ситуациях ощущение уверенности в себе, желание уйти от конфликта или предотвратить его испытывают 24 человека (80 %).

Улучшение взаимоотношений в семье и на работе отметили 100 % опрошенных.

Три человека высказались за необходимость обучения таким техникам с первого класса школы.

Пункт «не выполняю практики, не задумываюсь над вопросами этики» не ответил никто.

«Вспоминаю о принципе ненасилия и обсуждаю с коллегами этические проблемы» - ответили 100 % респондентов.

«Придерживаюсь принципа ненасилия», «ухожу от конфликта», «отношения с окружающими носят доброжелательный характер» отметили 15 человек (50 %).

На отказ от мясной пищи во время поста указали 3 человека (10 %); занялись или продолжают заниматься вегетарианством – 4 человека (13,3 %).

Придерживаются принципа ненасилия, занимаются йогой, цигун, читают литературу по данному вопросу – 12 (40 %);

Выполняют изученные техники регулярно – 9 человек (30 %).

Из впечатлений о занятиях: «Хорошее направление для людей молодого возраста с отрицательными наклонностями» (цитата).

Показательна истории женщины 27-ми лет (замужем, трехлетняя дочь), которая описала конфликтную ситуацию: после занятия она пришла домой и в хорошем настроении приготовила ужин. Муж, придя с работы, сначала начал разговор на повышенных тонах, как обычно, так как уже были поданы документы на развод. Увидев, что она не устраивает скандал, удивился и спросил, чем заслужил ужин и хорошее отношение? На ответ, что настроение такое умиротворенное после йоги, утром стал выполнять техники вместе с ней.

Выводы:

1. Принцип ненасилия органично сливается с этикой гуманизма, помогает формировать бесконфликтные отношения.

2. Простые и эффективные практики йоги помогают восстановить жизненный тонус, развивают доброжелательность, внутреннее достоинство, спокойствие и уверенность в себе.

Список литературы:

1. Д. Гудинг, Дж. Леннокс. Мировоззрение. Т. 2. Кн. 2. Проблемы философии морали. Ярославль: Норд, 2004. - 480 с.

2. В. Евтимов. Йога. М.: Медицина, 1986. - 207 с.

3. В.Ф. Матвеев. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1989. - 175 с.

4. Миллер Э.Б., Блэкмэн К. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время. М.: Фаир-пресс, 2004. – 240 с.

5. Свами Вивекананда. Философия йоги. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 320 с. (по изд. Джнана-йога. М., 1914.)

6. Ш.Ш.Р. Шанкар. Мудрость нового тысячелетия. С.Пб.: Крига , 2004. - 173 с.

Заключительное слово



infonko.ru/katastroficheskaya-reforma-v-rossii-otvetstvennost-zapadnogo-nauchnogo-soobshestva.html infonko.ru/kategorii-avtomobilnih-dorog.html infonko.ru/kategorii-cennih-bumag-dlya-celej-nalogooblozheniya.html infonko.ru/kategorii-dialektiki-i-ih-metodologicheskoe-znachenie-dlya-medicini-obshee-i-edinichnoe-sushnost-i-yavlenie-prichina-i-sledstvie.html infonko.ru/kategorii-elektropriemnikov-i-obespechenie-nadezhnosti-elektrosnabzheniya.html infonko.ru/kategorii-etiki-schaste-predstavlenie-lyudej-o-nem-smisl-zhizni.html infonko.ru/kategorii-funkcionalnih-apparatov.html infonko.ru/kategorii-grazhdan-imeyushih-pravo-na-poluchenie-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-v-ramkah-gosudarstvennoj-sistemi-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-i-sluchai-okazaniya-takoj-pomoshi.html infonko.ru/kategorii-lyudej-specificheskogo-polozheniya-vozmozhnostej-i-potrebnostej.html infonko.ru/kategorii-naseleniya-uchitivaemie-pri-perepisyah.html infonko.ru/kategorii-pomeshenij-i-zon-po-vzrivoopasnosti.html infonko.ru/kategorii-rinochnih-indikatorov.html infonko.ru/kategorii-slozhnosti-inzhenerno-geologicheskih-uslovij.html infonko.ru/kategorii-socialnoj-pedagogiki.html infonko.ru/kategorii-sushnost-i-yavlenie-vozmozhnost-i-dejstvitelnost.html infonko.ru/kategorii-teorii-socialnoj-raboti.html infonko.ru/kategorii-vozmozhnosti-i-dejstvitelnosti-vidi-vozmozhnostej-rol-subektivnogo-faktora-v-prevrashenii-vozmozhnosti-v-dejstvitelnost.html infonko.ru/kategorii-vremeni-v-gadanii-42.html infonko.ru/kategorii-zakoni-metodi-i-funkcii-teorii-gosudarstvennogo-upravleniya.html infonko.ru/kategorii-zdanij-po-vzrivopozharnoj-i-pozharnoj-opasnosti.html