INFONKO.RU

I. Этническая структура общества – род, племя, народность, нация

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кодификатор элементов содержания дисциплины «Философия»

1. Общество и его структура

- основные подходы к обществу

- специфика философского анализа общества

- основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

2. Гражданское общество и государство

- содержание основных понятий

- основные идеи, связанные с утверждением гражданского общества

- взаимосвязь свободы и ответственности

3. Развитие общества

- основные модели развития общества

- движущие силы исторического процесса

- роль личности и масс в истории

- взаимосвязь свободы и необходимости

- сущность формационного подхода

- основные идеи цивилизационного подхода

4. Глобальные проблемы и будущее человечества

- содержание современных процессов глобализации

- возникновение и сущность глобальных проблем

- основные подходы в их решении

- взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Рекомендуемая литература:

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 2003

2. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Все элементы, составляющие социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них - этническая и демографическая - по своим корням связаны с биологической природой человека. Три другие - поселенческая, классовая, профессионально-образовательная - социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны.

I. Этническая структура общества – род, племя, народность, нация

- Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

-Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытно-общинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.



-В основу следующей, более высокой формы общности - народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

-Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. Итак, нация характеризуется следующими признаками.

1) общность территории.

2) общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе.

3) общность экономической жизни,

4) общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.

5) национальное самосознание, сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

Поселенческая структура общества

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Можно без преувеличения сказать, что история цивилизации в самой значительной степени была историей взаимоотношений между городом и деревней, двумя основополагающими поселенческими общностями.

Основные типы поселения: деревня, город.

Город

Концепции возникновения городов:

- вотчинная теория, считающая, что города в Западной Европе возникают как центры крупных феодальных поместий (С. В. Бахрушин, П. И. Лященко), которые только в XVI-XVII веках превращаются в центры ремесла и торговли;

- общинная теория, согласно которой город вырастал из сельской общины на основе развития крестьянского, не связанного с барскими дворами крупных вотчин, ремесла. Как мы видим, общинная теория выводит возникновение городов из общественного разделения труда, отделения ремесла, а вместе с ним и торговли, от земледелия. (М. Н. Тихомиров ("Древнерусские города", 1956) и Б. А. Рыбаков ("Ремесло Древней Руси", 1949), В.О.Ключевский).

- оборонная теория возникновения городов как укрепленных пунктов для защиты от внешнего нападения (К. Бюхер, Г. Маурер, М. Вебер);

- политико-правовая теория (Гегель, Г. Белов, представители "государственной школы" в русской историографии, П.Н.Милюков), отдающая приоритет среди причин возникновения городов факторам политического и правового характера: города возникают прежде всего как территориально-управленческие центры

Основные черты города:

а) профессиональная занятость населения преимущественно несельскохозяйственным трудом, причем значимость этого показателя близка к абсолюту в крупных городах и стремится к минимуму в малых;

б) преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, определенный объем свободного времени;

в) качественно иной уровень доступа к получению образования, особенно высшего, к приобретению желательной профессии, к потреблению духовных благ в связи с концентрацией в городах вузов, разнообразных профессиональных училищ, театров, музеев и т.п.;

г) большая по сравнению с селянами миграционная подвижность, что обусловлено целым комплексом причин, в том числе и непривязанностью к земле;

д) большая свобода в выборе микросреды (приятельского окружения, трудового коллектива), а также большая возможность в случае желания или необходимости изолироваться от нее;

е) большая политическая активность, что объясняется большей организованностью и концентрацией горожан по месту их профессиональной деятельности, более высоким образовательным уровнем, а также теми чертами, которые уже отмечались - большей подвижностью и большим объемом свободного времени;

ж) специфическая и качественно и количественно городская семья, которая отличается от сельской меньшей средней величиной и отпадением (либо сужением) ряда функций, прежде всего хозяйственно-производственной.

Вся история цивилизации в интересующем нас сейчас аспекте может быть представлена как история урбанизации (от лат. urbanus - городской), то есть как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне, к материальным и духовным приобретениям городской культуры.

Социальная стратификация

Страты от лат. stratum - слой, термин, перенятый социологией из геологии. Определение дал П. Сорокин: "Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" [1]. Под классами Сорокин имеет в виду фактически те большие группы, которые составляют страты. В отличие от понятия класс, страты подчеркивают феномен горизонтальной и вертикальной неоднородности.

В докапиталистических общественно-экономических системах классовое деление общества дополнялось и в силу этого в известной степени затушевывалось делением людей на сословия, а в ряде стран Востока - на касты. Во многих своих существенных чертах сословия и касты напоминают нам страты, однако отличаются от них своей строгой, однозначной оформленностью, как правило, либо юридической, либо религиозной.

Сословия - это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление, складываясь на базе классового, в то же время не соответствует ему полностью, поскольку привносит в него специфическую иерархию юридических привилегий (например, сословное деление на дворян, духовенство, купцов, мещан и крестьян в России).

Касты (лат. castus - чистый) представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, социальные функции. В Древней Индии право на занятия воспитанием и преподаванием, исполнением богослужения и совершением жертвоприношений, благотворительностью, сбором урожая принадлежало только высшей касте - брахманам. Уже следующая за ними каста кшатриев, как менее чистая, лишалась права на преподавательскую и церковную деятельность; у касты вайшии отнималось право занимать должности в сфере управления и армии. Что же касается касты неприкасаемых (шудра), то они должны были служить трем чистым кастам и выполнять только самые непрестижные работы

Вопросы из тестов с ответами

1. Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.
1. Деление общества на бедных и богатых
2. Национальная принадлежность
3. Главный инженер стал директором предприятия
4. Католик принял православие

социальная стратификация
социальная дифференциация
вертикальная мобильность
горизонтальная мобильность
социальная санкция

Решение:
В социологии используется термин «социальная стратификация». Социальная стратификация, по мнению П. А. Сорокина, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге, то есть деление общества на определенные социальные слои. При простой дифференциации (различии) люди могут принадлежать к одной и той же страте (слою). Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального плата в другой.
П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск).

Вопросы из тестов с ответами

1. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.

линейный подход
нелинейный подход
Мир-системный подход
статичный подход

Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.

2. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель

Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.
«Культура» и «цивилизация» – синонимы.
«Цивилизация» – умирающая культура.
Цивилизация – база культуры.
Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом.

Решение:
Все многообразие точек зрения можно свести к основным взглядам на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: 1) как определенная фаза развития культуры – А. Тойнби рассматривал цивилизацию как этап развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль; 2) как сходные, так и имеющие важные различия – Ф. Бродель придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений; 3) как противоположности – согласно теории О. Шпенглера, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, это живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности; в цивилизации же нет места для творческого расцвета личности, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она превращает людей в безликие существа; 4) как синонимы – культура для Э. Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации.

3. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт

цивилизационная теория
формационная теория
теория стадий экономического роста
теория ценностей
теория исторического круговорота

Решение:
Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.
Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.
Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.

4. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. «Царство прекрасной свободы»
4. Аристократия как форма правления

Восточный мир
Германский мир
Греческий мир
Римский мир
Евразийский мир

Решение:
В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

5. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя

цивилизационный подход
формационный подход
миросистемный подход
стадиальный подход

Решение:
К. Маркс разбил исторический процесс на определенные периоды, основой деления для него является материальный фактор – способ производства. Он ввел в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества новую категорию – общественно-экономическая формация. К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство, цивилизация. Выделяются также всемирно-исторические эпохи: древневосточная, античная, средневековая, новая и новейшая истории.
Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения.Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени.

6. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм

западная цивилизация
восточная цивилизация
русская цивилизация
первобытное общество

Решение:
Восточная цивилизация, или традиционное общество, воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности.
Западная цивилизация, или индустриальное общество (Европа и Северная Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию западной цивилизации и плюрализму в экономике и политике.
Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д.

7. Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.
1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности
2. Равный труд равных собственников
3. Присвоение труда зависимых крестьян
4. Преобладание наемного труда рабочих

первобытнообщинная
коммунистическая
феодальная
капиталистическая
рабовладельческая

Решение:
Формационный подход исходит из того, что общество развивается прогрессивно. Ступени общественного развития: 1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников; 5) коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации.

8. Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

ноосфера
цивилизация
мини-система
формация

Решение:
Ноосфера – сфера разума, особый этап в развитии биосферы, решающее место и роль в котором принадлежит духовному творчеству человечества. Этот термин введен в культурное и научное обращение в конце 20-х годов XX века французским палеонтологом Е. Ле Руа. Философское и научное наполнение этот термин получил благодаря работам В. И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена. В. И. Вернадским ноосфера понимается как сфера разума, которая производит преобразующее воздействие на биосферу. Ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в природе и в искусственных системах.

9. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был …

М. Вебер
К. Маркс
А. Тойнби
Г. Гегель

10. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является …

соединение душ людей в космическом Христе
достижение нирваны
достижение «всеединства», слияния мира с Богом
познание мировым духом самого себя

11. Автором произведения «Исторические письма» является …

П. Л. Лавров
П. Я. Чаадаев
Ф. М. Достоевский
В. С. Соловьев

12. Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был …

Ш. Монтескье
Д. Белл
Т. Мальтус
Г. Гегель

13. Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.

теологического
экономического
феноменологического
утопического

Решение:
Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители теологического подхода. История – борьба между земным миром (где царствует зло, грех, скорбь) и царством божием (основанном на благочестии, смирении, любови).

14. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является …

Д. Белл
О. Шпенглер
Ж.-П. Сартр
Г. Гегель

Решение:
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является Д. Белл.
Д. Белл – американский социолог, автор концепции постиндустриального общества, подчеркивает всевозрастающую роль техники в общественном развитии. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной.

15. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

абсолютной идеи
классовой борьбы
производительных сил
социальной мобильности

16. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является …

Г. В. Плеханов
С. Л. Франк
Н. Я. Данилевский
В. С. Соловьев

17. История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.

цивилизационного
формационного
линейного
субстанционального

Решение:
История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители цивилизационного подхода. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка. Наиболее полное воплощение цивилизационный подход нашел в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби.

18. Идею регресса исторического развития предложил …

Гесиод
Геродот
Вольтер
Аристотель

Решение:
Идею регресса исторического развития предложил Гесиод – древнегреческий мыслитель. Идея исторического регресса в трудах Гесиода, была выражена в схеме нисходящего развития общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».

Решение

1. Конт – Идеи

2. Маркс – материальное производство

3. Монтескье – климатические условия

Вопросы из тестов с ответами

1. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как _____________ проблемы

интерсоциальные
природно-социальные
антропо-социальные
надуманные

Решение:
Проблемы, связанные с миром и разоружением, предотвращением термоядерной войны, мирового социального и экономического развития, классифицируются как интерсоциальные проблемы. Интерсоциальные проблемы связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества (государствами).

2. Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название

модернизации
революции
глобализации
демократизации

Решение:
Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название модернизации. Проблемой социальной модернизации, типологией общественного устройства занимались Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и многое другие мыслители.

3. Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название …

коэволюции
политики
глобалистики
экологии

Решение:
Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название коэволюции. Ее авторы (Н. Н. Моисеев и др.) считают, что только так можно предложить не только оптимальное решение современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем.

4. Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется …

футурологией
экологией
онтологией
экономикой

5. Автором концепции «единого индустриального общества» является …

Р. Арон
К. Маркс
А. Тоффлер
А. Тойнби

6. Автором произведения «Третья волна» является …



infonko.ru/istoriya-reklamno-plakatnoj-grafiki.html infonko.ru/istoriya-rossijskih-internet-smi-v-desyati-abzacah.html infonko.ru/istoriya-rossijskogo-parlamentarizma-deyatelnost-gosudarstvennih-dum-v-1906-1917-gg.html infonko.ru/istoriya-rossijskogo-ugolovnogo-prava-osnovnie-etapi-i-zakonodatelnie-akti.html infonko.ru/istoriya-rossijskoj-dochki-iranskogo-banka.html infonko.ru/istoriya-rupanarayani-sarasvati.html infonko.ru/istoriya-russkogo-muzikalnogo-iskusstva.html infonko.ru/istoriya-russkoj-filosofii.html infonko.ru/istoriya-russkoj-literaturi-xix-veka-chast-1-1795-1830-godi.html infonko.ru/istoriya-russkoj-literaturi-xix-veka.html infonko.ru/istoriya-samarskogo-kraya-s-drevnosti-do-1917-g.html infonko.ru/istoriya-seksualnih-izvrashenij-i-istoriya-evreev-silno-peresekayutsya-esli-ne-skazat-chto-eto-odno-i-to-zhe.html infonko.ru/istoriya-sestrinskogo-dela-kak-chast-istorii-chelovechestva.html infonko.ru/istoriya-severnogo-carstva-poyavlenie-samaryan.html infonko.ru/istoriya-socialnoj-raboti-v-rossii.html infonko.ru/istoriya-sociologii-ili-istoriya-sociologii.html infonko.ru/istoriya-so-sborom-cerkovnih-pozhertvovanij-prichini-pobudivshie-menya-rasprostranyatsya-o-nej.html infonko.ru/istoriya-sozdaniya-i-celi-oon-glavnie-organi-oon-ih-obshaya-harakteristika.html infonko.ru/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-daurskogo-biosfernogo-zapovednika.html infonko.ru/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-shtrihovogo-kodirovaniya.html