INFONKO.RU

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды– обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.)

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

1) Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

Санхья (6 в. до н.э.)

Вайшешика (5 в. до н.э.)

Миманса(5 в. до н.э.)

Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

Ньяя (3 в. до н.э.)

Йога (2 в. до н.э.)

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2) Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.)

Джайнизм (4 в. до н.э.)

Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.)

Буддизм и джайнизм - идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой:

1) признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца

2) исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть - две фазы единого цикла развития

3) признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души

4) высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов)

5) жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение.

Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.

В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды.

III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.



Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.

Философия Древнего Китая.

Древнекитайская философия складывалась во II – начале I тыс. до н. э. в тесной связи с религиозным мировоззрением и зачатками научных знаний. Древние книги “Го юй”и “Цзю чжуань” свидетельствуют о развитии философской мысли в Древнем Китае. Особенностью китайской философии является ее нравственно-политическая направленность в рамках иерархически-чиновничьей деспотии.

Китайцы полагали, что все существующее и происходящее в мире зависит от воли Неба. Поэтому Китай называли «Поднебесной», а главу государства – «сыном неба». Жители Китая верили, что жизнь зависит от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения.

По мнению древнекитайских философов, мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: Инь (женское, темное начало) и Янь (мужское, светлое начало) упорядочили бесформенный хаос путем соединения с эфиром, состоящем из материальных частиц ци и породили пять первоначал: воду, огонь, древо, металл и землю.

В философских взглядах Древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа, и люди.

Наиболее влиятельными философскими школами были:

1. Школа «Инь – Янь» (Натурфилософия) Представители: Цзы – вэй, Цзоу Янь.

Нахождение гармонии (Цзы) между началами.

Даосизм (Лао – Цзы)

Вселенная является источником гармонии, поэтому все в мире, от растения до человека, прекрасно в своем естественном состоянии. Лучший правитель тот, который оставляет людей в покое.

Конфуцианство (Конфуций / Кун – Цзы)

Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила и регулирование управления деспотическим централизованным государством.

Моизм (Мо Ди / Мо – Цзы)

Идея всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе.

5. Фа – цзя / Легисты (школа закона). Представители: У Ци, Шан Ян.

Разработка проблем социальной теории (изначально заложенная в человеке звериная злая сущность не может быть изменена воспитанием, но ее проявления могут быть предотвращены строгими едиными законами) и государственного управления (жесткое с единым военно-бюрократическим аппаратом).

6. Мин – цзя (школа имен). Представители: Дэн Си, Мао – гун.

В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию. Несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу.

Предание гласит, что первым крупным философом Древнего Китая был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), его учение даосизм носит атеистический характер и проникнуто элементами наивной диалектики. Лао-Цзы считал, что жизнь развивается по естественному пути - Дао, который мыслился как универсальная закономерность, вместе с первовеществом ци составляет основу мира. Вещь, достигнув в своем развитии определенного уровня, превращается в свою противоположность. Само развитие совершается по кругу. Это учение, впервые сформулировавшее логическую категорию закономерности, носило, однако, созерцательный характер: оно утверждало, что люди способны только понимать вещи, но не распоряжаться ими; усердие людей бесполезно, поскольку оно приводит к результатам, противоположным замыслу. Находить удовлетворение в спокойствии, умеренности и недеянии - вот принцип разумного поведения.

Родоначальником систематизированного нравственного нравоучения и идеалистического направления в философии был Конфуций / Кун - Цзы (551 – 479 гг. до н.э.). Основной этической категорией его учения - конфуцианства является “гуманность” - нравственный принцип, согласно которому должны определяться отношения между людьми в обществе и семье: нормы «Сяо» - уважение и любовь к старшим по возрасту и положению, взаимное великодушие, соблюдение культа предков; субординация - действие в соответствии со своим общественным положением, послушание; нравственное и умственное самосовершенствование. Основой порядка в стране признавались нормы «Ли»: церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность. Конфуций стремился к устранению четырех зол: жестокости, грубости, разбоя и жадности. Подчеркивается идея «Чжун» (преданности) – идея покорности. Конфуцианство заимствовало из древней религии понятие неба как верховного божества, являющегося первопричиной, диктующей свою волю человеку.

Таким образом, в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были либо слабы, либо заимствованы из других школ.

Все последующее развитие китайской философии характеризуется борьбой между основными направлениями в китайской философии - конфуцианством, даосизмом и буддизмом.

Вопросы к лекции №4:

1. К каким древневосточным странам восходит зарождение философии?

2. Какие взгляды господствовали в ближневосточной философии древности: материалистические или идеалистические?

3. Как называется самая древняя книга в мире и где она была найдена?

4. Как называются основные периоды развития древнеиндийской философии?

5. Что такое веды?

6. В чем отличия ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии?

7. Какие философские школы были распространены в Древнем Китае и каковы их особенности?


Лекция №5



infonko.ru/eto-yavlenie-nablyudaetsya-na-shirotah.html infonko.ru/eto-yavlenie-nablyudaetsya-prezhde-vsego-v-analize-snovidenij-odnako-ono-lezhit-takzhe-v-osnove-psihonevroticheskoj-simptomatiki-a-v-bolee-obshem-vide-lyubogo-bessoznatelnogo-obrazovaniya.html infonko.ru/etsya-organizaciya-kotoraya-imeet-v-sobstvennosti.html infonko.ru/e-udalenie-litnikovoj-sistemi-i-pribili-obrubka.html infonko.ru/eukarioticheskaya-kletka-citoplazma.html infonko.ru/eukarioti-micelialnie-i-drozhzhevie-gribi.html infonko.ru/e-upushen-etap-obescvechivaniya-etilovim-spirtom.html infonko.ru/evakogospitali-na-territorii-ryazani.html infonko.ru/evakuacionnie-i-avarijnie-vihodi.html infonko.ru/evakuacionnie-puti-lestnichnie-kletki-i-lestnici.html infonko.ru/evakuaciya-lyudej-iz-zoni-himicheskogo-zarazheniya.html infonko.ru/evakuaciya-medicinskih-uchrezhdenij.html infonko.ru/evakuaciya-po-lestnicam-i-lestnichnim-kletkam.html infonko.ru/evangelie-ot-ioanna-316-napisano-ioannom.html infonko.ru/evangelie-ot-johanana-15-stih-1.html infonko.ru/eva-toshnota-i-abortirovannij-rebenok.html infonko.ru/e-v-emelyanova-krizis-v-sozavisimih-otnosheniyah.html infonko.ru/everett-vorsington-sila-prosheniya.html infonko.ru/ever-tried-talking-to-a-computer.html infonko.ru/every-cloud-has-its-silver-lining.html