INFONKO.RU

Философские, общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Итак, предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функция – это основные направления научной деятельности, выражающиеся в её целях и задачах. Очевидно, что основная функция науки – это производство, приращивание научных знаний (истинных, обоснованных, проверяемых).

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и т.д.

Гносеологическая функция – ТГП, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания. Т.е. познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права, а также иных, органично связанных с государством и правом явлений и процессов.

Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. ЕЕ категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры, воздействует на общественную жизнь, поведение людей как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. ТГП служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период.

Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права ТГП выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.



Функции из лекций:

· теоретико-познавательная: ТГП опирается на методы, вырабатывает определенные понятия;

· методологическая, т.е. ТГП является общей по отношению к др. теоретическим наукам. Понятие права, нормы права является исходным. Он вооружает методологию для государственно-правовых явлений как конкретных наук;

· практическо-прикладная: ТГП связана с практикой правового регулирования, выявляет его недостатки;

· прогностическая – ТГП делает выводы о перспективах развития государственно-правовых явлений.

Вопрос 2: Система методов научного познания государства и права:

Вопрос 3: Категории ТГП. Значение научных категорий в науке и практике.

Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения – это своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках.

Именно в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики, ТГП концентрирует накопленные знания. Эти понятия должны быть содержательными научными абстракциями. Подлинно научными они становятся тогда, когда верно выражают общие необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.

Научные государственно-правовые определения – это краткое и точное раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.

Краткость научных определений – их достоинство и недостаток одновременно. Поэтому чем сложнее то или иное явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае приобретает характер лишь некоторого средства первоначальной ориентации в предмете, но раскрыть полностью всё конкретное данного явления не может. В подобных случаях применяется несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд.

Можно с уверенностью сказать, что арсенал средств, приёмов и методов, используемых ТГП, богат и многообразен, ведётся постоянный поиск новых исследовательских методов. Науке необходимо освободиться от мифов и стереотипов прошлого.

Вопрос 4: ТГП в системе юридических наук.

Вопрос 5: Власть, ее структурное выражение и социальные нормы

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Особенности обычаев:

· выражают интересы всех членов общества (закрепляли равенство);

· воспринимались как естественное явление природы (человек рождался, включался в систему обычаев, не ставил под сомнения обычаи);

· не было письменных носителей информации (из поколения в поколение передавались устно);

· не было специального аппарата принуждения;

· каждое племя имело свои обычаи, т.е. обычаи имели локальный характер);

· это нормы только первобытнообщинного строя;

· это примат группового начала над индивидуальным – они регулировали отношения между группами, племенами.

Обычаи имели различные виды и назывались мононормами, т.е. малодифференцированными правилами поведения, включающие в себя: мораль, этикет, и т.д.)

Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Вопрос 6: Закономерности возникновения государства.

Признаки государства

· Первым признаком государства является наличие географического пространства (территории) формировавшегося в течение длительного времени и являющегося неотъемлемым атрибутом государства.

· Население закрепляется за этой территорией.

· Чтобы сложилось единство населения необходимо, чтобы сложился общенациональный язык общения.

· Наличие публичной власти особого рода.

А) Сложился аппарат государства, состоящий из особого рода лиц, которые заняты только управлением. В его структуре сформировались особые отряды вооруженных людей, призванные обеспечить охрану порядка внутри государства и защиту территориальных границ.

Б) государству перешла монополия на присуждение. Для этого в государстве сформируются вещественные гарантии власти (принудительные учреждения, где реально реализуется государственное принуждение).

В) в связи со специализацией деятельности на содержание механизма государства, общество формирует средства, т.е. появляются налоги и займы.

Классическое определение государства обращено к государству как к ассоциации, как к способу объединения людей, проживающих на определенной территории. Этого понятия не достаточно, потому что общество по своей природе не однородно, в нем функционируют многообразные интересы. В рамках этих интересов общество объединяется и одновременно подразделяется на различные социальные группы, классы, страты, сословия. Но следует обратить внимание, что не надо абсолютизировать классовую структуру общества. Этот взгляд на общество претерпевает изменения. В основе объединения людей в социальные группы лежат множественные интересы: профессиональные, национальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. государство, являясь жизненно-необходимой управленческой структурой общества, не свободно от общества и объективного в своей деятельности обязано учитывать разнообразные интересы различных социальных групп. Эта сторона государства характеризует государство как орган политической власти. Следует отметить, что общество может функционировать только при условии если государство пытается объединить интересы различных социальных групп. У государства, как политического учреждения, появляется самостоятельный признак – государственный суверенитет. Характеризует верховенство среди всех других видов власти в обществе. Нет в обществе власти выше государственной. Независимость государства: Государство принимает решения независимо от видов власти внутри общества и во вне. Универсальность государства: в рамках интересов, которые поддаются государственному управлению, государство, обладая людскими, материальными и финансовыми ресурсами, обязано разрешить любой вопрос жизни общества.

Вывод: При определении понятия государства необходимо учитывать его двуединую природу, связанность государства общесоциальными интересами и интересами различных социальных групп. При разрешении вопросов, стоящих перед государством, государство приоритетно опирается на общесоциальные интересы с учетом интересов различных соц.групп. Общесоциальное начало преобладает над политическим началом.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти особого рода, располагающая специальными отрядами вооруженных людей и принимающая веления, общеобязательные для населения всей страны.

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

4. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

4. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

5. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер. В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер, т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания, в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания: охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в духовной сфере: охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природоохранная функция, характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческообеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.) проблем.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек: гражданин, юрист, ученый.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право. Она концептуально соединяет право и нравственность. Однако, не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория (Бергб, Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Позитивизм отождествляет право и закон.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах (Кельзен).

Современное понимание этой теории:

Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах.

Нормы права издаются государством, в них отражается государственная воля, возведенная в закон;

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.

От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное: такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права.

Минусы: отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория (Петражицкий) правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на: переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительное: теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую.

Недостатки: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд). Рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешит спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивное: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Отрицательное: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – самим правом.

Вопрос 29: Функции права.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, в которых выражается сущность, социальная ценность и назначение права, т.е. в функциях выражается действие права.

Лекции: Основные признаки функций права:

1. Функции права вытекают из сущности права, какова сущность, таково и содержание функций права;

2. Функции направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом. Одна и та же задача может решаться с помощью нескольких функций права;

3. Функция права отличается постоянством, это и характеризует длительность действия права.

Функции права подразделяются:

1. В зависимости от содержания правового регулирования на:

1) управленческие

2) регулятивные – проявляются в различных формах правового регулирования. Например: НПА направлены на то, чтобы придать стабильность правовым отношениям, в определении статуса. Реализация этой функции заканчивается в установлении регулятивных правил поведения. Регулятивные: 1) регулятивно - статическая; 2) регулятивно - динамическая – выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления и динамики. Она осуществляется с помощью обязывающих норм-предписаний (Н: воинская обязанность).

3) охранительные. Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану наиболее важных общественных отношений. Существуют целые отрасли, которые обеспечивают действие данной функции. Каждая отрасль права содержит такие механизмы воздействия на волю людей, которые выражаются в угрозе применения санкций. Этой цели служит юридическая ответственность.

Учебник: Право воздействует на различные сферы жизни общества, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную.

Функциональное назначение:

1. регулятивно - статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа.

2. С помощью регулятивно - динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Осуществляется с помощью обязывающих норм. Находит свое выражение в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция. Реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы.

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль играют охранительные и поощрительные нормы.

Вопрос 32: то же что и 26.

Вопрос 34: Право и обычай.

Обычай представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Отсутствуют особые механизмы его обеспечения.

Взаимодействие обычаев и права:

1.юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Отличие обычая от нормы права:

1. Неписанная норма, правило поведения

2. Устанавливаются не государством, а в результате многократного повторения

3. Нет государственного принуждения

Виды правовых норм.

1. В зависимости от отрасли права: государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др. отраслей права.

2. По их роли в регулировании общественных отношений:

Ø Регулятивные - устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение.

Ø Охранительные – предусматривают меры государственного принуждения за совершение правонарушения.

Ø Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяющие задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений (нормы – принципы).

Ø Специализированные (нормы о нормах): дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий, коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

3. По методу правового регулирования:

Ø Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных правоотношений.

Ø Диспозитивные содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники отношения не установили для себя иные правила поведения.

Ø Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

4. По сфере действия:

Ø Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Ø Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

Ø Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

5. По юридической силе: нормы закона и подзаконнные акты

6. По времени действия: общие и временные.

7. ПО характеру изложения в НПА: управомачмвающие, обязывающие, запрещающие

Лекции: НП – исходящее от общества и государства общеобязательное, формально-определенное правило поведения, функционально и генетически связанное с государством, обеспечиваемое принудительной силой государства и определяющее права и обязанности участников правоотношений. НП исходный элемент механизма правового регулирования. НП – это элемент права.

Правоотношение – это индивидуализированная общественная связь, возникающая между лицами на основе норм права, и характеризуется предоставлением участникам субъективных прав и юридических обязанностей.

Признаки:

1. Индивидуализированная общественная связь. В рамках правоотношения конкретизируются участники правоотношения. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной.

2. Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми.

3. Разновидность волевых отношений. Они связаны с государственной волей, с индивидуальной волей (реализуются посредством сознания и воли его участников).

4. Возникают на основе норм права.

5. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и сохраняются. Правовое отношение, такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

6. Участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов при наступлении определённых юридических фактов. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом отношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.

Структура правоотношений:

Ø Объект – те материальный и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (деньги, имущество, здоровье, честь, достоинство, произведения искусства и иные)

Ø Субъект – участники правоотношений, выступающие в качестве управомоченной стороны (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно обязанной и управомоченной. Это физические и юридические лица, а также общности, группы, участвующие в правоотношении. Статус субъектов определяет такой понятие как правосубъектность. Он включает в себя правоспособность (способность иметь права и нести обязанности); дееспособность (способность своими действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять обязанности).

Ø Юридическое содержание, которое включает субъективные права (мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которой возникло правоотношение) и юридические обязанности (мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной). Фактическое содержание – это сами общественные отношения.

Виды правоотноше



infonko.ru/kratkij-obzor-severnih-plemyon-a-imenno-teh-kto-pochitaet-voplosheniya-slaanesha-s-podrobnim-opisaniem-krajnostej-na-kotorie-oni-gotovi-radi-svoej-veri.html infonko.ru/kratkij-obzor-skeletnih-mishc.html infonko.ru/kratkij-obzor-sushestvuyushih-sistem.html infonko.ru/kratkij-obzor-teorii-formirovaniya-i-refreminga-eticheskih-sistem-no-tem-ne-menee-konkretno-s-nim-svyazannij.html infonko.ru/kratkij-obzor-terapii-serdechnih-zabolevanij.html infonko.ru/kratkij-ocherk-dogmatov-islama.html infonko.ru/kratkij-ocherk-nailuchshego-idealnogo-obraza-zhizni.html infonko.ru/kratkij-ocherk-razvitiya-mirovoj-politiki.html infonko.ru/kratkij-orientirovochnij-test.html infonko.ru/kratkij-otchet-o-sverke-s-realnostyu.html infonko.ru/kratkij-predvaritelnij-itog.html infonko.ru/kratkij-putevoditel-dlya-nachinayushih.html infonko.ru/kratkij-slovar-delovogo-cheloveka.html infonko.ru/kratkij-slovar-istoricheskih-lichnostej-i-mifologicheskih-bogov.html infonko.ru/kratkij-slovar-osnovnih-terminov-i-ponyatij.html infonko.ru/kratkij-slovar-perevodcheskih-terminov.html infonko.ru/kratkij-slovar-politicheskih-terminov.html infonko.ru/kratkij-slovar-psihoanaliticheskih-terminov.html infonko.ru/kratkij-slovar-specialnih-terminov.html infonko.ru/kratkij-slovar-terminov-po-islamskomu-pravu.html