INFONKO.RU

Философские концепции западноевропейского Просвещения (Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Философские концепции западноевропейского Просвещения (Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Ш.-Л. Монтескье(1689-1755) в «Персидских письмах» критиковал абсолютизм и суеверия, исходил из существования объективной закономерности в природе. В работе «О духе законов» он стремился выявить объективные законы истории. Природные (географические) условия, по его мнению, определяют особенности психологии народов, а последняя, в свою очередь, обусловливает формы правления. Такая концепция характеризуется как «географический детерминизм». Монтескье первым обосновал политическую теорию разделения властей.

Вольтер(1694-1778) исследовал историю как объективный процесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость. В то же время «старшие» просветители были деистами, то есть признавали ограниченное участие Бога в мире: Бог – «великий часовщик», запустивший часы природы, источник движения. С точки зрения Вольтера, религия нужна народу (если бы Бога не было, его следовало бы выдумать).

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, заложил основы европейской радикальной демократии. Изначально человеческая природа, по Руссо, добрая, неиспорченная, отношения между людьми гармоничные. Исследуя развитие культуры, он пришел к выводу, что этот процесс приводит к падению нравов. Считал причиной социального неравенства возникновение частной собственности.

Во второй половине 40-х годов XVIII века на историческую арену выходят более радикальные «младшие» просветители – материалистыиатеисты.

Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание XVIII века, прежде всего - на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании. Так, согласно Гольбаху, реально не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое есть способ существования материи. Движение французский философ сводит к механическому перемещению. Отсюда и упрощенные представления о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности человеческого познания, которое сводилось к пассивному отражению внешнего мира.

Ж.-О. Ламетри(1709-1751) в познании опирается на чувственный опыт, ощущения. Как врач, он считает человека телесным существом, душа которого неразрывно связана с телом («Различные состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела», «пища имеет над нами власть»). Ламетри преодолевает дуализм Декарта в понимании человека, утверждая материальное субстанциональное единство последнего в работе «Человек-машина».

Ламетри первым из французских просветителей обосновал единство материи и движения, выделил в качестве атрибутов материи многообразие ее форм, активность и способность чувствовать.



Д. Дидро(1713-1784) развивает идеи Ламетри о единой материальной природе человека, о многокачественности материи, о присущей ей способности к движению и ощущению. В основе всего многообразия как неживой, так и живой природы лежит единая материальная субстанция, обладающая активностью. Материя состоит из атомов, понимаемых не механически, а скорее как органические молекулы. Дидро считает ощущение всеобщим свойством материи. Различие человека и животных не в особой субстанции – душе, а в организации. Человек обладает особой организацией. Способность к чувственному познанию Дидро объясняет, используя «теорию вибрации». Человек сравнивается с фортепиано, на клавишах которого играет внешний мир. Он критикует субъективный идеализм как философию «сумасшедшего фортепиано». Интерес Дидро, как и других французских материалистов, к живой природе позволил преодолеть рамки механистического материализма. Дидро одним из первых вводит эволюционистское понимание природы, стремится объяснить развитие в природе, ссылаясь «только на материальные силы».

В развитие французского материализма внес определенный вклад К.-А. Гельвеций(1715 –1771), занимавшийся проблемами познания, этики и общественного устройства. Способности ума сводятся им к ощущениям, которые составляют объективную основу знания. Страсти порождают заблуждения. Наряду с природными страстями Гельвеций выделяет страсти, порождаемые обществом и воспитанием, например алчность.

Прагматизм и его эволюция

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

В прагматизме выделяются 3 направления:

- Пирс - он выделяет 2 доктрины:
а). "Теория сомнения веры"
б). "Теория значения"

"Теория сомнения веры", согласно ей - это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т.е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета - опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма - общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

Субъективизм верований допустим путем принятия Шпотеры, и тем самым обеспечивается единство и всеобщность.

"Теория сомнения веры" обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т.о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика - это привычка действовать.

"Теория значения"- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т.е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о "значении" в философском смысле. Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т.е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т.е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Философская антропология

Одним из влиятельных направлений общественной мысли ХХ века являлась философская антропология, призванная ответить на вопрос о природе и сущности человека. Она противостоит умозрительно-спекулятивному подходу к этому вопросу и видит свою задачу в осмыслении нового научного знания о разнообразных сторонах человеческого бытия в их целостном постижении. Свои идеи философская антропология разрабатывает также в полемике с позитивистским и неокантианским гносеологизмом.

Главной проблемой этого течения, сформулированной его основателем М. Шелером, является тема существенных различий человека и животного. М. Шелер видит их в способности человека относиться предметно и объективно к среде; А. Гелен - в недоразвитости человека, который компенсирует ее в деятельности; Э. Ротхакер – в способности творить и быть плодом культуры. Однако все они убеждены, что природа человека остается неизменной и зависит от Бога.\

27.Психоанализ, его основные идеи и развитие в ХХ в.

Фрейд обосновал психоаналитический ме­тод изучения человека, который стал известен как метод сво­бодных ассоциаций. Ассоциация (связь) как явление довольно давно изучалась в философии и психологии. Ее суть состояла в том, что, наблюдая одно явление, индивид подразумевает другое, причинно связанное явление, и эта ситуация всецело находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с другой целью - полного исключения сознания. Приемы и методы, при помощи которых удалось это осуществить, позволили основателю психоанализа «заглянуть в мрак бессознательного».

В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви — себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Функции науки.

Мировоззренческая. Это то, что дает наука миру социума. Она выступает в оппозиции с религиозной картиной мира и полемизирует с ней, затем религия берет на себя нравственную функцию.

· Наука выступает как важнейшая производительная сила общества. Ее наука обнаруживает уже в развитом состоянии техногенного мира. Раньше наука оптимизирует уже существующие технологии производства, вносит в них смысл, порядок, а затем начинает забегать вперед и в 20 веке возникает наукоемкое производство (радиоэлектроника, космическая промышленность, автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность). На таком производстве наука задает технологические циклы, их содержание, и организацию.

· Наука - социальная сила (20 век). Научно обоснованные проработанные в науки алгоритмы внедряются не только в технологию производства материальных ценностей и благ, но и в образования, медицину, в процессы управления на разных уровнях, в экономическую, политику (политтехнологи). Наука организует самые разнообразные процессы например распределение ресурсов

Эвристическая функция.

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного бытия относительно общественного сознания

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще нет. Социальная действительность – единство материального и идеального.И тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия определяющую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни общества определяет материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда с точки зрения материалистического понимания общества активная связь будет ориентирована от материального к идеальному, а реактивная – наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет обратной.

§ 46.Потребности и интересы человека в системе общественного производства.

§ Человек — воплощение всей совокупности общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных.

§ Человек является одновременно главной целью и фактором производства.

§ Человек как участник производства выступает в трех лицах:

§ - человек - непосредственный производитель благ и услуг;

§ - человек - потребитель благ и услуг, им созданных в процессе производства;

§ - человек координатор, управленец и организатор процесса производства.

§ Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных отношений. Именно человек создает и оживляет средства производства и превращает их в элементы производительных сил. Поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества.

§ С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Созданный им общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно.

§ а)Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума

§ б) материальные --потребности в материальных благах и услугах и духовные -- потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

§ в) первоочередные --потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные -- потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

§ 47. Способ производства материальных благ как экономическая основа существования общества.

§ 1) без постоянного осуществления производства материальных благ существование общества невозможно;
2) способ производства, прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовой структуры;
3) способ производства во многом определяет развитие политической жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы, которые определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни;
4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в том числе здания для функционирования учреждений духовной культуры — библиотек, музеев, театров и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов, газет, музыкальные инструменты и многое другое. Речь идет о материальном обеспечении духовной жизни общества.

§ Производство направлено на удовлетворение данных потребностей и потому существует. Нет потребностей — нет и производства. Круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят о законе возвышения потребностей, то есть их постоянном развитии и совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях самого производства, то есть о потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные и основные стимулы.

§ 48. Проблема собственности и разрешения противоречий в отношении собственности в современном обществе

§ можно выделить следующие основные проблемы сoбственности:

§ Во-первых, в оснoве жизни человечества была положена и лежит сегодня, уничтожающая все, бoрьба за собственность, борьба за приоритет обладания наибольшими излишками прoдукции для выгодной торговли и эконoмической экспансии. Быстрое накопление собственности происходило, и происходит сегодня теми, ктo у власти. Накопление без меры означало деградацию исторических oбщественных отношений.

§ Свобода как отношение собственности ограничивается внешними факторами и внутри самой себя. Внешним образом свобода индивида ограничивается свободой других людей и общества в целом. Внутри самой себя индивидуальная свобода ограничивается отказом индивида от притязаний на свободу, собственность других. Следовательно, единичная, индивидуальная собственность содержит в самой себе свою противоположность – собственность всеобщую, общественную и, наоборот, общественная собственность отрицается в самой себе собственностью индивидуальной. Индивидуальной собственности в «чистом» виде нет, точно так же как не существует в «чистом» виде и собственность общественная.

§ Различные подходы к пониманию всеобщего противоречия собственности как свободного волевого отношения определили разнообразие научных школ, направлений, теорий, представители которых предлагают разные возможные способы разрешения этого противоречия.

§ Крайние противоположные позиции в решении данной проблемы занимают последовательные радикальные индивидуалисты и коллективисты.

§ Первые, абсолютизируя индивидуалистическое начало в отношении собственности, отрицают ее общественный момент, вторые – наоборот.

§ Эти два прямо противоположных подхода к разрешению всеобщего противоречия собственности роднит то, что они предполагают ликвидацию одной из сторон противоречия («плохой») при сохранении и абсолютизации другой («хорошей»). Однако нельзя ликвидировать одну из сторон противоречия, не уничтожив другую и явление собственности в целом.

§ Реализация идей первой концепции ведет к гибели гражданского общества и государства, а второй – к гибели личности.

§ Всеобщее противоречие собственности разрешается развитием каждой из сторон и переходом в иное состояние. Свидетельством тому является весь ход исторического развития свободы личности и общества, развитие экономической свободы.

§ Экономическая свобода – это, прежде всего, свобода хозяйственной деятельности и ее начала – труда. Известно утверждение, что социальноэкономические формации и, следовательно, типы собственности отличаются друг от друга различным способом соединения непосредственного производителя экономических благ со средствами производства. А чем же определяются сами эти способы соединения? Очевидно, что различными степенями свободы труда.

§ Если при определении этапов исторического развития типов собственности исходить из критерия состояния свободы труда, то эти этапы можно представить как общество, где господствует внеэкономическое принуждение к труду, общество с экономическим принуждением и общество свободного труда свободно собравшихся людей.

§ Основным противоречием общества наемного труда является не противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов, а противоречие самой собственности, принявшей господствующую форму капитала.

§ Именно противоречия частнокапиталистической собственности объективно обусловливают все преимущества и все пороки этого способа производства.

§ Действительное разрешение противоречия частнокапиталистической собственности осуществляется в процессе ее действительного движения.

§ 49. Сущность, главные признаки, направления и социальные последствия научно-технологической революции

§ Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

§ Основными направлениями НТР являются: микроэлектроника, лазерные технологии, ферментные технологии, генная инженерия, катализ, био- и нанотехнологии.

§ Cоциальные последствия научно-технической революции можно свести к следующим основным группам:

§ - Обострение экологической ситуации, возникновения проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

§ - Изменение взаимоотношений в системе "человек - техника" (рабочий становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто управляет технологическим процессом)

§ - Изменение содержания и характера труда (увеличивается доля творческих, поисковых функций, ведет к нивелированию существенных различий между людьми умственного и физического труда)

§ - Рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий (это высвобождает трудовые ресурсы);

§ - Повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

§ - Ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачивание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания). Это вызывает рост концентрации населения в городах, активизацию миграционных процессов, значительное сокращение рабочего и увеличение свободного времени (отсюда - возможность гармоничного развития личности);

§ - "Интернационализация" общественных отношений (как пример - невозможность производить что-либо в одной стране, не считая международные стандарты, цены на мировом рынке, международное разделение труда);

§ - Потеря человеком эмоциональности, интеллектуальное перегрузки, формализация контактов, односторонняя, техническая сознание;

§ - Возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды (сверхвысоких и сверхнизких давлений, температур, электромагнитных полей, радиоактивности и т.п.);

§ - Одной из самых серьезных проблем, порожденных научно-технической революцией, проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базового образования и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянного самостоятельного образования.

Основные признаки современной НТР:

· универсальность и всеобъемлющая — превращает все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей;

· ускорения научно-технических превращений — резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, которое приводит к быстрому моральному старению продукции и необходимости ее постоянного обновления;

· смена роли человека в производстве — во всех отраслях деятельности происходит изменение характера и содержания труда, увеличения части умственного труда, то есть ее интеллектуализация;

· 50. Основные черты информационного общества.

Информационное общество — теоретическая концепция варианта постиндустриального общества. Другими словами, это историческая фаза развития цивилизации, для которой характерно быстрое увеличение информации и знания в едином информационном пространстве. В качестве главных продуктов производства в нем выступают информация и знания. \

Отличительные черты:

1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5. развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

§ 51. Социальная структура общества, ее исторический характер и особенности. Теория социальной стратификации и мобильности

§ Социальная структура общества — это устойчивая связьсубъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования

§ Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum — слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

§ Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

§ Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования

§ Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью

азличают следующие виды социальной мобильности:

· • вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Напри­мер, индивид занимает более высокую должность, значитель­но улучшает свое материальное положение, побеждает на вы­борах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и проч.;

· • горизонтальная мобильность — перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;

· • индивидуальная мобильность — отдельный индивид перемеща­ется асоциальном пространстве в том или ином направлении;

§ • групповая мобильность — целые социальные группы, социаль­ные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре.

§ 52. Эволюционный и революционный тип развития общества. Социальные конфликты, социальные революции

§ В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.

§ Эволюционный путь(слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

§ Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

§ Социальный конфликт (от лат.confliktus- столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

§ Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.

§ По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения ,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

§ 53. Социальное управление, его основные характеристики.

§ Социальное управление — такая общественно значимая деятельность людей, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий индивидов и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач (Ю. М. Козлов).

§ Особенности социального управления:
1) осуществляется там, где действуют те или иные системы людей (государство, семья, общественная организация, общество в целом и т. п.);
2) предполагает совместную деятельность людей для достижения общих целей;
3) оказывает упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, обеспечивает согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности (как дирижер, управляя оркестром, обеспечивает согласованность индивидуальных действий отдельных музыкантов);
4) носит волевой, сознательный, а также властный характер;
5) осуществляется в рамках управленческих отношений;
6) связано с определенными формами, методами, средствами воздействия субъекта на объект.

§ Виды социального управлении: общественное (например, в рамках деятельности политических партий, общественных объединений и организаций), религиозное, семейное, международное, муниципальное, государственное

§ 54. Формы человеческого бытия. Единство природного, социального и духовного в человеке.

§ Формы человеческого бытия

§ Анализ различных мнений и концепций позволяет в настоящий момент выдёлить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные друг с другом основные формы бытия.

§ В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа». Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо» от сознания человека.

§ Вторая форма охватывает бытие человека.

§ Третья форма -- бытия духовного. Она включает индивидуализированное духовное человека (мир состояний его сознания) и объективированное духовное (книги, картины, статуи и прочие плоды духовной деятельности человека, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства).

§ Четвертая форма -- бытия социального -- распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества.

§ Итак, природа, человек, духовность и социальность -- основные формы бытия. Согласно данной классификации бытием обладают не только явления природы, но и человек, деятельность сознания. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Деятельность преследующего свои цели индивида, т. е. историческое творчество -- также объективно процесс бытия.

§ 55. Свобода и ответственность личности.

§ Человек живет и развивается в рамках свободного выбора своего пути.

§ Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности он добивается целей и реализует себя.

§ В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайности в решении этого вопроса сводились к волюнтаризму и фатализму. Согласно первому подходу – человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится. Это его родовое качество. С позиции фатализма в мире все предопределено, и каждое действие человека – есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно—следственной связи.

§ Но в повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места рождения, объективный условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия. Но с другой стороны, бытие человека – это не одномерная линия из прошлого в будущее. Это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который хара



infonko.ru/raschet-perehodnih-processov-v-nelinejnih-elektricheskih-cepyah.html infonko.ru/raschet-peremennih-poter-moshnosti-v-lep-smeshannogo.html infonko.ru/raschet-pishevoj-i-energeticheskoj-cennosti-avtorskogo-blyuda.html infonko.ru/raschet-pitaniya-pri-iskusstvennom-vskarmlivanii-rebenka.html infonko.ru/raschet-plastinchatih-konvejerov.html infonko.ru/raschet-ploshadej-proizvodstvennih-pomeshenij.html infonko.ru/raschet-ploshadej-proizvodstvennih-zon-zon-ozhidaniya-i-hraneniya.html infonko.ru/raschet-ploshadej-zon-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-diagnostiki-i-tekushego-remonta.html infonko.ru/raschet-ploshadi-otvodkovogo-otdeleniya.html infonko.ru/raschet-ploshadi-sklada-armaturnoj-stali.html infonko.ru/raschet-ploskih-staticheski-opredelimih-ferm.html infonko.ru/raschet-podshipnikov-bistrohodnogo-vala.html infonko.ru/raschet-podstropilnoj-sistemi.html infonko.ru/raschet-pogreshnosti-izmerenij.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-bezotkaznosti-i-dolgovechnosti.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-ispolzovaniya-oborotnogo-kapitala.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-ispolzovaniya-trudovih-resursov.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-izmeneniya-spisochnoj-chislennosti-personala.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-obshej-ocenki-zemel.html infonko.ru/raschet-pokazatelej-po-sebestoimosti-produkcii-i-kompleksnih-smet-zatrat-dlya-ceha-po-proizvodstvu-azotnoj-kisloti.html