INFONKO.RU

Факторы влияющие на успешность решения задач

Гиппенрейтер. Задачи “на догадку”. Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения

1) необходимо сохранение интереса к задаче;

2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения;

3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств;

4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.

Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам:

- нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи;

- возможность использования подсказки связана с внутренними условиями, а именно, со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач.

Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач:

1) ситуационные:

- способ предъявления задач , задачи-подсказки

- эффект установки

- эмоциональные и мотивационные состояния

(наиболее продуктивен оптимум мотивации, хронический успех, как и неудача, снижают эффективность)

2) личностные факторы:

- знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач)

- интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки)

- личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)

- ценности (ради чего стоит мыслить)

- интеллектуальное “Я”

- мотивация:

• сила мотива - закон Йеркса-Додсона:

имеется оптиум мотивации (стимуляции) при котором научение проходит быстрее, и этот оптиум зависит от трудности задачи: чем труднее задача тем оптиум ближе к пороговому стимулу по величине. Следовательно при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой – сильная.

• 2 типа мотивации в мышлении, по Маслоу: мотивация защиты (потребность в безопасности) и мотивация самоактуализации. О типе мотивации можно судить по результатам мышления. Характеристики мышления, обусловленного защитой: попытка установить порядок в мире, упрощение мира, стереотипы и т.п. Характеристики мышления, обусловленного самоактуализацией: усложнение картины мира, процесс развитие, движет вперед мышление человечества.

- когнитивный стиль (его характеристики:

• гибкость-ригидность

• импульсивность-рефлексивность

• аналитичность-синтетичность

• полезависимость-поленезависимость

• склонность к риску-осторожность и т.п.)

- эмоции (регулируют возникновение, направленность мышления, существуют интеллектуальные эмоции



методы регистрации эмоций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР.

Виды мышления.

Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Классификация видов мышления:

1. По генезису развития:

· Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;

· Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;

· Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;

· Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

2. По характеру решаемых задач:

· Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.

· Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости:

· Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

· Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности:

· Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

· Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления:

· Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

· Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям:

· Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

· Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Язык, речь и мышление. Речевое мышление. Интуитивное мышление.

Речь - это форма общения людей, опосредованная языком, и является особым видом деятельности.

В первые года жизни у человека она развивается в несколько этапов.

0-6 мес - звукоподражание (гуление),

6-12 мес - лепет. (ребенком приобретается пассивный словарь).

в 1 год - появляются отдельные слова (автономная детская речь).

от 1 года до 3 - растут активный и пассивный словари, ребенок начинает говорить предложениями.

от 3 до 7 лет. наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7-ми годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

в младший школьный возраст - контекстная и письменная речь

в подростковый возраст - литературная речь.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление - перенесение речи внутрь.

Связь речи и мышления

Речь - это так же форма существования мысли, однако неправомерно отождествлять мысль и речь, как и представлять ее лишь только внешней формой мысли.

Свойства речи:

· содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего);

· понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям);

· выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом);

· действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.

Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями. Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.



infonko.ru/chetvyortij-etap-prezentaciya-proekta-podacha-i-raschyot-tehniko-ekonomicheskih-pokazatelej.html infonko.ru/chetvyortij-luch-garmonii-cherez-konflikt.html infonko.ru/chetvyortij-period-ot-15-let-do-vstupleniya-v-brak.html infonko.ru/chfptjyuobs-j-ftefjyuobs-ufthlfhtb-bit.html infonko.ru/ch-friess-classification-of-words.html infonko.ru/chi-dzherelami-prava-socalnogo-zabezpechennya-zakoni-ukrani-pro-mlcyu-pro-prokuraturu-pro-status-narodnogo-deputata-ukrani.html infonko.ru/childrens-language-acquisition.html infonko.ru/childrens-reaction-reakciya-detej.html infonko.ru/childs-imagination-nature-and-development-2-nd-article.html infonko.ru/chim-liderom-trudnee-vsego-bit.html infonko.ru/chim-poyasnyutsya-bagatoznachnst-unversalnih-simvolv.html infonko.ru/chim-vdrznyayutsya-sposobi-varnnya-yac-yak-vikoristovuyut-varen-yajcya.html infonko.ru/chim-viznachatsya-clova-funkcya-sistemi.html infonko.ru/chim-znamenno-ozero-v-bukovel.html infonko.ru/chingishan-temudzhin-temuchin.html infonko.ru/chinniki-ekonomchnogo-zrostannya-v-model-solou.html infonko.ru/chinniki-sho-viznachayut-konkurentospromozhnst-produkc.html infonko.ru/chinniki-sho-viznachayut-nvesticjnu-privablivst-fnansovih-nstrumentv.html infonko.ru/chinniki-sho-vplivayut-na-rozmr-pributku-pdprimstv.html infonko.ru/chinniki-sho-vplivayut-na-vartst-zeml.html