INFONKO.RU

Алгоритмы анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач

Профессиональное владение методикой педагогического взаимодействия складывается из таких основных элементов, как:

– умение вдумчиво проводить анализ жизни и поступков детей, их воспитательных результатов; анализ педагогических ситуаций;

– знание основных методов педагогического взаимодействия, их видов и форм, а также условий их эффективного применения;

– владение набором специальных знаний и навыков по практическому использованию приемов взаимодействия, то есть педагогической техникой.

Основная задача учителя при организации коммуника­тивного воздействия на ребенка – четко определить степень воз­действия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убеждающим.

Какие практические советы можно дать начинающему учи­телю?

1. Побольше наблюдательности. Постарайтесь на протяжении определенного периода четко фиксировать, в каких случаях в меж­личностном взаимодействии ваши слова, просьбы, требования, по­желания не встречали отпора, возражения, беспрекословно выпол­нялись. Попробуйте определить, чем это было вызвано:

а) содер­жанием сообщения (безукоризненной логикой, увлекательностью, четкостью, понятностью и естественностью требований и т. д.);

б) формой взаимодействия (техникой воздействия, эмоциональностью, глубокой верой в необходимость);

в) ва­шим авторитетом;

г) возрастными и психологическими особенно­стями учащихся и т.д.

2. Выделите те элементы техники убеждения или внушения, ко­торые вам удались. В спокойной обстановке, когда никто не мешает, повторите эти удачные находки (логику, жест, мимическое выражение, интонацию) несколько раз, закрепив их.

3. Проведите подобный анализ также по отношению к тем ситуациям взаимодействия, когда вы не смогли добиться нужного результата. Определите, в чем причина неудачи. Попытайтесь самостоятельно или с помощью коллег откорректировать те фрагменты взаимо­действия, в которых вас постигла неудача.

4. Проделайте эти упражнения с помощью зеркала и магнитофонных записей. В этом случае вы можете осуществить и ви­зуальный, и слуховой контроль. Работая над собой, “примерьте” на себе логику и технику воздействия опытных учителей. Попы­тайтесь выделить приемлемое для вас рациональное зерно.

5. Разрабатывая урок, попробуйте выделить этапы, где долж­но преобладать обращение к рациональной сфере учащихся, а где – к эмоциональной. В первом случае составьте развернутую логическую схему доказательства. Во втором – продумайте, каки­ми видами внушения вы будете пользоваться, какие средства усиления внушающего воздействия вы примените.

6. Возьмите себе за правило перед началом урока проверять наличие в своем теле мышечных зажимов. Тренируйтесь постоян­но в быстром их устранении. Проверку и снятие мышечного на­пряжения обязательно введите и в середине урока. Сопроводите это “эмоциональным душем” – произнеся мысленно несколько ободряющих фраз (типа: “Урок идет так, как надо, я свободно ориентируюсь в учебном материале, ученикам интересно меня слушать, я хочу и могу повысить их увлеченность уроком”).



7. Продумайте и отработайте индивидуальные способы снятия напряжения после рабочего дня: книготерапия, цветотерапия, музыкотерапия. Вечером обязательно найдите время для анализа всех своих отрицательных эмоций, накопившиеся за день. Не позволяйте зафиксироваться отрицательным установкам, силой самоубеждения снимайте ежедневно барьеры недоверия, непри­язни, настороженности, которые помешают вам завтра правильно понять того или иного ученика.

8. Если ученик не понял или не принял вашего объяснения, не спешите искать причину в ком-то. Подумайте, был ли ваш рассказ последовательным, логичным, убедительным. На­сколько вам удалось соприкоснуться с проблемами, волнующими ваших подопечных?

С помощью этих простых правил (их можно дополнить и продолжить дальше, исходя из своего практического опыта) значительно повышается эффективность педагогического взаи­модействия.

Особое значение для педагога приобретает правильный выбор метода, его вида и формы в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Всякое формальное копирование методов и приемов обречено на провал. Мастеру-педагогу кроме владения методами педагогического воздействия, необходим навык быстрого ориентирования в сложившейся ситуации, чтобы найти для данных условий единственный по своей эффективности прием.

Рассматривая алгоритм анализа педагогической ситуации, необходимо рассмотреть понятие педагогической системы.

Система (в широком смысле слова) представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих элементов. Само существование, назначение, особенности системы как целого обусловлены свойствами, связями и отношениями ее частей. Объединение людей, специально организуемое для осуществления целей воспитания, можно рассматривать как педагогическую систему.

В нее также включаются разнообразные средства, обеспечивающие процесс воспитания. Педагогические системы образуют сложную иерархию. Так, система народного образования страны объединяет в себе педагогические системы общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д. Те, в свою очередь, включают в себя педагогические системы класса, кружка, центра, клуба и т.д.

Каждая система призвана осуществлять цели воспитания, решать педагогические задачи. Задача содержит конкретную цель воспитания и сведения об условиях ее достижения. Осознание задачи происходит в результате анализа конкретной ситуации – совокупности обстоятельств, соответствующих объективному состоянию педагогической системы.

Трудности взаимоотношений между отдельными воспитанниками, неудачный ответ ученика, успех команды класса в футбольном матче – любые значимые события учитель рассматривает не изолированно, а в конкретной системе. Такой подход дает возможность правильно представить себе возникающую задачу.

В результате деятельности педагога выявленная общая задача трансформируется в последовательность конкретных задач учебно-воспитательного процесса. Они решаются совместно воспитателем и воспитанниками. Таким образом, реализация педагогической задачи в целом – коллективная деятельность, осуществляемая в педагогической системе.

В системе выделяются подсистемы объектов воспитания, субъектов воспитания и субъектов непреднамеренного воспитательного воздействия.

Объектами воспитания называют личности и коллективы, на которых направлено воспитательное воздействие с целью их развития, формирования.

Субъектами воспитания называют личности и коллективы, которые сами оказывают воспитательное влияние.

Субъектами непреднамеренного воспитательного воздействия называют отдельных лиц или группы людей, которые осуществляют воспитательное влияние, но своей функции не осознают.

Педагог выдвигает и решает свои задачи на основе анализа конкретной ситуации. В ней школьники выступают перед учителем во всей сложности своих качеств и отношений. Учитывая их, педагог конкретизирует общие воспитательные цели в данных условиях, формулирует стратегические, тактические и оперативные задачи.

Стратегические задачи воспитанияимеют целью существенное изменение объекта воспитания, достижение желательного идеала.

Тактические задачи воспитанияпредполагают формирование нужных качеств воспитанников в специально организованной деятельности.

Оперативные задачи воспитания являются последовательными элементами решения стратегических и тактических задач. Их цель – направить отдельные действия и поступки воспитанников. Поэтому решение таких задач должно происходить оперативно, своевременно.

Для того чтобы решить задачу субъект воспитания проектирует новые состояния педагогической системы, создает в дальнейшем новые ситуации воспитания. Следовательно педагогическая ситуация является не только источником, но также предметом и результатом решения задачи в целом или отдельного ее этапа.

Высококвалифицированный педагог обычно безошибочно осознает педагогические задачи в повседневном взаимодействии с воспитанниками. Он вдумчиво и последовательно формулирует необходимые этапы при подготовке к уроку, классному часу, занятию кружка. Основой для этого служит анализ возникающих ситуаций.



infonko.ru/sistemi-internet-platezhej-cifrovaya-nalichnost.html infonko.ru/sistemi-iskusstvennogo-intellekta.html infonko.ru/sistemi-ispolzovaniya-pastbish-i-sposobi-pastbi-skota.html infonko.ru/sistemi-i-zadachi-zdravoohraneniya-rf.html infonko.ru/sistemi-klassifikacii-tovarov.html infonko.ru/sistemi-kompleksnoj-avtomatizacii-tehnologicheskih-processov.html infonko.ru/sistemi-kompyuternoj-grafiki.html infonko.ru/sistemi-kondicionirovaniya-vozduha.html infonko.ru/sistemi-kontaktnoj-seti-klassifikaciya-podvesok.html infonko.ru/sistemi-koordinat-primenyaemie-v-nazemnoj-fotogrammetrii-i-elementi-orientirovaniya-snimkov.html infonko.ru/sistemi-linejnih-odnorodnih-uravnenij.html infonko.ru/sistemi-linejnih-uravnenij-reshenie-sistem-linejnih-uravnenij-formuli-kramera-metod-gaussa.html infonko.ru/sistemi-maslosnabzheniya-mashinnogo-zala.html infonko.ru/sistemi-massovogo-obsluzhivaniya-smo.html infonko.ru/sistemi-menedzhmenta-kachestva.html infonko.ru/sistemi-mestnogo-samoupravleniya.html infonko.ru/sistemi-nazvanij-zvukov-razvitie-notacii.html infonko.ru/sistemi-nematerialnogo-celitelstva.html infonko.ru/sistemi-obespecheniya-kachestva-izgotovleniya-i-remonta-podvizhnogo-sostava-i-tehnologicheskoj-podgotovki-proizvodstva.html infonko.ru/sistemi-obrabotki-dannih-sod.html