INFONKO.RU

АЛГОРИТМ 6 Подсчет критерия S Джонкира

1. Перенести все показатели испытуемых на индивидуальные карточки.

2. Если количества испытуемых в группах не совпадают, уравнять группы, ориен­тируясь на количество наблюдений в меньшей из групп. Например, если в меньшей из групп п=3, то из остальных групп необходимо случайным образом извлечь по три карточки, а остальные отсеять.

Если во всех группах одинаковое количество испытуемых (n<10), можно сразу переходить к п. 3.

3. Разложить карточки первой группы в порядке возрастания признака и занести полученный ряд значений в крайний слева столбец таблицы, затем проделать то же самое для второй группы и занести полученный ряд значений во второй слева столбец, и так далее, пока не будут заполнены все столбцы таблицы.

4. Начиная с крайнего левого столбца подсчитать для каждого индивидуального значения количество превышающих его значений во всех столбцах справа (Si). Полученные суммы записать в скобках рядом с каждым индивидуальным зна­чением.

5. Подсчитать суммы показателей в скобках по столбцам.

6. Подсчитать общую сумму, просуммировав все суммы по столбцам. Эту общую сумму обозначить как А.

7. Подсчитать максимально возможное количество превышающих значений (В), которое мы получили бы, если бы все значения справа были выше значений слева:

где с - количество столбцов (сопоставляемых групп);

n - количество наблюдений в каждом столбце (группе).

8. Определить эмпирическое значение S по формуле:

S=2·A-B

9. Определить критические значения S по Табл. III Приложения 1 для данного количества групп (с) и количества испытуемых в каждой группе (n).

Если эмпирическое значение S превышает или по крайней мере равняется кри­тическому значению, H0 отвергается.

2.6. Задачи для самостоятельной работы

ВНИМАНИЕ! При выборе критерия рекомендуется пользоваться

АЛГОРИТМОМ 7.

Задача 1.

В группе слушателей ФПК по педагогике и психологии назрел глухой конфликт между иногородними слушателями и слушателями, проживавшими в Санкт-Петербурге, где и происходили занятия. В кур­се психологического практикума по групповой психологии иногородним слушателям было предложено принять на себя роль петербуржцев и участвовать в споре на их стороне. 7 слушателей были протагонистами -активными игроками, перевоплотившимися в петербуржцев, а 7 других суфлировали им, подсказывая реплики и ссылки на те или иные факты. После этого сеанса социодраматической замены ролей участникам был задан вопрос: "Если принять за 100% психологическую дистанцию ме­жду Вами и петербуржцами до дискуссии, то на сколько процентов она сократилась или увеличилась после дискуссии?"

Результаты представлены в Табл. 2.9. Все показатели имеют от­рицательный знак, что свидетельствует о сокращении дистанции (Сидоренко Е. В., 1992). Могут ли эти данные использоваться как подтверждение идеи Д. Л. Морено о том, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним (Moreno G. L., 1934)?



Таблица 2.9

Показатели сокращения психологической дистанции (в %) после социодраматической замены ролей в группе протагонистов (n1=1)ч суфлеров (n2=7)

№ испытуемых Группа 1: протагонисты (n1=7) Группа 2: суфлеры (n2=7)

Задача 2.

В исследовании С.К. Скаковского (1990) изучалась проблема психологических барьеров при обращении в службу знакомств у мужчин и женщин. В эксперименте участвовали 17 мужчин и 23 женщины в возрасте от 17 до 45 лет (средний возраст 32,5 года). Испытуемые Должны были отметить на отрезке точку, соответствующую интенсивности внутреннего сопротивления, которое им пришлось преодолеть, что­бы обратиться в службу знакомств. Длина отрезка, отражающая мак­симально возможное сопротивление, составляла 100 мм. В Табл. 2.10 приведены показатели интенсивности сопротивления, выраженные в миллиметрах.

Можно ли утверждать, что мужчинам приходится преодолевать субъективно более мощное сопротивление?

Таблица 2.10

Показатели интенсивности внутреннего сопротивления при обращении в службу знакомств (в мм)

Группа 1 - мужчины (ni=17) Группа 2 - женщины (из—23)

Задача 3.

В выборке из 28 мужчин-руководителей подразделений крупного промышленного предприятия Санкт-Петербурга перед началом курса тренинга партнерского общения проводилось обследование с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (форма А). В Табл. 2.11 приведены индивидуальные значения испытуемых по факто­ру N, отражающему житейскую искушенность и проницательность.

Данные представлены в "сырых" баллах и сгруппированы по че­тырем возрастным группам. Можно ли утверждать, что есть опреде­ленная тенденция изменения значений фактора N при переходе от груп­пы к группе?

Таблица 2.11

Индивидуальное значение по фактору N 16PF в 4 возрастных группах руководителей (по данным Е. В. Сидоренко, 1987)



infonko.ru/metodi-otiskaniya-i-ustraneniya.html infonko.ru/metodi-otsekayushih-ploskostej.html infonko.ru/metodi-ozhivleniya-organizma-srochnie-meropriyatiya.html infonko.ru/metodi-oznakomleniya-detej-s-mirom-prirodi.html infonko.ru/metodi-pdgotovki-pererobki-tverdih-promislovih-vdhodv.html infonko.ru/metodi-pedagogicheskih-issledovanij.html infonko.ru/metodi-pedagogicheskogo-issledovaniya.html infonko.ru/metodi-pedagogicheskogo-stimulirovaniya-razvitiya-odarennogo-doshkolnika-v-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii.html infonko.ru/metodi-pedagogicheskoj-psihologii.html infonko.ru/metodi-pedagogiki-visshej-shkoli.html infonko.ru/metodi-peredachi-dannih-v-kompyuternih-setyah.html infonko.ru/metodi-perforacii-i-torpedirovaniya-skvazhin.html infonko.ru/metodi-perspektivnogo-ischisleniya-naseleniya.html infonko.ru/metodi-plasticheskoj-deformacii-poroshkovih-i-poristih-materialov.html infonko.ru/metodi-pobudovi-vantazhnih-zalznichnih-tarifv.html infonko.ru/metodi-podderzhaniya-i-razvitiya-kulturi-organizacii.html infonko.ru/metodi-pogruzheniya-zaranee-izgotovlennih-svaj.html infonko.ru/metodi-poiska-innovacionnih-idej.html infonko.ru/metodi-poiska-novih-reshenij.html infonko.ru/metodi-polucheniya-ispolzovaniya-informacii-i-sistemnogo-analiza.html