INFONKO.RU

АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Будучи на первых порах соратником Фрейда, Альфред Адлер вскоре порвал с ним, разработав собственную теорию «индивидуальной* психологии». Хотя теория Адлера содержала многие ключевые гипотезы Фрейда, например о психическом детерминизме, глубинных источниках мотивации человеческого поведения, важности инсайта, он с самого начала не принимал утверждений Фрейда о первейшей роли половых инстинктов1. «Научно переработав» идеи Фридриха Ницше о «воле к власти», Адлер выдвинул гипотезу об агрессивных инстинктах как источнике мотивации индивида, противопоставив ее центральной гипотезе Фрейда о половых инстинктах. Позднее вместо «воли к власти» он заговорил о «стремлении к превосходству»2.

Адлер всегда полагал, что его психологические идеи приложимы ко всем людям, а не только к пациентам. Он часто употреблял такие слова, как «все», «всегда» и «каждый». Так, он пришел к выводу, что универсальным источником

* От лат. individuum (неделимый), что выражает идею целостности психической жизни личности, отсутствие границ и антагонизма между сознанием и бессознательным.

166


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мотивации является «стремление к превосходству». Помимо стремления к превосходству, учил Адлер, каждый человек стремится преодолеть комплекс неполноценности. Для его компенсации и достижения жизненной цели у каждого человека с ранних лет формируется прототип собственного «стиля жизни»3.

Адлер считал, что индивидуальная психология позволяет анализировать единую личность, личность в целом, и что поведение индивида задается присущим только ему жизненным планом достижения целей (именно этот план он позднее назовет стилем жизни). Адлер писал:

In usum Delphini*, однако я хочу привести следующее положение: если я понял цель душевного движения или жизненного плана, то должен ожидать, что все отдельные акты будут соответствовать этой цели и жизненному плану (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)4.

Он полагал, что стиль жизни человека формируется на основе того смысла, который человек прилагает к своей жизни, и тех целей, которые он ставит перед собой в первые четыре-пять лет жизни. В дальнейшем, учил Адлер, как бы пациент ни выражал себя в поведении и какие бы цели он ни декларировал, психолог обязан «видеть самую суть вещей, а не только то, что лежит на поверхности». Он говорил: «Следует искать единство и целостность личности, т. к. понимание части проистекает только из понимания целого»5.

Парадоксально, но Адлер, заостряющий внимание на целостности и единстве индивидуальности человека, упускал из поля зрения важнейший аспект тварности — некогда по Своему образу и подобию человека сотворил Бог. В адлерианском понимании естества индивида это грубейшее упущение составляет гигантский пробел; ктомужеоно, это понимание, представляет в ложном свете прочие части индивидуальной психологии. На очевидное непочитание Бога и Библии в теории Адлера указывает немногочисленность ссылок на Писание. В какой-то момент своей деятельности Адлер изменил еврейскому религиозному наследию своих предков и крестился по христианскому обряду, хотя, согласно Уолтеру Кофману, так и «не принял Христову веру»6. Его персоналис-



* То есть издание с исправлениями авторского текста, в котором по цензурным соображениям исключены все места, предосудительные с воспитательной точки зрения.

167


тическая религия не имела никакого отношения ни к иудаизму, ни к христианству. Вера Альфреда Адлера опиралась на теорию инди. видуальной психологии Альфреда Адлера, превосходящую, по мнению Альфреда Адлера, все религии мира7.

Мотивационная траектория

Отдельные привычки и черты поведения Адлер рассматривал в контексте избранной индивидом линии поведения. Он обнаружил «следующую закономерность, характерную для любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не ставя перед собой цели»8. Вот что в связи с этим заявляет Адлер: «Все движения души получают свое направление благодаря ранее обретенной цели»9. И продолжает:

Этот логически безупречный вывод индивидуальной психологии подводит нас к одному важному тезису: любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)10.

Адлер считал, что каждый человек бессознательно руководствуется специфической жизненной целью, которая от начала до конца определяет его поведение. В качестве такой цели, по мнению Адлера, прежде всего выступает стремление к превосходству, власти, безопасности и значимости, хотя определенное внимание он уделял и тезису о стремлении к социальной ответственности. Адлер учил, что «все психологические действия происходят в русле двух изначальных ориентации». Вот что он писал в этой связи:

Эти две ориентации, социальный интерес [чувство общности] и стремление индивида к превосходству и власти, влияют на поведение каждого человека и определяют оценку позиции каждого индивида как в его стремлении к безопасности, так и в выполнении им трех главных жизненных задач: любви, общности и кооперации".

Человеку от жизни мало проку, когда цель превосходства над другими, согласно Адлеру, достигается без чувства любви, общности и кооперации.

Какой бы универсальной ни была цель превосходства, у каждого человека эта цель своя — индивидуальная и уникальная. Она зависит от того смысла, который он придает собственному суще-168


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

-твованию, формируется на основании его собственного стиля изни и проходит красной нитью через всю его жизнь12. При этом, п0дчеркивал Адлер, «цель превосходства целиком, сполна неведома никому»13.

В цели превосходства как таковой Адлер не видел ничего не-нормального, ибо главным для него было то, каким образом индивид добивается этой цели. Ничего выигрышного в перемене цели 0н также не видел. Однако христианам следует предвидеть, что цели личного превосходства и стремление к власти, отражающие гордые устремления сатаны, ведут в царство тьмы. Перед христианами стоят иные цели — любить и славить Бога и достигать все большего уподобления Иисусу Христу. В общем, христианская цель уподобления Христу в свете адлерианского стремления индивида достичь богоподобного превосходства предстает в извращенном виде14. Вот почему стремление интегрировать учение Адлера в христианское служение подобно смерти.

Адлер считал, что постоянная борьба за превосходство заставляет человека быть отзывчивым и ответственным перед ближними:

Именно стремление к превосходству мотивирует поведение человека, именно оно лежит в основе всех наиболее значительных достижений нашей культуры. Через всю жизнь человека проходит главная линия, направленная на перемену статуса индивида «с минуса на плюс», «от поражения к триумфу», «из грязи в князи». Однако по-настоящему справляется с жизненными проблемами лишь тот, кто в своем движении к превосходству стремится сотрудничать с другими в достижении общих целей15.

Адлер полагал, что присущий данному индивиду стиль жизни структурируется стремлением к превосходству над окружающими, но тем же самым стремлением при неразвитом социальном интересе, или чувстве общности, структурируется и невротический характер индивида, и его преступное поведение16.

Большую роль в мотивации человеческого поведения Адлер отводил комплексу неполноценности. Стремление его преодолеть естественным образом принимает форму стремления к превосходству. Вот что в связи с этим пишет сам Адлер:

Чувство неполноценности представляется мне причиной, отправной точкой, источником всякого детского стремления к превосходству. Это чувство определяет тот способ, с помощью которого ребенок станет до-

169


биваться в жизни покоя и безопасности; оно определяет смысл его *и ни и готовит колею, которая может привести его к достижению избран ной цели17.

Согласно Адлеру, каждый индивид, неудовлетворенный нынещ.

ним положением дел, переживает чувство собственной неполноценности, как бы недостаточности, и пытается от этого чувства избавиться. Не находя разумного выхода из сложившейся ситуации, он пробует избавиться от своего комплекса иначе, например «с помощью самогипноза, своеобразного самоотравления, вну. шая себе чувство превосходства», между тем как чувство неполноценности у него естественным образом «накапливается, поскольку состояние дел, породивших это чувство, остается неизменным»18. Как далее учит Адлер, продолжающийся самообман с бесплодным чувством превосходства порождает так называемый комплекс неполноценности, в состоянии которого человек, кажется, «думает избежать неудачи больше, чем преуспеть»19.

Адлер как раз прославился тем, что ввел в широкий оборот понятие «комплекс неполноценности», хотя предложено оно было Фрейдом и Юнгом20. Адлер подчеркивает следующую мысль: «У любого невротика свой комплекс неполноценности»21 и «Любой невроз может пониматься как ошибочная с точки зрения культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства»22. Как утверждает Адлер, «у всякого, кто ведет себя так, будто он превосходит ближних, можно предположить чувство неполноценности, требующее для его нарочитого сокрытия принятия неординарных мер»23.

Помимо стремления индивида к превосходству с дополнением к нему чувства неполноценности, Адлер упоминает и другие стремления. Он говорит, например, что «каждый стремится обрести чувство безопасности»24, заняв позицию значимости:

При общем стремлении к совершенству люди, не признающие того, что их собственная значимость определяется их участием в делах других, всегда заблуждаются25.

В своих книгах Адлер приводит множество частных случаев, когда люди в попытке достичь цели, в стремлении к значимости совершают неисчислимые ошибки атрибуции, приписывая значимость тем или иным ситуациям. Адлер утверждает, что эти ошибки

170


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ_______

являются результатом действия креативного Я, сформировавшегося в первые пять лет жизни индивида.

Многочисленные частные случаи, приведенные в книгах Адлера и описанные в полном соответствии с принципами индивидуальной психологии, служат пропаганде его теории и создают задел на будущее. Это может быть делом весьма обманчивым, поскольку читатели Адлера начинают смотреть на людей не в библейской перспективе, а глазами Адлера. И неудивительно, ведь один и тот же случай в рамках того или иного из четырехсот с лишним психотерапевтических подходов будет описываться в понятиях именно той психологической теории, что лежит в его основании.



infonko.ru/umolchanie-celi-ceni-i-srokov-izmenenij.html infonko.ru/umolchaniya-i-nedogovorennosti.html infonko.ru/u-molekulyarnogo-podnozhiya-bashni.html infonko.ru/u-molodih-lyudej-ne-sostoyashih-v-brake.html infonko.ru/umopomeshatelstvo-i-slaboumie-ili-mentalnij-deficit.html infonko.ru/umovi-bezpeki-medichno-sestri-na-robochomu-msc.html infonko.ru/umovi-chlenstva-ta-pravovij-status-vroregonv.html infonko.ru/umovi-dlya-marinuvannya-produktv.html infonko.ru/umovi-efektivnost-ta-neefektivnost-fskalno-ta-monetarno-poltiki-u-model-is-lm-ruh-krivih-is-ta-lm-pd-vplivom-fskalno-ta-monetarno-poltiki-u-model-is-lm.html infonko.ru/umovi-ekspluatac-ta-vpliv-navkolishnogo-seredovisha-vrahuvannya-nebezpek.html infonko.ru/umovi-nadannya-trivalst-viplati-dopomogi-po-bezrobttyu-rozmri-dopomogi.html infonko.ru/umovi-peredach-zasudzhenih-osb-h-prijnyattya-dlya-vdbuvannya-pokarannya.html infonko.ru/umovi-pochatku-lazerno-generac-zapishemo-u-viglyad.html infonko.ru/umovi-poryadok-stvorennya-fermerskogo-gospodarstva-ta-pripinennya-jogo-dyalnost.html infonko.ru/umovi-povno-neviznachenost.html infonko.ru/umovi-pravomrnost-zatrimannya-osobi-yaka-vchinila-zlochin.html infonko.ru/umovi-prijnyattya-upravlnskih-rshen-shodo-znizhennya-socalno-ekonomchnih-nasldkv-ns-na-oe.html infonko.ru/umovi-proceduri-nadavannya-pdtrimuvannya-prizupinyuvannya-chi-skasovuvannya-sertifkac-rozshiryuvannya-sferi.html infonko.ru/umovi-provadzhennya-gospodarsko-dyalnost-z-perevezennya-pasazhirv-morskim-rchkovim-transportom.html infonko.ru/umovi-vikoristannya-rznih-vidv-serednh-velichin-ta-metodika-h-viznachennya.html