INFONKO.RU

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

Книга

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.

Введение

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.

Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконапол-няемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при коротых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звукона-полняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.



Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами. В данном пособии изложены основные направления, содержание и методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, со звуками и буквами, обучению их слоговому чтению и письму печатными буквами.

В основе предложенной системы работы, направленной на профилактику дисграфий и дислексии, лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Четкое знание структуры представленных занятий и методики их проведения дает возможность каждому педагогу, творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развивать у детей стойкий интерес к занятиям, формировать понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.

В приложение включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

В книге также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который может быть использован как при чтении (рассказывании, обыгрывании и т. д.) сказок, так и при выполнении игровых заданий на развитие фонематического слуха, т. к. обозначение звуков по форме и цвету соответствует общепринятому (кружки красного, синего и зеленого цвета). Дополнением являются лишь несколько деталей: глаза, нос, рот, «оживляющие» кружки-звуки.

На красных кружках, обозначающих гласные звуки, «рот» показывает положение губ и языка при произнесении определенного звука.

Пример использования наглядного материала. При изучении темы «Мебель» выставляются несколько картинок с изображением предметов мебели и две звуковые схемы слов, отличающихся только гласными звуками. Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова (стол, стул).

Символы гласных звуков можно использовать в работе с младшими дошкольниками. Практическая работа показала, что малыши проявляют стойкий интерес к играм с «живыми звуками» и хорошо усваивают «чтение» различных звукосочетаний гласных. Это является начальным этапом профилактики дисграфии и дислексии.

Демонстрационный материал «Живые звуки» целесообразно использовать для проведения игр, направленных на развитие внимания, памяти и активизацию мышления. Например, игра «Запиши песню звука» способствует развитию умения «записывать» символами ритмический рисунок песни; игра «Что за песня получилась» — составлению звукосочетания из заданных звуков устно и умению «записывать» их, используя символы звуков; игра «Прочти песню» — читать звукосочетания по символам и др.

Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи кор-рекционно-развивающего обучения.

Взрослым, обучающим детей, всегда следует помнить о принципах научности и доступности. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о йотрированных гласных буквах.

Занятия в подготовительных логопедических группах детского сада показали, что дети старшего дошкольного возраста (6 лет) на практике без особых трудностей овладевают навыками чтения слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (полученные результаты полностью совпадают с данными, изложенными в работе А. Н. Корнева «Дислексия и дисграфия у детей», 1995), но, знакомя дошкольников с этими буквами, не следует перегружать детей теоретическими знаниями. Достаточно в игровой форме рассказать об особенностях этих букв, пояснив, что обо всех их «хитростях» будут рассказывать в школе.

От звука к букве

Структура занятий

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:

1. организационный момент;

2. знакомство и работа со звуком;

3. знакомство и работа с буквой;

4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5. подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1. знакомство со звуком — выделение его на слух;

2. уточнение артикуляции звука;

3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5. звуков,слогов, слов;

6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8. составление слогов, слов из заданных звуков;

9. подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2. «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;

3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1. организационный момент;

2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3. дифференциация звуков:

o на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

o определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

4. работа в тетрадях:

o запись слогов, слов на изучаемые звуки,

o составление звуковых схем слогов, слов;

5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7. подведение итогов занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.

Предисловие для взрослых

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

o протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

o отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

o повышение звука — подниманием руки вверх;

o понижение звука — опусканием руки вниз.

Обозначение звуков

После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

o познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;

o формировать понятие «гласный звук»;

o развивать слуховое внимание;

o развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.);

o познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;

o проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».

Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:

o формировать понятие «согласный звук»;

o облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;

o познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

Сказка первая — о звуке А

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Сказка вторая — о звуке У

Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

- У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

- УуУууууу У, УуУууууу У .

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

- ___________УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

- _____________У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

3. Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

4. Спой все песни звука У.

5. На чем любил играть звук У? (На трубе.)

6. Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

7. Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

8. Как звук У трубил отбой?

9. Спой и прохлопай. (У_У_ У У У У_ У...)

Сказка третья — о звуке О

Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

3. От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

4. Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

5. Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

6. На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

7. Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

Сказка пятая — о звуке Э

Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

— э э э , э э э .

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)

7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

Сказка шестая — о звуке Ы

Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

- Ы_ Ы_ Ы_

И отрывисто:

- Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

- ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда — пел тихие колыбельные песни:

- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)

3. Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)

4. Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

5. Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы , Ы Ы ы ы ы.)

6. На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

7. Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)

8. Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

9. Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)

10. Как всегда улыбался звук Ы?

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:

- А, У, О, И, Э, Ы.

И низко:

- А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами:

- АУ, ОИ, ЭЫ.

По трое:

- АУО, ИЭЫ.

И хором:

- АУОИЭЫ.

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.

- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:

- Й ..., Й .., Й...

Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

- Й..., Й ..., Й

Слушал-слушал А, да и говорит:

- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-кратпкий согласился, и они запели:

- ЙА, ЙА, ЙА.

- У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

- Буду, — ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

- ЙУ, ЙУ, ЙУ.

- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста.

- ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.

- Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

- ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

- Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки — согласные:

o мягкиесогласные обозначаются зелеными кружками,

o твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть

Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Приложения

Приложение 1 Образцы таблиц

Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами).

Таблица 1 — для чтения прямых и обратных слогов.

Таблица 2 — для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.)

Приложение 2 Игра «Эхо»

Вариант 1

Цели: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]-... [У],[А],[Ы]-...
[И], [О] - ... УА, ЫИ -...
[И], [О], [Э] -... ЭИ, АО -...

Вариант 2

Цели: автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

СА—СО—СУ— ...

СУ—СА—СЫ—...

АС—ИС—УС —...

СЫ—СА—СО—СУ — ...

СУ—СО—СЫ—СА — ...

ЭС—АС—УС—ИС —...

СА—ИС—СО —...

ОС—УС—СЫ —...

СО—АС—СУ— ...

САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...

СОМ—НОС—УСЫ — ...

ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...

СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

Вариант 3

Цели: дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

ЛА—РА — ...

АЛ—АР—АЛ — ...

РЫ—ЛЫ — ...

ИЛ—УР—ОЛ — ...

РА—ЛА—РА — ...

ИЛ—АР—ЛУ — ...

ЛЫ—РЫ—ЛО — ...

РА—ИЛ—РЫ — ...

АЛ—АР — …

ОР—УЛ — ...

РЫБА—ЛУЖА — ...

ЛОДКА—РАМА — ...

РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...

ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...

КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...

АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...

РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...

РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

Варианты ритмических схем («песен»)

Варианты игры

o «Ветерок дует в ямку» — дуть в середину ладони: сначала одной руки, затем другой руки и двух соединенных рук (в« большую ямку »).

o «Ветерок дует на листики (снежинки)» — дуть на пальцы — «листики летят» — шевелить пальцами.

o «Ветерок дует вдоль дорожки» — дуть на ладонь, ведя воздушной струей от запястья к кончикам пальцев.

o «Ветерок скатывается с горки» — дуть на тыльную сторону кисти, ведя воздушной струей от запястья к кончикампальцев.

o «Ветерок-художник» — рисовать на кистях рук воздушной струей любые линии и фигуры (горизонтальные, вертикальные; круги, квадраты, треугольники; шарики, домики и т. д.).

Примечание. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения при выполнении заданий, взрослому самому следует подуть на детские руки, т. е. показать образец действий.

Дуя на собственные руки, ребенок получает возможность чувствовать воздействие на кожу и контролировать направление и силу воздушного потока. Возникает обратная связь, что в конечном итоге приводит к более качественному результату работы.

Развивая тактильную чувствительность, как правило, используют предметы, оказывающие сильное раздражающее воздействие на кожу рук (щетки, различные «колючки»). Но попробуйте просто подуть на свою ладонь, провести выдыхаемой воздушной струей по пальцам, и, как ни странно, все ваше внимание будет направлено на улавливание прикосновения легкого воздушного потока, охлаждающего и слегка щекотящего кожу, губы сами собой вытянутся в «трубочку», и воздух при этом не будет раздувать щеки.

Игры с «Ветерком» дают возможность развивать длительный, направленный выдох, тактильную чувствительность, поддерживать интерес к игровым действиям без дополнительного наглядного материала.

Литература

1. Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.

3. Ефименкова Л. Н„ Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.

5. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

8. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

Книга

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.

Введение

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.

Работу по развитию и коррекции фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи (ОНР). При общем недоразвитии речи выделяют три уровня речевого развития, для каждого из которых характерны следующие особенности фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Первый уровень: произношение звуков диффузно, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии, речь лепетная. Они не могут выделять отдельные звуки, ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.

Второй уровень: фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Для детей типично нарушение произношения мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих, проявление диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи, затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. При правильном воспроизведении контура слов может нарушаться звуконапол-няемость: перестановки слогов, замены и уподобления слогов (асалет — самолет, сеавик — снеговик, няик — мячик). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень: для речи детей характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при коротых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звукона-полняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.

Учет уровня речевого развития и характерных этому уровню особенностей фонетико-фонематической стороны речи определяет задачи всей коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами. В данном пособии изложены основные направления, содержание и методика работы по ознакомлению детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, со звуками и буквами, обучению их слоговому чтению и письму печатными буквами.

В основе предложенной системы работы, направленной на профилактику дисграфий и дислексии, лежит формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Четкое знание структуры представленных занятий и методики их проведения дает возможность каждому педагогу, творчески используя дидактические игры, наглядный и текстовой материал, развивать у детей стойкий интерес к занятиям, формировать понятия, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.



infonko.ru/struktura-pr-sluzhbi-v-organah-vlasti.html infonko.ru/struktura-psihodiagnosticheskoj-deyatelnosti-eksperta-psihologa.html infonko.ru/struktura-psihodiagnosticheskoj-metodiki.html infonko.ru/struktura-psihologicheskoj-podderzhki-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html infonko.ru/struktura-publichnogo-vistupleniya.html infonko.ru/struktura-pznavalno-aktivnost.html infonko.ru/struktura-raboti-i-obshie-trebovaniya-k-ee-soderzhaniyu.html infonko.ru/struktura-raschetno-poyasnitelnoj-zapiski.html infonko.ru/struktura-rashodov-byudzheta-rajona-mestnogo-byudzheta-na-2014-13-10-god.html infonko.ru/struktura-razrabotki-i-realizacii-proekta.html infonko.ru/struktura-rechevogo-akta-i-rechevaya-strategiya.html infonko.ru/struktura-rejtinga-po-kursu-paht.html infonko.ru/struktura-reklamnogo-obrasheniya.html infonko.ru/struktura-reklamnogo-rinka-i-tipologiya-smi.html infonko.ru/struktura-rinka-finansov-i-sistema-stavok-procenta.html infonko.ru/struktura-rinka-principi-izucheniya-strukturi-rinka.html infonko.ru/struktura-rinka-ssudnih-kapitalov.html infonko.ru/struktura-robocho-navchalno-programi.html infonko.ru/struktura-roboti-ta-vimogi-do-ne.html infonko.ru/struktura-rolevogo-razgranicheniya-dostupa.html