INFONKO.RU

Александрийский (Форосский) маяк

Сооружен в 283 г. до н.э.

Александрийский (Форосский) маяк построили из известняка, гранита и мрамора. Архитектурно он представлял из себя три поставленные одна на другую уменьшающиеся башни. Их высота была более 100 м (современники оценивали его высоту от 120 до 130 м). Длина нижнего основания маяка составляла 30,5 м, высота – 60 м; украшена скульптурными работами, восьмигранное среднее основание имело высоту 40 м и было облицовано беломраморными плитами. Верхняя часть маяка, установленная на гранитных колоннах, увенчивалась купо­лообразным фонарем, на верху которого была водру­жена восьмиметровая брон­зовая статуя бога Посейдона. На третьей ступени маяка в огромной бронзовой чаше тлели древесные угли, отблеск которых с помощью зеркал был виден на 100 миль, указывая кораблям местонахождение гавани. Маяк простоял около 1500 лет, дважды восстанавливался после землетрясений. В конце концов он разрушился из-за выветривания камня. На его развалинах была построена средневековая крепость. Морские археологи обна­ружили на дне моря обломки Александрийского (Форосского) маяка.

Рис.9. “Архитектурные ордера”

Рис.10. “Возникновение европейских цивилизаций”

Рис.11. “Генеалогическая схема развития письма европейских народов”

Основные категории

Агора (agora) – народное собрание у древних греков, а также название пло­щади, где оно проходило. По ее сторонам строились храмы, здания, в которых размещались государственные учреждения, портики с торговыми лавками.

Академия(греч. Academia) – название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Ведет начало от наименования северо-западного пригорода Афин, где находились роща и храм, посвященные мифологическому герою Академу, в дальнейшем гимнасий и сад, обнесенный стеной, с жертвенниками Музам, Прометею, Эроту и святилищем Афины. Около 387 г. до н.э. Платон купил гимнасий и создал школу, получившую название Академия Платоновская и просуществовавшую почти тысячу лет – до 529 г. н.э. В XVII в. в Европе сформировались первые академии наук, высшие научные учреждения. В России Академия наук была основана в Петербурге в 1724 г.

Акведук (лат. aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод для подачи воды к населенным пунктам. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь(греч. akropolis [akros крайний – polis город]) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно возводились храмы божеств, покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.

Античность(от лат. antiquus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому "древность", в узком и более широком значении – греческая и римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).



В эпоху Возрождения древнегреческое и древнеримское искусство стали называть античным. Античное искусство зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в эпоху рабовладельческой демократии Древней Греции в V–IV вв. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, на Ближний и Средний Восток. Сложившиеся традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили продолжение и развитие в искусстве Древнего Рима.

Апсида (абсида) – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.

Аркада (от франц. arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Применяются для устройства открытых галерей.

Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах в VII в. до н.э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В V в. до н.э. утратили свое значение.

Базилика (от греч. basikike – царский дом, в Афинах – портик, где заседал архонт-басилей) – вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть которого, прорезанное окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом в базилику – поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ (апсида). В Древнем Риме базилики служили судебными зданиями, рынками, биржами и т.д. В дальнейшем архитектурный тип базилики был широко использован при строительстве христианских храмов. Они получили широкое распространение в византийской, сирийской, романской, готической архитектуре.

Камеи – камни с выпуклым рельефным изображением, использовавшиеся исключительно в декоративных целях, появляются с конца IV в. до н.э. Особого расцвета это искусство достигает в эпоху эллинизма. Камея Гонзаго создана в Александрии в III в. до н.э. и изображает обожествленных правителей Египта – Птоломея II Филадельфа и его жену Арсиною. Неизвестный резчик-виртуоз в рельефе передал идеализированный облик царя и царицы, прекрасно использовав природную расцветку трехслойного камня – сардоникса. История знаменитой камеи прослеживается лишь начиная с XVI в, когда она принадлежала Изабелле д¢Эсте – жене мантуанского герцога Гонзаго – отсюда и ее название.

Катарсис(греч. katharsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В "Политике" он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, у них возникают сильные аффекты (жа­лости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели "получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием..."

Колизей, Колоссей (от лат. colosseus – громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев в Риме – памятник древнеримской архитектуры (75–80 гг. н.э.). Включает эллиптическую в плане арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тыс.). Предназначался для боев гладиаторов и других зрелищ. При строительстве Колизея использовали туф, мрамор, кирпич, бетон. Сильно разрушен в последующие эпохи.

Метеки – в Древней Греции чужестранцы и отпущенные на волю рабы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Они не имели, например, права на покупку земельной собственности в Афинах. Так, метек-Аристотель не мог приобрести в свое владение Ликей, где им была открыта (около 385 г. до н.э.) философская школа, поэтому Ликей был куплен его учеником Феофрастом на свое имя. Зато в Афинах поощрялись занятия метеков ремеслами, что способствовало укреплению экономики и финансов полиса. Среди метеков встречались рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Ордер (архитектурный) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер имеет несущие части (колонна с капителью, базой, пьедесталом) и несомые (фриз, карниз, архитрав). Различают дорический, ионический и коринфский ордера.

Пантеон (лат. Раntheon, от греч. Pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) в Древнем Риме – храм "всех богов"; 2) усыпальница выдающихся людей (в Риме, Париже, Лондоне – в Вестминстерском аббатстве). В Риме Пантеон – памятник древнеримской архитектуры, построенный в 125 г. н.э. на месте одноименного храма. Римский Пантеон представляет собой величественную ротонду, перекрытую полу­сферическим куполом диаметром около 43 м, в центре которого девятиметровое отверстие, через которое освещается интерьер. Вход в него подчеркивает портик из 16 коринфских колонн. В средние века Пантеон был превращен в церковь, а в дальнейшем стал национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства. В 1755–1789 гг. в Париже архитектор Ж. Суфло построил гигантскую церковь с грандиозным куполом. В 1791 г. Национальное собрание Франции решило похоронить в этом храме одного из депутатов – О. Мирабо, видного лидера революции, депутата от крупной буржуазии в парламенте. Было решено хоронить впредь в этой церкви всех великих людей Франции. Храм стал Пантеоном. В нем похоронены Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго, Э. Золя и другие. В Англии пантеоном стало Вестминстерское аббатство с церковью, построенной в готическом стиле, в России – Архангельский собор Московского Кремля и Собор Петропавловской крепости в Санкт-Пе­тербурге.

Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos – дева) в Афинах – памятник греческого искусства эпохи классики; храм богини Афины Парфенос и главный храм афинского полиса. Возведен на скале Акрополя в 447 – 438 гг. до н.э. в ознаменование победы над персами. Представляет собой окруженный колоннадой мраморный храм (30,89´69,54 м), отличающийся спокойной величественностью и совершенством архитектурных форм, гармонией частей, соразмерной масштабу человека, искусным соединением дорического и ионического ордеров (высота колонн 10,43 м). Интересны горельефы храма, выполненные под руководством Фидия (завершены в 432 г. до н.э.). Разрушен в 1687 г. при осаде Акрополя венецианцами. В 1801 – 1803 гг. большая часть сохранившихся скульптур вывезена в Великобританию (с 1812 г. находится в собрании Британского музея Лондона).

Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внутри он обычно состоял из пронаоса (преддверия, полуоткрытой части античного храма) и наоса (целлы, внутреннего помещения античного храма, где находилось изваяние божества).

Перистиль (от греч. peristylos – окруженный колоннами, от peri – вокруг и stylos – столб) – прямоугольный двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э.

Портик (от лат. portikus) – часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами (реже столбами) или арками, несущими перекрытие. Портик обычно завершается фронтоном или аттиком. Широко были распространены в античную эпоху, когда сооружались также отдельно стоящие портики (так называемые "стоя"). Особое значение портики получили в европейской архитектуре XVIII – первой половине XIX вв. (преимущественно в классическом стиле).

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – древний вид изобразительного искусства. Имеет объемную трехмерную форму из твердых или пластических материалов. Главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения. Различаются круглая скульптура (статуя, статуэтка, группа, торс, бюст), и рельеф (барельеф, горельеф), где изображение располагается на плоскости. Подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, стан­ко­вую.

Стоя, стоа (греч. stoif, stoa), в античной архитeктуре длинная галерея-портик, обычно с 1 – 2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. Нередко украшались статуями и живописью.

Театрдревнегреческий (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – предназначался для театральных представлений. Имел три основные части: орхестра (круглая площадка с алтарем посредине, означавшая одну из основных функций хора – orcheisthai, т.е. плясать, или делать мимические телодвижения); зрительные места, называвшиеся театром (от слова "смотреть"), как правило, располагавшиеся на склоне холма; скена (буквально означавшая слово "палатка"), первоначально – деревянная палатка для театральной бутафории, из которой актеры-драматурги выходили на площадку орхестры для исполнения своих ролей.

Термы – общественные бани в Древнем Риме, являлись также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложился ко II в. до н.э. В их состав входили горячие (кальдарий), теплые (тепидарий) и холодные (фригидарий) бани, парильни, раздевальни, вестибюль, залы для занятий спортом, проведения собраний. Эти помещения располагались симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами. Площадь главного здания терм Каракаллы в Риме составляла прямоугольник 216´112 м, диаметр купола 35 м. В термах использовались термальные воды.

Триумфальные арки появились в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний въезда победителей (арки Тита, 81 г., Константина, 315 г. и др.). Обычно имели один или три пролета, перекрывались полу­цилиндрическими сводами; завершались антаблементом и аттиком, украшались скульптурами и памятными надписями.

Форум в Древнем Риме – площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и других целей, здания для заседаний сената или городского самоуправления. Развиваясь с VI в. до н.э., в императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймленные портиками и украшенные статуями.


Вопросы для самоконтроля

1. 1.В чем заключается суть явления, называемого "греческое чудо"?

2. 2.Какие периоды в развитии культуры греко-римской цивилизации можно выделить?

3. 3.Охарактеризуйте достижения архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.

4. 4.Перечислите семь чудес света в представлении античного общества.

5. 5.Назовите выдающихся деятелей литературы и науки греко-римской цивилизации.

6. 6.Развитие государственности в античной цивилизации от полиса к империи.

7. 7.Причины падения греко-римской цивилизации.

8.8. Почему христианство могло стать государственной религией?

План семинарского занятия

1. 1.Загадка "греческого чуда".

2. 2.Достижения культуры греко-римской цивилизации.

3. 3.Культура античности – основа романо-германской цивилизации.

Литература

1. 1.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 75–211.

2. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в. М., 1985. С. 53­–108.

3. 3.Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: Какой она была? М., 1995. С. 113–191.

4. 4.Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 89–116.

5. 5.Трофимова Р.П. Загадки цивилизаций: Учебное пособие – тестовый дискурс. М., 1999. С. 102–131.

5. Романо-германская (западно-христианская) 181

цивилизация: возникновение и развитие (V – XVIII вв.) 181

5.1. Средневековая культура Западной Европы.. 182

5.2. Гуманизм культуры Возрождения. 187

5.3. Культура эпохи абсолютизма и Просвещения. 191

Рис.1. “Мавзолей остготского короля Теодориха” 196

Рис.2. “Монастырский скрипторий” 196

Рис.3. “Синхронная таблица событий культурной жизни средневековой Западной Европы (IV ( XV вв.)” 196

Рис.4. “Клюни. Аксонометрия монастырской церкви” 196

Рис.5. “Баптистерий Сен-Жан в Пуатье” 196

Рис.6. “Дворцовая капелла Карла Великого” 196

Рис.7. “Крест со сценами Страстей Христовых” 197

Рис.8. “Замок Шатоден” 197

Рис.9. “Кафедральный собор в Вормсе” 197

Рис.10. “Самый большой готический собор" 198

Рис.11. “Схема конструкции готического храма в Амьене” 198

Рис.12. “Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком.. 199

(Мадонна Бенуа) 1478 год” 199

Рис.13. “Рафаэль. Святое семейство. (Мадонна с безбородым Иосифом) 199

Рис.14. “Собор святого Петра в Риме” 199

Рис. !5. “Альбрехт Дюрер. Четыре всадника.” 199

5.4. Основные категории. 199

5.5. Вопросы для самоконтроля. 201

5.6. План семинарского занятия. 201

5.7. Литература. 201



infonko.ru/primer-2-sopostavlenie-dvuh-empiricheskih-raspredelenij.html infonko.ru/primer-422-2sozdat-proekt-pokazivayushij-ispolzovanie-fundamentalnih-bazovih-tipov-dannih.html infonko.ru/primer-434-1-vvod-dannih-s-pomoshyu-funkcii-inputbox-.html infonko.ru/primer-434-3-vichislenie-perimetra-i-ploshadi-treugolnika-s-ispolzovaniem-procedur-dlya-vvoda-ishodnih-dannih-i-vivoda-rezultatov.html infonko.ru/primer-442-1-napisat-proceduri-vvodavivoda-kotorie-budut-ispolzovatsya-v-algoritmah-razvetvlyayushihsya-struktur.html infonko.ru/primer-442-3-sozdat-proekt-ispolzuyushij-konstrukcii-select-case-dlya-obrabotki-i-vibora-dannih-iz-spiska.html infonko.ru/primer-443-6-dani-dejstvitelnie-chisla-x0-y0-opredelit-prinadlezhit-li-tochka-s-koordinatami-x0-y0-geometricheskoj-figure-romb-s-vershinami-v-tochkah-0-1-1-0-0-1-1-0.html infonko.ru/primer-452-4-napisat-proceduru-function-kotoraya-vichislyaet-znachenie-faktoriala-zadannogo-chisla-n.html infonko.ru/primer-461-3-napisat-proceduri-vivoda-kotorie-mogut-ispolzovatsya-v-algoritmah-iterativnih-ciklicheskih-struktur.html infonko.ru/primer-462-5-napisat-proceduru-sub-vichislyayushuyu-summu-vseh-chisel-fibonachchi-kotorie-ne-prevoshodyat-zadannogo-naturalnogo-chisla-m-i-opredelit-kolichestvo-takih-chisel.html infonko.ru/primer-474-11-razrabotat-proceduri-sub-v-kotorih-osushestvlyaetsya-sortirovka-po-ubivaniyu-znachenij-elementov-massiva.html infonko.ru/primer-482-4-napisat-proceduru-kotoraya-opredelyaet-maksimalnij-element-sredi-elementov-lezhashih-nizhe-glavnoj-diagonali-massiva.html infonko.ru/primer-482-9-napisat-proceduru-kotoraya-iz-matrici-hnm-yavlyayushejsya-vhodnim-parametrom-poluchaet-transponirovannuyu-k-nej-matricu-ym-n.html infonko.ru/primer-4-reshenie-prakticheskih-zadach.html infonko.ru/primer-51-tehnologicheskij-raschet-mn.html infonko.ru/primer-52-forma-otcheta-ob-otkloneniyah.html infonko.ru/primer-53-raschet-rezhima-raboti-truboprovoda-so-sbrosom.html infonko.ru/primer-54-ocenka-gidravlicheskoj-effektivnosti-mn.html infonko.ru/primer-5-ukazanie-na-formulu-nahoditsya-vnutri-teksta.html infonko.ru/primer-6-vichislite-massu-osadka-poluchennogo-dejstviem-rastvora-soderzhashego-8g-gidroksida-natriya-s-rastvorom-sulfata-mediii.html